"Формы работы специалиста дефектолога с родителями, воспитывающих детей с ОВЗ".(Выступление на городском методическом обьединении)
методическая разработка по теме

Файзуллина Татьяна Ринатовна

Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме. Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности  выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации  взаимодействия  с семьей.  При этом выделяем , на наш  взгляд, наиболее значимые приемы для получения первого результата , таких как:

-Тестирование , анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения  по разным проблемам . Проанализировав результаты анкетирования родителей ,составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

Выступление на городском методическом обьединении

Тема:

Формы работы специалиста дефектолога с родителями,

воспитывающих детей с ОВЗ

Подольск 2016

        Работа специалиста с семьей, имеющего ребенка с ОВЗ начинается с установления уважительных, доброжелательных взаимоотношений, которое требует тактичного, корректного поведения, умения поставить себя на место родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важно консультировать и поддерживать семью, а также сообщать любую информацию в щадящей, не травмирующей их чувства, форме. Следующий этап получения обратной связи, т.е. определение и подтверждение правильности  выбранных целей и задач и эффективности используемых методов и форм организации  взаимодействия  с семьей.  При этом выделяем , на наш  взгляд, наиболее значимые приемы для получения первого результата , таких как:

-Тестирование , анкетирование, опросы родителей с целью изучения родительского мнения  по разным проблемам . Проанализировав результаты анкетирования родителей ,составляем перспективный план работы с родителями и формы работы.

Выбираем формы проведения работы с родителями:

1, Узкий круг общения педагога с родителями, вызывающий на откровенный разговор, выход на проблемы и нахождение конкретных путей их   решения. Это могут быть беседы,  консультации , тесты- опросники, наглядная пропаганда, тренинг, видеоматериал , встреча -дискуссия, выставка методической литературы.

2. Индивидуальные встречи, где родители могут узнать результаты диагностических показателей, получить информацию об индивидуальных направлениях коррекционной работы с ребенком, получить консультацию по вопросам путей и методов коррекции, имеющихся отклонений в развитии.

3. Интересная и результативная форма работы с родителями - практическая  деятельность педагога с родителями . Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке.

4. Индивидуальные занятия педагога с родителями и ребенком. Родителям и ребенку предлагаем стать партнерами в занимательных упражнениях. Предлагаем каждому родителю использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого вне зависимости от его удач и просчетов, внимательно относиться к его трудностям, любить, ценить и принимать ребенка таким , какой он есть. Ведь семья нужна ребенку, а он не будет для других людей столь же близким и желанным.

5.  Показ коррекционно- интегрированных занятий. Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в учебно-воспитательном процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ОВЗ и способах коррекции.

Владея полной информацией, родители быстро адаптируются к существующему положению вещей, принимают конструктивные решения и правильно выбирают путь общения в ребенком.

Цель  работа дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

оказать квалифицированную поддержку родителям;
помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Принципы, положенные в основу работы с семьей:

принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, таких как психоневролог, дефектолог, психолог  и др. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом-дефектологом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза».

Принцип учета интересов. По-другому его можно было бы назвать иначе — принцип решения задачи через интерес. Этот принцип применим в работе, как с ребенком, так и с родителями.

Успех осуществления поставленных перед МКОУ школой –интернат для обучающихся с ОВЗ задач во многом зависит от характера взаимоотношений, которые складываются между родителями и педагогом. Эффективность коррекционной работы зависит от правильной постановки всего учебно- воспитательного процесса и от применения специфических приемов обучения и воспитания. При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью  надо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия. Коррекционная работа должна сопровождать весь процесс обучения детей с нарушениями интеллекта. При правильной организации специального обучения и воспитания, многие дефекты развития могут быть скоррегированы и предупреждены. Когда в семье  рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с нарушениями интеллекта, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке. Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Как правило, изучая семьи, имеющие проблемных детей, мы можем  выделить следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

  1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой. 2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. 3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. 4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания . Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.  Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Если возникают воспитательные проблемы с ребенком с нарушением интеллекта,  то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Не следует думать, что  ребенок с нарушением интеллекта- это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с нарушением интеллекта. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса. Семья, имеющая ребенка с нарушением интеллекта, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность роли педагога-дефектолога в формировании личности ребенка. Педагог ставит перед родителями краткосрочные цели, ведет разъяснительную работу, связанную с нехваткой информации по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка, рассказывает, что делали на занятиях, как реагировал ученик, что необходимо повторять дома, чем заинтересовать ученика. Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка – инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей – инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи.

Памятка для родителей воспитывающих детей с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья)

Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка.

Правило 2. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Правило 6. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.


АНКЕТА

                 «ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С СЕМЬЕЙ УЧЕНИКА»

1. ФИО матери и отца (лиц, их заменяющих)
2.
Образование матери и отца (лиц, их заменяющих)
3. Место работы, должность, контактный телефон матери и отца (лиц, их заменяющих)
4. Члены семьи, живущие вместе с учеником
5. Материально-бытовые условия ученика (отдельная комната или отдельный уголок в общей, наличие рабочего места и т.д.)
6. Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра, религиозные обряды и т.д.
7. Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, искусство и т.п.)
8. Увлечения ребенка, кружки, секции
9. Обязанности ребенка по дому
10. Кто в основном занимается воспитанием ребенка
11. Методы воспитания (уговоры, убеждение, разъяснение, требования, наказание, поощрение и т.п.)
12. Друзья ребенка, ходят ли в гости
13. Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднений, какие - вызывают
14. С каким настроением чаще всего приходит из школы
15. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы
16. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д/з, культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)
17. Особенности здоровья ребенка (нарушение осанки, зрения, слуха, хронические заболевания) и пожелания в связи с этим
18. Как часто посещаете родительские собрания, школу
19. Состояли ли в родительском комитете класса, школы
20. В каких делах смогли бы помочь (проведение бесед, организация экскурсий, походов, ремонт класса)
21. Какие вопросы хотелось бы обсудить на родительских собраниях
22. Какие индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов "Методы и приемы работы по развитию речи детей с РАС

описаны этапы работы по развитию речи детей с расстройством аутистического спектра...

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗВоспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательн...

Выступление на тему:"Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"

Выступление на тему: "Формы работы специалистов с родителями с использованием информационных технологий"...

Сюжетный танец, как форма сценической хореографии (выступление на городском методическом объединении хореографов)

Для того чтобы поставить какое-либо хореографическое произведение нужно создать образы как исполнителя, так самого танца, понятные и интересные для зрителя.Сюжетный танец — это маленькая пьеса с...

Методическая разработка: «Детско-родительский Telegram чат «Вместе Познаем и Фантазируем» как альтернативная форма образовательного сотрудничества учителя-дефектолога и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ».

Актуальность методической разработки. В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждени...