Использование мнемических приемов для развития памяти детей с ЗПР
учебно-методический материал на тему

Вольперт Елена Дмитриевна

Использование данного материала позволяет повысить качество обучения в коррекционной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемических приемов для развития памяти младших школьников с задержкой психического развития.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Вступление

2.Особенности памяти детей с ЗПР.

3.Понятие о мнемических приемах

4.Мнемические приемы, которые можно использовать в

работе с детьми с ЗПР.

5.Упражнения, основанные на использовании мнемических приемов.

6.Требования к проведению занятий по развитию памяти.

7.Заключение.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще задержка психического развития выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.

Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение. В связи с этим назревает противоречие между необходимостью развития психических познавательных процессов (в частности памяти) у младших школьников с ЗПР и недостаточностью использование способов и методов в процессе обучения. Это и обусловило выбор темы моего проекта.

Цель проектной работы: составить комплекс упражнений на основе приемов мнемотехники для использования в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Задачи:

-изучить и проанализировать специальную литературу по данной проблеме;

-определить  способы быстрого запоминания учебного материала, которые можно использовать в работе с детьми с ЗПР;

-подобрать упражнения на основе мнемических приемов для использования их в работе педагогов школы.

Методы исследования:

-изучение литературных источников;

-наблюдения за  успешностью запоминания информации без применения мнемотехничесих приемов и после их применения;

Практическая значимость: материал данной работы может быть использован педагогами для  работы с детьми с ЗПР в целях улучшения памяти и повышения эффективности обучения.

Среди учащихся младших классов имеются дети, которые с самого начала школьного обучения плохо усваивают программный материал по основным предметам и нередко оказываются в числе стойко неуспевающих учеников.

        Наиболее распространенной причиной неуспеваемости учащихся начальных классов является так называемая задержка психического развития.

        Понятие «задержка психического развития» психолого-педагогическое. Оно утверждает наличие отставания в развитии психической деятельности ребенка. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и одновременно  в значительном количестве случаев временный характер отставания, которое с возрастом тем успешнее  преодолевается, чем раньше дети с данной патологией попадают в адекватные для них условия воспитания и обучении.

        Причиной задержки психического развития (ЗПР) могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными  или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребенка. Может наблюдаться и генетически обусловленная  недостаточность центральной нервной системы.    

        Вследствие  нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и  возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

        Задержка психического развития редко распознается в дошкольном возрасте. Чаще она обнаруживается в процессе дошкольного обучения и определяется, когда ребенок  начинает испытывать специфические трудности   в процессе обучения в школе.

        У детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости.

        Запечатление и сохранение в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и в нужной последовательности – необходимые условия овладения системой знаний, навыками и умениями.

На первых годах обучения ребенка в школе важную роль играет его непроизвольная память.  

        Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – понижение познавательной активности. Само собой непроизвольно запоминающееся у нормально развивающихся детей не всегда запечатлевается в сознании учащихся с ЗПР. Поэтому необходимо активизировать познавательную деятельность младших школьников данной категории.

        С возрастом еще большую роль в процессе обучения начинает играть  произвольная память, которая становиться целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации.

        Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания.

        Эффективность произвольной памяти существенно зависит от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от невоспроизведенного, что мало удается детям с ЗПР.  

        Так, при запоминании картинок школьники с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же  из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они назвали некоторые из них.

        Детям с ЗПР свойственна импульсивность, расторможенность, повышенная активность или, наоборот, вялость, медлительность, заторможенность. Это сохраняется при воспроизведении заученного материала.

        Назвав несколько запомнившихся словами картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить побольше.

        После дополнительного стимулирования со стороны взрослого, большинство детей  этой группы воспроизводит некоторое количество  материала, что свидетельствует о том, что сами они до конца не реализуют возможности своей памяти.

        Для детей с ЗПР оказывается непосильным  переход от прямых операций к обратным.

        Эти дети обнаруживают низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок.

        Недостатки произвольной памяти у детей с ЗПР проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности. Они не могут воспроизвести несложные тексты.

        Многие из них допускают большое число ошибок в виде перестановке слов текста, заменяя синонимами.

        У детей с ЗПР  наблюдается некоторое преобладание наглядной памяти над словесной;  механического запоминания над словесно - логическим. Среди нарушений кратковременной  памяти –быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.

        У детей с ЗПР не формируется умение самостоятельно применять приемы рационального запоминания. При разработке коррекционных методов обучения детей с ЗПР представляется необходимым учить детей приемам мнемотехники.

Какую же роль в развитии памяти играют мнемические приемы?

Мнемические приемы — основа развития памяти. Использование приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а также способствуют

-развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-формированию умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

-развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

-развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

-развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

-развитие мелкой моторики рук;

-формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

-развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

Обучение ребенка мнемическим приемам включает 2 этапа.

         На первом этапе ребенка надо познакомить с приемом; ребенок должен знать, к примеру, что такое разделить материал на части; знать сущность приема и уметь его реализовать.

На втором этапе необходимо научить ребенка использовать тот или иной прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации.

Развивать память — это означает выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации.

По направленности мнемических приемов их можно разделить на три типа:

  • направленные на выделение и фиксирование связей внутри запоминаемого материала (группировка, систематизация, структурирование и т.п.);
  • направленные на выделение и фиксирование внешних связей (ассоциации, аналогии, мнемотехники) ;
  • направленные на выделение и фиксирование внешних-внутренних связей (перекодирование, выделение опорных пунктов).

Внешне направленные приемы наиболее доступны. Поэтому обучение детей с ЗПР мнемическим приемам легче начинать с использования ассоциаций, мнемотехники и т. п. Именно они наиболее доступны младшим школьникам.

           В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов, организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение (Познавательные процессы.., 1990).

Ассоциация — установление связей по сходству, смежности или противоположности и т. д.Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями.

Поиск ассоциаций, видимо, наиболее распространенный и доступный способ запоминания, ибо ассоциации -фундаментальная характеристика психической деятельности. Для использования ассоциации в целях улучшения памяти чаще всего особой работы не требуется. Объясняя или обсуждая любой материал, можно предложить следующие вопросы.

На что похоже это изображение?

Что напоминает вам этот рисунок?

О чем вы подумали в процессе моего рассказа?

Встречали ли вы раньше нечто похожее? И т. п.

Ассоциации учеников можно обсуждать и создавать совместное (если есть необходимость и возможность) средство запоминания, так сказать, коллективную ассоциацию. По существу, и при поиске ассоциаций, и при обсуждении их учитель организует повторение материала.

Аналогии — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий в целом различных.

В процессе обучения совершенно необходимо запоминать много определений, правил и формул. В этих случаях нужна точность запоминания. Для того чтобы при воспроизведении избежать ошибок, можно использовать прием аналогии, когда устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных.

Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

В ряде случаев материал легче запоминать, изобразив его основное содержание в виде схемы, т. е. в обобщенном и упрощенном виде. Этот прием называют схематизацией. Схематизацию целесообразно использовать при запоминании грамматических правил, теорем, физических и биологических закономерностей и т. д.

Характеризуя процессы схематизации как описание или изображение какого-либо материала в общих чертах, нельзя не отметить, что выделение «в общих чертах» не всегда означает упрощение, это может быть обобщение, т. с. выделение сущностного соотнесения схемы и реальности.

Ритмизация и рифмование.

Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается. Можно привести пример из школьной практики:

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

Мнемотехника – это система методов и приемов обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Мнемотехнические приемы также более внешне направленные способы обработки информации. В этом случае основная задача заключается в том, чтобы вспомнить мнемосхему, а характер ее использования заложен в ней самой. Например, изучение порядка расположения цветов в спектре с помощью фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По всей вероятности, в учебно-воспитательном процессе должно быть место не только для использования мнемосхем, но и для создания их.

Такого рода задания позволят учителю решать целый узел проблем: через активизацию познавательной деятельности с помощью игры к положительной мотивации учения. В этом случае дети сами активно работают с материалом, поэтому, с одной стороны, улучшается запоминание, а с другой, это безусловный шаг к развитию всех познавательных, способностей.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.  Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная ин формация.

Использование мнемотаблиц обеспечивает следующие результаты в работе с детьми:

  • развивается умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
  • развиваются  психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
  • значительно развиваются у детей умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаков;
  • развивается умение перекодировать информацию, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Опорным в таблице является изображения главных героев, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т.д. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Алгоритм работы с таблицей.

В работе с таблицами можно выделить несколько этапов:

I этап. Это введение элементов схем, символов.

II этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

III этап. Введение отрицаний.

Например,

- не большой

- не круглый

- не съедобный

IV этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.

V этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

VI этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

VII этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

VIII этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.

Приведу пример из практики.

Детям 2 класса (VII вид) было дано следующее задание: дома подготовить пересказ русской народной сказки «Заяц и лиса». Из 8 человек смогли пересказать сказку 2 человека.

На следующем уроке дети (вместе с учителем) составили мнемотаблицу по этой сказке (см. рис.1)  и было дано новое здание: дома подготовит пересказ, используя мнемотаблицу. На следующем уроке смогли пересказать сказку 6 из 8-ми учащихся, что доказывает эффективность данного приема при работе

с детьми с ЗПР.

C:\Users\учитель\Desktop\Новая папка\лист №4.jpeg

Упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми с ЗПР, имеющими низкий уровень развития памяти.

Задание 1. Развитие способности детей к воссозданию мысленных образов.Занятие проводится индивидуально, в два этапа.На первом этапе ребенку необходимо использовать графическое изображение понятия.
Инструкция: «Попробуйте к каждому из названных слов сделать какой-либо рисунок».
Примерный перечень слов:
Серия 1 - грузовик, гнев, веселая игра, дерево, наказание, умная кошка, мальчик — трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка.
На втором этапе ребенку предъявляются слова или фразы, которые он должен запомнить без рисунков.
Серия 2 - веселый праздник, темный лес, отчаяние, смелость, глухая старуха, радость, болезнь, быстрый человек, печаль, теплый вечер.
           
Задание 2. «Мысленные образы и эмоции».
Занятие проводится в небольшой группе детей.
Инструкция: «Я вам буду говорить фразы, а вы после каждой фразы закрывайте глаза и представляйте себе соответствующую картинку».
Фразы:
Лев, нападающий на антилопу.
Собака, виляющая хвостом
Муха в вашем супе
Овсяное печенье в коробке в форме ромба
Молния в темноте
Пятно на вашей любимой рубашке или юбке
Капли, сверкающие на солнце
Крик ужаса в ночи
Друг, ворующий вашу любимую игрушку.
После прочтения фраз ребенку предлагается взять листок бумаги, вспомнить и написать названные фразы. На последующих занятиях можно предъявлять фразы в зрительной модальности (на специальных карточках).

Задание 3. Поэтапная работа ребенка с образцами:
- сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец,
затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 с. (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.
       Эти упражнения целесообразно проводить в процессе таких продуктивных видов деятельности как конструирование, рисование, лепка, аппликация. Похожие упражнения легко придумать самим, варьируя условия, материал и сюжеты игр на развитие зрительно-моторной и зрительной памяти,
         
Задание 4. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка».
Цель: 1. Познакомить детей с приемами «группировка».
2. Показать преимущество запоминания с использованием этого приема.
Занятия проводятся в группе.Учитель читает ряд букв, просит детей запомнить их и записать.
В Л О Ш Э Р И К
После этого он  рассказывает о мнемическом приеме «группировка», т. е. объединение букв в группы, удобные для чтения (ВЛОШ - ЭРИК).
       
Задание 5.
Детям рекомендуется запомнить ряд гласных букв: А У И О Е Е.
Затем детям рассказывается о мнемическом приеме: разделить буквы на две или три группы и пропеть «песенку», делая остановки в конце каждой группы (АУИ-ОЕЕ).
     
Задание 6.
Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж Н Л П В Т. Чтобы лучше их запомнить, предлагается  мысленно добавить к каждой букве гласную, например У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные.
Для развития памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.
   
Задание 7.
Цель: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу.
Занятие проводится в группе. Детям предлагаются слова: зима, ель, птица, лес, гнездо, река, снег, рыба и  рассказывают о том, что для лучшего запоминания эти слова надо объединить в пары по смыслу. Дети коллективно обсуждают и подбирают смысловые пары. Например, снег — зима; ель — лес и пр.
После этого предлагаются другие варианты для запоминания: нога, лицо, обувь, море, часы, лодка, стрелки, нос, дом.
Для закрепления усвоенного приема можно  предложить ребенку разнообразные слова и картинки для запоминания.
       
Задание 8. Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации».
1 этап: Из набора слов детям предлагается выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Учитель зачитывает эти пары слов: лес — гриб; зима — снег; кот — ведро; река — рыба; облако — лев; ворона —краска;гнездо—птица.
2 этап: Детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и подумать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуждают между собой и составляют ассоциативные ряды.
3 этап: Ребенку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван — тигр, девочка — брат, небо — земля, глаз — муха, озеро — верблюд, ковер — цветок, цыпленок — стол.
Затем учитель зачитывает первое слово, а дети дополняют второе слово. После окончания задания дети обсуждают свои результаты.
           
Задание 9. Развитие памяти на основе мнемического приема «классификация».
Учитель читает ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т. д.), а затем просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу.
Этот же  способ запоминания можно предложить детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий.

Аналогичные задания могут использовать родители, занимаясь с ребенком дома.

Психокоррекционные занятия по развитию памяти у детей с ЗПР можно проводить как в групповой, так и в индивидуальных формах.Опыт работы показывает высокую эффективность коррекционных занятий по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития.

Важно помнить, что в процессе занятий необходимо учитывать не только уровневые и специфические характеристики памяти ребенка, а также уровень сформированности его мыслительных операций. Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Взрослым должны быть созданы специальные условия:

1. Установка на запоминание.
2. Эмоциональная включенность.
3. Мотивация.
4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.

Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.

Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:

• Не начинать занятия в плохом настроении.
• Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует.
• Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.

В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.

Многочисленные ошибки могут быть, если:

• Ребенок устал;
• Ребенку неинтересно, так как задания или слишком простые или очень сложные;
• Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

На процессы памяти очень влияет мотивация. Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно. Если ребенок занимается, чтобы доставить удовольствие взрослому (кстати, нельзя забывать хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

Память представляет собой процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное воспроизведение. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Произвольная память – это особая мнемическая деятельность, специально направленная на запоминание, какого- либо материала.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются разнообразные нарушения памяти: объем, и точность произвольного запоминания снижены в сравнении с нормой, обнаруживается недостаточная произвольная регуляция процесса запоминания, на выполнение поставленной задачи дети с задержкой психического развития затрачивают больше времени, чем нормально развивающиеся дети, наблюдаются отклонения как в области зрительной, так и в области слуховой памяти. Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти возникают существенные трудности при обучении, приводящие к отставанию детей с задержкой психического развития от школьной программы.

         Коррекционные занятия по формированию мнемических операций для детей с задержкой психического развития имеют высокую эффективность. И на этих занятиях,  и на уроках   детей необходимо учить мнемическим приемам запоминания. Овладение детьми этими приемами развивает их память, способствует повышению успеваемости и повышает учебную мотивацию.

           В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов, организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение (Познавательные процессы.., 1990).

1.     Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

2.     Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению  поставленной задачи.

3.     Необходимо направлять педагогическую работу с данной категорией на общее социальное благополучие.

4.      При организации коррекционно-развивающей работы, необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.

5.     Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

6.     Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого  нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать процентов 30  уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

7.     Чем богаче  опыт, знания детей, запечатлёнными ими непроизвольно, тем больше возможности возникает у них вспомнить, используя продукты непроизвольной  памяти в своей практической умственной деятельности.

8.     Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т.о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

9.     Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.

10. В психологии известен так называемый “Эффект начала и конца”. Успешнее всего запоминается  информация, которая обсуждалась  в начале занятия и в конце.  При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: “Это надо запомнить!” Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

11. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния  ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

12. Педагогу, работающему  с детьми с задержкой психического развития необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является:

-   слабость  их мыслительной деятельности;

-   пониженная познавательная активность;

-   недостаточность произвольной саморегуляции.

13. Для преодоления трудностей в  формировании произвольного запоминания,  со  стороны произвольной регуляции могут быть использованы следующие приёмы:

-    организация деятельности ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.

-    запоминание инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

-    включение ребёнка  в действие, сочетание инструкции с показом.

-    включение ребёнка в совместные со взрослым действия.

-   “потеря” предотвращается повтором инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта

Элемент игры  очень важен на   занятиях  ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья.  Упражнения развивают чувство ...

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...

Описание опыта работы "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"

Помещаемый материал содержит  описание опыта на тему  "Модель использования методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в условиях сельской школы"...

Использование различных приемов для развития смыслового чтения на уроках математики.

Суть и смысл современного образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности, анализу получаемой информации, творческой реализации личности....

Мастер-класс по географии "Использование инновационных технологий в развитии памяти у учащихся"

Мастер-класс по географии "Использование инновационных технологий в развитии памяти у учащихся"...

Использование мнемонических приемов в развитии речи детей

Консультация для родителей о  приемах, облегчающих детям запоминание стихов, рассказов....