Обучение детей с ОВЗ на уроках профильного труда с применением элементов здоровьесберегающих технологий
методическая разработка на тему

Алексеенко Ольга Вячеславовна

В сообщении изложено  применение здоровье сберегающих технологий на уроках профильного труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКОУ ШКОЛА № 2124

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

НА УРОКАХ ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА С ПРИМЕНЕНИЕМ

ЭЛЕМЕНТОВ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

 (выступление на педагогическом совете)

                                                                               Учитель трудового  обучения      

                                                                                                                                                     Алексеенко О.В.

 Москва  2015

       

  Приоритетной задачей современного коррекционного образования — это сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ.

. (слайд2) На уроках профильного труда  формируются социальные навыки, которые помогут учащимся с овз приобрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности.

(слайд3) Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии Решение проблемы сохранения здоровья детей в условиях учебного процесса во-первых, это рациональная организация урока,  что очень важно не только для большей эффективности результатов урока, но и для того, чтобы не допускать переутомления  учеников на уроке. И здесь очень важна смена деятельности на уроке (слушают учителя, смотрят презентацию, выполняют практическую работу). Это делает урок более разнообразным и, поэтому, более динамичным и менее утомительным.

              Очень важно создать особую психологическую обстановку на уроке, ведь психологическое здоровье не менее важно, чем физическое. Поэтому так важна атмосфера успеха, толерантности, доброжелательности.

  Практически каждый урок – это своего рода наглядная агитация и пропаганда здорового образа жизни.В перемену важно обязательно проветрить кабинет! В темное время суток следить за освещением учебного кабинета. Или какой учитель пройдет мимо, не обратив внимания на ученика, криво сидящего за партой?! (Корректировка осанки индивидуальная или групповая).

(слайд4)  Всегда важно помнить о правильной, разумной дозированности заданий на уроке..   И, конечно, любовь к детям, оптимизм в отношениях, отсутствие прямого диктата, приоритет положительного стимулирования, толерантность к детским недостаткам, доброжелательность оказывают благотворное влияние на психику ребенка, способствуют психологическому здоровью, а значит и, как правило, здоровью физическому.
  Формирование у детей тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации при проведении практической работы.

  На уроках трудового обучения удобно использовать проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения, информационно-познавательная, социального взаимодействия человека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
   Распределение тем и часов по конкретному разделу варьируется учителем в зависимости от степени подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала. Учитель вправе сокращать предлагаемый материал, или, наоборот, добавлять новые темы в зависимости от т. Большее количество часов отводится на практическую работу, сюжетно - ролевые игры.. Коррекционная работа с учащимися строится на принципах сочетания слова, наглядного образа и практических действий, что способствует сохранению здоровья учащихся с овз. Здоровьесберегающая деятельность на уроке осуществляется и  через: - дидактические игры, которые могут использоваться на любом этапе урока: "Четвертый лишний", "Будь внимателен", "Не ошибись", "Посмотри и запомни", "Чего не стало?", "Что изменилось?", "Цепочка" и т. д. Тренировочные упражнения по усвоению и отработке отдельных трудовых действий, двигательных приемов - моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: "Работа на школьном участке", "Уборка помещения", "Уборка в столовой". Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, каждый раз, усложняя их, идет подготовка ребенка к уверенному вступлению в самостоятельную жизнь - создание проблемных ситуаций. Решение этих ситуаций развивает способность детей . Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе.

(Сдайд5) С целью наибольшей подготовленности ученика с овз к самообслуживанию необходимо повышать уровень учебной мотивации.

  Во время подготовки и проведения уроков учитель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ученика при установлении объема требований к усвоению учебного материала. Должны быть предусмотрены вариативность практических заданий, время их выполнения, а также формы общения с ребенком.

  Используются и другие виды педагогической поддержки:
(слайд 6).Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Начиная от создания мотивационного компонента до закрепления полученных представлений и понятий. На определенную тему набираются фото и видео материалы и выстраиваются в определенный логически выстроенный сценарий. Это о слове «слайд», а теперь что подразумевается под «шоу». Дети не пассивно воспринимают информацию, а сами непосредственно принимают участие в показе: отвечают на заранее подготовленные в сценарии вопросы, решают доступные логические задачи. В показ включены и фотографии самих детей на заданную тему, что очень важно для развития их эмоциональной заинтересованности и осознанности в том, что они сами являются частью окружающего их мира.

 (слайд 7) В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты.Разработаны контрольные задания по модулям программы, в которых учитывается психо- физические и личностные особенности каждого учащегося. Разрабатывая задания, мы опираемся на состав учеников, ориентируем школьников на цель учебной деятельности, мотивируем ее принятие, определяем систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.(слайд8) Для успешного усвоения трудовых операций используются алгоритмы выполнения работ и технологические карты(слайд9), представленные в виде наглядных картинок и пиктограмм

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ПРОФИЛЬНОГО ТРУДА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Слайд 2

Профильный труд Расширение индивидуальных и интеллектуальных ресурсов личности Развитие манипулятивной функции рук Формирование умения адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия Формирование умений использовать инвентарь и спецодежду по назначению Развитие речи и пополнение словарного запаса Формирование пространственных представлений

Слайд 3

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроке Смена видов деятельности Создание положительного эмоционального настроя Корректирование программы Оптимальность темпа Практическая работа Использование заданий, соответствующих умственному развитию учащихся Применение информационных технологий Проектная деятельность

Слайд 4

Здоровьесберегающие технологии на уроке Разноуровневое дифференцированное обучение. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала Организация индивидуального контроля Проведение нестандартных уроков: применение сюжетно – ролевых игр и компьютерных презентаций применение проектного метода. Создание ситуации успеха. Применение педагогической поддержки.

Слайд 5

Виды педагогической поддержки Обучение без принуждения Взаимообучение Оптимальность темпа Применение тестовых заданий. Применение алгоритмов Адаптация содержания Обязательный показ выполнения задания

Слайд 6

Уборка листвы с газонов ГРАБЛИ ВЕЕРНЫЕ ГРАБЛИ ОБЫКНОВЕННЫЕ

Слайд 7

Тест :Уборка 10 класс 1. Назови назначение моющих средств. 2.Обведи красным карандашом картинку: что нужно сделать , если моющее средство попало в глаза. 3.Назови и укажи стрелками части лестницы Ступени Перила Лестничная площадка

Слайд 8

7 класс Алгоритм уборки пола 1. 2 3. 4. 5.

Слайд 9

Технологическая карта высадки рассады в открытый грунт 9 класс 1. 2 3. 4. 5. 6. Вскопать землю (почву) лопатой Выровнять землю граблями аккуратно, не придавливая, посадить росток и присыпать землёй полить цветок из лейки Вымыть руки, смазать кремом. Выкопать совком в земле лунку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"

Обучающиеся  проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...

Обучение детей с ОВЗ на уроках черчения с применением элементов здоровьесберегающих технологий

Презентация содержит информацию о значении предмета, о здоровьесберегающих технологиях, применяемых на уроках, о диагностике и др....

"Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе".

Здоровье дарит радость. Здоровье дарит свет. Здоровье – это сила! Здоровье – это смех!         Здоровье - это самая большая драгоценность для каждого из нас. Здоровь...

Использование инновационных технологий, как активных форм обучения детей с ОВЗ на уроках профильного труда

Инновационные технологии являются активными формами обучения детей с ОВЗ....

Формирование профессиональных умений учащихся на уроках профильного труда посредством применения современных педагогических технологий.

Современные технологии обучения позволяют развивать и совершенствовать познавательную активность обучающихся с ОВЗ....