Инклюзивное образование школьников.
статья по теме

Margarita Kunchenko

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie_shkolnikov.docx24.27 КБ
Файл inkl.obr-ie_shkolnikov.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование школьников.

C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. 

Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуально- образовательные потребности и способности.

Формируется установка: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Проблема инклюзивного (включенного) образования в России – очень широкое поле для дискуссии и законотворческой деятельности. С одной стороны, есть Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании», где четко прописаны права для выбора форм образования. С другой стороны  – до сих пор не ясны финансовые механизмы, обеспечивающие и подкрепляющие эти права.

Инклюзивное образование является органичной частью процесса развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, этим самым обеспечивая доступ к образованию детей с ограниченными возможностями.

Вооружая людей знаниями, образование должно помогать им занять достойное место в обществе, тем самым способствуя смягчению социального неравенства. Но на самом деле, как показали социологические исследования, проводимые на Западе и в России с 1960-х годов, образование в большей степени склонно отражать и подтверждать существующее неравенство, чем содействовать его устранению. Стало ясно, что дети-инвалиды, в особенности выпускники школ-интернатов, пополняют наименее квалифицированные социально-профессиональные группы, занимая низкостатусные позиции, приносят низкий доход и имеют низший престиж. Исходя из этого, в основу инклюзивного образования была положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создавая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе. Привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.

В то же время необходимо отметить ряд факторов, препятствующих реализации идей инклюзивного образования в массовых школах. Чаще всего – это нетолерантное отношение россиян к детям с ограниченными возможностями здоровья, психологическая неготовность принимать этих детей как полноправных членов общества.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развитие системы инклюзивного образования способствует развитию инклюзивного общества – общества для всех, общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования

Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ОВЗ в образовательную систему. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ и идеология образования изменяется в сторону большей гуманизации учебного процесса с усилением воспитательной и социальной направленности обучения.

В основе инклюзивного образования лежат принципы:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижения прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Схемы!!!!!

Различия между инклюзивным и интегрированным образованием

Традиционная в России система образования.

«Обычное» образование:

  • обычный ребенок
  • обычные школы
  • обычные педагоги

    Специальное образование

  • особый ребенок
  • специальные школы
  • специальные педагоги

Интегрированное образование.

  • Адаптация ребенка к требованиям системы
  • Превращение квадратных колышков в круглые
  • Система остается неизменной
  • Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым

Инклюзивное образование.

  • Все дети – разные
  • Все дети могут учиться
  • Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение
  • Адаптация системы к потребностям ребенка

Основные принципы инклюзивных сообществ:

  • Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем).
  • Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
  • Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
  • В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
  • Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Преимущества инклюзивного образования  (представлена схема)

Существующие барьеры

  • Архитектурная недоступность школ.
  • Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми.
  • Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ОВЗ в процесс обучения в классах.
  • Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
  • Неготовность общества к принятию инвалидов.

Основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «развивающей среды»

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предположения.

Качества, необходимые учителю при работе в инклюзивном классе:

  • Он достаточно гибок
  • Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы.
  • Он уважает индивидуальные различия.
  • Он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива.
  • Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе.
  • Он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения

  • Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью).
  •  Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика.
  •  Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения.
  •  Применима ко все составным частям программы и к привычной манере поведения в классе.
  •  Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения.
  •  Составлена с целью повышения успешности ученика.

Мы – жители одной Земли,

Мы – жители одной Планеты,

Мы – жители одной страны,

И потому должны быть вместе мы!

Мы – дети матерей своих,

Мы все различные по сути,

И от того наш мир неповторим,

И вместе с тем он интересен этим.

Я, ты, он, она имеем равные права,

Любить, творить и познавать,

Своим талантом удивлять.

Давайте, дети, за руки возьмемся

И встанем в общий хоровод,

Мы вместе многого добьемся

И сможем двинуть мир вперед !

Желаю всем здоровья и благодарю за внимание!

Кунченко М.П.,

учитель МОУ СОШ № 5

27.03.2015г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование школьников Кунченко Маргарита Петровна, учитель английского языка МОУ СОШ №5

Слайд 2

Статистика:

Слайд 3

Не получает образования больше 100,000 детей

Слайд 4

Инклюзивное образование (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Слайд 5

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Слайд 6

Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Слайд 7

Различия между инклюзивным и интегрированным образованием Интеграция Инклюзия Внимание направлено на проблемы «особых» детей Внимание направлено на всех детей школы Необходимое требование – изменение субъекта (ребенка с проблемами) Школа изменяется Преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями Преимущества получают все дети Профессиональная, специальная экспертиза и формальная поддержка Неформальная поддержка и экспертиза учителя массового класса Возможно использование специальных методов обучения и терапия Качественное обучение и воспитание всех детей – учеников школы Ассимиляция Трансформация

Слайд 8

Традиционная в России система образования. «Обычное» образование: обычный ребенок обычные школы обычные педагоги Специальное образование особый ребенок специальные школы специальные педагоги

Слайд 9

Адаптация ребенка к требованиям системы Превращение квадратных колышков в круглые Система остается неизменной Ребенок либо адаптируется к системе, либо становится для нее неприемлемым Интегрированное образование.

Слайд 10

Все дети – разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение Адаптация системы к потребностям ребенка Инклюзивное образование.

Слайд 11

Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью ). Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем ). Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям . Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха . В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива . Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей . Основные принципы инклюзивных сообществ:

Слайд 13

Преимущества инклюзивного образования

Слайд 14

Архитектурная недоступность школ. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ОВЗ в процесс обучения в классах. Родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Неготовность общества к принятию инвалидов. Существующие барьеры

Слайд 15

Включение людей с инвалидностью в качестве экспертов Nothing About Us Without Us !! Ничего о нас без нас !!!

Слайд 16

Качества, необходимые учителю при работе в инклюзивном классе: Он достаточно гибок Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы. Он уважает индивидуальные различия. Он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива. Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе. Он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде .

Слайд 17

Послесловие Мы – жители одной Земли, Мы – жители одной Планеты, Мы – жители одной страны, И потому должны быть вместе мы ! Мы – дети матерей своих, Мы все различные по сути, И от того наш мир неповторим, И вместе с тем он интересен этим. Я , ты, он, она имеем равные права, Любить , творить и познавать, Своим талантом удивлять. Давайте , дети, за руки возьмемся И встанем в общий хоровод, Мы вместе многого добьемся И сможем двинуть мир вперед !

Слайд 18

Желаю всем здоровья и благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ. Практика работы педагогического коллектива.

Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного ...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Здоровье школьника в условиях инклюзивного образования в Республике Татарстан

Применение инклюзии в Республике Татарстан языляется очень актуальной на данный момент. МБОУ "ООШ №168" г.Казани является стартовой площадкой для инклюзии. В данной школе обучаются дети с различными з...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...

«ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СШ»

laquo;ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  СО ШКОЛЬНИКАМИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СШ» Проблема нарушения письменной речи детей среднего...