Обмен опытом. Инновационные технологии коррекционной работы в коррекционной школе.
статья по теме

Наталья Владимировна Филобок – Женило

В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса  является развитие личности. От того, как личность человека сформирована в школе в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе.

Социальная адаптация ребёнка обучающегося на домашнем обучении – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество.  Главным приоритетом в работе с детьми,  обучающимися на дому, является индивидуальный подход, с учётом степени психики и здоровья каждого ребёнка, так как  это дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, и.т.д.  Следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Эти дети в силу своих ограничений вынуждены получать образование в надомной форме. Следовательно, родители играют большую роль в ходе учебного процесса. Учителю-надомнику важно сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, дать почувствовать, что их «особенный» ребёнок является не только личным делом семьи. Главная задача учителя-надомника – поддержать ребёнка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Учитель Филобок Наталья Владимировна

В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса  является развитие личности. От того, как личность человека сформирована в школе в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе.

Социальная адаптация ребёнка обучающегося на домашнем обучении – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество.  Главным приоритетом в работе с детьми,  обучающимися на дому, является индивидуальный подход, с учётом степени психики и здоровья каждого ребёнка, так как  это дети с разными нарушениями развития: нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, и.т.д.  Следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Эти дети в силу своих ограничений вынуждены получать образование в надомной форме. Следовательно, родители играют большую роль в ходе учебного процесса. Учителю-надомнику важно сделать родителей партнёрами в обучении ребёнка, дать почувствовать, что их «особенный» ребёнок является не только личным делом семьи. Главная задача учителя-надомника – поддержать ребёнка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

Вариантом решения этой проблемы может быть инклюзивное обучение такого ребёнка в учреждении дополнительного образования вместе со здоровыми детьми. Это позволяет сделать – метод частичной интеграции. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья выполняет коррекционно-развивающую роль в становлении социального опыта и личности ребёнка, помогает решить основные задачи социальной адаптации и реабилитации детей с проблемами в развитии. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Поэтому важно создание ситуаций успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Радость творчества повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни, а ведь это те качества, в которых всё больше и больше нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья. От того, как формируется речь, мышление, творческие способности ребёнка, зависит познание мира взрослым человеком. По детскому творчеству мы изучаем разные формы поведения ребёнка и личность его в целом. По результатам наблюдений строится дальнейшая коррекционная работа. Дети обычно, не любят делать то, что их заставляют, особенно ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Зато все дети любят творить. Творя, ребёнок увлекается, усваивает знания об окружающем мире, духовные ценности и нормы, раскрывает свои способности. Это способствует активизации деятельности и развивает интерес к учению, усиливает ощущение собственной личностной ценности. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, т.к. творчество позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Детям очень нравится работать с различными материалами. Вмазывание пластилина на картон по рисунку, развивает у детей смекалку, любознательность, интерес к моделированию, воспитывает чувство вкуса;  работа с гипсом, способствует развитию внимания, аккуратности, развивает творческие умения и мелкую моторику, а так же работы выполненные путём присыпания различными материалами (манка, чай, крупы) и другие виды работы. Квиллинг, очень  интересный вид искусства, изящный и удивительно красив. Это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные или плоские композиции. Этот вид работы очень увлекает и завораживает ребят. У «особенных» детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Занятие квиллингом даёт возможность тренировать пальцы рук, дети приобретают трудовые навыки, развивает у детей интерес к моделированию, воспитывает чувство вкуса, у них появляется уверенность в собственных силах. При  выполнении работы, ребёнок  вынужден проявлять терпение, выдумку, прилагать максимум старания, сил.

Создаёт ситуацию успеха в обучении и метод проекта. Этот метод позволяет реализовать принцип связи обучения с жизнью, т.е. создаются условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других, стимулирует познавательный интерес, позволяет получать удовлетворение от результатов своего труда, а значит, способствует успешной социализации детей-надомников и позволяет обеспечить им полноценное участие в жизни общества. Мы пробуем использовать различные виды проектов. Обязательным условием является вовлечение в деятельность не только детей, но и их родителей. Мы вместе  овладеваем азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер [в тандеме с родителями].  В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности. Творческие способности развиваются у учащихся в практической деятельности, но при такой организации, когда знания нужно добывать самим. Поставленная учителем задача должна побуждать детей к поиску решений.

В соответствии с предлагаемой Е.А. Лутцевой методикой работы над проектом мы организуем в три этапа.

На первом этапе разработали замысел проекта и план работы. На уроках домоводства прошли тему: “Жилище”. Выявили, что различные этапы истории человечества отразились во внешнем виде сооружений архитектуры. Они передают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создавших их людей. И перед нами встает вопрос: “А можем ли мы совершить путешествие по времени, чтобы узнать больше об  образе жизни людей на Кубани?” Решили  собрать иллюстрации строений  на Кубани, описание образа жизни людей. Проект сразу приобрел большую значимость в глазах ребёнка, так как нам необходимо было выполнить поделку  для участия в конкурсе «Зеркало природы». Ребятам важно, что их труд не пропадёт даром.

Задание  рассчитано на выполнение  в течение нескольких недель. Ученик  с помощью родителей обращается к справочникам, использует интернет, другие источники информации. Ученик сознательно ищет, какими способами можно лучше добиться поставленной цели, т.е. он выступает как творец, конструктор, создатель.

Второй этап проекта - выполнение проекта в соответствии с замыслом. Идет практическая работа.

И последний этап - участие в конкурсе. После завершения работы, обсуждаются результаты.  Хотелось бы отметить, что умело организованная проектная деятельность  с учащимися,  обучающимися на дому,  приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.

В своей работе мы стремимся научить детей думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач. Так как творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обмен опытом по составлению социальных паспортов учащегося, класса, школы

образцы социальных паспортов учащегося, класса, школы...

инновационные технологии коррекционно-развивающей работы с учащимися в процессе индивидуальных логопедическтх занятий

Экстраполяция разработок из смежных дисциплин позволяет пересмотреть устоявшиеся в логопедии приемы и методы работы. применение на логзанятиях миогимнастики, компьютерных и кинезиологических упр...

Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Выступление на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида»

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Выступление  на семинаре в Нижнекамской школе-инте...

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт

«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...

Презентация обобщения педагогического опыта «Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда»

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё боль...