Конспект открытого занятия. Тема «Морское путешествие».
план-конспект на тему

Иванова Марина Николаевна
Развитие навыков учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого  занятия.

Тема  «Морское путешествие».

Цель:

Развитие навыков учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- образовательная

закреплять математические навыки через решение логических задач;

закреплять навыки чтения через работу с деформированным текстом;

- развивающая

способствовать активизации  мыслительной деятельности через организацию коррекционно-развивающих заданий;

совершенствовать навыки пространственной ориентировки посредством графического  диктанта;

- воспитательная

воспитывать умение работать в коллективе, соблюдая дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: чтение авторской сказки «Козелька», повторение названий геометрических фигур, отгадывание загадок, разучивание физкультминутки.

Материал: 

Напольная ваза (бутылка), ватман с текстом письма, скрытая табличка с названием «дружба»», 2 мольберта, сухой бассейн, кубики с геометрическими фигурами, музыка, бинокль, силуэт школы (состоящий из 4  частей), лист в клетку и карандаш (на каждого ребёнка), макет  айсберга, ватман в клетку, маркер,3 воздушных шара (камни).

Ход занятия.

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

1.Организационный момент.

Создаём хорошее настроение. Улыбнулись гостям, друг другу. Говорим всем добрые слова.

(ласковые, умные, весёлые, красивые, вежливые, внимательные, симпатичные, модные…)

Воспитатель:

-Ребята, нам принесли интересное послание, которое поймали в море  рыбаки (показываю бутылку с письмом). Как вы думаете,  что это такое?

Дети:

-это письмо!

Воспитатель:

-Давайте посмотрим и прочитаем что там написано  

(Достаёт письмо из бутылки, помещает на мольберт)

Письмо:

ЗДРАВСТВУЙТЕДОРОГИЕРЕБЯТА.МЕНЯЗОВУТКОЗЕЛЬКА. ЯПРОШУВАСПОМОЧЬМНЕ.ВНАШГОРОДПРИШЛИУМНЫЕВОЛШЕБНИКИИПОДРУЖИЛИСЬСОВСЕМИ.АМЕНЯОТПРАВИЛИНАНЕОБИТАЕМЫЙОСТРОВ,ПОТОМУЧТОЯНИЧЕГОНЕЗНАЮ.ЧТОБЫ МНЕ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ, ЯДОЛЖЕНСТАТЬУМНЫМ.ПОМОГИТЕМНЕ!

Воспитатель:

-Непонятно что тут написано, нам нужно разобраться в этих словах.

(дети разделяют сплошной текст на слова и читают письмо)

-Что вы решили? Поможем Козельке вернуться домой?

Дети:

-Да!

Воспитатель:

-Как вы думаете,  где находится необитаемый остров?

Дети:

-В море!

Воспитатель:

-Значит,  мы отправимся в морское путешествие. А на чём, вы определите сами.

(ребёнок соединяет точки, обозначенные цифрами,  по порядку от 1и по возрастанию) получается силуэт корабля

 У нашего корабля должно быть название, которое вы ему подберёте сами.

Игра «Открой  букву»

(дети находят в сухом бассейне кубики с изображением геометрических фигур, такие же фигуры расположены на корабле, найденная фигура убирается, под ней появляется буква, ребёнок  называет её, когда будут открыты  все буквы, прочитать «Дружба».)

Воспитатель:

-«Как корабль мы назовём, так на нём и поплывём!» Наш корабль называется «Дружба». Отправляемся в морское путешествие.

Физкультминутка  

звучит музыка

(дети выполняют движения, проговаривая слова)

На кораблике своём                      крутят руками штурвал

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна,               смотрят вдаль в «бинокль»                                                                                                                                                  

Не нужна нам тишина.                   топают ногами                           

Много умненьких ребят                повороты вправо и влево

Всем помочь они  хотят.                хлопают в ладоши

Воспитатель:

(смотрит в бинокль)

-Ребята, быстрее занимайте свои места, впереди у нас какая-то преграда.

(на мольберте  прикреплён ватман в клетку, на столах у детей листы и карандаши)

-Нам нужно преодолеть эту преграду, здесь дано задание (листок с заданием:

Никто не может плыть дальше без волшебного осколка)

Графический диктант

(дети под диктовку воспитателя работают на листе, один ребёнок на ватмане, получается  фигура-осколок)

-Ребята, у нас с вами получилась какая-то фигура. Покажите, у всех получилось правильно?.Посмотрите она такая же  как этот осколок (совмещаем на ватмане  изображение и осколок). Давайте возьмём его с собой,  в путешествии всё пригодится.

-Молодцы, путь открыт, плывём дальше!

Звучит музыка.

Воспитатель:

(смотрит в бинокль)

-Внимание, все по местам! По курсу камни, наш корабль может разбиться. Давайте посмотрим, что это за камни? Это камни не простые, а волшебные. Если мы отгадаем загадки, камни станут лёгкими,  их можно будет убрать. И мы сможем плыть дальше на помощь Козельке.

Загадки:

1)КАМЕНЬ

Сколько букв и слогов в словах: МОРЕ, ВОЛНА, ШТОРМ;

2)КАМЕНЬ

Исправь ошибки:

-Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

-Мы собрали васильки

На голове у нас щенки

-Закричал охотник:

Ой! двери гонятся за мной.

3)КАМЕНЬ

Расшифруй  кто живёт в море:

БАРК, АЛУКА, ТИК, НИФЬЛЕД, АЗУДЕМ.

Воспитатель:

-Здесь опять спрятан осколок, возьмём его тоже с собой.

-Молодцы! С заданием справились, продолжаем путешествие.

Физкультминутка  

звучит музыка

(дети выполняют движения, проговаривая слова)

Продолжаем дружно плыть.          крутят руками штурвал

Шторму быть или не быть?            поднимают  и опускают плечи

Хороши просторы эти!                    руки в стороны

Приседайте ниже дети.                   приседания

Воспитатель:

-Ребята, впереди ледяной  айсберг! Он в каких-то тёмных пятнах. Давайте очистим его,  и может он уступит нам дорогу.

(на пятнах написаны логические задачи, дети разгадывают их)

«Логические задачи»

1. К речке бежали трое утят-

Свежей воды напиться хотят.

Уточка-мама за ними спешит.

Сколько их вместе? Скорее скажи.

(4)

2. Пять ворон на крышу сели

Две ещё к ним прилетели

Отвечайте быстро смело

Сколько всех их прилетело?

(7)

3. Шесть весёлых медвежат

За машиной в лес спешат

Но один малыш устал

От товарищей отстал

А теперь ответ найди

Сколько мишек впереди?

(5)

4.В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?
(7)

5.Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?

(8)
6.Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.
(5)

7.Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!

(10)
8.- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- Сколько лап у двух медвежат? (8)

-Ну вот,  все задачи решены и айсберг растаял.

(под ним дети находят ещё осколок)

-Посмотрите, а вот и «Необитаемый остров»! (силуэт с названием острова)

А где же Козелька? Тут только коробка, может он  в неё спрятался.

(дети открывают коробку и находят ещё один осколок)

-Что же нам  делать с этими осколками?

(дети собирают осколки,  получился силуэт  здания «ШКОЛА»)

-Ребята, как вы думаете, зачем нужна Козельке школа?

Дети:

-Чтобы он в ней учился!

- Чтобы стал умным!

- Чтобы узнал много нового и полезного!

- Чтобы он там подружился с кем то!

- Чтобы он получал хорошие оценки!

Воспитатель:

-Если Козельки нет на острове, тогда  он уже дома и спешит в школу, чтобы стать умным как вы.

А это значит, что мы ему помогли!

-Подождите, в коробке что-то ещё есть (дети находят конфеты от Козельки и надпись «спасибо вам, ребята»).



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия.

«Морское путешествие»

Данное занятие рассчитано  на детей младшего школьного возраста с учётом их индивидуально-личностных особенностей  развития. Это занятие   является частью всей работы по  развитию у детей навыков учебной деятельности с опорой на имеющиеся знания.

        Структура  занятия, методы,  формы работы выбраны в соответствии с поставленной целью и задачами, т.е. этапами достижения данной цели.

Учебными  задачами занятия были: 1)закрепление математических навыков через решение логических задач с элементами математики - в упражнении «Логические задачи»; 2)закрепление навыков чтения через упражнение «Письмо», «Загадки».        Занятие начинается с эмоционального настроя детей, который подготавливает детей  к восприятию познавательной информации - в задании «Добрые слова».

Воспитательной задачей данного занятия было: умение детей работать в коллективе, соблюдая дружеские отношения. Это прослеживалось на протяжении всего занятия, сплочение и взаимовыручка служили более эффективному  достижению цели занятия, во время выполнения упражнений «Открой букву», «Загадки», «Логические задачи»,во время выполнения физкультминутки.

        На первом этапе, перед детьми была поставлена проблема: выделить из сплошного текста слова и прочитать предложения- через упражнение «Письмо». Дети не просто читали текст, но и делали это с включением в активную работу психологических функций. Такая постановка задания обеспечила высокий мотивационный настрой учебного поведения воспитанников в ходе всего занятия.

На протяжении всего занятия осуществлялась смена видов деятельности (слушали, отвечали, чертили  под диктовку, выполняли движения), т.е. были задействованы все анализаторы, в результате чего дети не устали, тем самым обеспечивался охранительный режим  деятельности детей.

Для более эффективной коррекционно-развивающей работы на занятии использовался наглядный материал (таблицы, схема корабля, силуэт школы). Наглядность такого типа позволяла детям преодолеть дефекты аналитико-синтетических процессов мыслительной деятельности, позволяла им видеть детали и целое, осмыслить связи единичного и целого.

Коррекционная направленность занятия осуществлялась и через следующие задания:

-задание «Загадки» способствовало концентрации и устойчивости внимания;

-развитию  аналитико-синтетической работы логического мышления способствовали задания «Логические задачи», собери из «осколков» целое;

-задание на умение различать близкие по звучанию слова (загадки), способствовало развитию фонематического слуха;

-в ход занятия было включено задание  «графический диктант», предполагающее развитие слухового восприятия и упражнения в графическом воспроизведении;

Так же достижению поставленной цели на занятии способствовало использование физкультминуток. Физкультминутки проводятся с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций. При использовании физкультминуток осуществляется соблюдение охранительного режима, более эффективное усвоение материала, повышение познавательной активности, повышение уровня развития произвольности всех основных психических процессов.

        Уровень общего психического развития некоторых воспитанников, принимавших участие в занятии, предполагает недостаточно высокий уровень выполнения предложенных им заданий и упражнений. Способность логически мыслить, не у всех детей достаточно развита.  Поэтому в дальнейшей работе предполагается более частое использование упражнений, направленных на решение этой задачи.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Морское дно" (графика)

Конспект занятия по изобразительному искусству для учреждений дополнительного образования. На занятии дети знакомятся с выразительными средствами и видами графики и выполняют практическую работу на те...

Презентация по курсу "Основы военно-морской подготовки" по теме: "Морские узлы, применяемые на шлюпках"

Презентация предназначена для кадет 6 класса, изучающих основы военно-морской подготовки....

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Морские обитатели" с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на обобщение и автоматизацию знаний детей о морских обитателях....