Нарушение фонетико-фонематического восприятия учащихся начальной школы. Введение.
учебно-методический материал на тему

Насырова Роза Равиловна

Данный материал может быть использован в просветительской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_formirovanie_fonematicheskogo_vospriyatiya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение фонетико-фонематического восприятия учащихся начальной школы.

        

        Основной задачей начального периода школьного обучения учащихся родному русскому языку является овладение грамотой. Педагог должен сформировать у ребенка представление об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Для овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития речи находят более и менее отчетливое выражение в письме, что приобретает иногда характер хронических ошибок.

        На этапе осуществления записи временная последовательность звуков в слове преобразуется в пространственную последовательность графических знаков. Поэтому для формирования полноценных навыков письма существенно состояние у детей некоторых неречевых функций, а именно:  зрительно-пространственного различения, кожно-осязательного (тактильного) пространственного различения, костно0мышечного (кинестетического) пространственного различения, временных представлений.

        Многие исследователи отмечают, что нарушение чтения и письма  (дислексия и дисграфия) обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, схемы тела и чувства ритма.

        У детей с нарушением письма и чтения имеются трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности. Например, им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Профессор Б.Г.Ананьев указывал на связь ошибок в чтении и письме, трудностей в овладении математикой и физкультурой у части младших школьников с недостатками временно-пространственной ориентации. У этих детей также наблюдается отставание в развитии метаязыковых способностей, то есть трудности деления текста на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слогов на звуки.

        Нарушение фонетико-фонематического восприятия у учащихся начальной школы, наблюдается при фонематической дислексии и акустической дисграфии. Они вызываются недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза.

        Нарушения связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонема, то есть неточным различием звуков речи. Многие школьники с трудом дифференцируют звуки, сходные акустически и артикулярно. Наиболее сложными для дифференциации являются такие пары звуков: звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие и шипящие, а также аффрикаты (ц-с,ч-щ), сонорные (р-л, й-л). Замены гласных (о-у, ё-ю).

        Нарушение чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются по буквенному чтению, искажению звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Чаще всего у детей с нарушением чтения оказывается несформированным самый сложный вид фонематического анализа: определение количества, последовательности и места звуков в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью.

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом и умственной отсталостью....

Презентация: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у учащихся начальной школы".

Данная презентация затрагивает одну из самых серьезных проблем, возникающих в  период обучения в начальной школе - нарушение осанки у детей. В работе рассмотрены пути решения проблемы через занят...

"Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи" составлена для учащихся первых классов с ФФН  (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами...

"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...