Игровые приемы, направленные на автоматизацию звуков в слогах.
методическая разработка на тему

Ганькина Марина Евгеньевна

Предлагаю вашему вниманию серию игр и игровых приемов, которые помогут учителю-логопеду и воспитателям закрепить правильное произношение вызванных звуков в слогах. А использование авторских рифмованных "зачинов" игры будет способствовать выработке интереса у детей и облегчит усвоение материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приемы, направленные на автоматизацию звуков в слогах.

  1. «Крутящийся волчок».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с волчком.

Оборудование: волчок.

Ход игры: Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук в слогах, заданных логопедом.

Зачин логопеда:

Завожу сейчас волчок,

Крутится, вертится и на бочок.

Снова в руки волчок ты возьми

Крепко схвати, покружи и скажи: за-за-за, зы-зы-зы и т. д.

  1.  «Звучащая дорожка»

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать зрительно – двигательную координацию при работе со схемами.

Оборудование: схема с изображением длинных и коротких полос, точек, игрушка.

Ход игры: На стене или листе прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит одни слоги, идя по длинной полосе, другие - по короткой, третьи - по точкам.

Зачин логопеда:

Вот дорожка на пути.

Будь внимателен и повтори:

ша-ша-ша, ши-ши-ши, шо-шо-шо

(ребенок повторяет за логопедом слоги).

  1.  «Говорящая веревочка».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать зрительно – двигательную координацию путем выполнения фигур из веревочек.

Оборудование: веревочка, карточки с различными линиями.

Ход игры: Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, произносим заданные слоги.

Зачин логопеда:

Ты веревочку веди и все слоги повтори.

  1.  «Колючий ежик»

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать тактильные ощущения при работе с массажным мячиком.

Оборудование: массажный мячик.

Ход игры: Мячик-“ёжик” прижимают к столу указательным пальцем, нажимают и произносят один тип слогов, затем перекатывают к среднему, нажимают и произносят другой тип слогов, затем к безымянному и к мизинцу.

Зачин логопеда:

Пальцем ежика поймай, нажимай и повторяй: са-са-са, са-са-са,

Потом средним поймай, нажимай и повторяй: со-со-со, со-со-со,

Безымянный на пути, ты нажми и повтори: су-су-су, су-су-су,

И мизинцем нажимай, не забывай и повторяй: сы- сы - сы, сы- сы - сы (ребенок повторяет за логопедом слоги).

  1.  «Лесенка».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать зрительно – двигательную координацию при работе лесенкой.

Оборудование: нарисованная лесенка, счетные палочки, геометрический конструктор, лего.

Ход игры: 1. Нужно прошагать пальчиками по нарисованной лесенке вверх и вниз, правильно повторяя слог.

2. Лесенка выкладывается самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

3. Лесенку или узор выкладывают на коврографе (используем мягкий геометрический конструктор), укрепленном на стене.

4. Лесенка уже собрана из конструктора лего, нужно прошагать пальчиками по разноцветным ступенькам, правильно повторяя слог.

Зачин логопеда:

Лесенка-малышка встала на пути.

По лесенке-малышке нужно нам пройти.

  1.  «Раз – шажок, два – шажок…»

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать мелкую моторику путем выполнения пальчиковой гимнастики.

Оборудование: нарисованные кружочки, цветочки, листочки, кухонная решетка, перчатки.

Ход игры: 1. Ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая нужный слог.

2. Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки, проговаривая нужный слог.

 3. На пальчики надевают перчатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет слог.

4. Ребенок шагает по комнате, называя слог на каждый шаг.

Зачин логопеда:

Вместе мы шагать умеем,

Все преграды одолеем.

  1.  «Пальчики здороваются».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать мелкую моторику путем выполнения пальчиковой гимнастики.

Оборудование: перчатка в виде человечка.

Ход игры: Поочередно большой палец правой руки соприкасается сначала с указательным пальцем, затем со средним, безымянным, мизинцем, произнося заданный слог. То же самое пальцами левой руки, затем одновременно и правой и левой. Можно надеть на руку перчатку в виде человечка.

Зачин логопеда:

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Начинаем новый день.

Нам здороваться не лень.

  1.  «Живые игрушки».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, развивать зрительно – двигательную координацию при работе со схемами.

Оборудование: маленькие игрушки,  символизирующие разные звуки, различные предметы (цветочки, листочки, облака, домики).

Ход игры: На столе логопед раскладывает цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности (можно закрепить на магнитной доске или фланелеграфе). Ребенок берет игрушку, например, пчелку, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет слог «жа». Самолетик летает по облакам и произносит слог «ла», машинка переезжает от домика к домику и произносит слог «ра». 

Зачин логопеда:

Игрушка живая, скорей посмотри…(показ перемещения игрушки по предметам)

За мною отчетливо все назови (ребенок повторяет за логопедом слоги).

  1. «Скажи столько же раз».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, корригировать и развивать зрительное восприятие при работе с зашумленными или наложенными друг на друга картинками, развивать слуховое внимание посредством восприятия неречевых звуков.

Оборудование: кубик, карточки с нарисованными фигурами и предметами, бубен, зашумленные или наложенные друг на друга рисунки.

Ход игры: 1. Бросить кубик, посчитать точки, сказать заданный слог столько же раз (опора на зрительный анализатор).

Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать слог столько же раз.

Использовать рисунки в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать слог столько же раз. Например, обводить маркером наложенные предметы и проговаривать слоги.

2. Послушай, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и скажи столько же раз нужный слог (опора на слуховой анализатор).

3. Ребенок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Ребенок считает и проговаривает слог нужное количество раз (опора на кинестетический анализатор).

Зачин логопеда:

Будь внимателен, смотри:

Слоги верно повтори.

  1.  «Цветные счеты»

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, корригировать и развивать фонематический слух.

Оборудование: счеты или цветные шарики на нитке.

Ход игры: На палочке прикреплены цветные шарики. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по шарикам определенного цвета, называя нужный слог.

Зачин логопеда:

Раз, 2, 3, 4, 5

Будем вместе мы считать:

ла-ла-ла

(щелкаем пальцами по синим шарикам),

ло-ло-ло

(щелкаем пальцами по желтым),

лы-лы-лы

( щелкаем пальцами по красным)

  1.  «Трафареты».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, корригировать и развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с карандашом.

Оборудование: трафареты с рисунками, контурные и силуэтные изображения, разные линии.

Ход игры: Ребенку предлагаются трафареты с разными рисунками, контурные и силуэтные изображения, разные линии. Обводя определенный рисунок, ребенок произносит определенный слог. Можно зачеркивать рисунок, штриховать и одновременно произносить слоги.

Зачин логопеда:

Вот волшебный карандаш трафарет нашел у нас

Ну-ка овощ (фруктик, кошку..) обведи, заштри хуй и повтори:

ря-ря-ря, ры-ры-ры …(ребенок повторяет за логопедом слоги).

  1.  «Волшебные прищепки».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, корригировать и развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с прищепками.

Оборудование: трафареты различных животных и предметов, разноцветные прищепки.

Ход игры: Логопед предлагает детям трафареты различных предметов и животных. Ребенок достает из сундучка прищепки, прикрепляет их по трафарету и произносит слоги с изучаемым звуком.

Зачин логопеда:

Волшебные прищепки из сундучка возьми,

Крепи на трафареты и слоги повтори.

  1.  «Веселые ладошки»

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, корригировать и развивать фонематический слух, развивать мелкую моторику пальцев рук при работе с «ладошками».

Оборудование: картонный силуэт, где на месте расположения подушечек пальцев нарисованы  геометрические фигуры различных цветов.

Ход игры: Ребенок кладет свои ладони на картонный силуэт. Логопед просит поднять пальцы, которые лежат на квадратах и произнести слог столько раз, сколько поднято пальцев. Затем поднять пальцы, лежащие на кругах, треугольниках, на всех желтых фигурах, синих, красных и т. д.

Зачин логопеда:

Веселые ладошки к ладоням прижимай,

И пальчики с квадратов (кружочков…) скорее поднимай.

Держи, не опускайся, послушай и старайся

За мною повторяй…

(логопед нажимает на подушечки пальцев ребенка и называет слоги).

14. Игра «Клавиши».

Цели: закрепить правильное произношение изучаемых звуков в слогах, корригировать и развивать слуховое восприятие через отраженное проговаривание слоговых рядов, развивать тактильные ощущения при работе с шершавыми полосками - «клавишами».

Оборудование: карточки с различным чередованием шершавых полосок, имитирующие клавиши пианино.

Ход игры: Перед ребенком кладут «клавиши», логопед произносит слоговой ряд с изучаемым звуком, например: са - са, са - са, са, са, и ведет указательным пальцем по «клавишам». Ребенок повторяет то же самое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная логопедическая игра «РУ-РА-РО» для развития речевого дыхания и автоматизации звуков в слогах и словах

Уважаемые коллеги логопеды!Каждому из нас, естественно, очень знакома обидная ситуация затянувшейся во времени автоматизации вновь поставленного звука. Когда от занятия к занятию приходится многократн...

Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.

Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...

КАРТОТЕКА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ В СЛОГАХ (по книге Б.И. Айзенберга)

Практический материал по автоматизации звуков в слогах....

Чистоговорки в картинках. Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях.

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков....

Картотека игровых заданий на автоматизацию звуков в слогах

Картотека игровых заданий на автоматизацию звуков в слогах...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже ...