Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы
рабочая программа по теме

Бушмелева Елена Александровна

В разработке представлена деятельность учителя коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия" в системе сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках деятельности ШПМПк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ips_pedagoga-psihologa.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование образовательного учреждения

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Составила:

Педагог-психолог Бушмелева Елена Александровна

2014 год

Содержание

1.

Содержание

1

2.

Пояснительная записка

2-10

3.

Условия проектирования и реализации индивидуальной программы сопровождения

11-19

4.

Содержание коррекционно – развивающей работы

20-23

5.

Рекомендации специалистам

24-25

6.

Планируемые результаты

26-28

7.

Список литературы

29-30

Пояснительная записка

Данная программа  составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014); Федеральный закон «О ратификации  Конвенции о правах инвалидов»  № 46-ФЗ от 03.05.2012.; Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей и специальной общеобразовательной школе-интернате для слабовидящих, утвержденным Министерством просвещения СССР 30 января 1978 г.; Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 марта 2000 г. № 31ю-50-758/27-6,  Постановлением Российской Федерации от 10 марта 2000г. №212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; Уставом ГБС(К)ОУ  школы-интерната №.. г.о. Самара;

Начальное образование – это первая ступень общего образования, призванная обеспечить социальную адаптацию обучающегося, содействовать его личностному, общественному и гражданскому самоопределению. Получение начального образования является неотъемлемым условием эффективности дальнейшего образовательного процесса и формирования социально мобильной личности, ясно представляющие потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.   Поэтому актуальным становится включение ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичных проблем здоровья, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с выраженными нарушениями развития. От ребёнка, способного при специальной поддержке успешно обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной образовательной программе, направленной на формирование элементарных жизненных навыков на протяжении всего школьного возраста. При этом столь выраженный к моменту поступления в школу диапазон различий в развитии наблюдается не только по группе детей с ОВЗ в целом, но и внутри каждой входящей в неё категории детей.

На фоне инклюзии части наиболее «благополучных» обучающихся с ОВЗ растёт доля детей со сложной структурой нарушения развития. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава обучающихся являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи  обеспечения гарантий получения специальной психолого ­ педагогической помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

– специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка;

– требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

– необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности и обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

– индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для здорового ребенка;

– следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

– необходимо максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Наше учреждение осуществляет образовательную деятельность адресованную учащимся, имеющим нарушение зрительной функции. Индивидуальная программа сопровождения разработана с учетом рекомендаций Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л.П.Григорьева. М.: «Просвещение», 2010 г.

 

В класс с детьми, обучающимися по III виду, был принят ребенок имеющий сочетанный дефект.

Психолого-педагогическая характеристика

ученика 1 «А» О. И. 2007 года рождения, проживающий по адресу: г. Самара, ул._____ дом ___ кв.___.

Мальчик проживает со старшей сестрой, отцом и матерью. В семье хороший микроклимат. Родители имеют высшее образование. Мама в основном использует авторитарный стиль воспитания, папа более демократичен, со старшей сестрой складываются доверительные взаимоотношения, дети находят общий язык.

Семья проживает в изолированной квартире. У ребенка есть свое место для учебы и отдыха. Дошкольные образовательные учреждения не посещал. В социальном и материальном плане семья благополучная (родители адекватно принимают имеющееся у ребенка нарушение и это не сказывается на взаимоотношениях в семье).

Специалист

Заключение

Педиатр

….

Невропатолог

….

Офтальмолог

….

Лор

….

Психиатр

….

Мальчик – единственный ученик в классе, имеющий сложный дефект (нарушение зрения и нарушение слуха).

Мальчик обучается в ГБС(К)ОУ №… в 1 классе по адаптированной образовательной программе. Общее физическое развитие соответствует возрасту.

Социальная роль ученика осознается недостаточно полно. Принимает учебную задачу, но не может спроектировать шаги ее выполнения. Ребенок  не стремится целенаправленно узнавать новое, не проявляет интерес к окружающему миру. Познавательный интерес  ограничен программным материалом, достаточно устойчивый, поверхностный. Отмечается низкий уровень учебной мотивации.

Самостоятельное планирование учебных действий и игровой деятельности затруднено. При реализации алгоритма действий требуется направляющая помощь педагога. Не находит способа преодоления возникающих трудностей и не обращается за помощью к педагогу. Адекватно принимает помощь. Не всегда критично оценивает результаты своей деятельности.

Принимает участие во внеурочной жизни класса, интернатной  группы. Имеет постоянное поручение в классе и группе (следит за состоянием растений в классе). Посещает кружок «Умелые руки». Из беседы с родителями было выяснено, что О. И. имеет домашние обязанности в виде ухода за цветами и домашним животным.

Доминирует зрительный и тактильный тип восприятия. Зрительное восприятие характеризуется фрагментарностью, низкой скоростью, недостаточной точностью; недостаточно четко дифференцирует объекты, не имеющие четко очерченных контуров и выраженной контрастности (в окружающем пространстве). Для полноты осмысленности воспринимаемых объектов необходима направляющая помощь педагога. Вследствие нарушения зрительного анализа, отмечается недостаточная избирательность и направленность восприятия.

Из всех типов внимания больше всего страдает слуховое внимание. Снижен объем, переключение, распределение, концентрация внимания. Школьник испытывает трудности в переключении с письменных форм работы к устным заданиям (по письму). Отмечается сравнительно небольшая устойчивость внимания. Преобладает непроизвольное внимание.

В деятельности преобладает механическое запоминание. Достаточно хорошо сформировано произвольное запоминание. Преобладающий способ мнемонической обработки информации – повторение. Воспроизведение учебной информации часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на уроке не может. Доминирует непроизвольное запоминание.

У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, а словесно-логическое развито ещё не в полной мере. У ученика замедленное восприятие и осмысление нового учебного материала, особенно по письму, чтению. Ему требуется постоянная организующая помощь учителя в виде наводящих вопросов, подсказок, опора на наглядный материал. Он самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи в серии сюжетных картин с явным смыслом сюжета,  не справляется с определением логических отношений при работе с серией картин со скрытым смыслом и незавершённым концом действия. Ученик не старается принимать активное участие в ходе урока, часто ошибается, так как не уверен в правильности своих ответов (хотя иногда думает правильно, а говорит совсем другой вариант, слушая остальных ребят).

Общий темп деятельности медленный. Ситуации успеха вызывают у ребёнка положительные эмоции. Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный. Завышенный уровень самооценки и уровня притязаний.

Уровень развития речи ребёнка не соответствует возрастной норме. У школьника наблюдается отставание в развитии фонематических процессов: ребенок допускает ошибки при воспроизведении слоговых рядов, состоящих из 4-х слогов; не может определить наличие звука или его отсутствие в слове, но способен услышать заданный  звук на фоне звукового ряда; не может подобрать слово на определенный звук; затрудняется в различении оппозиционных фонем, затрудняется анализировать звуковой, слоговой состав слова, допуская пропуски, перестановки букв. Он понимает смысл отдельных слов обиходного значения. Не знает обобщающие понятия. Не может объяснить значение слов (не называет даже функциональное назначение предметов). Затруднено называние частей предметов. Не узнает предметы по описанию. Не развит глагольный словарь (голоса зверей и птиц, профессии, действия животных). Не понимает переносное значение имен прилагательных. Затрудняется в употреблении предлогов «за», «из-за», «из-под», «между». Ошибки в согласовании существительного с числительным 5.  Не сформировано умение образовывать уменьшительные формы существительных, относительные и притяжательные прилагательные. Нарушено произношение звуков группы свистящих, соноров, [ч, щ, ш, ж]. В устной речи выражено нарушение слоговой структуры слов, как простой, так и сложной структуры. Это появляется в пропуске звуков, перестановке слогов. При составлении рассказов составляет простые предложения, отражающие действия предметов без установления между ними взаимоотношений. Ученик по прослушанному тексту отвечает на вопросы односложно, не может составить распространённое предложение, осуществить последовательный точный пересказ. Низкая речевая активность и бледная эмоциональная окраска самостоятельных высказываний. Отмечается наличие бедного словарного запаса. Пассивный словарь преобладает над активным. Ученик называет  все буквы алфавита, знает их наизусть. Навык самоконтроля развит слабо.

На уроках математики выполняет сложение и вычитание чисел иногда при помощи счётных палочек. Осуществляет прямой и обратный счёт в пределах десяти. Не умеет самостоятельно выделить главное в тексте задачи. Ученик принимает помощь учителя в виде наводящих вопросов, может решить простую арифметическую задачу по аналогии на сложение чисел.

Мальчик любит рисовать, лепить из пластилина, делать аппликации, с удовольствием занимается на уроках физкультуры.

Адресность:

На основе проведенного психолого-педагогического обследования, была составлена индивидуальная программа медико-психолого-педагогического сопровождения  ученика 1 класса ГБС(К)ОУ школы-интерната г.о. Самары О. И. 2007 г.р.

Программа рассчитана на 1 учебную четверть. Программа позволяет обеспечивать коррекционно-развивающее обучение школьника, всестороннее развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств, коммуникативных компетенций и такие личные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Цель:

Определить содержание деятельности специалистов сопровождения в рамках комплексного сопровождения для создания адекватного образовательного пространства,  обеспечивающего потребности ребенка и позволяющего удовлетворить его особые образовательные нужды.

Задачи: 

- отобрать диагностический инструментарий в рамках деятельности специалистов сопровождения;

-  провести комплексную диагностику уровня развития ребенка;

- определить направления коррекционно-развивающей работы в рамках комплексного сопровождения;

- определить содержание деятельности каждого специалиста в рамках комплексного сопровождения;

- разработать механизмы взаимодействия узких специалистов с учителями, воспитателями, медицинскими работниками, родителями (законными представителями) учащегося;

- внедрить в содержание образовательного пространства работу по реализации индивидуальной программы сопровождения.

Общеобразовательные программы обучения

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. АСТ «Астрель» Москва, 2011 г.
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. М.: Просвещение, 2006 г.
  3. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 1983 г.
  4. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л.П.Григорьева. М.: «Просвещение», 2010 г.

        

Специальные программы обучения

  1. Программа по обучению социально-бытовой ориентировке учащихся специальной коррекционной школы III и IV видов. Автор В.З.Денискина. М.: ООО «ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2010 г.
  2. Рабочая программа по преодолению нарушений письма у младших школьников, разработанная на основе программы по преодолению нарушений письма у младших школьников Мазанова Е.В., Самара. 2005 г.
  3. Рабочая программа коррекционно-развивающей работы интеллектуального направления. Зак А.З. Интеллектика. 1 класс.Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М: Интеллект – Центр, 2012 г.
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002 г.
  5. Рабочая программа по развитию положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата младший школьников, разработанная на базе ГБС(К)ОУ школы-интерната  г. о. Самары.

Специальные средства и ТСО для ребенка 

Для полноценной ориентации и успешного усвоения программного материала в образовательное пространство ребенка включены специальные средства ТСО (слуховой аппарат, прибор «Ориентир», прибор «Графика», увеличительное устройство «Топаз», программа экранного доступа NVDA, электронные ручные видеоувеличители ЭРВУ, лампы индивидуального освещения, учебные пособия с увеличенным шрифтом, тетради с утолщенной разлиновкой, определенные требования к речи педагогов).

Условия проектирования и  реализации программы сопровождения.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специальное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатном расписании имеются ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, педагога по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, педагога по развитию социально-бытовых навыков, преподавателя ЛФК.

Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Психолого-педагогическое обеспечение

Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

Обеспечение специализированных условий  (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, соблюдение офтальмогигиенических требований, адаптация стимульного материала с учетом индивидуальных возможностей зрительной и слуховой функции, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил);

Обеспечение участия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений  развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;


Программно-методическое обеспечение

         В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности :

Специалисты

Программа

Диагностический материал, методики

Учитель

1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. АСТ «Астрель» Москва, 2011 г.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. М.: Просвещение, 2006 г.

3. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 1983 г.

4. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л.П.Григорьева. М.: «Просвещение», 2010 г.

- Самостоятельные работы

- контрольные работы

- тестовые задания

- административные срезы знаний

Педагог-психолог

  1. Рабочая программа коррекционно-развивающей работы интеллектуального направления. Зак А.З. Интеллектика. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М: Интеллект – Центр, 2012 г.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002 г.
  3.  Работая программа по развитию личностных качеств ученика, реализуемая на основе требований ФГОС. Составлена и утверждена на базе образовательного учреждения. 2014 г.
  4. Рабочая программа по развитию положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата младший школьников, разработанная на базе ГБС(К)ОУ школы-интерната  г. о. Самары.

- методика Лускановой

- методика Векслер

- Беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б., Венгер А.Л.)

-  Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант)

- таблицы Шульте

- кубики Косса

- методики для развития эмоционально-волевой сферы ребенка

- слуховые и зрительные диктанты

- тест ТэммлР., Дорки М., Амен В (выявление подлинной школьной тревожности)

- сенсорная комната и т.д

Учитель-логопед

  1. Рабочая программа по преодолению нарушений письма у младших школьников, составлена на основе программы по предупреждению нарушений письма у младших школьников . Мазанова Е.В., Самара. 2005 г.

- речевая карта, составленная на основе методики Фотековой Т.А. Диагностика речевых нарушений младших школьников.

- Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Речевой картинный материал для восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры

- Садовникова И.Н. Материал для преодоления нарушений письменной речи у младших школьников

- Рабочие тетради и картинный материал для автоматизации  произношения звуков на различных уровнях

- Картинный материал (Т.А.Ткаченко, В.В.Коноваленко) для расширения знаний о предметах и явлениях окружающего мира и установлению смысловых связей на картинке и т.д.

- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994 г.

Учитель ЛФК

  1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л.П.Григорьева. М.: «Просвещение», 2010 г.

- гимнастические мячи, мячи сенсорные пупырчатые

- гимнастические палки

- гимнастические скамейки

- скакалки детские

- обручи пластиковые

- шведская стенка

- аудиооборудование

- велотренажер

- беговая дорожка и т.д.

Учитель СБО

  1. Программа по обучению социально-бытовой ориентировке учащихся специальной коррекционной школы III и IV видов. Автор В.З.Денискина. М.: ООО «ИПТК «ЛОГОС ВОС», 2010 г.

- практическое выполнение навыков и умений с использованием спецприспособлений (спец. разделочные доски, спец. нитковдеватель, для определения уровня наполняемости жидкости в емкости) и т.д.

Воспитатель

  1. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В.В.Козлова. М.: Просвещение, 1983 г.

- кружковая работа

- экскурсионная деятельность

- школьные праздники

- тематические беседы

- игры

- проведение самоподготовки


Материально-техническое обеспечение:

          Материально-техническое обеспечение заключается в наличии свободного доступа ребенка к специально адаптированным  предметам, позволяющим обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды  в нашем образовательном учреждении.  В том числе  надлежащие  материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа ребенка с нарушением зрительной и слуховой функции в  помещение образовательного учреждения и организацию его пребывания и обучения в учреждении (наличие специальной разметки лестничных пролетов, специальное оборудование для кабинета специалистов, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства для организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

         Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

         В условиях реализации индивидуальной программы сопровождения в нашем учреждении осуществляется широкий доступ ребенка и его родителей к информационно-методическим фондам школы (библиотека, дидактические материалы специалистов сопровождения, информационные стенды), к фонду интернет-ресурсов, к данным об учреждениях, осуществляющих специализированную помощь.

Ожидаемые результаты:

- улучшения физического и психического здоровья учащегося;

- развитие  его познавательной сферы;

- наличие положительной динамики в развитии эмоционально-волевой сферы учащегося;

- развития положительных качеств личности;

- улучшения детского самоконтроля и саморегуляции;

- принятие социальной роли ученика, адаптация в детском коллективе;

- наличие положительной динамики в коррекции фонематических процессов, в развитии артикуляционной моторики и звукопроизносительных навыков, сформированность навыков словоизменения;

-  формирование прочных учебных умений и навыков.


Содержание программы

Коррекционный блок

Специалисты

Направления коррекционной работы с учащимся

Приемы работы

Методы работы

Формы работы

Результаты освоения

Учитель

- развитие зрительно-моторных координаций;

- развитие слухового внимания;

- развитие моторики пальцев рук;

- развитие связного речевого высказывания

- слуховые и графические диктанты;

-пальчиковая гимнастика

-совместное выполнение заданий;

- объяснение;

- показ;

- построение учебного высказывания

- индивидуаль-ная;

- групповая

- понимать и  принимать учебную задачу;

- ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи;

- обратиться к учителю в случае затруднений

Педагог по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия

- развитие зрительно-моторных координаций;

- развитие системы сенсорных эталонов цвета

-раскрашивание;

-обведение по контуру и трафарету;

-сортировка по цвету;

- аппликация

- объяснение;

- показ

- групповая

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

- ориентируется в цветах на уровне сличения, узнавания, называния;

- самостоятельно дифференцирует цвета и их оттенки

Учитель – логопед

-развитие артикуляционной моторики;

- развитие слухового внимания и памяти;

-формирование фонематических процессов;

-формирование связного речевого высказывания

- артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);

-составление вопросительных предложений по образцу

- демонстрация;

- объяснение;

-самостоятельное выполнение;

-беседа;

-отраженное проговаривание;

-упражнения артикуляционной гимнастики

- индивидуаль-ная;

Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий

- способность удерживать базовые артикуляционные позы;

-сформированность слухового внимания к речевым звукам;

-умение задать вопрос

Педагог – психолог

1)адаптация в образовательном учреждении:

-соблюдение правил поведения,

-соблюдение режимных моментов,  

-осознанное выполнение обязанностей;

2)адаптация ребенка в новом детском коллективе:

-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками;

-дружеские отношения в классе и группе;

3)развитие высших психических функций:

-слуховое восприятие и внимание (слуховые диктанты, «Муха»);

-развитие памяти (10 слов, «чего не стало?», зрительные диктанты)

-развитие мышления («четвертый лишний», конструирование узоров, нахождение логических взаимоотношений между предметами, «классификация», «обучающий эксперимент»)

-повышение уровня учебной мотивации

-создание ситуаций успеха;

-дозированная нагрузка;

-чередование видов деятельности;

- наблюдение

- тестирование

-опрос

-беседа

-практическая деятельность

-групповая;

-индивидуальная

Занятия 1 раз в неделю по 40  минут, 1 раз в неделю по 20 минут после учебных занятий

-проявление слухового внимания на уроках;

- демонстрация слухового сосредоточения;

-проявление активности при выполнении заданий

Преподаватель ЛФК

-развитие слухового восприятия

- развитие темпо-ритмической организации

-развитие координации движений

-выполнение упражнений под счет;

-выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;

-выполнение речевых инструкций

- показ;

-совместное выполнение упражнения

-оказание направляющей помощи;

-самостоятельное выполнение ребенком

-групповая;

Занятия 2 раза в неделю по 45 минут после учебных занятий

-соблюдение темпа выполнения упражнений;

-скоординированность движений;

-понимание и принятие инструкций с первого раза

Воспитатель

- развитие навыков социального обслуживания;

-соблюдение режимных моментов;

-взаимодействие ребенка в коллективе сверстников;

-развитие навыков саморегуляции

-использование сюжетно-ролевых игр;

-тематические беседы и обсуждения

-экскурсионная деятельность;

-кружковая работа

-наблюдение;

-беседа;

-ведение протоколов воспитанности во внешнеповеденческом аспекте и уровня сформированности навыков СБО

-групповая;

-индивидуальная

 Работа осуществляется во второй половине дня постоянно. Кружковая работа 2 раза в неделю по 45 минут по плану воспитательной работы.

-самостоятельное соблюдение режимных моментов;

-соблюдение правил поведения;

-сформированность навыков самообслуживания;

-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми


Консультативный блок

Цель консультативной работы – обеспечение непрерывности индивидуального сопровождения О. И. и его семьи по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации.

Участники консультативной деятельности: педагогические работники ГБС(К)ОУ №…, воспитанник, родители.

Мероприятия: индивидуальные и групповые тематические консультации, выступления на МО, участие в заседаниях ШПМПк, выступления на родительских собраниях.

Так же уделяется внимание информационно-просветительской деятельности по вопросам образования родителей ребенка и педагогических работников. Информационные мероприятия  проводятся в форме родительских собраний и информационных стендов.


Рекомендации педагога-психолога другим участникам сопровождения

Учителю

Воспитателю

Родителям

Учителю-логопеду

Учителю по РЗВ

Учителю ЛФК

- сотрудничать с ребенком в практических делах, способствуя развитию познавательной активности

-создавать условия для комфортного психического самочувствия ребенка

-дифференциация уровня умственной и физической нагрузки

-эмоционально окрашенная речь педагогов и родителей

-осуществлять индивидуальный подход при работе в тетради

-привлекать ребенка к работе в подгруппах

-развивать слуховое восприятие

-создавать ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности

-использовать приемы с целью сосредоточения внимания ребенка

-обсуждение и пересказ прочитанных рассказов (тренировка памяти)

-уделять внимание психическому самочувствию ребенка

-принимать активное участие в жизни школьного коллектива

-осуществлять развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностной сферы

-сохранять психическое здоровье ребенка (краткая формулировка вопросов и инструкций)

-использовать значение символики цвета для обозначения своего эмоционального состояния

-способствовать коррекции эмоционально-волевого состояния ребенка при выполнении самостоятельных рисунков

-способствовать развитию высших психических функций через совершенствование навыков ориентировки

-развитие самоконтроля в процессе выполнения динамических упражнений


Планируемые результаты работы

В процессе реализации программы О.И. должен показать положительные результаты по следующим разделам программы:

По общеобразовательной программе

  • Уметь ориентироваться в тетради.
  • Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.

• Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.

• Различать гласные и согласные звуки и буквы.

• Определять место ударения в слове.

• Уметь читать слоги.

• Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения.

• Иметь пространственные и временные представления.

• Вести счет предметов до 10 и сравнивать.

• Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.

• Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.

• Соотносить число предметов и цифру.

• Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.

• Читать простейшие математические записи.

• Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

По результатам логопедического сопровождения

  • Уметь определять наличие\отсутствие заданного звука в звуковом ряду.
  • Удерживать заданную артикуляционную позу по счет до 10.
  • Уметь дифференцировать положение органов артикуляции.
  • Различать гласные и согласные звуки по наличию\отсутствию преграды.
  • Знать правильную артикуляцию звука (л).
  • Дифференцировать правильное и дефектное произношение звука изолированно и в прямых слогах в самостоятельном произношении
  • Использовать обобщающие понятия.
  • Понимать и употреблять предлог (над) при построении предложно-падежных конструкций.

По результатам психологического сопровождения

  • Освоить роль ученика.
  • Повышение уровня мотивации к обучению.
  • Оценивать ситуации в школьной жизни и свои поступки.
  • Может обратиться за помощью к педагогу в случае возникновения затруднений.
  • Принимает активное участие в жизни класса.
  • Принимает  участие в общешкольных мероприятиях.

По результатам сопровождения педагога по РЗВ

  • Уметь работать с цветами на уровне сличения, узнавания, называния.
  • Уметь различать ахроматические и хроматические цвета.
  • Иметь представление о «холодных» и «теплых» цветах.
  • Уметь дифференцировать основные цвета по насыщенности.
  • Уметь различать оранжевый и желтый цвета.
  • Уметь различать синий и фиолетовый цвета.
  • Уметь различать коричневый и черный цвета.
  • Уметь различать оранжевый – красный цвета.

По результатам сопровождения учителя ЛФК

  • Выполняет ритмические упражнения в темпе класса.
  • Умеет выполнять заданные движения свободно, четко и дифференцированно.
  • Закреплены навыки по ориентировке в пространстве относительно себя.
  • Выполняет упражнения, ориентируясь на музыкальное сопровождение.

По результатам воспитательной коррекционной работы

  • Уметь самостоятельно проводить утренние и вечерние гигиенические процедуры.
  • Уметь определить стиль одежды в первой и второй половине дня.
  • Самостоятельно стирает мелкие вещи.
  • Соблюдает правила поведения в столовой, в учебной комнате и спальне.
  • Умеет обратиться за помощью к воспитателю во время самоподготовки.

Список литературы

  1. Грибанова Г. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности. – М.: Школьный психолог, №25-26, 2002.
  2. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.-  Москва: Школьная книга, 2010.
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Зарубежные и российские исследования в сфере инклюзивного образования. Под ред. Рыскиной В.Л., Самсоновой Е.В. - Москва: Форум, 2012 .
  5. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект 2014
  6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
  7. Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
  8. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
  9. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
  10. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
  11. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
  12. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
  13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
  14.  Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, 2010.
  15. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
  16. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
  17. Федеральный закон «О ратификации  Конвенции о правах инвалидов»  № 46-ФЗ от 03.05.2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР, как части адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

ВКР по программе повышения квалификации для специалистов сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой в рамках обучающих...

Инклюзивная программа по физической культуре для обучающихся, как часть адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Цели и задачи программы  Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функци...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

ПРОЕКТ Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получения образования  может быть путем организации интегрированного обучения со сверстниками общеобразовательных классов....

Выпускная проверочная работа «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы» на курсах повышения квалификации для педагогов.

Цель адаптированной коррекционной программы : устранение стойких речевых нарушений у учащихся с ЗПР, социализация и адаптация учащихся к успешному участию в образовательном процессе в общеобразователь...

Программа индивидуального сопровождения двуязычного ребенка с нарушением речи как часть Адаптированной образовательной программы

Современные условия жизни общества связаны со значительной миграцией населения, проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, браками между представителями разных национальных групп. Дети, ...