Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием компьютерной презентации.
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.
Тема: «Звук «Х». Помоги Хомке»
Цель: Учить детей различать и правильно произносить звук «Х».
Программное содержание:
- Обучающие задачи:
- Учить выделять звук «Х» из ряда других звуков и слов.
- Учить составлять рассказ с опорой на рисунки-схемы.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
- Закрепить навык четкого произношения звука «Х» изолированно, в слогах, в словах.
- Закрепить знания у детей примет осени.
2. Развивающие задачи:
- Развивать у детей фонематическое восприятие, фонематический слух.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать зрительную, слуховую память.
- Развивать образное воображение.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать речевую активность у детей.
3. Воспитательные задачи:
- Продолжаем воспитывать у детей интерес к логопедическим занятиям, желание заниматься.
- Формировать привычку внимательно выслушивать своего собеседника – взрослого или ребенка.
- Воспитывать любовь к животным.
Методы и приемы:
Наглядный:
-показ артикуляции;
- сюрпризный момент: проблемная ситуация;
- использование рисунков-схем;
- рисунки со звуком «Х»;
- использование мультимедийного устройства.
Словесный:
- Указания: слушайте внимательно, выполняем правильно…
- Вопросы: Какие звуки вы услышали? Чей это хвост? Что такое хобот?
- Поощрения: Молодец, Толя, правильно ты назвал. Спасибо, Алена, очень хорошо.
- Описание артикуляционного уклада, характеристика звука.
- Напоминание правил игры.
- образец рассказа.
Практический:
- Выполняем артикуляционную гимнастику,
- физкультминутка,
- определяем наличие звука с помощью хлопков.
- речевая зарядка.
- выполнение указаний педагога.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование:
- Демонстрационный:
Интерактивная доска, рисунки со звуком «Х», символ звука «Х», рисунки-схемы для составления рассказа, схематические рисунки для составления характеристики звука.
Раздаточный: хвосты животных.
Предварительная работа:
1. Подготовка учителя-логопеда:
1.1. Изучение литературы:
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (Старшая группа детского сада) /Москва,1993г. Стр. 3-27.
- М.В.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» /Москва, Просвещение, 1989г.
- Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» / Москва, Владос, 2002г. Стр.66-69.
- О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» /Волгоград, Учитель, 2009г.стр.199-203.
- Л.Н.Сластья «Формирование связной речи детей 4-5 лет» /Волгоград, Учитель, 2010г. Стр. 97-139.
- Подбор раздаточного и демонстрационного материала.
2. Подготовка детей:
- Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.
- Знакомство с гласными звуками.
- Знакомство с признаками осени.
- Знакомство с дикими животными.
Словарная работа:
Обогатить словарь у детей притяжательными прилагательными и словом «хобот».
Ход:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети. Мы сегодня собрались в музыкальном зале. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Вы поздоровались с гостями?
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро
-Доброе утро, комар зазвенел (з – з - з).
-Доброе утро, жужжит нам пчела (ж-ж-ж)
Даже ползучий, пятнистый питон
- Доброе утро, вымолвил он (ш-ш-ш). - Доброе утро солнцу и птицам,
-Доброе утро, улыбчивым лицам.
2. Сообщение темы: Игровое упражнение «Угадай, что звучит?».
- Я рада вас видеть и приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Проходите, садитесь на стулья. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Давайте послушаем осенний лес. Закройте, пожалуйста, глазки и слушайте внимательно. (Звуки: ветка ломается, бумага рвется, плач: х-х-х).
Что вы услышали?
Интересно кто же ломает ветки, бумагу рвет и плачет?
Посмотрю за елку. Может быть, там кто-то есть? (Появляется на экране хомяк. 1 слайд)
Хомяк: «Здравствуйте, ребята».
-Что с тобой случилось? Почему ты плачешь?
Хомяк: «Меня злой Гном запер в волшебной клетке. Помогите мне, пожалуйста, выбраться из клетки».
- А как тебе помочь?
Хомяк: «Клетка разрушится, если вы поиграете со звуком «Х».
Дети, поможем хомяку выбраться из клетки?
А чтобы поиграть со звуком «Х», нужно познакомиться с этим звуком: научиться его четко, правильно произносить и узнавать.
3. Артикуляционная гимнастика.
Подойдите, пожалуйста, к зеркалам и поздороваемся с язычком. Начинаем убираться в домике язычка. Рот широко открыт. «Красим потолок» от зубов к горлышку и наоборот.
«Моем стены» - щёки с внутренней стороны.
«Подметаем пол» - под языком.
«Чистим зубы» верхние со всех сторон, и нижние. Рот не закрываем.
«Красим губы». Красит кончик языка. Рот не закрываем.
- А теперь надули губы «трубочкой»
И улыбаемся широко-широко, зубы не показываем.
4. Артикуляция звука «Х».
- Язычок мы разбудили и теперь попробуем четко произнести звук «Х». Для этого рот приоткрываем, спинку языка приподнимаем к небу, но до неба не дотрагиваемся. И дуем на спинку языка. Струя воздуха проходит в щель между спинкой языка и небом.
5. Изолированное произношение звука «Х».
Дуем на зеркало.
-х – х – х. Вспотело зеркало? Почему?
Когда произносим звук «Х», выдыхаем теплый воздух. Поэтому зеркало вспотело.
Давайте послушаем, как произносят звук «х» девочки.
Молодцы, спасибо. А теперь мальчики.
Молодцы. Мальчики тоже умеют четко произносить звук «Х».
6. Характеристика звука «Х».
Молодцы, ребята. Умеете четко произносить звук «Х». Садитесь на стулья. Прежде чем начнем играть со звуком «Х» давайте выясним, в каком замке он живет? (в синем замке).
Звук «х» произносим с голосом или без голоса?
Давайте проверим:
Пощупайте шею: когда произносим звук «Х» горлышко дрожит или не дрожит?
Не дрожит, значит, «х» - это согласный звук.
Звук «Х» - звучит твердо или мягко?
Звук «х» звучит громко или тихо?
Это значит, что звук «х» - глухой.
Итак, загибаем пальчики и повторяем все, что мы узнали про звук «х»:
-Звук «Х» - это согласный, твердый, глухой звук.
В каком замке живут твердые глухие согласные?
Правильно, твердые глухие согласные живут в синем замке. И обозначаем звук «Х» синим кружочком.
7. Д/и «Поймай звук».
Вот мы с вами познакомились со звуком «Х». А теперь давайте хомяка выручать – играем в игру «Поймай звук «Х».
Я буду называть звуки. А мальчики, услышав звук «х» - хлопните в ладоши:
-м,х,ш,х,п,х,т,х,к,х,с,х.щ,х…
А теперь девочки, слушайте внимательно, а мальчики следим за девочками. Я буду произносить слоги. А девочки хлопают, когда услышат звук «Х» в слогах:
-ат, ха. Хо, па ох, кА, ат, ух…
Молодцы, справились с этим заданием. Смотрите, клетка начала разрушаться. (слайд 2)
8. Речевая зарядка
А теперь нужно немножко отдохнуть, размяться.
Сделайте, пожалуйста, свечку. Свечка горит, горит… (Дети руки лодочкой поднимают над головой и тянутся вверх.).
Ха! Потушили свечку. (Опустили руки вниз). Молодцы.
Повторяйте за мной все движения и слова:
-ху –ху –ху варим мы уху (наклоны вперед и выпрямиться),
-ха-ха-ха вкусная уха (наклоны в право- в лево),
-ху-ху-ху-мы едим уху (присели-встали)
-хо-хо-хо очень хорошо (прыжки на месте).
Спасибо. Садитесь на места.
9. Упражнение «Найди рисунок со звуком «Х».
Хомяк еще в клетке. Играем в следующую игру со звуком «Х»: «Найди рисунок со звуком «Х». Смотрите внимательно на рисунки. (слайд 3) Назовите слова со звуком «Х».
10. Словарная работа. Слова «хобот, хвост».
Какой рисунок остался? Ребята, а что такое «хобот»?
У кого есть хобот?
Зачем ему хобот?
Хобот-это нос у слона. Хоботом он пьет воду. Хоботом слон поливает свою спину.
А что такое «хвост»?
Хвост – это часть тела животных.
Где находится хвост?
Хвост находится на туловище животных
У кого есть хвост?
11. Игра «Назови, чей хвост?».
Посмотрите, клетка еще больше разрушилась, но хомяк еще не может вылезти. Играем в следующую игру: «Назовите, чей хвост?» (слайд 4)
Это чей хвост? (рисунок хвоста).
Скажите все вместе, чей это хвост? (Это лисий хвост)
Посмотрите, у вас на столе тоже лежат рисунки хвостов. Назовите, у кого чей хвост? (У меня волчий хвост. У меня заячий хвост).
12. Физкультминутка.
Смотрите, клетка у хомяка разваливается. (слайд 5). А Хомки все нет и нет. Давайте его позовем:
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
(гладим бок)
Хомка раненько встает
(подтягиваемся)
Щечки моет. Шейку трет. Подметает хомка хату
И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка сильным хочет стать.
(имитируем движения по тексту).
13. Составление рассказа по серии картинок
Клетка разрушилась, а хомяка все нет и нет.Почему он не явился? Может быть, он заблудился?
Ой! Слышите? Кто-то храпит. (слайд 6. Появляются картинки – схемы и спящий хомяк).
-Что случилось с хомяком? (Хомяк уснул.)
-Как вы думаете. Почему он спит?
-Посмотрите, какая погода вокруг? (Идет дождь).
Давайте вместе расскажем, почему хомяк спит.
Итак, наступила поздняя осень… Как светит солнце? (Солнце светит, но не греет). Какой дует ветер? (Дует холодный, пронизывающий ветер) Какие идут дожди?
Спасибо, ребята, молодцы. Я догадалась, почему хомяк уснул. Вот послушайте.
Наступила поздняя осень. Солнце светит, но не греет. Дует холодный пронизывающий ветер. Часто идут холодные моросящие дожди. Листья с деревьев опали. Птицы улетели в теплые края. Хомяки, медведи, ежи улеглись на зимнюю спячку.
И наш Хомка тоже вернулся в свою норку и уснул. Кто сможет повторить наш рассказ?
Но хомяки, в отличии от медведей и ежей каждую неделю просыпаются и бодрствуют один день: едят, пьют и опять спать ложатся.
Дети, посмотрите. Тут какая-то коробка. (Открываю коробку). А здесь записка: «Спасибо, ребята, из беды меня выручили. Примите от меня угощенье. Хомяк».
Итог.
Итак, мы выручили из беды хомячка и благодаря ему познакомились с новым звуком. С каким звуком мы познакомились? Какой это звук? В каком замке он живет? Почему он живет в синем замке?
А мне понравилось, как вы четко старался произносить все звуки и слова, правильно назвали все хвосты, отвечали полными предложениями.
Спасибо. Мне очень приятно с вами заниматься.
Пора с вами расставаться. До свидания. (слайд 7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Конспект логопедического занятия по теме: Гласные звуки а, у, и....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы детей с нарушением зрения.
Конспект непосредственно образовательной деятельности выстраиваю согласно ФГТ....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Тема : Звуки «С»; «Сь»
Продолжать учить детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук «С,Сь.»Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце слов .Продолж...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием современных технологий. Игровая технология. Тема:"Дикие животные"...
Конспект индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе Тема: Автоматизация звука [Р]. По дороге в Звукарию.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» города Будённовска Будённовского района» Конспект индивидуальной...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме: «Путешествие по сказке» (итоговое занятие)
Целью НОД явилось обобщение знаний детей по обучению грамоте. Содержание НОД построено в едином игровом сюжете под сопровождение мультимедийной презентации. Использованы фонетическая гимнастика, задан...