Статья "Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ"
статья на тему

Мартемьянова Ольга Александровна

В статье освещаются особенности щадящего режима обучения детей с глубокой умственной отсталостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Нижнекамская  школа №23  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нижнекамск

Мартемьянова Ольга Александровна

Учитель-дефектолог

«Применение здоровьесберегающих технологий при работе

 с детьми с ОВЗ»

                                                                                 

 

 

 Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория детей с ограниченными возможностями здоровья. Детей с глубокой степенью умственной отсталости из-за тяжёлого недоразвития познавательной деятельности, а также достаточно отчётливо выраженных физических и психических нарушений считали необучаемыми. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с тяжелыми нарушениями интеллекта в процесс обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития (Л. В. Баряева, С. М. Виноградов, М. Л. Рабинович). Одним из таких условий является создание коррекционно-развивающей среды при организации учебно-воспитательного процесса: урока, воспитательных занятий, внеурочных мероприятий. Основной формой организации обучения является урок.

К  уроку, проводимому с глубоко умственно отсталыми детьми   предъявляются особые требования, максимально соответствующие общедидактическому принципу обучения - принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Реализация этого принципа предполагает и учет особенности психофизического развития школьников, являющегося основой для определения адекватных требований к сохранению психического и физического здоровья детей при организации учебного процесса.

 Такими требованиями к уроку, проводимому с детьми ГУО являются:

  • замедленность темпа обучения;

  • упрощение структуры ЗУН в целях приведения соответствий трудности материала и возможностей учащихся;

  • осуществление многократных повторений в разных формах на всех этапах обучения;

  • максимальная опора на чувственный опыт учащихся (что обуславливается конкретным характером мышления);

  • опора на более развитые способности ребенка;

  • осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью, которая предусматривает проектирование, направление, регулирование, исправление деятельности учащихся за счет ее расчленения на отдельные части или операции;

  • использование педагогики понимания, сопровождения и поддержки.

 Кроме образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач, урок несет в себе и охранительную задачу. Решение этой задачи происходит через формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья.

У детей с глубокой умственной отсталостью такие поведенческие реакции вырабатываются лишь путем формирования знаний, умений, затем навыка и привычки в поведении, укрепляющем здоровье.

 Эффективное оздоровление, обучение, воспитание и развитие детей с ГУО возможно при соблюдении щадящего режима во время учебно-воспитательного процесса.

Особенностями щадящего режима обучения применительно к классам с детьми с ГУО  являются:

 1.  Проведение утренней гимнастики перед занятиями.

Ежедневная утренняя гимнастика исключительно благотворно действует на организм ребенка, способствует выработке потребности ребенка к движению, как к одному из составляющих здорового образа жизни человека.

Утренняя зарядка обеспечивает рабочую «настройку» центральной нервной системы ребенка и позволяет ему быстро почувствовать себя бодрым, энергичным, способным сразу приступить к учебным занятиям. После зарядки дети становятся более жизнерадостными, активными, хорошо воспринимают объясняемый материал.

В то же время гимнастика является началом физической подготовки школьника к специальным спортивным упражнениям и различным видам спорта. Дети, имеющие какое-либо физическое заболевание, сложный дефект выполняют комплекс упражнений, составленный по рекомендациям врачей-специалистов.

С первых же занятий надо приучить ребенка правильно и глубоко дышать через нос, не задерживать дыхания во время выполнения упражнений. Во время зарядки необходимо наблюдать за правильной осанкой школьника (поднятая голова, развернутые плечи, подобранный живот). Все упражнения выполняются четко, без торопливости и чрезмерного напряжения мышц. Начинать утреннюю гимнастику следует с энергичной ходьбы по комнате или на месте в течение 30—40 секунд. Ходьба как бы «разогревает» организм, настраивает его. После первых занятий гимнастикой у ребенка обычно возникает боль в мышцах, которая проходит через несколько дней. Если во время упражнений, или после них появится утомляемость, слабость, головная боль, одышка, сердцебиение, надо прекратить занятия, обратиться за советом к школьному врачу; возобновить занятия можно только с его разрешения.

 Примером утренней гимнастики может служить комплекс с использованием элементов ритмической гимнастики:

  • Разминка (ходьба с заданием на месте, упражнения на дыхание).

  • Основная часть (упражнения «Жираф»- движения головой, «Осьминог»- движения плечами, «Танцевальные шаги» - приставной шаг, «Гусь»- движения руками,  «Обезьяна» – упражнения для талии, «Лошадка»-движение коленями, «Аист»- упражнения для ступней и лодыжек, «Кошечка»- растягивание тела)

  • Заключительная часть (творчество детей - пантомима).

Физкультминутка стимулирует учебную деятельность детей, главное ее достоинство в том, что она может включать в себя все виды движений: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Стихотворная форма влияет на выработку ритмической речи параллельно с ритмичностью движений. Ребенок после умственного напряжения во время физкультминутки испытывает радость.

Для детей с глубокой умственной отсталостью можно применять разные виды физкультминуток:

  • «Изобрази животное»
  • «Запрещенное движение»
  • «Путаница»
  • «Светофор»
  • «Найди спрятанную в классе игрушку (фигуру, букву, цифру)»
  • «Постройте такой же узор»

  • Различные стихотворения, сопровождающиеся движениями: «Царапки», «Варежки», «Ветер», «Кончились дела» и т.д.
  • Упражнения, применяемые на занятиях ЛФК, не имеющие строгих правил выполнения: «Камень-звезда», «Рыбка», «Коснись пола», «Дотянись до носочков» и т.д.
  • Выполнение упражнений по схематичным изображениям человека.

2.  Проведение гимнастики для глаз на каждом уроке.

 Гимнастику для глаз можно проводить практически на каждом уроке на этапе ввода в познавательную деятельность или после интенсивной нагрузки на глаза, как, например, на уроках чтения, письма, математики. Комплекс гимнастики для глаз может состоять из упражнений, предложенных разными учеными:

 Упражнения из комплекса гимнастики по Бейтсу рекомендуется выполнять два раза в день. Спустя месяц после начала тренировок необходимо сделать перерыв на 2-3 недели, а потом начать все сначала.

Методика проведения: учитель может провести ее двумя способами: 1) повесить рисунки на доске, и в спокойном темпе обводить их указкой, 2) воспроизводить гимнастику указкой в воздухе, при этом учащиеся должны держать голову в фиксированном положении и следить глазами за передвижениями указки. (В этом случае еще и отрабатывается умение фиксировать взгляд на движущемся предмете)

 Упражнение «Пальминг».  

  Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом. Затем нужно опустить веки. В результате получается, что глаза закрыты и, кроме этого, прикрыты ладонями рук. Даже за 10-15 секунд глаза успеют немного отдохнуть.

 Упражнение «Письмо носом».

  Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения). Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Методика: учитель в воздухе пишет печатные буквы, ученики пишут «носом в воздухе» вместе с учителем. Затем можно предложить написать определенную букву в воздухе носом с закрытыми глазами. Кроме букв можно рисовать фигуры, предметы.

 Упражнение «Сквозь пальцы».

  Расслабление глаз может быть достигнуто за счет того, что вы смотрите, не концентрируясь на чем-то одном. Упражнение можно выполнять сидя, лежа, стоя. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном. Если вы делаете все правильно, руки будут "проплывать" мимо вас: вам должно казаться, что они движутся.  Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми (при этом даже закрытые глаза должны ни на чем "не задерживаться" взглядом).

 Упражнение «Ходьба глазами».

 Упражнение нужно выполнять в медленном темпе, проговаривая направления движений глаз. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполнять три цикла.

Гимнастика для глаз с использованием элементов технологии Базарного.

Упражнение «Восьмерка».

Плавно рисуем глазками горизонтальную восьмерку. (Учитель либо в воздухе ее прорисовывает указкой, либо вывешивает восьмерку на доске и водит указкой по ней). Моргаем часто-часто, легко-легко. Плавно рисуем вертикальную восьмерку. Моргаем.

 Упражнение «Видеоазимут».

Работать по любым траекториям на любом расстоянии по 12-20 раз и чаще моргать глазками, снимать напряжение глазных мышц.

Упражнение «Спиралька».

Дети «бегают» глазками по нарисованной на листе ватмана спирали.

 3.  Применение элементов методики периодически меняющихся динамических поз.

 Этот режим работы используется следующим образом: учитель периодически (примерно через 10-20минут, а так же ориентируясь на степень утомляемости каждого ребенка) переводит детей из положения, сидя на стуле в положение свободного стояния, движения. Примерные виды работ:

 На ковре: собери разрезанные фигуры (буквы, цифры), пройди по цветам и листьям, читая на них слоги, пройди по дорожке, не наступая на пол, выбери нужный домик, найди такую же фигуру. Игра «Займи свой домик» (буквы, цифры, фигуры).

У доски: разгадай ребус, соедини буквы в слова, слоги; решите примеры у доски, проверьте друг у друга; придумайте слова, примеры друг для друга.

 4.  Создание условий психологического комфорта для детей.

 Обязательное условие психологического комфорта – доверие. Примерами игр, повышающих, степень доверия к учителю и одноклассникам могут являться:

  • Игры в круге « Части тела».
  • Выполнение любых танцевальных движений в круге, держась за руки.
  • Игра «Корабль и скалы».
  • Игра «Глухой телефон».
  • Игра «Камень – звезда».
  • Изменение заданных движений под музыку.
  • «Великаны- гномы».

 Вторым обязательным условием является четкое предъявление требований в любом виде деятельности. Если вся жизнь больного ребенка подчинена правилам, тогда он чувствует себя уверенно, а значит, не возникает лишнего эмоционального напряжения.

Непрерывное соблюдение общедидактических и специальных требований к уроку, требований щадящего режима учебно-воспитательного процесса обеспечивает эффективное оздоровление, обучение, воспитание и развитие детей с ГУО способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии, улучшает межличностные отношения, способствует росту доброжелательности во взаимоотношениях, улучшает общее чувство гармонии.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...