Формирование перцептивных и художественных образов.
учебно-методический материал на тему

Разина Светлана Александровна

Психический процесс отражения отдельных свойств окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы соответствующей модальности называется ощущение.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения делят на:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ощущение57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование перцептивных и художественных образов.

Психический процесс отражения отдельных свойств окружающего мира и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторы соответствующей модальности называется ощущение.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения делят на:

Экстероцептивные -  отражают свойства вещей и явлений внешнего мира. Рецепторы расположены на поверхности тела.

Интероцептивные - отражающие состояние внутренних органов организма. Рецепторы расположены в глубине тканей тела или на поверхностях внутренних органов.

Проприоцептивные -  отражают информацию о положении и движении тела, рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях.

Различные виды ощущений характеризуются рядом общих свойств:

-качество ощущения  характеризуется сочетанием специфических особенностей, отличающих данное ощущение от других

-интенсивность ощущения  определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора в момент воздействия раздражителя

-продолжительность ощущения  зависит от функционального состояния рецепторов, времени действия и интенсивности раздражителя

-пространственная локализация ощущения характеризует расположение раздражителей в пространстве.

Способность различать ощущения называется чувствительностью.

Абсолютная чувствительность органов ощущений определяется минимальным значением раздражителя, которое при данных условиях вызывает ощущение, - это величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, которая называется нижним абсолютным порогом чувствительности (чем меньше величина порога ощущений, тем выше чувствительность к данным раздражителям). Верхний абсолютный порог чувствительности равен максимальной силе раздражителя, при которой ещё продолжают возникать адекватные раздражители ощущения.

Величины нижнего и верхнего абсолютных порогов чувствительности не являются постоянными и могут изменяться под влиянием:

  1. действующих раздражителей (их силы и длительности);
  2. других одновременно действующих раздражителей;
  3. характера деятельности;
  4. функционального состояния рецепторов и т.п.

Дифференциальная чувствительность (чувствительностью к различиям) способность ощущать слабые различия между раздражителями по их силе и качеству. Минимальные различия по силе или качеству между раздражителями, вызывающими заметные различия в ощущениях, называются дифференциальным порогом (или порогом различий).

Дифференциальный порог для раздражителей средней силы пропорционален величине, постоянной для данного анализатора. Основной психофизический закон Г.Фехнера гласит: величина ощущений прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Дифференциальная чувствительность также находится в обратной зависимости к величине дифференциального порога.

Чувствительность анализаторов может изменяться в зависимости от ряда физических, физиологических и психических условий. Одним из таких условий является адаптация. Адаптация (приспособление) — это изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Она может проявляться как:

1) исчезновение ощущений при длительном воздействии раздражителя;

2) утрата ощущений при воздействии сильного раздражителя;

3) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

Чувствительность может повышаться в результате взаимодействия различных анализаторов и/или её упражнения. Это явление получило название сенсибилизация.

Модальность ощущения — это качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определённым органам чувств. Например, тактильным, слуховым, зрительным и т.п. модальности. Например, звуковое воздействие, вызывающее зрительные образы.

-   Взаимодействие ощущений различных модальностей приводит к ещё одному явлению — синестезии. Синестезия — это возникновение ощущений одной модальности под влиянием раздражения анализатора, соответствующего другой

Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.

В зависимости от анализаторов, учавствующих в восприятии, различают следующие виды восприятия:

-    вкусовые,

- обонятельные,

-    кинестезические,

- осязательные,

    -     слуховые,

- зрительные.

В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют:

 - восприятие пространства,

 - восприятие времени,

-восприятие движения.

Особенностями восприятия являются объём восприятия и такие свойства, как: 1-предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру; 2-целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия; 3-структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры); 4-константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.); 5-осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет - означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове); 6-избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.

Для диагностики ощущений в основном используются различные приборные психофизиологические методики, направленные на диагностику:

-абсолютной чувствительности (верхнего и нижнего порога чувствительности различных органов чувств);

-дифференциальной чувствительности (изучение дифференциального порога чувствительности для различных органов чувств, адаптационных возможностей и сенсибилизирующих факторов);

-ведущей (преобладающей) модальности мироощущения Для диагностики объёма восприятия часто используется методика кратковременных экспозиций.

Например, В.Джевонс использовал тарелку, расположенную в центре чёрного подноса, на которую он бросал горсть черных бобов. При этом оставалось их неопределённое количество. Испытуемый должен был назвать количество бобов в тарелке, не пересчитывая их.

Более современные приборные психофизиологические методики диагностики объёма восприятия используют тахистоскоп — прибор для зрительного предъявления объектов с регулируемым временем экспозиции. Существуют тахистоскопы различных видов. В любом случае при оценке объёма восприятия следует соблюдать следующие условия:

1) до экспозиции зрительное поле должно быть такой же яркости, как и при экспозиции объектов;

2) до экспозиции зрительное поле должно иметь точку фиксации, что позволяет экспонировать объекты в центр поля зрения и способствует концентрации внимания обследуемого;

3) предъявление объектов должно быть оптимальным, т.е. достаточным для ясного восприятия и непродолжительным как одноактное восприятие.

Для диагностики свойств восприятия применяются серии специфических проб и экспериментов с протоколированием статистической обработкой результатов.

Формирование перцептивных  образов.

Во-первых, «местом» отражения образа восприятия названа психика, а не мозг и не сознание. А.Р. Лурии (1902—1977) говорил, что в мозгу отражается кирпич, когда он падает на голову. Восприятие же кирпича — это его отражение в сознании. Но образ восприятия не обязательно является осознанным, т.е. разделяющим отраженный мир на объективное и субъективное. Сознание, конечно, может участвовать в человеческом восприятии, и такое происходит в случае подключения к восприятию внимания. Осмысленность как качество восприятия не одно и то же, что его осознанность.

Во-вторых, особенность восприятия заключается в отражении предмета в целом, как такового, а не механического набора отдельных свойств. Причина подобной предметной целостности восприятия состоит не только в «суммировании» образов различных ощущений, не только в наличии соответствующей физиологической «картинки». В предметном восприятии необходимо участие памяти, мышления, опыта человека.

Наконец, третий момент, выделенный в определении восприятия, отличает его, например, от воображения, памяти, при которых субъективный образ существует в момент объективного отсутствия отражаемого предмета.

Специфика восприятия убедительно раскрывается посредством трактовки его основных свойств, количество и название которых у разных авторов варьируется. Но суть сводится к следующему.

1. Основное свойство восприятия — это его предметность, которая сочетается со свойством целостности, а зачастую — осмысленности. Отразить предмет — значит увидеть (или услышать) нечто целостное, функционально завершенное, для чего-то нужное, имеющее определенное значение. Объективный мир предметен, но не все из него вычленяется, отражается предметно в форме дискретного образа восприятия. Что-то остается субъективно не воспринятым, не понятым, не нашедшим «применения», хотя оно, быть может, отражено объективно физиологически. Человек мысленно «замыкает» даже незавершенные контуры и превращает их в известные ему предметы.

2. Образ восприятия обладает свойством обобщенности, (категориальности), что непосредственно вытекает из качества предметности и является следствием участия в нем речи. Воспринятый предмет называется, а значит, классифицируется, относится к определенному разряду. Предмет обобщается с другими одноименными. В этом общечеловеческом свойстве восприятия возможны существенные индивидуальные различия.

3. Третьим свойством восприятия является его относительная константность, что относится к восприятию формы, цвета, величины (удаленности) предмета независимо от резко изменяющихся объективных условий перцепции.

Формирование художественных образов возможно благодаря  восприятию и воображению. 

Восприятие — познавательный процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предметы в целом, это качественно более высокий уровень познания.

В зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии, различают следующие виды восприятия: аудиальное, визуальное, кинестетическое.

В зависимости от формы существования материи (пространство, время, движение), выделяют: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.

Диагностика особенностей восприятия сводится к изучению объёма восприятия и таких свойств, как: - предметность, которая проявляется в отнесённости продуктов восприятия к окружающему миру; - целостность, которая проявляется в единстве и комплексности продуктов восприятия; - структурность, которая реализуется в абстрагировании ощущений (восприятие не является суммой ощущений, а представляет собой процесс абстрагирования из указанных ощущений некоторой структуры); - константность, которая понимается как способность системы анализаторов, обеспечивающих восприятие, компенсировать несущественные изменения параметров предмета (благодаря константности предметы и явления воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.); - осмысленность, так как образы восприятия всегда наделены определённым смысловым значением и связаны с мышлением, пониманием сущности воспринимаемого (воспринять предмет - означает мысленно назвать его, т.е. отнести к определённой группе предметов, обобщить в слове); - избирательность, которая проявляется в преимущественном выделении одних фрагментов воспринимаемого мира по сравнению с другими.

Воображение – это познавательный процесс создания новых образов (представлений) предметов и явлений, на основе ранее воспринятых, т.е. процесс, преобразующий отражательную действительность, на основе переработки и мыслительной реконструкции представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта. Воображение — особая форма психических процессов, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Основой воображения являются знания и впечатления.

Воображение характерно только для человеческой психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно вызываемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в нем есть элементы фантазии, вымысла.. Если воображение рисует сознанию картины, которые мало соответствуют действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме: того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Воображение как своеобразная форма отражения действительности: - отражает мыслительный отход  за пределы непосредственно воспринимаемого; -способствует предвосхищению будущего;  -“оживляет” то, что было ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

Пути постижения художественного образа

Это вторая глава учебно-методического пособия для учителей гуманитарно-эстетического цикла и классных руководителей"Художественный образ как основание художественного общения школьников в дискурсном п...

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 В программе развития УУД должны быть раскрыты следующие виды действий : личностные, регулятивные, познавательные , коммуникативные. Мне бы хотелось обратить внимание на нравственно-...

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Презентация по мировой художественной культуре на тему "Художественные образы в музыке" (8 класс)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художественного творчества, способ и результат освоения жизни в искусстве. А так же объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отобр...

Виды художественных техник и их использование в создании художественного образа

Разработка операционных карт, используемых в ходе занятий...