Обобщение опыта работы по теме "Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью".
опыты и эксперименты на тему

Хуснулина Лилия Наильевна

Цель работы:  разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по  преодолению нарушений письменной речи у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений письменной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Введение

   Известно, что одна из задач учителя начальных классов общеобразовательной школы научить ребенка читать и писать, т.е. письменной речи. Обучению письму в специальной (коррекционной)  школеVIII вида уделяется большое внимание.

По данным М. Е. Хватцева, Д. И. Орловой, В. В. Воронковой, нарушения письма у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечаются значительно чаще, чем у детей с сохранным интеллектом.   Поэтому овладение грамотным письмом для школьников с интеллектуальной недостаточностью представляет  наиболее большие трудности,  чем для детей с сохранным интеллектом. Об этом свидетельствуют и результаты научных исследований (М.Ф. Гнездилова, В.В. Воронковой, Е.Ф. Соботовича, Е.М. Гопиченко) и результаты моих исследований которые показывают, что из 15-и  учащихся 4  класса 53.3%  составляют дети с нарушениями  письменной речи.   Таким образом,  каждый второй ребёнок школьного возраста с нарушением интеллекта имеет те или иные речевые дефекты, препятствующие, в разной степени, успешному овладению ими  грамотной письменной речи.

В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение структуры слов.  

      Наиболее распространено у учащихся с нарушениями интеллекта фонематическое недоразвитие. Из их числа выделяются ученики, которые в силу грубого нарушения фонематического слуха на начальных этапах обучения почти не овладевают письмом. Только в отдельных случаях можно понять,  написанное ими. Эти ученики испытывают значительные затруднения в звуковом анализе слов, в чтении и понимании смысла прочитанного.

   Также учащиеся вследствие нарушенного произношения, недостаточного овладения четкой кинестетической схемой пишут так, как говорят.   У многих детей трудности в обучении письму связаны с нарушением моторики. У них страдает и техника письма, и грамотность. Эти школьники имеют своеобразный почерк – сильный нажим, неровные буквы. Некоторые из них с трудом удерживают пальцами ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе, поэтому выполнить задание такого же объема, какой дается всем остальным ученикам, они не в состоянии. При письме моторные затруднения проявляется в сложном комплексе ошибок.

    Учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки,  прежде всего, затрудняются в запоминании образа буквы, в соблюдении строчки. В случаях грубого нарушения у них наблюдается зеркальное письмо.

   Обычно ошибки в письменных работах   возникают  при  органических речевых расстройствах,  и  проявляются на фоне глубокого нарушения познавательной деятельности,  аномального психического развития в целом.

     Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии  у  учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.

В связи с этим коррекция нарушений письма во вспомогательной школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической дисграфии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дисграфии).

Таким образом, логопедическая работа во вспомогательной школе характеризуется большой спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями умственно отсталых детей, а также характером симптоматики, механизмов, структуры дефекта у этих детей.

Проблема по коррекции нарушений письма  актуальна и с точки зрения  недостаточной эффективности традиционных методик  по коррекции письменной речи.

На поиски тренировочных упражнений уходит огромное количество времени. Поэтому возникает необходимость в составлении комплексной систематизированной коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

     Цель работы:  разработка и апробация альбома коррекционно-развивающих упражнений по  преодолению нарушений письменной речи у  младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

     Для решения поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

1.Изучить научно-методическую литературу для выявления нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

2.Проанализировать данные  обследования письменных работ учащихся с нарушениями  интеллекта.

3.Разработать систему коррекционно-развивающихупражнений направленных на преодоление нарушений письменной речи  младших школьников с нарушением интеллекта.

Методические рекомендации к альбому коррекционно-развивающих

упражнений по преодолению нарушений письменной речи у

младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

 Данное пособие представляет собой практический материал и составлен с учетом методических требований.

 Таким образом, коррекционная работа с детьми в данном пособии будет проводиться целенаправленно в соответствии с выявленными нарушениями.   В пособии отражен комплексный системный подход, а  содержание коррекционно-развивающей работы построено по определенной структуре и материал представлен четырьмя  разделами.

В первом разделе представлены упражнения по коррекции акустической дисграфии. Данные упражнения этого раздела направлены на исправления ошибок, обусловленных нарушением фонематического слуха (недостаточно четкой слуховой дифференциацией акустически близких речевых звуков), а также  проявляющихся в  смешениях и заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам:

- мягких согласных - твердыми;

-звонких согласных парными глухими и наоборот;

- замены в группе свистящих и шипящих;

-смешение аффрикат между собой и составляющими их компонентами;

- замены лабиализованных гласных;

- замены в группе сонорных согласных.

 Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами в первую очередь опирается на порядок изучения  и дифференциации  гласных звуков,  затем согласных  - сначала свистящих, затем – шипящих, аффрикат, сонорных.

 Работа над мягкими и твердыми согласными связана  с дифференциацией гласных А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е. Работа со звуками построена в следующей последовательности: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.

   В процессе работы детьми уточняется артикуляция смешиваемых звуков, закрепляется связь звука с буквой.

Во втором разделе упражнения направлены на коррекцию дисграфии на основе  нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленных  нарушением различных форм языкового анализа и синтеза,  проявляющихся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. В данном разделе имеются  задания на коррекцию таких ошибок как: пропуск гласных букв, перестановка или привнесение лишних букв, пропуск или привнесение лишних слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части, раздельное или слитное написание предлогов со словами.

 Учащиеся, работая по второму разделу, учатся сравнивать отдельные слова, словосочетания и предложения, а также позволяют ребёнку приступить к работе по совершенствованию связной речи.

В третьем разделе упражнения направлены на коррекцию аграмматической дисграфии с целью формирования у ребенка представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения.

  Предлагаемая последовательность упражнений формирует  у детей навыки словообразования, учит разбирать слова по составу, определять, какой частью речи они являются, а также проводится работа по пополнению словарного запаса детей различными частями речи. При работе с предложениями  ребенок учиться определять последовательность и связность слов в предложениях, устанавливать смысловую зависимость предложений.

 В данном разделе задания постепенно усложняются,  и выполнение их в данной последовательности позволяет преодолеть трудности в формировании грамматического строя речи, развивать связную речь ребенка.

Последний раздел альбома направлен на коррекцию   обусловленный недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений, нарушением зрительного анализа и синтеза.

  Специально подобранные упражнения четвертого раздела помогут развивать у ребенка:

-зрительное восприятие цвета, формы, размера и величины предметов;

-дифференциацию расположения элементов букв;

-операции зрительного анализа и синтеза;

-объем зрительной памяти;

-пространственное восприятие и представление;

-речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;

-зрительно-моторные координации;

-умение различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы;

 Ребенок, который путает буквы, похожие по написанию отдельными элементами,  также сможет откорректировать эти нарушения, выполняя упражнения четвертого раздела.

      Также к данному альбому прилагается электронный анимационный вариант выборочных упражнений, которые могут легко использовать родители при развитии письменной речи  ребенка.

 Настоящее пособие позволит обеспечить развитие учащихся и поможет им преодолеть трудности в освоении письменной речи, а также используемые различные виды продуктивной и игровой деятельности  позволят ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме. Правильно подобранные упражнения позволят избежать ребенку психологического дискомфорта от неудач, с которыми он сам справится не в состоянии.

Содержащийся материал могут использовать на занятиях логопеды   и учителя начальных классов,  как для индивидуальной работы, так и групповой. Пособие поможет и родителям организовать самостоятельную систематизированную работу ребенка по преодолению нарушений письма.

Результативность опыта

Мониторинг сравнительного анализа ошибок, допущенных при выполнении итоговых письменных работ учащимися 3 класса с 2008/09 по первое полугодие 2010/11 учебного года, можно отследить по следующей диаграмме:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида

Дипломная работа на "отлично.  хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...

Развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

В данной статье дан  анализ психолого-педагогической  литературы по проблемам связной речи у детей в норме и  с нарушением интеллекта: Изучены  психолингвистические основ...

Обобщение опыта по теме "Формирование самостоятельной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи".

Основной трудностью в обучении младших школьников с общим недоразвитием речи является неумение связно излагать свои мысли. в данном пособии подобраны упражнения, которые помогут ученикам при построени...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Преодоление каждого вида дисграфии осуществляется различными методами. Вместе с тем существует ряд основных принципов, соблюдение которых обязательно при работе по устранению любого вида дисграфии....

Памятка для учителей и родителей "Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"

Данная памятка предназначена для учителей и родителей. В ней раскрыты основные аспекты нарушений письменной речи, их этиология и некоторые приёмы коррекциооной работы....