Консультация для педагогов на тему: "Мелкая моторика и средства её развития у детей".
консультация на тему

Мартынова Людмила Александровна

"Детский разум ручонками растёт" (Равиль Алеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 21 «Незабудка»  

Консультация для воспитателей

на тему:

«Мелкая моторика и средства её развития у детей».

подготовила и провела:

учитель – логопед

Мартынова Л.А.

Подольск, 2015

        Развитие мелкой моторики – неотъемлемая составляющая развития ребенка. Необходимость в ловкой и координированной работе пальцев рук очевидна. Многие действия повседневной жизни требуют аккуратной и точной работы пальцев – застегнуть пуговицы, завязать шнурки, набрать телефонный номер… список можно продолжать бесконечно.

        Уровень развития мелкой моторики определяет готовность ребенка к школе, ведь при недостаточном развитии пальчиков ребенок не сможет в достаточной степени овладеть письмом.

        Необходимость развития моторики рук, обусловлена ещё и тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.

        Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и неравномерен.

        Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением -  проблему развития мелкой моторики рук можно считать актуальной.

        Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. 

        Пальчиковые игры:

        

У тебя есть две руки,

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо-мальчиков.

Будут-будут наши пальчики трудиться,

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

        КУРИЦА 

Как по нашей улице

Пробегала курица,

Растеряла всех цыплят -

Шустрых желтеньких ребят:

Первый цыпленок

Следит за лягушкой,

Второй и третий -

Возле кадушки.

Бабочку ловят

Четвертый и пятый.

Эх, попадет вам

От мамы, ребята!

Поочередно загибать пальцы, начиная мизинца.

        ЩЕНОК 

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.

Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.

Игры с мелкими предметами:

  - сортировка бусин: по размеру, цвету, форме;

  - сортировка фасоли от гороха;

 - сортировка геометрических фигур: по размеру, цвету, форме;

 - нанизывание бусин разного размера и формы на шнурок и т.д.

Лепка

        Перед лепкой, ребенку любого возраста, обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

        Для развития общей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, можно использовать упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Это перекрестные упражнения для рук. Регулярное выполнение этих упражнений способствует развитию высших психических функций.

  1. «Кулак – ребро – ладонь»:

        Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Предложить ребенку выполнять сначала вместе с инструктором, затем - самостоятельно. Сначала выполнять правой рукой, затем левой, потом - двумя руками одновременно. Для усвоения данного упражнения, рекомендуется произносить команды вслух. Усложнение данного упражнения состоит в ускорении смены положения рук.

  1. «Зеркальное рисование»:

        Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки. К примеру: круги, квадраты, линии и др. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга. 

  1. «Ухо – нос»:

        Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпускать ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук. Усложнение упражнения состоит в увеличении темпа смены рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.     Рука  настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...

Консультация для педагогов и родителей Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, занимающихся плаванием».

Каждому возрасту соответствует свой уровень  физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода школьников особенн...

"Влияние развития мелкой моторики на формирование речевого развития у детей дошкольного возраста".

«Согласно  проведенным учеными исследованиям и наблюдениям,  стало известно, что  систематическая работа по формированию мелкой моторики будет способствовать развитию речи и мышления ре...

ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ВЛИЯНИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ   РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Консультация для педагогов. Презентация: Спортивные игры, как эффективное средство и форма физического воспитания детей в условиях дошкольного образования

Спортивные игры, как эффективное средство и форма физического воспитаниядетей в условиях дошкольного образования...