программа коррекционной работы в рамках кружка "Звукознайка"
рабочая программа на тему

Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма обучения, опосредованная языком. Речь занимает центральное место в процесс психологического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируется и уточняются представления ребенка об окружающей действительности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характер речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развита ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, на формирование личности в целом. Дети, имеющие речевые нарушения нуждаются в коррекции. Коррекция нарушения речи - это исправление речи или ослабление симптоматик нарушения речи. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитие выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Это вызвало потребность активного поиска новых, вариативных фор организации логопедической помощи дошкольникам, совершенствование традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы, их научно-методическим обоснованием и экспериментально апробацией. Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. В основе создания этой программы использованы современными коррекционно-развивающие программы Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендации. Существующие программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в кружковой работе общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, скорректировать автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки детей, развивать связную речь. Задачи программы: • Диагностическая - состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной квалификации; • Профилактическая - заключается в педагогической помощи воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии; • Коррекционная - состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии. Ожидаемый результат: Осознование детьми и взрослыми понятия «правильного произношения» и его влияние на развитие на личности ребенка в целом. Повышение уровня речевой готовности к школе. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и проведение коррекционных занятий. Объекты программы: Дети дошкольного образовательного учреждения. На занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, ОНР -3,4 уровня. При выявлении у ребенка сложного речевого нарушения (ОНР, ЗПР, заикание) логопед рекомендует родителям посещение ребенком специализированного центра диагностики, консультацию психоневролога, а также перевод ребенка в специализированный детский сад, то есть ведет консультирование родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_retsenziyu.docx185.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №45»

Программа

коррекционной работы

в рамках кружка «Звукознайка»http://radiovera.ru/wp-content/uploads/2014/01/logo.jpg

составила

   учитель-логопед

                           Солихова Татьяна

Владимировна

          г.Нижнекамск,2015

Содержание программы:

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Основные принципы программы……………………………………………...5

3. Основные направления коррекционно-развивающей работы………………5

4.Организация образовательной деятельности………………………………….6

5.Этапы коррекционного занятия………………………………………………..6

6.Задачи и содержание занятий…………………………………………………..6

7.Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)…………………………………………………………………………….6

8.Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи

(ФНР)………………………………………………………………………………7

9.Характеристика детей с общим недоразвитием речи

(ОНР)………………………………………………………………………………7

10. Специфика коррекционной работы по направлениям……………………...8

11. Основное содержание коррекционной работы……………………………...9

12. Показатели результативности реализации программы…………………...12

13. Организация предметно-пространственной среды………………………..12

14. Материально-техническое обеспечение……………………………………13

15. Литература……………………………………………………………….......13

16. Приложение…………………………………………………………………..15

1.Пояснительная записка.

Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма обучения, опосредованная языком. Речь занимает центральное место в процесс психологического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируется и уточняются представления ребенка об окружающей действительности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характер речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развита ребенка, отражаются на его деятельности, поведении, на формирование личности в целом.

Дети, имеющие речевые нарушения нуждаются в коррекции. Коррекция нарушения речи - это исправление речи или ослабление симптоматик нарушения речи.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитие выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Это вызвало потребность активного поиска новых, вариативных фор организации логопедической помощи дошкольникам, совершенствование традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы, их научно-методическим обоснованием и экспериментально апробацией.

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использованы современными коррекционно-развивающие программы Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендации. Существующие программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в кружковой работе общеразвивающего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, скорректировать автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки детей, развивать связную речь.

Задачи программы:

•        Диагностическая - состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в её развитии и их правильной квалификации;

•        Профилактическая - заключается в педагогической помощи воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии;

•        Коррекционная - состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Ожидаемый результат:

Осознование детьми и взрослыми понятия «правильного произношения» и его влияние на развитие на личности ребенка в целом. Повышение уровня речевой готовности к школе.

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями и проведение коррекционных занятий.

Объекты программы:

Дети дошкольного образовательного учреждения. На занятия отбираются дети старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, ОНР -3,4 уровня. При выявлении у ребенка сложного речевого нарушения (ОНР, ЗПР, заикание) логопед рекомендует родителям посещение ребенком специализированного центра диагностики, консультацию психоневролога, а также перевод ребенка в специализированный детский сад, то есть ведет консультирование родителей.

2. Основные принципы программы.

Принцип развития, который предлагает эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

Принцип системного подхода, основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой стороны, фонематических процессов, лексико-грамматического строя.

Принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Принцип индивидуального подхода, который позволяет изучить каждого ребенка как индивидуальную личность.

Принцип индивидуализации логопедического воздействия позволяет тщательно изучить логопедом структуру нарушения речи каждого ребенка, объективно оценить причины речевых отклонений и правильно построить логопедическое занятие с учетом возрастных особенностей ребенка.

Принцип комплексности обеспечивает коррекционное воздействие и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, использовать для этого различные виды детской деятельности, режимные моменты в детском саду, свободное общение и взаимодействие ребенка со взрослыми.

Принцип системности основывается на том, чтобы рационально спланировать и скоординировать работу логопеда.

3. Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Логопедическое обследование

2. Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных занятиях)

3. Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях)

4. Коррекция   звуко-слоговой   структуры   слова (индивидуально   на материале правильно произносимых звуков)

5. Развитие фонематических процессов

6. Грамматический строй речи (на индивидуальных и подгрупповых образовательных ситуациях и через выполнение заданий с воспитателями и родителями)

7. Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи)

4.Организация образовательной деятельности.

Занятия с воспитанниками проводятся в микро группе по 2 человека. Дети подбираются со схожим дефектом. Периодичность занятий для каждого ребенка определяется логопедом в зависимости от сложности речевого дефекта, общей динамики усвоения новых навыков. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей.  По этой же причине логопед может менять состав микро группы.

5.Этапы коррекционного занятия.

1. подготовительный этап

2. этап формирования первичных произносительных умений и навыков

3. этап формирования коммуникативных умений и навыков

6.Задачи и содержание занятий.

- развитие артикуляционного праксиса

-развитие фонетического слуха и памяти

-вызывание и постановка отсутствующих звуков и коррекция искаженных

-автоматизация и введение в речь поставленных звуков

-овладение лексико-грамматическими категориями русского языка.

7.Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико- фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом: 1. заменой звуков более простыми по артикуляции; 2. трудностями различения звуков; 3. особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. П

8.Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР).

 Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков: - искаженное произношение звука; - отсутствие звука в речи; - замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

9.Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

 Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития. 8 Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.

10.Специфика коррекционной работы по направлениям.

 Так как на занятия зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

- Коррекция звукопроизношения

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

- Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

Общее недоразвитие речи

-Пополнение словаря

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

 -Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

- Коррекция звукопроизношения

11. Основное содержание коррекционной работы.

 При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения ведется поэтапно.

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

-для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;

-для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;

-для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”,

“Тёплый воздух”;

-для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”,

“Гармошка”, “Дятел”;

-для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.

- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад»,

«Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

-свистящие С, 3, Ц, С', 3'

-шипящий Ш

-сонор JI

-шипящий Ж

-соноры Р, Р'

-шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова

(осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и

коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по

тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови

шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?»;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»,

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни, когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или

акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною

повтори»

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной

слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто

за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной

слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд»,

«Пуговицы», «Пирамидка»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай»,

«Скажи наоборот»;

4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».

При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются

следующие направления работы:

Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных

произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;

3. словарь признаков;

4. числительные и местоимения;

5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. словоизменение;

2. согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

1. пересказ;

2. рассказ по серии сюжетных картин;

3. рассказ по сюжетной картине.

12. Показатели результативности реализации программы.

1) обследование звукопроизношения;

2) обследование фонематического слуха;

3) обследование слоговой структуры слова.

Для обследования речи детей старшего дошкольного возраста используется:

- «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи» Г.А. Волковой;

-Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В. Чиркиной;

Словесные (беседа), наглядные (наблюдение, рассматривание картин) и практические (упражнения, игры) методы.

13.Организация предметно-пространственной среды.

В кабинете используются альбом для обследования речи Володиной В.С., дидактические игры для развития фонематического восприятия, дидактические пособия для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, наглядные пособия, речевые профили базовых звуков, дидактические игрушки и т.д.

14.Материально-техническое обеспечение.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.3. Одноразовые шпатели, бумажные платочки, ватные палочки.

4. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков

(слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки,

скороговорки, тексты)

6. Логопедический альбом для обследования речи.

7. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

8. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и

 дифференциации звуков.

 10.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации

 звуков.

 11.Предметные картинки по лексическим темам.

 13.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

 14.Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания,

 зрительного и слухового восприятия.

 15.Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического

 восприятия.

 16.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

15.Литература

1 «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

2 «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,

3 «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“

4 «Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр» Н.В.Нищевой.

16. Приложение.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Речевые игры на коррекцию и профилактику нарушений речи у дошкольников.

Игры на развитие звуковой стороны речи.

«Теремок» Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком.

Игровой материал: нарисованный домик с четырьмя или более окошками. Под окошками кармашки, куда вставляются картинки. В чердачном окошке-буква.

Ход игры: ребенку дается набор картинок. Он должен отобрать и «поселить» в домик только те картинки, в названии которых есть заданный звук. Задание можно усложнить: заданный звук находится либо в начале слова, либо в середине слова, либо в конце слова.

«Звуковые домики» Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал: карточки-домики со схемами расположения звука в словах (одно клетка закрашена в начале, конце или середине схемы, предметные картинки.

Ход игры: ребенок получает предметные картинки, расставляет их в «домики», в зависимости от местоположения заданного звука.

Слова на заданный звук. Придумать слово на заданный звук не так просто, как нам кажется. Это целый ряд мыслительных операций, необходимых в дальнейшем при обучении письменной речи.

Придумывание слов на заданный звук: сначала — любых слов на какой-либо звук, а потом — по изучаемой лексической теме. Например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…).

Игры на развитие лексико-грамматического

строя речи.

«Кто что делает?» Наличие разнообразных глаголов обогащает нашу речь, помогает различать их многочисленные смысловые оттенки.

Учим подбирать слова-действия: «Что делает яблоко?» (зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниёт…); «Что делает волк?» (рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает…); «Что делают врач, шофёр?..» (при изучении профессий).

«Цветные предложения» К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.

Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.

«Назови ласково» Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Исправь ошибку» Упражнения по определению взаимоотношений действующих лиц. Обращается внимание на окончания и предлоги, которые оформляют смысл высказывания. Примеры предложений: «Груша ест мальчика», «Пол стоит на диване», «Окно смотрит в мальчика» и т. п. Ребёнок должен понять, что хотели сказать, и исправить ошибку, пользуясь только словами из предложения. Можно менять их место, окончания, но не сами слова.

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.

«Угадай, кто мой друг» Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных. Для каждой игры-занятия отдельная тема – домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

«Отвечай быстро» Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства какого-либо предмета – цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый … (мяч)
высокий, прочный, кирпичный … (дом)
рыжая, пушистая, хитрая…(лиса)
зеленая, колючая, нарядная… (ёлка)

«Скажи по-другому» Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: “Машина быстро ехала по шоссе”. А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы, другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге).

 «В чем причина?» Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: “Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки”. Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими (“Забрали на ремонт”), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

 «Микрофон» Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность.В эту игру играют не меньше 5 человек. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
 

«Третий лишний» В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

-дождь,снег,река;
-врач,турист,шофер;
-тень,солнце,планета;
-мороз,вьюга,январ

 «Какое что бывает» Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
-Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом)
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

«Кто без чего не обойдётся» Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?”. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия. Примерные задания: 
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради).

 «Угадай картинку» Логопед раскладывает перед ребенком карточки с изображением предметов (на начальном этапе берутся односложные слова). Затем предлагает ребенку угадать, какой предмет задумал логопед. Например: я загадала предмет, первый звук у которого – ш-, а последний –р-. Какой предмет я загадала? Ребенок выбирает из предложенных карточек. Ответ-шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционной работы

Программа коррекционной работы...

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.

    Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагог...

программа коррекционной работы в основной школе

программа коррекционной работы...

Программа коррекционной работы в МАОУ СОШ №1 в рамках реализации ФГОС ОО в 5-9 классах

     Программа коррекционной работы для учащихся основного общего образования  разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального...