Работа по формированию лексики у учащихся старших классов, имеющих дизорфографию, на логопедических занятиях
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Якимович Инна Валериевна

Методические разработки по формированию лексического компонента у старшеклассников, имеющих дизорфографию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по формированию лексики   у    учащихся        старших классов, имеющих  дизорфографию, на логопедических занятиях

                                                            Якимович Инна Валериевна

учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМС «Доверие» Петродворцового р-на г. Санкт-Петербурга

Необходимо вести работу над расширением словаря со старшеклассниками, имеющими дизорфографию, в следующем направлении:

1) Формирование  умения подбирать и использовать в речи  существительные-синонимы.  

А)  Объяснение значений сходных по семантике слов.

Предлагается объяснить смысловое различие  слов.

Перчатка, рукавица -, частокол, плетень - , друг, приятель –, открытие, находка –, труд, работа, занятие –,  подробность, мелочь – , слабость, бессилие -, осторожность, предосторожность -, противник, недоброжелатель -   ложь, клевета - .

Б)  Распределение существительных в порядке возрастания степени признака.

Ужас, испуг, страх. Тоска, скорбь, грусть, печаль. Похвала, славословие, одобрение. Тревога, волнение, беспокойство. Храбрость, бесстрашие, смелость, неустрашимость.Злость, ярость, гнев, раздражение, бешенство.

В) Распределение существительных в порядке убывания степени признака.

Буран, вьюга, пурга, метель.  

Гнев, негодование, недовольство, ярость.  

Темнота, сумрак,  мрак.

Восторг, подъём, воодушевление.

Симпатия, безразличие, любовь, увлечение.

2) Формирование умения подбирать и использовать в речи глаголы-синонимы.    

А) Определение различия в значении глаголов, сходных по семантике.

Взять, схватить, дотронуться.

Обманывать, лгать, клеветать.

Позвать, потребовать, пригласить.

Разоблачать, высмеивать,   критиковать.

Буркнуть, пробормотать,  отрапортовать.

Б)  Замена словосочетания (фразеологизма) глаголом.

Повесить нос  - . Душа в пятки ушла  -. Делать из мухи слона    - . Лететь стрелой  - . Развязать язык  - .Чесать языком  -. Держать за пазухой камень  -  Сидеть  сложа руки  -. Взять себя в руки  - .Повесить голову  -

3)Развитие умения подбирать и использовать в речи прилагательные-синонимы.

A) Называние синонимов – прилагательных.

Застенчивый мальчик –, дерзкое поведение  -, энергичный человек –, обидный ответ –,  верный друг -.

Б) Определение различия  в значении прилагательных, сходных по семантике.

Предлагается указать разницу в значении прилагательных и составить предложения, включив в них эти прилагательные.

Требовательный – придирчивый. Любопытный – любознательный. Старинный – ветхий. Ленивый – праздный. Настойчивый – упрямый.

В) Называние синонимов к прилагательным в словосочетаниях.

Тяжёлый характер – ,тяжёлый удар - ,тяжёлые мысли -.,

Бедный человек – , бедный пейзаж – , бедные мысли –, бедный обед -.

Лёгкое задание – , лёгкая ноша -, лёгкий мороз –.

Глубокий колодец –,глубокий человек –,глубокая статья -.

Сильный ветер –,сильное желание –,сильный человек -

4) Развитие умения правильно подбирать и использовать в речи наречия-синонимы.

А)   Подбор синонимов к наречиям.

внезапно – , печально – , тревожно –, неожиданно - ,недружелюбно -.      

Б) Определение степени признака действия в значении наречий.

Грозно, угрожающе, зловеще, тревожно.

Отлично, хорошо, прекрасно, изумительно.

Неважно, отвратительно, плохо, нехорошо.

Нерешительно, трусливо, настойчиво, робко, смущённо, нахраписто.

Недружелюбно, злобно, спокойно, раздражительно, приветливо.

5)Формирование антонимии.

Предлагается подобрать антонимы к различным частям речи.  

Талант –                                                                 часто –  

благо –                                                                  ласково –  

хаос –                                                                  ярко –  

разлука –                                                                  глубоко –  

гнев –                                                                  печально –  

абсолютный –                                                        распустившийся –  

грубый –                                                                  идущий –  

искренний –                                                        присутствующий –  

правдивый –                                                        плачущий –  

откровенный –                                                        спящий –  

мириться –                                                        строить –  

говорить –                                                        работать –  

радоваться –  

6) Развитие умения объяснять значения слов.      

А)  Объяснение значения слов – паронимов (слов, сходные по звучанию и значению):                      

оружие - орудие                                    барин – барчук        

жар – жара                                    комплекс – комплект                                        

отереть - обтереть                           персонал - персонаж

продукты - продукция                           поступок - проступок

человечность – человечество     экономия–экономика-экономка  

Б)   Предлагается определить значение слов и составить с ними предложения.

Эффективный – эффектный; фамильный – фамильярный;диалектный – диалогический; понятный – понятливый;опасный – опасливый; обидный – обидчивый;  сытый – сытный; практичный – практический; деловой – деловитый;горный – гористый.

В)  Верификация словосочетаний.

Дается задание определить, где   нарушены нормы  лексической сочетаемости:

Поднять  тост, прилагать усилия, логическое рассуждение, прийти в ярость, потупить взор, нанести урон, понести потери, испытывать нужду, уделять значение, принимать во внимание,   возложить обязанности,  оправдать доверие,  баллотироваться депутатом,         достичь совершенства,  поручить функции,         деловитое предложение,   вести полемику,        занять звание чемпиона,  воинствующая осанка, найти применение,   благотворительный  человек,   жильцы дома,   выяснить мотивы, водить дружбу,          удостоить наградой,       жилые   условия,  сделать  замечание        , оказывать покровительство,   поднять  на  глубокий  уровень,         оправдать доверие,   досаждать замечаниями,   допустить просчёт,   благотворный климат,        жажда к знаниям, приёмочная комиссия,   осуждён каторгой,   сытная жизнь,         питать надежду, освоить новые механизмы,  пещерный человек.

7) Формирование умения объяснять значение фразеологических оборотов.

кануть в лету-, претворять в жизнь-, держать ухо востро-, отдать последний долг-,стреляный воробей-,подливать масло в огонь-,уйти в свою скорлупу-,

броситься  очертя голову-,играть первую скрипку-,разделать под орех-

8) Подбор антонимичных фразеологизмов.

Душа в душу - .Гладить по шерсти –.Войти в доверие -.Попасть в точку -.  Брать быка за рога - .  

Формирование различных аспектов лексики с учетом возрастных особенностей старшеклассников позволяет совершенствованию поиску слов, необходимых для проверки орфограммы, способствует улучшению морфемного состава слова, уточнению значения слова в единстве его лексического, деривационного и грамматического значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с билингвизмом

В методической разработке освещена проблема - школьники с билингвизмом. Дается представление о билингвизме, раскрываются особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категор...

Логопедическая работа по формированию лексики у учащихся старших классов с дизорфографией

В статье представлена методика работы по коррекции лексики у учащихся старших классов...

«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической работе по формированию лексико-грамматических представлений и развития на их базе связной речи у детей с ТНР»

Повышение эффективности коррекционно-образовательной работы  по формированию лексико - грамматических представлений и развития на их базе связной речи детей с ТНР через использование продуктов ИК...

Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....

Опыт работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр

Проблема нарушений устной речи у дошкольников с речевыми нарушениями - одна  из самых актуальных. Устная речь детей развита зачастую недостаточно, что в свою очередь ведет к проблемам школьного о...

Использование технологии наглядного моделирования в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию использование наглядного моделирования  вызывает ин...

Приемы формирования читательских навыков и умений на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

Сформированный навык чтения – залог успешного обучения в школе. Для учащихся с ОВЗ чтение является одним из сложных предметов, усвоение которого протекает очень медленно....