Конспект урока истории в 7 классе по теме: «Былины – источник знаний о Киевской Руси»
план-конспект урока (7 класс) на тему

Зеленина Ирина Александровна

Конспект урока истории в 7 классе по теме: "Былины - источник знаний о Киевской Руси".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zelenina_i.a_konkursnyy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Новосибирска «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа № 60 VIII вида»

Конспект урока  истории

в 7 классе по теме:

«Былины – источник знаний о Киевской Руси»

Учебно-методический комплекс: Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина

История России:учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Выполнила:

 Зеленина Ирина Александровна

учитель истории, I квалификационной категории,

педагогический стаж – 19 лет

Тема.  Былины – источник знаний о Киевской Руси

Цель. Показать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси.

Образовательные:

  • Разъяснить, что такое былина;
  •  С помощью былин показать жизнь в Киевской Руси.
  • Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси.

Коррекционно- развивающие:

  • Совершенствование навыков  умения работы с источниками информации
  • Расширение словарного запаса, устной  речи
  • Совершенствование целенаправленного, произвольного внимания.
  • Помочь учащимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории нашей Родины

Тип урока.

 Сообщение новых знаний.

Основные знания

 Былины – источник знаний о Киевской Руси

Основные термины и понятия

Былины, богатыри

Оборудование.

Мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентации: "Пролог",  "Былины", "Конец", аудиозапись былины «Вольга и Микула Селянинович», фрагмент мультфильма «Илья  Муромец и Соловей –Разбойник», листы с материалами урока для каждого ученика, карточки – задания для групповой работы.

        

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  Я хочу вас всех сегодня пригласить в путешествие.

-Ребята, Но  мне очень необходима ваша помощь! Помогите, мне,  пожалуйста, расшифровать ключевое  слово нашего урока. Посмотрите на доску.   Вам необходимо, расставить цифры в порядке возрастания и перевернуть их, там спрятаны буквы. Если вы правильно справитесь с заданием,  из перевернутых цифр получится ключевое  слово нашего урока.

(учащиеся  выполняют задание у доски 1- 2 мин)  

Получилось слово – Былины. ( Молодцы)

Объявление темы: Сегодня тема нашего урока.

«Былины – источник знаний о Киевской Руси»

 Запись на доске. ( показ книги с былинами).

Именно былины, помогут нам сегодня совершить путешествие в прошлое на машине времени.

Цель нашего путешествия – узнать  из былин о жизни наших предков в Киевской Руси.

 Я очень хочу,  чтобы вы мне помогали, внимательно слушали и смотрели, запоминали,  отвечали на вопросы, выполняли задания. А в награду вы будете получать за правильные ответы жетоны (богатырей). И так в путь.

Звучит фонограмма со словами:

-Ой вы, гой еси, люди добрые,

Старина новизне низко кланяется.

Собирайтесь-ка, люди добрые

Не в дорожку- путинку ближнюю,

А в далекое путешествие,

Необычное, непривычное.

Да не за сто верст,

Не за тысячу, а за тысячу лет против времени.

Компьютерная презентация (Приложение №1 « Пролог»)

Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

  Итак,  мы с вами попали в прошлое в 9-10 век. Узнать о жизни наших предков в это время нам помогут былины. Более 1000 лет назад на Руси не было письменности, и чтобы сохранить воспоминания, о каком – либо выдающемся человеке или событии, люди сочиняли о нем рассказ- былину.

 Вопрос к уч-ся: А, вы, знаете,  что такое былина?

( За правильные ответы выдается жетон).  Объяснение значения слова «былина».

( на доске карточка, уч-ся  читают определение).

Былины – это  песни – рассказы  о подвигах богатырей, основанных на реальных событиях.

Совершенно верно. Былины получили своё название от слова « быль», « было», то есть рассказывается в них,   о том, что происходило на самом деле.

 Былину в старину рассказывал один человек- седовласый старец -сказитель, сопровождая рассказ игрой на музыкальном инструменте – гуслях.

(Приложение №2 "Былины" презентация  слайд 1).

Исполнялась былина плавно на распев. Долгие годы, целые века передавались былины от человека к человеку,  из уст в уста.

 Былины являются устным историческим источником, который позволяет нам узнать о прошлом.

-О чем рассказывалось  в былинах? Ответ на этот вопрос нам  поможет дать  наш письменный источник – « Книга знаний – учебник».

Работа с текстом учебника. Выборочное чтение.  

Откройте его на стр. 133. Прочитайте 1 абзац , стр 134 -  2 и 4 абзац. Чтение по цепочке.

 Возникли былины во времена Киевской Руси, когда на  нашу землю нападали многочисленные враги. А вы знаете,  какие народы нападали на Русь? (печенеги, хазары и половцы).

Кто является главными героями былин?   Богатыри.

А, кто такие богатыри?

(Слайд 2) Богатыри - воины,  наделенные невиданной силой, борются с врагами родной земли. Они защитники земли русской.

Демонстрация картины В.В. Васнецова «Три богатыря» (Слайд 3).

Посмотрите на эту картину. Назовите имена богатырей.  (ответы уч-ся)

Да, вы правы. Этих трёх богатырей зовут Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Все они смелые, сильные, храбрые, умные. Они  зорко смотрят вдаль и стерегут границы Руси. Готовы  в любой момент вступить в битву с врагами.

-Ребята, а как вы думаете,  какими качествами должны обладать богатыри?  

( ответы уч-ся). Силой, мужеством, смелостью, смекалкой,  трудолюбием.

А, сейчас необходимо выполнить задание.

Задание 1. Зачеркни лишнее слово: ( слайд 4)

Богатырь – это  силач, лентяй, воин, защитник. ( задание выполняется на листах приложение 6).

А, как вы думаете,  среди вас есть богатыри? Вот мы и сейчас, посмотрим.

Физкультминутка. ( Приложение №3 музыка «Богатырская сила») 

- Распрямили плечи, показали силушку, свою зоркость, повернулись  влево,  вправо  и померились друг с другой силой на  руках. Отдохнули мы на славу. А теперь пора и за работу браться.

- Ребята, а какие былины вы знаете? ( Ответы уч-ся).

А сейчас, я вам предлагаю погрузиться в былины. Ваша задача будет: узнать как можно больше информации о жизни людей во времена Киевской Руси.

 Я предлагаю внимательно послушать отрывок из былины «Вольга и Микула Селянинович» . Обратить внимание на то, куда отправился богатырь Вольга? С кем? С  какой целью?

( Приложение №4 фонограмма былины « Вольга и Микула Селянинович»). 

Беседа по наводящим вопросам:

Куда отправился богатырь Вольга? С кем?

Из этого отрывка мы получили информацию о том, что во времена Киевской Руси богатыри с дружиной   не только защищали русские земли, но и помогали князю собирать дань с русских городов .

А теперь возьми листки, которые лежат перед вами и прочитайте отрывок из былины  «Вольга и Микула Селянинович». Один ученик читает, а другие слушают. (Презентация слайд 5)

Молодой богатырь Вольга собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря- богатыря Микулу Селяниновича: тот посвистывает, а его соха поскрипывает.

Задание 2. Найдите и прочитайте слова, которые указывают на то, чем занимались жители Руси, какие орудие труда были у  крестьянина?

Делается вывод: Из  былины мы узнали о главном занятии крестьян – земледелии.

Соха – орудие труда для вспашки земли того времени. Мы ещё узнали о том,  что богатыри, не только воюют, но и землю пашут.

А, сейчас, ребята, посмотрите отрывок из былины « Илья Муромец и Соловей Разбойник» и обратите свое внимание на постройки и укрепления древнего города, на одежду местных жителей, доспехи, оружие. (Приложение №5 фрагмент мультфильма« Илья Муромец и Соловей Разбойник»).

Ответьте на вопросы:

- Как звали богатыря? Из какого города он был родом ?

-Какой город защищал?

- Как был укреплен город?

- Какие были постройки?

- Кто напал на город?

- Чем был вооружен богатырь? (учащиеся дают ответы).

Кратко проговорив изученный материал, делается вывод:

  Былины – являются источником знаний о Киевской Руси. В них мы узнаем не только о подвигах, сражениях, но  и о жизни людей в те времена.

Закрепление нового материала.

Задание 3. Соотнесите правильно  имя богатыря и его занятие (соедините стрелочками)  (Презентация слайд 6)

Илья Муромец                      нелегкий крестьянский труд –      

               земледелие

Микула Селянинович            защита русского народа от врагов

 Время нашего путешествия заканчивается, пора подводить итог, что мы с вами узнали во время нашего путешествия.  Для этого выполним задание.

Задание 4 . Продолжите предложения (задание выполняется у доски)

Былины - это ________(сказки, песни- рассказы, основанные на реальных событиях)

Главное действующее лицо в былинах- ______________(  богатырь,  купец).

Из былины можно узнать ______________________(о подвигах, сражениях русских богатырей, о жизни людей в прошлом.

 Сейчас мы  возвращаемся обратно в 21 век.  ( Приложение №6 презентация конец).

Подводится общий итог урока.

Я вас всех благодарю за работу.  Мне очень понравилось с вами путешествовать. А понравилось ли вам путешествие ? Какую новую информацию вы для себя узнали ?  Подсчитывается количество жетонов богатырей. Объявляются и комментируются оценки

 Молодцы вы собрали целую дружину русских богатырей. Теперь нам ни один враг не страшен.

Домашнее задание. 

Прочитать текста учебника стр. 136-137, сделать рисунок богатыря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

1.    Доказать на примере конкретных былин, что они являются источниками знаний о Киевской Руси.2.    Разъяснить, что такое былина и чем она отличается от сказки; с помощ...

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему "Былина "Вольга и Микула Селянинович"

Данный урок нацелен сформировать у учеников представление о художественных особенностях былины, об эпическом герое, об основных свойствах его характера, об особенностях построения сюжета и обрисовки г...

Урок. Былины - источник знаний о Киевской Руси. 7 класс.

Разработан для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Презентация к уроку "Былины - источник знаний о Киевской Руси".

Составлена к уроку по учебнику Б.П. Пузанова " История России" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 7 класс....

Урок по родной русской литературе 6 класс на тему : Былина «Илья Муромец и Святогор». Образ богатырей в былине.

Урок был проведен 25  января 2022 г. в рамках недели открытого урока. Урок был построен в соответствии с его содержанием и поставленным целям и задачам. Время, отведенное на урок было использован...