Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности
рабочая программа ( класс) на тему

Виролайнен Евгения Валерьевна

Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnyy_komponent_2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Коррекционный компонент.

        Компонент психолого – педагогического сопровождения,

учителем – логопедом   Виролайнен Е.В. для ребенка имеющего системное недоразвитие речи  тяжелой степени выраженности

Ксении С.

 на 2015-2016 учебный год.

.         У Ксении имеется отсутствие речи. Но девочка понимает простую обращенную к ней речь ( «Надуй щеки», «Улыбнись», «Встань» ,«Сядь», «Принеси», «Положи», «Открой», «Закрой», «Дай», «Повтори» и т.д.). Иногда (очень редко) Ксения способна повторить какие –то отдельные слова (из бытовой лексики) в игровой деятельности (признаки эхолалии), но новые слова, звуки девочка пока не произносит.

       У Ксении развита мимическая мускулатура, она способна перед зеркалом строить различные рожицы, она способна выполнять артикуляционные кпражнения.

       Если девочка понравился игровой или раздаточный материал, то она способна с ним работать длительное время.

         Для выработки умения выполнять какое – либо действие требуется  систематическое повторение действий, с опорой на наглядный материал или по подражанию. Ксения не всегда принимает помощь, иногда она диктует что будет делать педагог на уроке с игровым или раздаточным материалом.

        У ребенка слабо развита общая и мелкая моторика . Ведущая рука правая, но может работать и левой рукой. На уроках девочка всегда работает под контролем учителя, инструкции выполняет не всегда. Внимание – неустойчивое,  работоспособность – средняя, не  требуется частая смена видов деятельности на занятии.

      Эмоционально-волевая сфера развита недостаточно.  Ей знакомо и она способна испытывать чувство как радости (улыбается, протягивает руку), так и злости (стучит по своей челюсти, по голове, по рукам взрослого, громко кричать). Если она недовольна, то выражается это через крики, лежанием  на полу, ударами руки по челюсти. Девочка не расстраивается из-за неудач, у нее может меняться настроение  в зависимости от соматического состояния.

      Ксения способна короткое время  смотреть за происходящим на экране, но с картинным материалом работать пока очень трудно: девочка уже способна  фиксировать взгляд на картинках, но они ее не привлекают. Девочка может повторять действия по подражанию, слушая стихи, потешки.

     В игровой деятельности присутствуют нарушения: не владеет в полном объеме предметно-манипулятивной деятельностью, преобладают стереотипные действия с предметами.

Цель: Формирование первичных произносительных навыков, способствующих успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализацией неговорящего ребенка с тяжелой умственной отсталостью. Обогащение пассивного словаря

Направле-ния коррекци-онной работы

Задачи на период

Режим и формы работы

Показатели достижений

Контроль но – измерительные материалы

Формиро-вание умений и навыков необходи-мых для усвоения програм-много материала

1.Формировать невербальные формы коммуникации;

2.Формировать умение воспринимать себя и партнера в зеркале, на фотографиях;

3.Формировать умение фиксировать взгляд на лице партнера, картинном материале, пиктограммах;

3.Формировать навыки самообслуживания;

4.Развитие звукоподражания.

Индивидуальные занятия  2 раза в неделю

Вторник 9.00

пятница  9.00

Фиксирует взгляд на партнере, картинном материале, пиктограммах;

адекватно реагирует на свое изображение в зеркале и фотографиях; использует жестовую речь;

отраженно повторять гласные звуки; наводит порядок на рабочем месте

Анализ сформиро-ванных умений и навыков,  выполне-

ние инструк –ции; беседы с родителя –ми; наблю-

дение за ребенком в деятельности.

Формиро

вание УУД

Формировать стереотип работы.

Индивидуальные занятия  2 раза в неделю

вторник 9.00

пятница  9.00

Умеет выполнять задание после инструкции или по образцу;  умеет  отвечать на вопро- сы с помощью жестов, звукопо-

дражания, наглядного материала.

Анализ сформиро-ванных умений и навыков, выполне- ние инструк- ций

Коррекция отклоне-ний в развитии

1)Вызыва

ние речи;

2) Сенсор- ное и сенсомоторное  

развитие

3)Развитие слуховоговнимания и слуховой

памяти

 

4)Развитие пространственных представлений,

зрительно-моторной координации

5)Формирование невербальных средств коммуникации

6)Обогаще ние словаря

1)Формировать  речевое дыхание; развивать артикуля- ционную моторику; развивать активную подражательную речевую деятельность; воспитывать потреб- ность в речевом общении.

2)Развивать общую координацию и мелкую моторику рук, конструктивного праксиса; развивать ориентировку в цвете;

развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, форме, цвету  предметы; развивать пространственное восприятия;

развивать осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовых качеств.

3)Развивать слуховое внимание и слуховую

память; формировать умение слушать стихи, потешки.

4) Формировать умение показывать части тела; учить ориентироваться в пространстве среди окружающих предме- тов, на листе бумаги, формировать графо – моторный навык.

5)Формировать умение высказывать свои потребности с помощью жестов, мимики, пиктограмм, фотографий; Обучать ответам на вопросы кто это? что это? что делает? с помощью картинок, пиктограмм, мимики, жестов;

Обучать с помощью жестов применять слова «спасибо», «нет», «да»;

6)Обогащать пассив-

ный словарь; Обучать понимать обобщающие слова: игрушки, одежда,  животные, продукты питания;

Развивать понимание простых предложений в ситуативной речи и

 выполнять одно- и двухступенчатые инструкции;

Индивидуальные занятия  2 раза в неделю

вторник 9.00

пятница  9.00

1)Выполняет задания по инструкции или образцу; использует в речи звукоподражание; вступает в беседу с помощью невербальных средств общения.  2)умеет выделять и группировать  предметы по описанию и называнию;

3) реагирует на неречевые звуки, соотносит их с предметами;

слушает  и проявлять интерес к речевым высказываниям логопеда, потешках, стихам;

4)показывает на себе и картинном материале части тела; держит правильно карандаш, владеет элементарными навыками рисования, ориентируется на листе бумаги, в классе и в школе.

5) активно использует жесты, мимику, пиктограммы в общении со взрослым.

6) Соотносит картинку со словом; выбирает предметы по обобщающему слову; выполняет простые инструкции.

Анализ сформиро-ванных умений и навыков; выполне-

ние инструк –ции; беседы с родителя –ми; наблю-

дение за ребенком в деятельности.

Навыки социального взаимодействия

Развивать базовые способы невербальной коммуникации; адаптировать в социуме

Индивидуальные,

фронтальные занятия, мероприятия

Участие в классных и школьных мероприятиях;

Вступает в контакт со взрослыми, детьми.

Анализ способнос-ти к установле-нию контакта с детьми и взрослыми.

Тематический план занятий с ребенком 2 года обучения, имеющего системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности (2015-2016 уч. год):

Сроки реализации программного материала : с 1сентября по 28 мая.

Программа рассчитана на 34 занятия, 2 раз в неделю.

Тема

Примерное количество часов

1. Встреча. Общение

2

2. Обследование речи, общей и мелкой моторики

4

3. Подражание действий губ, глаз, щек

6

4. Активизация ощущений собственных движений с помощью

    различных поверхностей

8

5. Выполнение действий по подражанию (вкладыши)

2

6. Выполнение действий по инструкции (вкладыши)

4

7. Выполнение действий по подражанию (собери узор)

6

8. Выполнение действий по инструкции или образцу (собери

    узор)

10

9. Выполнение действий по подражанию (дай – возьми –

       положи)

6

10. Выполнение действий по инструкции (дай – возьми –

       положи)

8

11. Выполнение действий по образцу ( убери в….)

6

12. Выполнение действий по инструкции ( убери в….)

6

Всего 68 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

План индивидуальной логопедической работы с обучающимся 3 класса с системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости С-вым Данилой

План логопедической работы составлен для индивидуальных занятий  с учеником, имеющим системное недоразвитие  речи средней степени при умственной отсталости, полиморфное нарушение звукопроизн...

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Коррекционно -развивающая программа учителя логопеда для учащихся с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

В настоящее время значительно увеличилось количество поступающих в школу учащихся с системным недоразвитием речи. Логопедическое сопровождение в условиях кор...