Обувь, ее виды и назначение
план-конспект урока (5 класс) на тему

Ракеева Татьяна Ринатовна

Урок домоводства в 5 классе коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx52.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок домоводства в 5 классе

Тема урока: «Обувь, ее виды и назначение»

Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде; познакомить с видами обуви и ее назначением.

Задачи:        

- учить группировать обувь по сезонному признаку; по видам материала;

- развивать логический, грамматический строй речи, связную речь;

- развивать умение делать выводы;

- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в  запоминании;

- коррекция аналитико-синтетической  деятельности на основе упражнений на наглядно-образное мышление.

- воспитание аккуратности, самостоятельности при выполнении  предлагаемых заданий.

Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, реальные предметы обуви, изготовленные из разных материалов, индивидуальные карточки с заданием.

Ход урока.

I. Организационный момент. (Слайд №1)

II. Актуализация знаний учащихся об уходе за одеждой.

На прошлом уроке мы с вами говорили об одежде и как надо за ней ухаживать. (Слайд №2) Ребята, давайте вместе составим рассказ, вставляя слова в текст. (слова – по картинкам из слайдов)

«Жил был мальчик по имени Ваня.

(Слайд №3) Однажды, в воскресенье, он собрался в      . (лес за грибами, кинотеатр, на футбол, в гости)

(Слайд №4) Поэтому Ваня решил надеть        одежду. (спортивную, повседневную, праздничную, спецодежду и др.)

(Слайд №5) Мальчик подумал и надел                           .

Ваня очень интересно провел выходной день.

Он с удовольствием                . (играл в футбол, смотрел кино, собирал грибы)

Но когда он шел домой погода внезапно испортилась.

(Слайд №6) Начался сильный                          .(дождь, снег, ветер)

(Слайд №7) Домой Ваня пришел весь                       .(мокрый, грязный, пыльный, замерзший, голодный)

Поэтому он решил привести в порядок свою одежду (выбрать очередность действий)

(Слайд №8) Сначала Ваня ее                     .(почистил, высушил, повесил на плечики, встряхнул, постирал)

Потом он ее                           .

А затем                           .

Молодец наш Ваня!» И ВЫ МОЛОДЦЫ!

III. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы переходим к изучению новой темы. Чтобы узнать тему урока, вам необходимо расшифровать ее. (коррекц. – развивающее упражнение на доске и слайде)

         ,                                                        .

О         Б       У    В     Ь ,                          Е       Ё            

          

      Н      А     З       Н         А        Ч      Е         Н        И      Е.

(Слайд №9) Сегодня мы с вами будем говорить о  разнообразии обуви и ее назначении.

Работа в тетради: запись даты и темы урока.

IV. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, для чего человеку нужна обувь? Обувь защищает ноги человека от повреждений и переохлаждения.

Рассказ – путешествие в прошлое обуви.

(Слайд №10)  «Когда – то давным-давно люди ходили босиком. Но ходить босиком было неудобно. 

- Почему? Как вы думаете? (Ответы детей)

(Слайд №11) В каждой стране была своя первая обувь. Считается, что самым ранним видом обуви были сандалии. Они появились в Древнем Египте несколько тысяч лет назад. Первые сандалии состояли из твердой подошвы, которая поддерживалась при помощи ремешка, обвитого вокруг ноги. Сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности.

(Слайд 12) В европейских странах (например, во Франции) люди изготавливали первую обувь из дерева. (Дети рассматривают иллюстрацию с изображением деревянных башмачков) 

- Как вы думаете, удобно ли ходить в таких башмаках?

- Были страны, где обувь изготавливали из глины.

 – Можно ли ходить в такой обуви в сырую погоду? Почему нельзя? (непрочные, размокнут)

(Слайд №13) У нас на Руси люди изготавливали обувь из коры деревьев, которую называли лапти. Плели их из лыка (это часть дерева, которая находится под корой липы) и бересты – т.е. коры берёзы, вяза, дуба, ракиты. 

(Дети рассматривают картинки, натуральные лапти).

 – Какой это материал? Как вы считаете, прочная ли была обувь, изготовленная из бересты и лыка?

    Лапти были праздничные и повседневные. Чтобы лапти не промокали, их подшивали кожей. К ногам они крепились с помощью кожаных узких ремешков или верёвок.  Лапти были лёгкие, дешевые, но имели один недостаток – быстро снашивались. Зимой их хватало на десять дней, весной, после оттепели – на четыре, а летом – всего на три дня. Тогда-то и стали плести лапти из кожи животных. Они были удобнее и более устойчивые в носке. Так на Руси появилась кожаная обувь.»

Со временем форма обуви и материал, из которого шьют и изготавливают обувь изменились – появились ботинки, полуботинки, сапоги, туфли, валенки и т.д., но назначение ее осталось прежним.  (Показ натуральной обуви)

- Кто скажет, для чего же нам нужна обувь? Обувь служит человеку для предохранения его ног от травм, а также согревает ноги, что защищает нас от переохлаждения и простудных заболеваний. Обувь, как и одежда, должна быть удобной.

Работа в тетради: запись определения (Обувь – изделия с твердой подошвой, надеваемые на ноги для защиты от холода, грязи и удобства движения).

Физкультминутка. « Одежда, обувь, головной убор».

- Если я называю головной убор - вы поднимаете руки верх и хлопаете в ладоши, одежду - руки в стороны, обувь – хлопаете по коленям. ( шляпа,  сандалии, пальто, кеды, шапка, кепка, кроссовки, платье, валенки, брюки, шарф).

- Кто из вас знает, где шьют, изготавливают обувь? (Обувь шьют на обувной фабрике.)

- Ребята, из чего делают обувь? (Из кожи, резины, замши, войлока, текстиля) Верно. Обувь шьют из разных материалов. (Слайд №14)

- Если обувь из кожи, то это какая обувь? (кожаная)

- Обувь из резины? (резиновая)

- Из замши? (замшевая)

- Из текстиля, ткани? (текстильная. Носят в помещении или в сухую погоду на улице)

- Из войлока? (валяная)

- Что такое войлок? (Слайд №15)

Войлок получают обычно из овечьей шерсти путем  войлоковаляния. От слова валяние и произошло слово валенки.

- Какую обувь делают из войлока? Валенки – тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти. Это традиционно русская зимняя обувь.

- Образуйте слова по образцу:

Туфли из кожи – кожаные туфли.

Сапоги из замши – (замшевые сапоги)

Галоши из резины – (резиновые галоши)

Кроссовки из ткани – (кроссовки из текстиля)

  Работа в тетради: записать слова, выделить орфограммы (словарная работа).

Кожаная

Замшевая

Резиновая

Текстильная

               Валяная

- Какое сейчас время года?  (Весна).

- Какая нам нужна обувь? – (Весенняя - демисезонная).

- Перечислите, пожалуйста, какую вы знаете демисезонную обувь. (Кожаные и резиновые сапоги, ботинки, туфли).

- А зимой вы какую обувь носили? (Теплые сапоги, ботинки, валенки)

- Почему мы меняем обувь? (Меняются сезоны, времена года. В холодное время года носим теплую обувь, в теплое – легкую) Значит, обувь, так же как и одежда бывает зимней, летней и демисезонной. (Слайд №16)

Работа с карточкой.

а) Оформление таблицы.

Время года   вид обуви по сезону (какая?)            приведите примеры.

Время года

Виды  обуви по сезону

Название обуви

Зима

зимняя

Валенки,  тёплые сапоги, ботинки.

Лето

летняя

Босоножки, туфли, сандалии, сланцы, кроссовки.

Осень, весна

осенне-весенняя  или демисезонная

Сапоги, ботинки, резиновые сапоги, туфли.

 б) Проверка выполнения задания.

В современном мире существует огромное разнообразие обуви. Очень важно уметь правильно выбирать обувь по назначению.

Вспомните мальчика Ваню из рассказа – куда он отправился? Какую он обувь надел?

- Если мы с вами пойдем в спортзал для игры «Веселые старты» - мы во что обуемся?

- А на дискотеку? А домой придем?

(Слайд №17) Таким образом, обувь по назначению делится на несколько групп:

- повседневная (ежедневная, на каждый день)

- праздничная

- спортивная

- домашняя

Ребята! Обувь есть еще и ортопедическая, т.е. лечебная и специальная.

Работа в тетради.

V. Обобщение и систематизация знаний и умений.

Игра «Какая обувь?».

-    Обувь из кожи какая? - ... (кожаная); из резины? из вельвета? из материи? из меха? из замши? из войлока? покрытая лаком? - ... (лакированная).

-    Какую обувь делают из резины? (Сапоги, галоши.)

-    Из войлока? (Валенки.)

-    Из кожи? (Туфли, ботинки, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки.)

-    Из замши? (Туфли, ботинки, сапоги.)

-    Из материи? (Тапочки,  кеды.)

-    Что у вас на ногах в данный момент?

А ещё, ребята, нам нужно знать,  как выбирать обувь по размеру и ухаживать за обувью из различных материалов.

Об этом мы поговорим на следующем  уроке.

Что мы с вами узнали сегодня на уроке?

Обувь делится на группы:

- по материалу

- по времени года

- по назначению

VI. Итог урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ВИДЫ и НАЗНАЧЕНИЕ МЕБЕЛИ

Виды и назначение мебели. формировать представления о видах бытовой мебели и способах ухода за ней;корректировать и развивать зрительное восприятие, логическое мышление на основе упражнений...

План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств»

План-конспект урока «Виды и назначение электротехнических устройств» в 8 классе в разделе «Электротехнические работы. Электротехнические устройства». Презентация....

Конспект урока обслуживающего труда в 7 классе (ГУО) по теме "Виды и назначение обуви. Уход за обувью."

Задачи:- знакомить уч-ся с видами и назначением обуви, формировать навыки ухода за обувью;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещ...

МДК 01.01 "Технология создания и обработки ЦМИ", учебные конспект-плакаты "Виды и назначение периферийных устройств"

Учебные конспект-плакаты включают в себя тщательно проработанный и структурированный материал по теме "Виды и назначение периферийных устройств" ПМ.01.01 "ВВод и обработка цифровой мультимедийной инфо...

Виды и назначение костров.

В презентации представлены виды костров (наиболее часто используемые) с описанием и фото. Также дается разъясннение для чего применим конкретный вид костра. В конце презентации имеются контрольные воп...

Разметочный инструмент .Виды и назначение.

Тема урока : Разметочный инструмент. Виды и назначение.Цель урока: раскрыть ученикам виды измерительных и разметочных инструментов. Учить правилам пользования этими инструментами. Корректировать памят...

Разметочный инструмент. Виды и назначение

Тема урока : Разметочный инструмент. Виды и назначение. Цель урока: раскрыть ученикам виды измерительных и разметочных инструментов. Учить правилам пользования этими инструментами. Корректировать пам...