Применение коррекционно-развивающих методов и приемов на уроках ручного труда. 15.04.2016 г.
статья по теме

Чередниченко Татьяна Николаевна

В материале освещены направления коррекционной работы на уроках трудового обучения, наиболее эффективные методы и приемы коррекции недостатков детей с нарушениями интеллекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА

Для умственно отсталых детей с отклонениями в нервно-психическом здоровье, с недостаточно сформированными психологическими и психофизиологическими функциями ручной труд имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Образно говоря, наши руки являются вынесенным на периферию головным мозгом, а пальцы органически связаны не только с мозговыми центрами, но и с внутренними органами. Сторонники лечебного массажа через воздействие пальцами и на пальцы считают, что каждый палец руки связан с каким-либо внутренним органом. Поэтому физическая тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов тела, благотворно влияет на весь организм.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многосторонней развита координация движения рук, тем проще ребенку осваивать новые виды деятельности. Поэтому на уроках ручного труда мы придаем большое значение разнообразию материалов, с которыми дети работают, и разнообразию операций, с помощью которых эти материалы обрабатываются (вырезание, обрывание, сгибание, складывание, скручивание, плетение, скатывание, вытягивание пластилина, вязание, работа иглой). При возникновении затруднений в операционных умениях учитель может применять приемы, помогающие ученику овладеть этими умениями: повторный показ операции, сопровождаемый инструкцией; контроль за руками ученика при выполнении им операции; прием синхронных движений рук учителя и ученика; подготовительные упражнения, направленные на расчлененную обработку компонентов умения.

Самостоятельная практическая деятельность невозможна без овладения общетрудовыми умениями. Самостоятельность выполнения задания означает, что ученик понял задание, мысленно построил образ того объекта, который должен быть изготовлен, подобрал орудие труда, материалы, определил способы обработки, спланировал последовательность действий, контролировал работу в процессе ее выполнения. Одна из типичных трудностей для детей в том, что до начала практических действий некоторые ученики не усваивают во всей полноте заданную цель, у них не формируется в сознании полный и точный образ конечного результата работы. Одна из причин неточного усвоения цели деятельности - затруднения в пространственной ориентировке.

Коррекция этапа ориентировки возможна в следующих направлениях.

Необходимо постепенно усложнять объекты как по количеству операций, требующихся для их изготовления, так и по доступности анализа (сначала плоский, затем объемный образец; сначала детали ясно видны, затем частично скрыты; сначала натуральный образец, затем рисунок, фотография, чертеж).

Важно учить детей технике восприятия:

- включать в процесс активного восприятия разные органы чувств (плоский образец ученики воспринимают не только зрительно, но и с помощью осязания; объемный образец берут в руки, поворачивают, заглядывают внутрь, переворачивают, заглядывают с разных сторон);

- систему вопросов учителя для наблюдения направлять на формирование расчлененного восприятия образца (Из каких частей состоит? Сколько их? Какой они формы? Как расположены? Как соединены между собой? Из какого материала сделаны?).

Значительное место в коррекционной работе занимает обучение планированию предстоящих действий, вычленению этапов работы, установлению последовательности осуществляемых действий.

Возможны следующие пути организации деятельности детей на этапе планирования: коллективное планирование после анализа образца, в котором принимает участие весь класс, ученики совместно вырабатывают план действий; послеоперационное планирование во время исполнительского этапа, когда внимание учеников направляется на выявление связи между отдельными частями объекта и способами их соединения, на выявление причинно-следственных зависимостей между отдельными операциями; использование дополнительной наглядности в виде инструкционных карт, в которых дается предметный план изготовления изделия, план изготовления изделия в рисунках или чертежах.

Коррекционная работа, направленная на развитие общетрудовых умений, способствует преодолению импульсивности, необдуманности действий, воспитывает произвольное внимание, стимулирует развитие речи, нормализует взаимодействие речи и деятельности. Некоторые дети испытывают затруднения из-за нарушенной работоспособности. У одних замедляется темп и ухудшается качество работы в конце учебного дня. Они могут жаловаться на усталость, головную боль. Таким детям приходится сокращать объем работы, например, давать для изготовления объект с меньшим числом деталей. Другие дети обладают низким уровнем мотивации. Они раздражительны, склонны к конфликтам. Работают неровно, показывают то высокие, то низкие результаты, вплоть до прекращения работы. Данная категория детей нуждается в постоянном стимулировании, формировании интереса к выполняемой работе.

       Недоразвитие мышления сильно препятствует успешному выполнению работы. К наиболее эффективным приемам  коррекции мышления школьников с нарушением интеллекта относятся задания на сравнение, обобщение, группировку материала. Их можно использовать на разных этапах овладения учебным материалом. Хорошо зарекомендовали себя:

  • упражнения на коррекцию аналитических способностей учащихся по типу «найди отличие», «найди общие признаки»;
  • упражнения на коррекцию логического мышления:

- узнавание предмета по описанию;

- сравнение предметов по ряду признаков;

- классификация предметов по заданному признаку;

- группировка предметов по их основным свойствам.

       Такие задания целесообразно выполнять на каждом уроке.

Рекомендации.

  • Для достижения наилучших результатов в трудовом обучении необходимо на каждом уроке создавать ситуацию успеха, не оставлять без внимания, без похвалы даже небольшие достижения детей.
  • Повышать у уч-ся интерес к занятиям путем применения занимательного материала, наглядности, создания интригующих ситуаций, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство.
  • Создавать положительное эмоциональное отношение уч-ся к практической деятельности, учитывать их интересы, использовать приём «эмоционального заражения».
  • Показывать детям практическую значимость выполняемой работы.
  • Уделять внимание развитию мелкой моторики и речи обучающихся, учить комментировать свои действия.
  • Для повышения мотивации деятельности опираться на жизненный опыт,  потребности и интересы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках биологии"

При индивидуальном обучении детей с проблемами психического развития особо важное  значение  имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам,  сколько кор...

Обобщение опыта работы по теме: "Применение коррекционно-развивающих упражнений на уроках математики и во внеурочной деятельности"

        Задача школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефек...

Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ

Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ОВЗ....

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ...