Тринарный урок "Картофельный бум".
план-конспект урока (6 класс) на тему

Тринарный урок "Картофельный бум"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trinarnyy_urok.doc959.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра общественных дисциплин

Социальная компетентность как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

(тринарный урок: «Картофельный бум»)

Исполнители:

Казанцева Галина Афанасьевна

учитель биологии МК СОШ;

    Терехова Лариса Владимировна

учитель сельскохозяйственного труда;

     Табачник Надежда Алексеевна

учитель социально-бытовой ориентировки

Консультант:

Петунин Олег Викторович

Кемерово 2013

Введение

        Актуальность.

        Образование – один из социальных институтов в системе общественного разделения труда, ориентированный на выполнение двух специфических задач:

а) превратить имеющийся в обществе социокультурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они нуждаются в нем для полноценной и приносящей удовлетворение жизни;

б) сформированность у человека способность к обогащению имеющегося опыта современным вкладом.

В связи с изменениями, происходящими в современном российском обществе и ускорением темпов его развития, возникает необходимость изменения модернизации образования.         Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию.         Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является также их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию.

        Применительно к учебному процессу это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала школьных предметов.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам в школе. В настоящее время обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В связи с этим в педагогике появился термин - «компетентность», означающий интегральное качество личности, проявляющиеся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Особенно важно выделить социальную компетентность как основной фактор социализации.

Социальная компетентность – умение полноценно жить и работать в трудовом коллективе, в команде [21].        

        В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социальной компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребёнка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей специальной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с интеллектуальной недостаточностью направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе[6].

        Социализация – определяет процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.

        Социальное расслоение, усугубляющееся в современном российском обществе, находит своё отражение в системе образования, что особенно и остро испытывают  на себе дети с ограниченными возможностями здоровья. Для них особенно важно овладение социальной компетентностью.

        Для наиболее успешного обучения детей с дефектами в развитии возрастают требования к психолого – педагогической компетентности учителя.

Учителю необходимо наличие умений организовать общение, выстроить гуманистические отношения с детьми таким образом, чтобы способствовать успешному вхождению ребенка в сложный мир социальных отношений и деятельности.

Социальная компетентность как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В педагогической литературе часто используется и уже «устоялся» термин компетентность. Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования. [7] Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко[21], сегодня такой подход оказался недостаточным. Селевко [21] утверждает, что социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений, навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетентности» и «компетенции», более соответствующие пониманию современных целей образования.

        Введение этих понятий в педагогическую практику  средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладевать учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называется компетентностным подходом.

        С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.

        Понятие «компетентность» появилось в отечественном педагогическом лексиконе не в результате его саморазвития, а было заимствовано из зарубежной педагогической литературы. Таково происхождение многих современных «инноваций» [7].

        Компетентность – 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо.

        Компетентный [лат.(competens] соответствующий, способный) – 1) обладающий компетенцией, 2) знающий, сведущий в определённой области.

        Компетенция [лат.competentia- принадлежность по праву]-1) круг полномочий чего-либо, органа или лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом [22].

        В толковом словаре русского языка Д.И. Ушакова[26] компетентность определяется следующим образом: «Компетентность - и, мн. нет, ж. (книж.) отвлеч. сущ. к компетентный К. суждения // Осведомлённость, авторитетность. К. в вопросах политики.

        В толковом словаре Ожегова[16] приводится следующее определение понятиям «компетентный» и «компетенция»

        Компетентный, - ая, - ое; - тен, - тна. 1.Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области (книжн.). Компетентный специалист. Компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (во 2 знач.) (спец.). Передать дело в компетентную инстанцию. Компетенция, - и, ж. (книжн.) 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав. К. суда. Дело входит в чью-нибудь компетенцию [16].

        Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности [7].

        Г. Селевко делает вывод, что понятие компетентность значительно шире понятий знания, умения, навыки, т.к. включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности [21].

        Общую компетентность человека можно представить, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты [12].

        Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

        Классификация компетентностей, по мнению  А. Дахина представляет следующим образом: вершину иерархии компетентностей как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых супер компетентностей [7]. В школьной образовательной практике можно выделить такие  ключевые супер компетентности:

  - математическую компетентность – умение работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);

  - коммуникативную компетентность – уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;

  - информационную компетентность – владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

  - автономизационную – быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

  - социальную – уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

  - продуктивную – уметь работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

  - нравственную – готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам. Компетентности – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация, прежде всего, должна быть адекватна классификации деятельностей. Это трудовая, учебная, игровая, коммуникативная компетентности. Сюда же можно отнести:

- классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность; она дает компетентности в областях: человек- человек, человек - техника, человек-художественный образ, человек - природа, человек - знаковая система;

  - профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

  - предметную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;

  - профильную компетентность в свете современной ориентации школы на профильное обучение.

        Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т. д.

        Компетентности являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в гуманитарных науках и т. д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, транспорта, связи, , с/х и т. д.).

        Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), эстетическую, социальную и поведенческую.

        Сообразно ступеням социального развития и статуса можно выделить:

  - готовность ребенка школе;

  - компетентность выпускника;

  - компетентность молодого специалиста;

  - компетентность специалиста со стажем работы [7].

        Социальная компетентность, по мнению В. Гузеева, представляет собой способность действовать в социуме с учетом позиций других людей [5].

        Г. Селевко определяет социальную компетентность – как умение полноценно жить и работать в трудовом коллективе, команде[21].

Ю.А. Блинков видит полноценность жизнедеятельности в грамотном осуществлении трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность - это система способов деятельности во всех ее видах и формах, соотнесенная с условиями, в которых объект развивается, существует и с которыми он взаимодействует. Иными словами, полноценная жизнедеятельность – стойкое равновесие между человеком и окружающей его средой [1].

        Социализация [от лат. socialis-общественный] - процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе [22].

        В.М. Полонский определяет социализацию следующим образом: социализация - это процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

        Особая роль в современной социализации принадлежит образованию. Образование является необходимым условием социализации почти во всех странах мира. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способность добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит. В процессе обучения осуществляется приобщение каждого нового поколения к определенным правам и обязанностям. В этом процессе дети учатся быть продуктивными членами общества [1].

        Социальное становление человека происходит в течение всей жизни  и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации – семью, школу (или школьный класс), производственную группу.

        Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка – это главное социальное  окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д.

        Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений. Функция эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы является ведущей.

        Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Во – первых, она определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути практически во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу современной школе как институту социализации. Во- вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически  и в течение длительного периода времени (10-12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на обучающихся воспитанников остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, которое она дает.

        Что касается профессиональной группы или трудового коллектива, то их значение в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности [1].

Социальная компетентность ребенка может формироваться только в обществе, в общении его с окружающими. В процессе социализации индивид становится личностью, развивается его способность общаться и взаимодействовать с другими людьми, приобретаются необходимые для этого знания и умения. Исторический опыт и научные исследования показали, что в процессе включения индивида в социальные отношения и благодаря этому происходит изменение развития его психики. Речь идет о развитии «высших» психических функций. Такие «низшие» функции, как наглядно - действенное мышление, эмоциональная память, непроизвольное внимание и др., есть не только у человека, но и у животных. Без взаимодействия человека с другими людьми психика, по мнению Л.С. Выготского, ограничивается низшими психическими функциями. Следовательно, развитие психики включает в себя процессы биологического созревания и социального развития высших психических функций. Под влиянием социализации происходит изменение психики и, одновременно, процесс развития личности [4].

        Целью подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребенка того запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.

Выпускник школы-интерната, вступая в самостоятельную жизнь должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает владение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих, и их помощи в повседневной жизни, повысят уровень их общего развития [6].

        Суть социализации – введение ребенка в мир современных общественных отношений, адаптация к жизни в современном обществе, формирование основных социальных навыков, без которых у выпускника школы не получится стать полноценным его членом. Адекватно вести себя на избирательном участке, правильно заполнить квитанцию об оплате коммунальных услуг, вызвать врача на дом, вернуть в магазин некачественный товар – все эти умения приобретаются именно в процессе социализации. Социализация (наряду с обучением и воспитанием) – один из важнейших образовательных процессов. И хорошо, если школа организует такой процесс и управляет им, дополняя и корректируя социализирующее влияние на ребенка семьи и улицы.

Тринарный урок (биология + сельскохозяйственный труд + СБО)

на  тему  «Картофельный бум»

        Галина Афанасьевна  Казанцева, учитель биологии

        Лариса Владимировна Терехова, учитель

        Надежда Алексеевна Табачник, учитель социально-бытовой ориентировки

        

Цель урока: обобщение и расширение знаний обучающихся о картофеле и закрепление технологии приготовления блюд из него.

        Задачи урока: - Познакомить обучающихся с историей происхождения    картофеля, обобщить знания обучающихся по   технологии      приготовления картофельного пюре, учить     применять их на практике;

                  -Корригировать переключение внимание путем выполнения одного вида деятельности с переходом на другой;

        -Воспитывать самостоятельность, умение работать в команде.

        Тип урока: тринарный (комбинированный с элементами беседы, игровых моментов, практического занятия, выставлением поурочного балла).

        Межпредметные связи: биология, математика, история, письмо.

        Методы и приёмы: Словесный (рассказ, объяснение)

                                           Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация)

                                             Практический (работа в группе, практическая работа).

        Оборудование: Основные понятия по теме — мультимедийное сопровождение (презентация, слайды, иллюстрации, музыкальное сопровождение);

Тематические плакаты: - «Блюда из картофеля», «Новые термины», «Питательная ценность картофеля», «Тепловая обработка картофеля»; бытовые весы.

Кроссворд — загадки, ребусы о картофеле;

Технологическая карта «Приготовление картофельного пюре»;

Продукты: картофель, молоко, сливочное масло, соль, зелень;

Инвентарь для выполнения практической работы: кастрюля, желобковые ножи, картофелемялка, разделочная доска, миска.

Плакат по  технике безопасности при работе с ножом, кипятком, электроплитой.

I. Организационный момент.

        Учитель 1: Здравствуйте те, кто весел сегодня,

                              Здравствуйте те, кто грустит.         

        Учитель 2: Здравствуйте те, кто общается с радостью,

                              Здравствуйте те, кто молчит.

      Учитель 3: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Во-первых, проводить его     будут сразу три учителя: учитель биологии, учитель, учитель СБО. Во вторых работать вы будете 2 урока. Пожелайте друг другу плодотворной работы.

  1.  Сообщение темы и цели урока.

                                    Введение в тему урока

        Коррекция и развитие мыслительной деятельности на основе упражнения:  «Разгадай ребус» и узнаешь тему урока. (Приложение № 1). Совершенно верно ведь у нас с вами необычный урок и называется он: «Картофельный бум».

        А давайте с вами заглянем в историю, из которой узнаем кое-что интересное.

  1.  Актуализация знаний.

        Учитель 1: Информация о происхождении  картофеля. Слайды, сопровождение - муз. Пауза. (Приложение №2,3)          

        Учитель 2: Презентация (Приложение№4)

        Учитель 3: Вот вы и узнали, как появился картофель на нашем столе.  

Физ. Минутка. Упражнение на координацию движения.

         А теперь проведем игру, которая называется «Капитаны».  Звучит мелодия к песне «Капитаны». Играющие разбиваются на две команды. Два экипажа морских кораблей: «Задира», «Забияка».

Ведущий: « Эта игра проверяет собранность каждого, его умение отключаться от всего постороннего, в особенности ваше внимание. Сейчас мы проведём встречу двух кораблей. С этой минуты вам присваивается звание «капитанов», а я - « адмирал», мои приказы выполнять безоговорочно, если только я обращаюсь к вам по званию «капитаны», а если дам приказ без этого слова вы его выполнять не должны. Кто выполнит, команду выбывает из игры. Побеждает та команда, которая сохранила наибольшее число «капитанов».

И так:

  •  «Капитаны», руки на пояс!»
  •  «Капитаны», руки вверх!
  •  Вниз, и т.д.

         В финале объявить благодарность самым внимательным победителям.

        Упражнение на развитие образного мышления, воображения.

        Что вы знаете о картофеле? “Укрась” слово картофель прилагательным! (картофель, какой?)         

Быстро, четко, фронтально определить информированность обучающихся.

Ответы обучающихся  обобщить.

        Сообщение познавательных сведений.

        Сейчас картошка для нас - продукт особый. Из нее можно приготовить и отдельное блюдо, и гарнир, и первое и второе и даже сладкое. Даже кисель не было бы без картошки. Любой самый богатый стол без картошечки не стол. Недаром ее называют «вторым хлебом», на нем   вся Россия выросла и расти продолжает. Аромат дымящей картошки, сверху политой маслицем от души да не жалея посыпанной укропчиком, никого не оставит равнодушным. И нежная она, душистая, рассыпчатая . Сейчас Россияне в год съедают более 18 тонн картофеля. Если клубни погрузить в товарные вагоны, поезд протянется через всю страну от Москвы до Владивостока.

        Упражнение на развитие анализа, синтеза

А за что мы любим картофель, и как много о нем знаем?

Картофель для нас продукт особый.

- Какие блюда из картофеля вы знаете?

Ответы обучающихся обобщить.

        В основном этот овощ применяется в питании (плакат - иллюстрация “Блюда из картофеля”). (приложение №5).

        Упражнение на коррекцию речевой деятельности.

        Закрепление. (Проводится в период варки картофеля.)

        1. Задание: Составить рассказ последующим вопросам:

        • Картофель - это ...

        • Родиной картофеля является ...

        • Кто завез в Россию картофель ...

        • Почему картофель долго не был признан в России?

        • Какие питательные вещества содержатся в картофеле?

        • Какими способами можно приготовить блюда из картофеля.

        • В каких случаях можно использовать картофель?

  1. Задание:
  2. Работа с новыми терминами (Приложение №7)

        Разгадай кроссворд, найди ключевое слово, (Приложение №6)

Практическая работа.

“Приготовление картофельного пюре”.

1. Текущий инструктаж:

Обобщение правил санитарии и безопасной работы на кухне (плакат).

а). Давайте повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножом, кипятком. Возьмите себе одно из пунктов правила и по цепочке прочитайте вслух:

  • Передавать нож, вилку ручкой вперёд.
  • При чистке картофеля крепко держать нож правой рукой, следить, чтобы пальцы находились как можно дальше от лезвия ножа.
  • Крышку с кастрюли, где варится картофель, подымай «от себя».

б) Моем руки одеваем специальную одежду

2. Сообщения плана работы.

3. Распределение работы.

4. Составление технологического плана “Приготовление картофельного пюре” (объяснение каждой очередной операции).

5. Используя операционную карту приступить к приготовлению картофельного пюре. (Приложение № 8).

Итог урока.

1. Завершение приготовления блюда, его оформления, дегустация.

2. Анализ допущенных отклонений и выставление оценочного балла.

Список литературы

        

  1.         Блинков, Ю.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями [Текст] / Ю.А. Блинков, Е.А. Губарев, А.М. Черных. – Курск, 1999 – 432 с.
  2. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Текст]: учеб.пособие / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа – пресс, 1994.- 416с.
  3. Воронкова, В. В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида [Текст]: учеб.пособие / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247с.
  4. Выготский, Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.5. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) учреждений VIII вида [Текст]: методическое пособие / В.В. Гладкая. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 200 2. – 193с.
  5. Гузеев, В. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. [Текст] / В. Гузеев // Народное образование. - 2009. №4.- с.138.
  6. Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника. [Текст] / А. Дахин  // Народное образование. - 2009. - №4. – с. 51-56.
  7. Девяткова, Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных школахVIII вида [Текст]: учеб.пособие /
  8. Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А. М. Щербакова ; под.ред. А.М. Щербаковой. – Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.
  9. Дульнев, Г. М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г. М.Дульнев. // Педагогика. - 1971. – № 3. – с.14-18.
  10. Ковалёва, Е. А. Технология Сельскохозяйственный труд [Текст]: учебник / Е. А. Ковалёва — М., Просвещение, 2009. - 141с. Учеб. Для спец. ( коррекц.) образоват. учреждений IIV вида.
  11. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5. с. 3-12.
  12. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы [Текст] : учеб.пособие / С.А. Львова. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 136с.        
  13. Небесный, С. И. Юным овощеводам [Текст] :научно-популярная литература/ С.И. Небесный. - М. : Дет. лит. -1987. - 95с.
  14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. – Изд-во «Советская энциклопедия». – М., 1972 – 843 с.
  15. Павлова, Н. П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательной школы [Текст] / Н. П. Павлова // Дефектология.- 1991. - №1. – с.53.
  16. Певзнер, М. С. Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков [Текст] / М. С. Певзнер, Т. В. Засухин, В. И. Нодельман. – Иркутск, 1999. – 151 с.
  17. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида [Текст] / под ред. В. В. Воронковой. – М.: 2000. – 186с.
  18. Селевко Г. Компетентности и их классификация. [Текст] / Г. Селевко  //Народное образование. - 2004.- №4. 138с.
  19. Ушаков Д.И. толковый словарь русского языка под ред. проф. Д.Н. Ушакова. I том А-кюрины. Рос.институт «Советская энциклопедия». – М., ОГИЗ, 1933 – 1565с.
  20. Уфимцева, Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта [Текст] / Л. П. Уфимцева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. 2003.- №6. – 18-20 с.

        

Приложение № 1

         

Приложение № 2

Приложение № 5

                                 

                                                         

Приложение № 6

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1. Углевод, мучнистый белый порошок, получаемый из картофеля, кукурузы.

2. Искусственная крупа, получаемая из крахмала.

3. Овощи, каша и другие добавления к рыбам, мясным блюдам.

4. Способ тепловой обработки.

5. Травма, полученная от горячего.

6. Жареный картофель.

7. Холодный напиток, который приготовишь без крахмала.

8. Вредное вещество, которое образуется в клубнях картофеля.

9. Приправа.

                                                                                 Приложение№7

КРАХМАЛ

ГАРНИР СОЛАНИН

САГО

ЧИПСЫ

ФРИ

  ПЮРЕ

                               

Приложение № 8

        Технологический план: «Приготовление картофельного пюре».

Провести первичную обработку картофеля.

Отварить картофель в кипящей, подсоленной воде.

Слить картофельный отвар.

Готовый картофель растолочь картофелемялкой.

Добавить горячее молоко,  по вкусу - сливочное масло.

Подать к столу, как отдельное блюдо или в качестве гарнира к мясным, рыбным блюдам.