Программно-методическое сопровождение образовательного процесса
рабочая программа на тему

Рабочие программы для 2 класса по учебным предметам "Альтернативное чтение", "Графика и письмо", "Адаптивная физкультура", "Двигательное развитие",  "Игра, игротерапия", "Коррекция поведения", "Живой мир", "Лепка, рисование, ручное творчество",  "Математические представления", "Музыка и движение", "Предметно-практическая деятельность", "Развитие психомоторных и сенсорных процессов", "Развитие речи и окружающий мир", "Ручной труд",  "Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд" разработаны в соответствии с методическими рекомендациями Л.Б. Баряевой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрены на заседании МО учителей начальных  классов 28.08.15 г., согласованы заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждены директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.  Учащимся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данные программы составлены на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2_klass.rar248.6 КБ
Файл annotatsii_k_rabochim_programmam.rar238.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор школы                                                                                                   Зам. директора по УВР

_______________ Л.Л. Рыжих                                                                           ___________ О.В. Шовкалюк

«     »_______________20__г.                                                                           «   _» ________________ 20__г.

Рабочая программа

Название предмета: «Адаптивная физкультура»

Класс: 2

Учебный год: 2015-2016

Общее кол-во часов _______, кол-во часов в неделю___

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении

учителей начальных классов

Протокол №          от

«         »_____________ 20__г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» образовательной области «Физкультура»  составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, в условиях школы.

У детей, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени наблюдаются самые разнообразные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию; со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития и моторики.

Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями, которые к школьному возрасту значительно с компенсировались, но проявляются как комплексные нарушения движений при значительной нагрузке.

Выявление возможностей ребенка и коррекция дефектов его развития требуют специальных методических приемов, которые следует прежде всего облечь в доступную форму. Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на коррекцию физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики, а также на укрепление здоровья и закаливание детского организма, содействие правильному развитию, обучение двигательным умениям и навыкам.

Рабочая программа составлена с учетом особенностей физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности умственно отсталых детей. Материал программы дает возможность оказывать как избирательное воздействие на различные нарушения в элементарных движениях учащихся, так и содействовать развитию у них способности организовать более сложные движения, особенно те, которые необходимы в трудовой деятельности человека.

В рабочую программу включены следующие упражнения:

  1. Построения и перестроения.
  2. Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
  • Дыхательные.
  • Общеразвивающие.
  • Направленные на формирование правильной осанки.
  1. Прикладные упражнения.
  • Ходьба и бег.
  • Прыжки.
  • Равновесие.
  • Лазание и перелезание.
  • Броски, ловля, метание, передача предметов и переноска груза.
  1. Игры.

Основной формой работы по физическому воспитанию в школе является урок.

Каждый урок физкультуры должен планироваться в соответствии с основными требованиями: постепенное повышение нагрузки в упражнениях и переход к концу урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений (гимнастических, легкоатлетических, игровых); подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.

Уроки физической культуры должны состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые должны быть методически связаны между собой. К каждому следует подбирать упражнения и сочетать их в таких пропорциях, чтобы обеспечить всестороннее воздействие на учеников.

Цель этих уроков – содействовать развитию у учащихся внимания, памяти, мышления, пространственных и временных ориентировок, воспитывать чувство товарищества, навыки культурного поведения, дисциплину.

Целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей; обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объему, усилию, плавности и др.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- максимальное включение учащихся в образовательный процесс;

- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

- развитие способности к коллективной деятельности;

- формирование интереса к уроку.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей учеников. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.

Задачи, которые решаются в процессе обучения учеников следующие:

- коррекция физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики;

- укрепление здоровья и закаливание детского организма;

- содействие правильному развитию;

- обучение двигательным умениям и навыкам;

- укрепление мышц тела и разностороннего физического развития;

- формирование важнейших прикладных навыков;

- развитие умения манипулировать с разнообразными предметами;

- развитие двигательных навыков и физических качеств детей;

- развитие внимания, памяти, кинестетических восприятий, пространственных и временных ориентировок.

Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.

В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

- пространственная ориентация в физкультурном зале: вход, стены, потолок, углы, середина. Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях),

- знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к уроку,

- знание частей тела человека: голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище – спина, грудь, живот, бок, поясница; руки – плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги – колено, стопа, пятка, носок, пальцы,

- понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): поднять(ся) – опустить(ся), согнуть(ся) – разогнуть(ся), наклонить(ся) – выпрямить(ся), повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти – бежать, лечь (лежать), перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), поднять, ловить, поймать.

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

- выполнять по команде следующие исходные положения: «лежа» (на спине, на животе, на боку), «сидя» (на скамейке, на стуле, на полу), «стоя» («в основной стойке», «на ширине плеч»),

- построиться в шеренгу и в одну колонну,

- ходить и сидеть в правильной осанке,

- пройти по доске гимнастической скамейки,

- бросать и ловить мяч,

- произвольно управлять дыханием.

*** Примечание.

Для детей, имеющих значительные трудности в восприятии учебных знаний и умений допускается выполнение действий совместно с педагогом и по подражанию.

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • мяч
  • «лужицы», кочки, блоки лего, веревочки
  • массажные мячики
  • обручи маленькие
  • веревочка, дощечка
  • флажок
  • лента

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Тема

Цели

Виды работ

Оборудование

Ходьба и бег

1

Повторение правил поведения и правил безопасности в спортивном зале.

Знакомство с залом, инвентарем и правилами безопасного поведения в зале.

Беседа и пояснения правил поведения в спортивном зале и правила использования спортивного инвентаря.

2

Построение в одну шеренгу (равнение по черте).

Учить детей построению в одну шеренгу.

Построение в одну шеренгу. Игра «Зеркало».

4

Построение парами, в колонну друг за другом.

Учить детей построению парами, в колонну друг за другом.

Построение парами в колонну друг за другом. Игра «Охотники».

5

Спортивный праздник.

Проведение спортивных эстафет.

6

Хождение в заданном направлении.

Учить детей ходить в заданном направлении.

Хождение по залу в заданном направлении. Игра «Веселые котята».

7

Перешагивания через препятствия

Учить детей перешагивать через препятствия.

Дорожка препятствий, игра «Лужицы».

«Лужицы», кочки, блоки лего, веревочки.

9

Ходьба на носках, на пятках.

Учить детей ходьбе на носках, на пятках.

Хождение на носках, игра «Кошка и мышата».

10

Бег. Бег на месте.

Учить детей бегу на месте.

Бег на месте. Игра «Зеркало».

11

Бег. Бег вслед за учителем, в медленном и быстром темпе.

Учить бегу вслед за учителем в разном темпе.

Бег по залу за учителем в быстром и медленном темпе. Игра «Догонялки».

12

Бег в заданном направлении с предметом в одной руке.

Учить детей бегу в заданном направлении с предметом в одной руке.

Бег с предметом в одной руке, Эстафета.

Мяч, Флажок, лента.

Прыжки.

1

Прыжки на месте.

Учить детей прыжкам на месте.

Игра «Зайчики в домиках» (дети прыгают внутри обруча).

Обручи маленькие.

2

Прыжки с продвижением вперед.

Учить детей прыжкам с продвижением вперед.

Прыжки на месте, прыжки с продвижением вперед. Игра «Зайчишки», «Лягушата».

3

Перепрыгивания.

Учить детей перепрыгивать.

Игра «Лужицы», Игра «Кочки», полоса препятствий.

«Лужицы», кочки, блоки лего, веревочки.

4

Прыжки на гимнастических мячах с продвижением вперед.

Закрепление умений прыгать на гимнастических мячах с продвижением вперед.

Прыжки на гимнастических мячах с продвижением вперед. Игра «Зайчики».

Гимнастические мячи.

Равновесие

1

Упражнения на равновесие.

Вырабатывать у детей чувство равновесия.

Игра «Тропинка», «Перейди ручеек».

Веревочка, дощечка.

2

Ползание на животе и на четвереньках по прямой линии.

Улучшать координацию движений.

Ползание на животе и на четвереньках по прямой линии.

Игра «Паучки».

Скамейка.

3

Лазание по гимнастической лестнице.

Развитие координации рук и ног, учить залезать и слезать с гимнастической лестницы.

Лазание по гимнастической лестнице.

Игра «Пожарные».

Гимнастическая лестница.

4

Лазание через обруч.

Учить детей лазанию через обруч.

Лазание через обруч. Игра «Ручей», «Змейка».

Обручи.

5

Упражнения с массажными мячиками.

Расслабляющий самомассаж.

Катание массажными мячиками по рукам, ногам, ступням ног, животу и спине. Игра «Ежики».

Массажные мячики.

6

Упражнение с мячом. Передача мяча.

Развитие координации движений, учить бросать, ловить и передавать мяч.

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками. Игра «Снежки», Игра «Горячая картошка».

Мяч.

7

Отбивание мяча от пола 2-3 раза.

Учить детей отбивать мяч рукой от пола несколько раз подряд (2-3-4).

Отбивание мяча от пола. Игра «Качели».

Мяч.

8

Спортивные эстафеты.

Учить детей выполнять задания на скорость, уметь работать в команде.

Выполнение спортивных заданий на скорость.

Список литературы.

  1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006
  3. Бгажнокова И.М. - Программы для 0-4 классов школы 8 вида (для детей с нарушениями интеллекта). Владос, М.2010
  4. Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова. - Омск, Сиб ГАФК, 1999
  5. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб. Наука-Питер, 2005.
  6. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев. - М.: Академия, 2002
  7. Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
  8. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.



Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

по предмету «Адаптивная физкультура» (2 класс)

        

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Адаптивная физкультура» образовательной области «Физкультура» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2015-2016 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году).

Программа разработана в соответствии с методическими рекомендациями Л.Б. Баряевой по обучению и воспитанию детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов 28.08.15 г., согласована заместителем директора по УВР 28.08.15г., утверждена директором ОУ Рыжих Л.Л. 31.08.15г.

Цели программы обучения: коррекция физического развития учеников, отклонений соматического состояния и моторики; укрепление здоровья и закаливание детского организма; содействие правильному развитию; обучение двигательным умениям и навыкам; укрепление мышц тела и разностороннего физического развития; формирование важнейших прикладных навыков; развитие умения манипулировать с разнообразными предметами; развитие двигательных навыков и физических качеств детей; развитие внимания, памяти, кинестетических восприятий, пространственных и временных ориентировок.

В реализации курса используются педагогические технологии:

- на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, элементы проблемного обучения);

- на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения);

- элементы альтернативных технологий.

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, метапредметных и личностных.

Личностные результаты. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной, коллективной деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Метапредметные результаты.  Метапредметные результаты отражают общеучебные (метапредметные) умения учащихся:

- умение слушать и слышать учителя;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение использовать средства альтернативной коммуникации (мимика, жесты, слоги);

- умение с помощью учителя найти и исправить свои ошибки;

- умение оценить собственные чувства, поведение, способности;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни;

- умение следовать правилам поведения.

Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- деятельность по последовательной инструкции;

- самостоятельная деятельность воспитанника;

- умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать:

- Элементарные пространственные понятия (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, в стороне) и понятия направлений движений (вперед, назад, вниз, вверх, направо, налево, в сторону, в конкретных заданиях),

- знание физкультурной одежды и умение самостоятельно одеваться к уроку,

- знание частей тела человека: голова – лицо, затылок, лоб, подбородок, шея; туловище – спина, грудь, живот, бок, поясница; руки – плечо, локоть, кисть, пальцы; ноги – колено, стопа, пятка, носок, пальцы,

- понятия, обозначающие отдельные элементарные виды движений (знание их и умение выполнять по словесной инструкции): поднять(ся) – опустить(ся), согнуть(ся) – разогнуть(ся), наклонить(ся) – выпрямить(ся), повернуть(ся), сесть (сидеть), встать (стоять), идти – бежать, лечь (лежать), перелезать, ползать, бросать (бросить, подбросить, перебросить), поднять, ловить, поймать.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять по команде следующие исходные положения: «лежа» (на спине, на животе, на боку), «сидя» (на скамейке, на стуле, на полу), «стоя» («в основной стойке», «на ширине плеч»),

- построиться в шеренгу и в одну колонну,

- ходить и сидеть в правильной осанке,

- пройти по доске гимнастической скамейки,

- бросать и ловить мяч,

- произвольно управлять дыханием.

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся включает в себя четвертное оценивание результатов освоения учебной программы, разработанной на основе АООП образовательной организации.

Предметом текущей аттестации является наблюдение за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения по учебной дисциплине.

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися является  посильное достижение результатов освоения программы обучения и развитие жизненных компетенций обучающихся.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических заданий по уровням освоения деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Участие в работе методических объединений педагогических работников, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса.

Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно - методического сопровождения образовательного процесса....

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", выступления на методич...

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...