Мои разработки
учебно-методический материал по теме

Юрьева Ирина Владимировна

Методичекие рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с детьми младшего школьного   возраста с лёгкой степенью умственной отсталости

         Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при обучении детей.

         Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленная ранее умственная отсталость становится очевидной. Поэтому знание психолого- педагогической характеристики детей школьного возраста с нарушением интеллекта необходимо всем специалистам, работающим с умственно отсталыми школьниками. К детям с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относятся дети со стойким, необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозг имеющего диффузный характер. Особенностью данного дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций — отражения регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Ощущение и восприятие. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей изучены психологами ( М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объёма воспринимаемого материала. Узость восприятия мешает ребёнку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации.  

Мышление. Имеет место бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, Умственно отсталые дети с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу. Нарушен процесс анализа и синтеза.

Память.  Как показывают исследования (Х.С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляются, прежде всего, в том, что программу четырех классов массовой школы умственно отсталые дети усваивают за 7-8 лет обучения. Среди недостатков памяти отметим: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, а также несовершенство переработки воспринимаемого материала.

Внимание. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательных школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.

Эмоционально-волевая сфера. Л.С. Выготский писал, что «именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка». Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.

Моторика. Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

          При правильном воспитании умственно отсталого ребенка в условиях специальных учреждений он может стать человеком, который в состоянии адекватно относиться к окружающему, самостоятельно жить и работать.

           Однако воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно, поскольку, как уже говорилось, их развитие происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.  Ряд особенностей умственно отсталых детей обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. п. Эти особенности, в свою очередь, обусловливают известную инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых умственно отсталых детей обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников.

         Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. Речевые нарушения у умственно отсталых детей разнообразны по своим механизмам, проявлениям, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Умственно отсталые школьники испытывают особые трудности при изучении русского языка и чтения. В их основе лежит целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата. Коррекция звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у детей с нормальным интеллектом.

         У умственно отсталых школьников выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание активного словаря над активным.

          Несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.

          Таким образом, все вышеперечисленные недостатки в развитии речи умственно отсталого школьника затрудняют овладение им письмом и чтением, особенно в овладении орфограмм (правил) русского языка. В зависимости от степени умственной отсталости и от индивидуальных особенностей каждого школьника может строиться работа педагога.

Приемы

 Так, например, для лучшего усвоения правил русского языка обучающимся с ОВЗ я предлагаю следующие приёмы воздействия на все психические функции, которые можно использовать на всех уроках.  В частности, на этапе закрепления темы «Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу».

«Найди и обведи». Предлагается ряд слов с сочетанием жи-ши ча-ща и т.д. Обведи красным цветом слова с жи-ши, а синим цветом слова с ча-ща . Посчитай, сколько слов обведено красным цветом, сколько синим. Посчитай, сколько слов нашёл с тем и другим правилом. Такое же упражнение можно использовать с другими сочетаниями и при изучении других правил русского языка.

 «Найди слова с жи - ши и подчеркни их» Этот приём можно использовать на уроке чтения в виде речевой зарядки в начале урока.

«Помоги буквам подружиться». Обведи буквы. Закрась нужным цветом. Оживи их, подрисуй им ножки и нарисуй, как они держатся за руки. Этот приём можно использовать на русском языке и на уроке рисования.

«Собери буквы» Выложи сочетание чу-щу из ниток ( палочек). Это упражнение можно использовать на этапе закрепления, как пальчиковую зарядку.

«Лепим правила»  На уроке труда можно взять приём на закрепление правила в начале урока. («Мы сегодня на уроке русского языка изучили правило «сочетание чу- щу», а сейчас на уроке труда мы вылепим это правило. Вылепите сочетания чу-щу, оживите буквы, слепите ножки и ручки покажите, как они дружат между собой»).

«Найди словечко». Этот прём можно использовать уроке математики при работе с задачей. Найди в задачи слова на правило жи-ши, которое мы изучали на русском языке.

Отдельное внимание уделяется развитию приемов пескографии при работе с детьми с ОВЗ. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на ребенка завораживающе. Рисуя песком, ребенок входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит особенно для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

      Рисование песком способствует так же борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

«Песочная анимация». Детям предлагается не просто нарисовать букву, но и нарисовать слово, начинающееся на эту букву. Далее виды работ усложняются: нарисовать животных, деревья, персонажей сказок и многое другое.  В ходе работы и по окончании ее обучающийся сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д.) Этот вид творчества является важным, так как он помогает ускорить формирование речи и мышления. Работа с песком приносит колоссальные изменения образно – логичного и образного мышления обучающихся с ОВЗ. Данный метод мною используется не только на уроках русского языка, но и на уроках развития речи, чтения.

Все вышеперечисленные приёмы позволяют учащимся с умственной отсталостью лучше усвоить правила русского языка.

Библиографический список

1. Левченко И. Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Медведева Е. А., Добровольская Т. А.// Педагогическое образование.-2001.Изд. Академия.-248 с.