Главные вкладки

    Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
    статья на тему

    Из опыта работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы по теме: "Мне в этом городе жить" на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия  и обучению произношению.

    Учитель-дефектолог (сурдопедагог)  Корнеева О.Ф.

    "Город —  центр,  в одно время,  культурного притяжения и

    лучеиспускания,  самое яркое и наглядное мерило уровня культуры,  

    а история города прекраснейший путеводитель  её хода и судеб"

                                                                                                        И.М.Гревс

             Изучение истории и культуры родного города способствует общему, эстетическому и нравственному развитию учащихся. Тема, изучения истории и культуры родного города, затрагивается всеми учителями начальной школы и учителями-предметниками, особенно учителями русского языка и литературы, истории,  учителями во время классных часов, воспитателями во внеурочное время, присутствует эта тема и на индивидуальных занятиях  по развитию слухового восприятия и  обучению произношению у детей с нарушениями слуха.

    Индивидуальное занятие -одна из форм развития слухового восприятия речи.

    Целью работы является усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей, овладение средствами общения в условиях сниженного и остаточного  слуха.

    Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть обучение  произношению, вторая часть-развитие слухового восприятия. Первая часть  проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА, вторая часть-проводится на слух со ЗУА. Сочетание работы по РСВ и обучению произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимодействие двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.

     Цель занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, заключается в наиболее полном использовании слухового восприятия речи в учебно-воспитательном  процессе, в подготовке слуха учащихся к восприятию речи окружающих людей.

     Уже несколько лет, нами на индивидуальных занятиях по  развитию слухового восприятия  и обучению произношению  ведется работа по темам: “Я - Петербуржец”, “Мне в этом городе жить”.  Работа по данной теме, начинается  со II четверти 1 класса и по 9 класс,  включительно. В программу  начальной школы включены одно  занятие  в месяц, в средней и старшей школе,  два  занятия в месяц. На речевом материале данной темы решается основная  задача этих занятий :  развитие остаточного слуха у слабослышащих учащихся и коррекция нарушений устной речи.

          Задачи занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению по теме: "Мне в этом городе жить".

    Обучающие:

     1. Изучение исторических и культурных ценностей города на примере основных достопримечательностей и исторических личностей.

      2. Формирование представлений о современном образе Санкт–Петербурга как среды обитания.

     3.Формирование эстетического отношения к культурно-историческому наследию города.

     4.Формирование нравственных норм и правил поведения, характерных для петербуржцев.

    Развивающие:

     1. Развитие познавательного интереса, эмоционально-ценностного отношения детей к истории и культуре Санкт–Петербурга.                                                                                                           2. Развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста(внимания, памяти, мышления и  т.д.).

     3. Развитие художественно–эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии.

    Воспитательные: 

    1. Воспитание чувства любви и уважения к родному городу.

    2. Воспитание бережного отношения к красоте, традициям и культурному наследию Санкт-Петербурга.

     3. Воспитание чувства сопричастности к жизни города.

      Одновременно, задачей педагога на данных занятиях, являются формирование у обучающихся универсальных учебных  действий.

      Формируются:

     познавательные УУД: такие как, выполнение упражнений по словесной инструкции, поиск и выделение необходимой информации,  рассматривание материалов, иллюстрирующих задание.

     коммуникативные УУД: слушание словесной инструкции педагога, взаимодействие с учителем во время озвучивания ответов, умение вступать в диалог с учителем, формируется умение слушать и слышать, создание импрессивных устных высказываний.

     регулятивные УУД: контроль правильности выполнения заданий, контроль правильности ответов, саморегуляция.

          Главный акцент программы I-го года обучения делается на пробуждение у детей познавательных интересов к изучению культурно-исторического наследия Санкт- Петербурга,  знакомство с основными достопримечательностями и историческими личностями Санкт-Петербурга, связанными с историей его создания. Здесь,  вводятся такие слова как:   ДОМ, КВАРТИРА, УЛИЦА,  АДРЕС,ГОРОД, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,  НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ.

     На  I году  обучения данный словарь используется в I части занятия по обучению произношению, по темам: мой адрес, город, мой Петербург, главная улица города.  

     В дальнейшем по мере работы над произношением учащихся, речевой материал связанный с изучением родного города, мы предлагаем для автоматизации и дифференциации звуков в I части занятия по обучению произношению. Для автоматизации звука “М” например: предлагаются  слова – мой дом, номер дома, это мой дом.

     Одним из самых легких видов работы на индивидуальных занятиях - является чтение. В 1 классе для автоматизации звука М  ученику предлагается текст: Мой дом большой. Моя семья живет в квартире. У меня есть своя комната.    

     Ещё один вид работы, для автоматизации произносительных навыков – составление словосочетаний  из  слов. Ученику дается задание составить словосочетания, например при дифференциации звуков Т-Д, предлагаются слова: домик, Дворцовая, Петра, площадь, дождливый, Петербург. Данный вид работы на первом этапе, вызывает  трудности у всех учащихся, и требуется  постоянный контроль и помощь учителя.                                                                                                                                              

     Следующий вид работы – работа с деформированными предложениями. Предложение заранее пишется на карточке, карточка разрезается на отдельные слова. Например: при автоматизации произношения звука “Р” – Петр I решил строить город на Заячьем острове. Если в начале года, только один ученик из трех, мог справиться с данным заданием и только с помощью учителя, то уже к концу II четверти, все ученики успешно справлялись с данным видом работы.

     Следующий вид работы – замена слова или словосочетания в  предложении -  картинкой. Например: Главная улица Петербурга – картинка  “Невский проспект”.

    Составляя индивидуальные занятия,  мы  придерживаемся  схемы, что  слова, словосочетания  и предложения из первой части занятия по обучению произношению, могут  быть созвучны со словами, словосочетаниями  и предложениями из второй части занятия  по   развитию слухового восприятия.  Например: в развитие фонематического слуха,  (услышишь звук "Р" подними карточку)  используются слова - Невский, проспект, Петербург, город и т.д. , которые во второй части занятия,  будут звучать в тексте: "Мой город Петербург", а затем эти слова используются на этапе работы без звукоусиливающей аппаратуры.  

     Наибольшую трудность для восприятия на слух представляют связные тексты. При восприятии текстов можно использовать наглядные средства: картинки, серии картинок, таблички с предложениями.   В  ходе работы над текстом “Наш любимый город”:

     "Город Санкт-Петербург начали стоить 27 мая 1703 года. Петр I решил стоить город на Заячьем острове. В Петербурге много рек и каналов. Медный всадник памятник Петру I. Невский  проспект-главная улица Петербурга."

    использовались картинки: Невский проспект, Медный всадник, Петр I , названия которых отрабатывались на предыдущих занятиях.

     Тексты предлагаемые на слух, в дальнейшем использовались для пересказа.

         

          Следует отметить, что работа по данной  теме, ведется так же  в классе со сложной структурой дефекта. У детей с ЗПР практически отсутствует долговременная память,                      

    поэтому особое внимание следует уделять многократному повторению пройденного речевого материала, чем больше повторений, тем лучше результат.

          Как показали результаты  контрольного среза в конце учебного года в 9 классе, учащимися  материал успешно усвоен и опознается на слух. Для проверки были предложены фазы:  1. Как называется наш город? 2. Петербург основал Петр I. 3. Я люблю свой город.4.  Как называется главная улица Петербурга? 5.Петербург – красивейший город мира.

          66% учащихся опознали речевой материал на 100%, и 33% учащихся опознали речевой материал на 60%.

          Стоит отметить, что работа по данной теме, еще не завершена и на следующий учебный год, мы планируем продолжить работу по данной теме и уделить особое  внимание по работе над рабочим и резервным расстояниями.

           Таким образом, следует отметить, положительные моменты в работе над темой," Мой любимый город", ученики всех классов  с удовольствием и  с заинтересованностью работают по данной  теме.    В силу своих индивидуальных,  мыслительных,  речевых   особенностей, ученики требуют постоянного контроля и помощи сурдопедагога  в овладении данным материалом.

    Список литературы:

    1.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С.3-45 
    2. Боскис Р.М. Основы специального обучения слабослышащих детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 
    3. Боскис Р.М. Развитие смысловой стороны речи у глухих и слабослышащих детей при раннем возникновении слухового дефекта (особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися) / Под ред. Р.М. Боскис, К.Г. Коровина. - М.: Педагогика, 1981. 
    4. Быкова Л.М. Динамика связной речи глухих учащихся в условиях использования предметно-практической деятельности / Сборник научных трудов ЛГПИ им. А.И. Герцена. Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. - Л., 1973. 
    5. Быкова Л.М. Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1980. 
    6. Гольдберг А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников (2-4 классы). - М.: Просвещение, 1966. 
    7. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1-4 классы 2-го отделения). - М.: Педагогика, 1976. 
    8. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. - М.: Просвещение, 1977. 
    9. Коровин К.Г. Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся / под ред. Р.М. Боскис. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.                                            

    10.Назарова Л.П. Методика слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. -М.:Владос 2001
    11. Шиф Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей. - М.: Просвещение, 1968


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции г. Курск, 2012 год

    Поиск новых форм социального партнерства в образовательно-профессиональной ориетации молодежи....

    Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

    Проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению обучающихся с нарушением слуха на тему: "Я Петербуржец"....

    Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2017г.

    quot;Организация коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми"...

    Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Физическая культура и здоровье в подготовке конкурентоспособного выпускника ОУ СПО"

    В сборнике предоставлены материалы и выступления преподавателей ССУЗов, из которых можно черпать информацию для самообразования и самосовершенствования....

    Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»

    В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....

    Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

    Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...