Педагогический проект "Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения"
проект (6 класс) на тему

        Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из доминирующих компонентов  процесса обучения при компетентностном подходе.

         Самостоятельность является одним из главнейших качеств обучающихся и важнейшим условием их обучения. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит его мышление и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний на практике.             Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_samostoyatelnaya_rabota.docx66.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»

Педагогический проект

 «Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения»

                                          Руководитель: Колесникова Л.В.,

                                                 учитель математики высшей категории

пос. Нартас

2016

  • Тема проекта

 «Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

  • Актуальность

        Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из доминирующих компонентов  процесса обучения при компетентностном подходе.

         Самостоятельность является одним из главнейших качеств обучающихся и важнейшим условием их обучения. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит его мышление и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний на практике.             Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.

  • Проблема

        Формирование навыков самостоятельной работы

  • Цель

       Целью исследования является  изучение особенностей формирования навыков самостоятельной работы у учащихся  специальной (коррекционной) школы, создание условий для развития навыков самостоятельной работы на уроках математики. Дальнейшее совершенствование методов формирования навыков самостоятельной работы на материале темы: "Действия с целыми числами"

  • Задачи

  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения
  •  Стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности
  • Применение на практике и в жизни полученных знаний
  • Осуществление регулярного контроля за успеваемостью учащихся по математике

  • Основное содержание проекта

Методы достижения поставленных целей:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы
  • изучение медико-педагогической документации;
  • изучение и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного опыта работы в специальной (коррекционной) школе в качестве учителя математики;
  • наблюдение за деятельностью учащихся;
  • беседа с учителями;
  • проведение педагогического эксперимента констатирующего, включающего анализ письменных контрольных работ и самостоятельных работ учащихся, в ходе которого проявлялась эффективность разработанной нами системы упражнений самостоятельных работ.

  • Ресурсы

  • Кадровое обеспечение:

Образование высшее, педагогическое, МГПИ им. Н.К.Крупской, физико-математический факультет

  • Материально-технические ресурсы:

Класс-кабинет

  • Мотивационные ресурсы:

Система морального и материального поощрения

  • Программно-методические ресурсы:

АООП по математике

  • Нормативно-правовые ресурсы:

«Закон об образовании в РФ», национальная образовательная инициатива «Наша «Новая школа» 

  • Цифровые образовательные:

Интернет-ресурсы, комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал), справочные материалы по темам, задания и тесты, коррекционные упражнения, кроссворды, дидактические игры, занимательные материалы, созданные посредством программ Power Point,  Microsoft Word

  • Целевая аудитория

Обучающиеся 5-6 классов

  • План реализации проекта

Срок реализации 3года

I. Диагностический

1. Постановка проблемы.

 2. Чтение научно-методической литературы

3. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Первая  четверть

(1 год)

2014-2015 учебный год

Конспекты

Памятки

Рекомендации

II. Прогностический

1.Определение целей и задач работы над темой:

  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.
  • Развитие творческого мышления.
  • Стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности.
  • Осуществление регулярного контроля за успеваемостью учащихся по математике.

2.Определение системы мер, направленных на решение проблемы:

 

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
  • планировать и проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету

Прогнозирование результатов:

Повышение учебной мотивации, формирование вычислительных навыков, повышение качества знаний, подготовка к самостоятельной жизни

Вторая четверть

2014-2015 учебный год

Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов

III. Практический

а) научно-методическая работа

б) Опытно-экспериментальная работа.

1. Изучение и внедрение в практику изученных технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Отбор наиболее удавшейся технологии для дальнейшей работы.

1. Организация  самостоятельной работы учащихся

2. Применение различных самостоятельных работ или их элементов  для  конструирования уроков

3.  Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов.

4. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом работы.

Третья, четвёртая четверть

2014-2015 учебный год

2 год, 3 год

2014-2015

учебный год

Конспекты

Написание исследовательских работ, создание  проектов

Написание конспектов уроков, составление презентаций, написание докладов

IV. Обобщающий

1. Разработка конспектов уроков с применением самостоятельных работ

2.  Разработка методических рекомендаций по применению самостоятельных работ.

3. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов.

4. Оформление результатов работы по теме самообразования. 

2 год, 3 год

2015-2016

учебный год

Оформление методической папки

Написание рабочей программы

Методико-дидактические

материалы

Обобщение опыта работы

V. Внедренческий

1. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы. 

2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы.

3. Посещение уроков своих коллег.


3 год

2015-2016

учебный год

3. Обобщающий

1.Проанализировать результаты работы по данной программе.

  1. Проведение итоговой диагностики.
  2. Создание методической копилки.
  3. Оформление результатов деятельности по программе в виде отчёта, электронной презентации, практических рекомендаций, публикаций в печати.

  • Ожидаемые результаты

  • Повышение качества преподавания предмета;
  • Разработка учебных рабочих программ (АООП) по математике,  в связи с требованием ФГОС
  • Применение различных образовательных технологий или их элементов  для  конструирования уроков; разработка и апробирование  индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, дидактических материалов, тестов для проведения самостоятельных работ.
  • Доклады, выступления на заседаниях МО, педчтениях, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
  • Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме, оформление результатов работы по теме самообразования.

        

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Республики Марий Эл «Нартасская школа-интернат»

Педагогический проект

 «Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения»

                                          Руководитель: Колесникова Л.В.,

                                                 учитель математики высшей категории

пос. Нартас

2016

  • Тема проекта

 «Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

  • Актуальность

        Внимание к проблеме развития самостоятельности обучающихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке обучающихся к их дальнейшей трудовой деятельности. Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся — одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из доминирующих компонентов  процесса обучения при компетентностном подходе.

         Самостоятельность является одним из главнейших качеств обучающихся и важнейшим условием их обучения. Самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит его мышление и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний на практике.             Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.

  • Проблема

        Формирование навыков самостоятельной работы

  • Цель

       Целью исследования является  изучение особенностей формирования навыков самостоятельной работы у учащихся  специальной (коррекционной) школы, создание условий для развития навыков самостоятельной работы на уроках математики. Дальнейшее совершенствование методов формирования навыков самостоятельной работы на материале темы: "Действия с целыми числами"

  • Задачи

  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения
  •  Стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности
  • Применение на практике и в жизни полученных знаний
  • Осуществление регулярного контроля за успеваемостью учащихся по математике

  • Основное содержание проекта

Методы достижения поставленных целей:

  • анализ психолого-педагогической и методической литературы
  • изучение медико-педагогической документации;
  • изучение и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного опыта работы в специальной (коррекционной) школе в качестве учителя математики;
  • наблюдение за деятельностью учащихся;
  • беседа с учителями;
  • проведение педагогического эксперимента констатирующего, включающего анализ письменных контрольных работ и самостоятельных работ учащихся, в ходе которого проявлялась эффективность разработанной нами системы упражнений самостоятельных работ.

  • Ресурсы

  • Кадровое обеспечение:

Образование высшее, педагогическое, МГПИ им. Н.К.Крупской, физико-математический факультет

  • Материально-технические ресурсы:

Класс-кабинет

  • Мотивационные ресурсы:

Система морального и материального поощрения

  • Программно-методические ресурсы:

АООП по математике

  • Нормативно-правовые ресурсы:

«Закон об образовании в РФ», национальная образовательная инициатива «Наша «Новая школа» 

  • Цифровые образовательные:

Интернет-ресурсы, комплекты дидактических материалов (учебники, таблицы, раздаточный материал), справочные материалы по темам, задания и тесты, коррекционные упражнения, кроссворды, дидактические игры, занимательные материалы, созданные посредством программ Power Point,  Microsoft Word

  • Целевая аудитория

Обучающиеся 5-6 классов

  • План реализации проекта

Срок реализации 3года

I. Диагностический

1. Постановка проблемы.

 2. Чтение научно-методической литературы

3. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии, инновационным технологиям

Первая  четверть

(1 год)

2014-2015 учебный год

Конспекты

Памятки

Рекомендации

II. Прогностический

1.Определение целей и задач работы над темой:

  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.
  • Развитие творческого мышления.
  • Стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности.
  • Осуществление регулярного контроля за успеваемостью учащихся по математике.

2.Определение системы мер, направленных на решение проблемы:

 

  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
  • осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
  • планировать и проводить открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету

Прогнозирование результатов:

Повышение учебной мотивации, формирование вычислительных навыков, повышение качества знаний, подготовка к самостоятельной жизни

Вторая четверть

2014-2015 учебный год

Написание темы, целей, задач, плана работы, прогнозируемых результатов

III. Практический

а) научно-методическая работа

б) Опытно-экспериментальная работа.

1. Изучение и внедрение в практику изученных технологии на основе мотивации и активизации учащихся.

2. Отбор наиболее удавшейся технологии для дальнейшей работы.

1. Организация  самостоятельной работы учащихся

2. Применение различных самостоятельных работ или их элементов  для  конструирования уроков

3.  Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов.

4. Выступление на заседании школьного МО, педагогических чтениях с самоанализом работы.

Третья, четвёртая четверть

2014-2015 учебный год

2 год, 3 год

2014-2015

учебный год

Конспекты

Написание исследовательских работ, создание  проектов

Написание конспектов уроков, составление презентаций, написание докладов

IV. Обобщающий

1. Разработка конспектов уроков с применением самостоятельных работ

2.  Разработка методических рекомендаций по применению самостоятельных работ.

3. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, тестов.

4. Оформление результатов работы по теме самообразования. 

2 год, 3 год

2015-2016

учебный год

Оформление методической папки

Написание рабочей программы

Методико-дидактические

материалы

Обобщение опыта работы

V. Внедренческий

1. Использование опыта проведенной работы в процессе дальнейшей работы. 

2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы.

3. Посещение уроков своих коллег.


3 год

2015-2016

учебный год

  • Ожидаемые результаты

  • Повышение качества преподавания предмета;
  • Разработка учебных рабочих программ (АООП) по математике,  в связи с требованием ФГОС
  • Применение различных образовательных технологий или их элементов  для  конструирования уроков; разработка и апробирование  индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся, дидактических материалов, тестов для проведения самостоятельных работ.
  • Доклады, выступления на заседаниях МО, педчтениях, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
  • Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме, оформление результатов работы по теме самообразования.

  • Список источников информации

Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе», - М.: Просвещение, 1985г.

Грецова Р.Г.  «Организация самостоятельной работы с учащимися на уроках математики», - М.: Педагогика, 1987г.

Груденов Я.И. «Совершенствование методики работы учителя математики», - М.: Педагогика, 1990г.

Демидова С.И., Детищева Л.О. «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике: формирование умений самостоятельной работы», - М.: Просвещение, 1985г.

Залялетдинов Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе Москва «ВАКО», 2007

Кабалевский Ю.Д. «Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: книга для учителя», - М.: Педагогика, 1988г.

Никитина Н.Н. Математика в пословицах,                                                                            загадках и стихах Санкт- Петербург, 2007

Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Москва ВЛАДОС, 2001.

Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении», - М.: Просвещение, 1980г

Н.Н.Никитина Математика в пословицах,                                                                       загадках и стихах Санкт- Петербург, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Занятия в заочной физико-технической школе как одна из форм развивающего обучения в средней школе"

Всем нынешним выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ.Как им помочь? - думают родители и учителя.Конечно , нужны дополнительные занятия.Надо обратиться к профессионалу. Система работы школьного факульт...

Система организации самостоятельной работы обучающихся на уроках математики 5-11 классов, как одной из форм развивающего обучения

В настоящее время новое понимание качества образования выводит на первый план развитие учащихся к самоопределению в деятельности и общении, самоизмерению, раскрытию природного дара человека, развитие ...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Актуальность методической разработки обусловлена решением задач, поставленных перед современным математическим образованием:устранение излишней формализации обучения, усиление прикладной направленност...

Статья на тему "Интернет -уроки математики как одна из форм дистанционного обучения"

В данной статье дается  краткий   анализ дистанционного обучения в школе и  Интернет - уроков в частности, а также  приводится план-конспект урока  математики...

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики  как одна из форм развивающего обучения...

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

В докладе рассматриваются формы и виды самостоятельной работы...

Самостоятельная работа как одна из форм развивающего обучения

Доклад по математике для выступления на школьном МО и для самообразования...