Праздник математики 2015
занимательные факты (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Елисеева Татьяна Вадимовна

Праздник

 «История возникновения чисел»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx50.33 КБ
Office presentation icon istoriya_chisel_-_kopiya.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Праздник

 «История возникновения чисел»

Провели:

учителя  ГБОУ «Школа №854» г. Москвы

 Елисеева Т.В. и Филиппова Н.А.

2014-2015 уч.год

Цели: - пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету математика; развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, активизация их познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Расширять кругозор учащихся.
  2. Расширить знания учащихся по предмету математика и его истории.
  3. Развивать умение применять математические знания при решении нестандартных задач.
  4. Развивать навыки хорошего поведения в обществе, навыки общения и совместной деятельности.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Со 2 марта по 6 марта проходила неделя математики. План проведения мероприятия:

2 марта – день кроссвордов.

3 марта – день занимательных задач.

4 марта – день судоку, магических квадратов и                  математических  рисунков.

5 марта –  день ребусов и загадок.

6 марта – день творческих работ (составление                  математических сказок).

10 марта – праздник «История возникновения чисел», подведение итогов и награждение победителей.

Сегодня на нашем празднике мы поговорим о числах.

Сколько вам лет? Сколько у вас друзей и знакомых? Какое сегодня число?

Чтобы все посчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали и не ходили в школы? Вот послушайте.

Ученик. Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета, им не у кого и негде было учиться. Их учителем была сама жизнь.

Ведущий. Наблюдая окружающую природу, наш далекий предок из множества других предметов научился выделять отдельные предметы: из стаи волков – вожака стаи, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно. Рассказывая о том, что он видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если видел уток больше, то говорил «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д. Так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Ученик. Кстати сказать, пальцы сыграли огромную роль в истории счета. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что напротив каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня обозначала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. .  Если уж своих пальцев не хватало, звали приятеля, чтобы уже считать на его руках и ногах. Достаточно неудобно было, а вдруг никого рядом не окажется когда срочно нужно посчитать большое количество чего-нибудь?

Ведущий. Потом кто-то придумал делать глиняные кружочки для подсчета. Например, повел пастух с утра большое стадо на пастбище. Подсчитал всех животных с помощью кружков — сколько кружков, столько животных. Вечером привел их домой, опять смотрит, чтобы каждому животному соответствовал один кружок. Ну и подобных вариантов существовало множество, то есть пользовались подручными средствами.

Ученик. А как люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появлялись в виде зарубок на палках и костях животных, в виде отложенных ракушек или камешков, в виде узелков, завязанных на веревке.

Сейчас нам, привыкшим к определенным образам цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи цифр. Порой «цифры» были очень даже забавные.

Ученик. В Древнем Египте около 5000-4000 лет до н.э. использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы, сотня крючком, тысяча – значком вроде цветка, десять тысяч – рисунком пальца,  сто тысяч – лягушкой (в дельте Нила было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая ассоциация: сто тысяч — очень много, как лягушек в Ниле), а миллион – фигуркой с поднятыми руками. Не очень то удобно было записывать таким образом большие числа, а уж тем более их складывать, вычитать, умножать или делить. Очень большая возня была с этими значками-иероглифами!

Ученик. А, например, папуасские племена имели только две цифры, один и два, и называли их «урапун» и «окоза» соответственно. А дальнейшие числа называли просто используя эти два. Например, три у них – «окоза-урапун», а четыре – «окоза-окоза». Видимо, считать им было особо нечего, поэтому больших чисел у них не было. А все, что больше шести или семи они называют «много». А сколько там «много» – уже неизвестно!

Ученик. По-другому было у вавилонян. Они записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. И потому все числа у них составлялись из сочетания клинышков. Если надо было записать единицу – ставили один клинышек, если два – ставили рядом два клинышка, пять – пять.

Ученик. Значительно позже в Риме цифры стали изображать иначе: один – I (одна палочка), два – II (две палочки), три – III (три палочки). На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V, и этот значок стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один и получали шесть, к пяти прибавляли два и получалось семь. А как записать десять? Десять состоит из двух пятерок, поэтому число десять в римской нумерации записывается так: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз – X (или две пересекающиеся палочки). Римские цифры употребляют довольно часто в наши дни. Например, на часовом циферблате иногда делают обозначения римскими цифрами, в книгах они часто обозначают номер тома или главы. С небольшими числами римская нумерация вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. Еще один недостаток: невозможно письменно делать вычисления. Их можно сделать только в уме, что, естественно, может породить большое количество ошибок.

Ведущий. После того как люди создали алфавит, во многих странах числа стали записывать, применяя буквы.

Греки и славяне добавляли к буквам специальные значки, чтобы не спутать с обычными буквами. Специальная черточка над буквой (титло) указывает, что это не буква, а цифра. И значков у них было аж 27.

Ученик. В V веке в Индии появилась система записи, которую мы знаем как арабские цифры и активно используем сейчас. Это был набор из 9 цифр от 1 до 9. Каждая цифра записывалась так, чтобы ей соответствовало количество углов. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.

Запись цифры по числу углов

Ученик. Далее произошло интересное: арабы переняли индийскую систему счисления и начали вовсю применять ее. В те времена мусульманский мир был очень развит, он имел очень тесные связи и с азиатской и европейской культурой и брал от них все самое совершенное и передовое на то время.

Математик Мухаммед Аль-Хорезми в IX веке составил руководство об индийской нумерации. Оно в XII веке попало в Европу и эта система счисления получило очень широкое распространение. Интересно, но именно из-за того, что к нам эти цифры пришли от арабов, мы их называем арабскими цифрами, а не индийскими.

Кстати, и само слово «цифра» — арабского происхождения. Арабы перевели индийское «сунья» и получилось «цифр».

Ведущий. Вот такая история чисел. Сейчас тоже используются разные числа. Некоторые страны, как например, арабские страны и Китай, пользуются своими особенными цифрами. Но, все-таки, наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют и понимают во всем мире.

Названия цифр можно встретить, например, в считалках:

Ученик. Раз, два, три, четыре,

Меня грамоте учили:

И читать, и писать,

И на лошади скакать.  

Ученик. Приплывали три дельфина,

Выгибали к небу спины,

Налетали с трех сторон.

Ты, акула, выйди вон!

Ведущий. Также цифры встречаются в загадках. Ребята, послушайте и отгадайте.

Ученик. Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний. Что это за братцы?

Ведущий. Правильно, дни недели.

Многие писатели  и поэты в своих произведениях используют названия цифр. Послушайте, что придумал поэт С.Капутикян.  (Сценка про Ротик и Носик).

Шепчет ротик:

– Эй, послушай,

Что ты, Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил? –

Грустный Носик отвечал:

– Разве ту не замечал,

Глазок – двое,

Ушек – двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки!

– Что ты, Носик, чем мы хуже,

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим –

Значит тоже двое нас.

Ведущий. А теперь мы вам предлагаем поучаствовать в математической викторине. Готовы? (Презентация. Слайды  14-18).

  1. На чем показывали числа первые люди?  (На пальцах)
  2. Как «записывались» первые цифры? (С помощью зарубок на палках, узелков, завязанных на веревках, камушками, ракушками).
  3. Как в Древнем Египте писали число 11?   (∩I).
  4. Где можно встретить римские цифры?  (На циферблате часов, на томах книг, в обозначении главы, месяца).
  5. В древней Индии цифры записывали в соответствии с количеством…. (Углов).

Ведущий. Молодцы, ребята! И закончить наш праздник мне хотелось бы такими строчками:

Кто выдумал, что числа не слова,

Что числа сухи, немощны и немы?

Они красноречивы, как поэмы,

И трепетны, как первая листва.

А теперь мы подведем итоги недели математики и отметим победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жизнь древнего человека « одна » « много »

Слайд 3

Первые способы « записи » чисел индейцы в Америке изображали числа с помощью узелков на верёвках зарубки на палке

Слайд 4

Все числа у них составлялись из сочетаний клинышков. В Древнем Вавилоне записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке 1 2 3 10 20

Слайд 5

Знак для 5– раскрытая ладонь Знак для 10 – две раскрытые ладони Система записи чисел в Древнем Риме V X

Слайд 6

Знак титло использовали для отличия цифр от букв Славянские цифровые знаки - буквы с титлами Запись чисел в Древней Руси

Слайд 7

Индийский способ записи цифр

Слайд 8

На чем показывали числа древние люди? на пальцах

Слайд 9

3. Как в Древнем Египте писали число 11? 10 + 1 = 11