Урегулирование конфликтов с участием детей с ОВЗ
статья на тему

Светлова Мария Юрьевна

В статье рассматривается конфликтное поведение учащихся с ОВЗ. Большая часть таких детей не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с такими детьми должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей с ОВЗ адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам учащийся, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. В связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности. Это даст возможность ребятам действовать в конфликтных ситуациях ненасильственными методами, применяя методики и процедуры последовательного решения проблемы через переговоры, медиацию и принятия решения на основе консенсуса. А также позволить преподавателям управлять поведением учеников без силовых способов принуждения и подчинения, акцентируя внимание на личную ответственность и самодисциплину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uregulirovanie_konfliktov_s_uchastiem_detey_s_ovz.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урегулирование конфликтов с участием детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения образования. Специальные условия - это необходимые для детей с ОВЗ приспособления, технологии, способы, методы, программы, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод [3].

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своем обществе. Но необходимо отметить, что с процессом включения таких детей в массовые образовательные учреждения связано много сложностей [3, 4].

Большинство детей с ОВЗ отличается низкой познавательной активностью, что проявляется в отсутствии интереса к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности, безучастии, безразличии. Для таких детей характерны расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — в виде заторможенности, застенчивости, робости. Повышенная эмоциональная возбудимость у них может сочетаться с плаксивостью, капризностью. Незрелость, которая проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. В результате это приводит к трудностям социальной адаптации и увеличению конфликтных ситуаций [2].

Конфликт – социальное явление, которое естественно для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности учащегося, социальную ситуацию его развития, иметь представление о социальном окружении ребенка (семья, внеучебная деятельность, интересы). Конфликтное поведение учащихся с ОВЗ усугубляется наличием дефекта [7].

Индивидуальные особенности развития учащихся с ОВЗ как факторы, способствующие возникновению конфликтов:

Необходимо отметить, что они не обязательно будут встречаться у учащегося с ОВЗ, но есть некоторая предрасположенность.

  1. Негативное влияние на личность ребенка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затрудненной социальной адаптацией.
  2. Большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. В связи с этим в учебно-воспитательном процессе особое внимание при работе с такими детьми должно уделяться предотвращению, профилактике и урегулированию конфликтов. Педагоги должны научить детей с ОВЗ адекватным методам урегулирования конфликтов. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам учащийся, а также его родители и школа, необходимо заранее знать каковы могут быть проявления конфликтности в этом возрасте. И в связи с этими знаниями строить воспитательный процесс, который должен быть направлен на уменьшение агрессивности и конфликтности.
  3. Завышенная или заниженная самооценка своих возможностей и способностей.
  4. Стремление к лидерству.
  5. Консерватизм мышления, взглядов, убеждений.
  6. Излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях.
  7. Определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

В ходе исследований установлено, что учащиеся с ОВЗ намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый                                    социально-психологический климат в классе или учительском коллективе [2].

Рекомендации по профилактике конфликтного поведения

учащихся с ОВЗ

  1. Важное значение имеет внедрение в педагогическую практику здоровьесберегающих технологий, способствующих снижению конфликтогенных факторов развитию позитивных взаимоотношений в формальных и неформальных структурах школьного социума.
  2. Отказаться от стратегии сглаживания и игнорирования конфликтов в пользу стратегии своевременного распознавания конфликта (его типа и причин), поиска эффективных методов разрешения конфликтов, предупреждения возникновения конфликтов.

Разработка стратегии поведения педагога в ходе конфликта.

Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим учеником, учитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию [6].

 Задачи по разрешению конфликта состоят в следующем:

- необходимо выяснить причину конфликта;

- определить цели ученика;

- наметить сферы сближения точек зрения с учеником;

- уточнить поведенческие особенности ребенка.

Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:

  • Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью?
  • Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих?
    Все ли одинаково стремятся к этим целям? Есть ли общая цель, которая могла бы объединить усилия конфликтующих? Разногласия сторон касаются цели деятельности или средств для ее достижения?
  • Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы.
  • Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения?

Рекомендации по разрешению конфликта                                                        с участием учащегося с ОВЗ:

  1. Наилучшими предпосылками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить ребенка до стресса.
  2. Необходимо выбрать оптимальную для данной ситуации стратегию поведения в конфликте:
  • достижение компромисса;
  • приспособление к нуждам другого (особенно ребенка с ОВЗ);
  • настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте;
  • уклонение от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен;
  • сотрудничество для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

Ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства [7].

Литература:

1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа». // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»», 14-16 ноября, 2010.

2. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

3. Инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Проект Концепции инклюзивного образования в Санкт-Петербурге // http://www.socspb.ru/barcamp/temyi-obsuzhdenij/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-sankt-peterburge

4. Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19–20 июня 2008 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 215 с.

5. Кухарчик П. Д. Проблемы подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования в республике Беларусь // Материалы международной конференции «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.С. 55-57

6. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г. Мета, Г. Похмелкина / Перевод с немецкого Г. Похмелкиной. – Москва.: Издательство «VERTE».2004.-320 с.

7. Мелетичев В.В. Конфликты в образовательном учреждении: психологические основы, причины, профилактика, разрешение: учеб. пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 122с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы урегулирования конфликтов

Методы урегулирования конфликтов - памятка для педагогического работника....

Урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса.

В нашей школе для предотвращения и урегулирования конфликтов между учениками проводятся занятия (тренинги), которые проводит психолог. Во время прохождения тренинга дети учатся не только конструктивно...

Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов работников учреждения

Положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов работников учреждения (далее – Положение) разработано и утверждено с целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельн...

Доклад "Служба школьной медиации в урегулировании конфликтов"

Школьная медиация - явление относительно новое в современной школе. Доклад знакомит слушателей с понятием "медиация", задачами СШМ, методами работы, приемами, документами. Предлагается также презентац...

Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»

laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...

Презентация занятия с подростками по теме "Стили урегулирования конфликта: сотрудничество"

Презентация содержит основную информацию о сотрудничестве как стиле урегулирования конфликта....

Эссе на тему «Роль куратора ШСП в реализации урегулирования конфликтов в ОО».

Эссена тему «Роль куратора ШСП в реализации урегулирования конфликтов в ОО»....