Аутичные дети
статья на тему

Рыльская  Олеся  Николаевна

Сообщение на  тему  "Ранний  детский  аутизм" , его  проявления, методы  работы  с  аутистами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aut.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Московский институт современного академического образования»

Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

по дисциплине: «Специальная  психология»

Сообщение «Аутичный  ребёнок»

                                                                                     Выполнил:

                                                                                     Слушатель факультета ДПО

                                                                                  Рыльская  Олеся  Николаевна

г. Москва, 2016г.

  Де́тский аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» введен в медицину около 100 лет назад известным философом и психиатром Блейлером. Он означает серьезный отход личности от окружающей жизни и слишком сильное погружение в себя. До середины 40-х годов прошлого столетия в раннем детском возрасте эту болезнь не выявляли. Впервые ранний детский аутизм описал в 1942 году немецкий психиатр Каннер. Затем, в 1944 году, более легкую форму аутизма описал австрийский ученый, по имени которого заболевание получило название «синдром Аспергера».

Симптомы  раннего детского аутизма.
В основном их три - нарушения в общении, поведении,  в эмоциональной сфере. Проявляется это во всем, вплоть до двигательной активности. С одной стороны, аутисты медлительны, неуклюжи, движения их дисгармоничны, а с другой - они бывают невероятно подвижны, могут мгновенно забраться на шкаф, «взлететь» на подоконник. В то же время для них характерно однообразие движений: верчение пальцами, вращение вокруг собственной оси, беганье по комнате от предмета к предмету или так называемый «манежный бег», когда дети часами могут бегать по кругу.
В эмоциональном плане аутисты, как правило, холодны и равнодушны, порой производят впечатление жестоких, бездушно обращаются с близкими, сверстниками, животными,
игрушками. При этом они крайне ранимы, обидчивы. Для них типична повышенная чувствительность ко всему - к свету, звукам, физическим контактам, к любому взаимодействию с окружающим миром. Эта гиперчувствительность в определенной степени и определяет их аутичное поведение. Основная проблема состоит в том, что для ребенка – аутиста окружающий мир был, есть  и остается некомфортным и пугающим с первых минут его появления на свет и до конца жизни. Отсюда  восприятие   действительности всеми органами чувств и ее  осмысление происходит особенным образом.  Еще в младенческом возрасте  они замечают, что  малыш часто не идет на прямой зрительный контакт, не смотрит «глаза в глаза».

       Попадая в незнакомую обстановку, ребенок совершенно теряется и может вести себя как слепой.   Аутист   не  способен  быстро переключать внимание от  одного  источника  получения информации к другому. Либо только слушать, либо только смотреть.
Страх неизвестности — главная эмоция, которая будет сопровождать аутиста всю жизнь. Создание защитного панциря вокруг себя — вот на что направлены его основные усилия. 

       Уже с раннего возраста  ребенок старается отгородиться от внешнего окружения,  не любит прикосновений,   скупо выражает радость при виде матери.  Понимание обращенной к нему речи доставляет аутисту немало трудностей, но еще сложнее ему воспринимать мысли людей, говорящих между собой.  На всем протяжении жизни он останется человеком со скудной палитрой эмоций. Его раздражает малейшее внесение  поправок  в распорядок и уклад собственного   существования.  Близкие, стоит им немного изменить внешний облик, могут стать неузнаваемыми и пугающими ребенка.  Стереотипии, как набор повторяющихся действий, присутствуют   во всех видах деятельности и взаимодействии с окружением. 

       Аутист не способен учиться сам в процессе подражания,  бессознательно, инстинктивно ухватывать  основные составляющие жизненного   существования.   Его надо учить всему: даже жестам и эмоциям. Расширение  словарного запаса не происходит, как у здоровых детей,  спонтанно, в процессе общения, а  должно делаться «принудительно». Развернутая мыслительная деятельность, обобщения, формулировка выводов — все это недоступно аутисту. ребенок  с помощью неадекватного поведения пытается общаться, привлекает внимание к себе,
избегает нежелательной ситуации.

  Основные условия обучения ребенка с аутизмом в школе.

       Ребенку легче адаптироваться, особенно в начале обучения,  в общей благожелательной и спокойной атмосфере школы. Большинство «срывов» в поведении возникают на фоне общей напряженности, конфликтов взрослых с другими учениками. Для него важны доброжелательность и симпатия, которые позволяют довериться и привязаться к своему учителю.

Сложившиеся отношения с учителем являются для таких детей мощным стимулом не только в обучении, но и в эмоциональном и социальном развитии. Когда дети привязываются к учителю, то начинают относиться к нему как собственности - ревнуют к одноклассникам, выкрикивают на уроке, пытаются привлечь внимание любым способом: встают, плачут, обижаются, что не его вызвали к доске.  

Ребенку с аутизмом нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене, позволяющая осознать порядок  происходящего и использовать для организации своего поведения. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом  всегда некомфортно. Такие дети очень тяжело привыкают  к расписанию уроков. Вызывает проблему и сама подготовка к урокам: дети не могут понять, какой учебник нужно достать, какой убрать, какая тетрадь нужна на данный момент.

Таким детям требуется постоянная дополнительная индивидуальная помощь со стороны учителя не только на уроке, но и на перемене. Многие не в состоянии есть сами в столовой - не могут удерживать ложку из-за недоразвития мелкой моторики пальцев рук.

Большинству детям с аутизмом требуется помощь в развитии представлений о себе, об окружающем, в понимании других людей;  в овладении навыками коммуникации и взаимодействия; в преодолении бытовой неприспособленности и социальной наивности.

       Иногда с семьей аутичного ребенка достичь контакта не просто. Его родители, уже прошедшие определенный путь взаимоотношений со специалистами, знают, что с постановкой диагноза «аутизм», ребенок выводится на индивидуальное обучение или следует отказ работы с ним. Поэтому попав в школу, они любыми способами будут пытаться здесь остаться. Такие родители считают, что их детям мало трех уроков и необязателен дополнительный выходной день. Хотя работоспособность детей иссякает к концу первого урока. Выдерживают не более 15-20 минут от урока.

На уроках такой ребенок ведет себя как «маленький», с трудом удерживается за партой, встает, ходит по классу во время урока, занимается «своими делами» - играет посторонними предметами.  Дети с аутизмом характеризуются повышенной утомляемостью, особой возбудимостью, зависимостью даже от легкого физического недомогания или сезонных колебаний погоды. На первых порах на уроке ребенок с аутизмом может не выполнять инструкции: не реагировать на устное обращение, не выполнять задание. Он как бы «не видит» и «не слышит» учителя. Аутичный ребенок воспринимает происходящее, но не всегда может сразу сконцентрироваться  и отреагировать. Часто, с  запозданием отвечает на вопрос и выполняет требование. Позже он может воспроизвести все дома. Мамы  рассказывали, как их дети дома   хлопали  в ладоши, деля слова на слоги.  

      Сначала аутичный  ребенок может выполнять задания медленно и неловко, как будто нехотя, сидеть расслабленно, развалившись и рассеянно глядя в сторону. Но постепенно начинает более стабильно работать на уроке. Все новое, необычное, является для этих детей очень сильным стрессовым фактором. Самым острым переживанием является общество других детей. Поэтому в классе он может легко возбуждаться, хохотать, повторять чужие « шутки». Все это осложняет жизнь класса, т.к. нужно сохранить нормальные  условия для обучения других детей.

Часто страхи и негативизм ребенка связаны  с предыдущими неудачами и слишком большим нажимом со стороны взрослых в обучении. Он может, например, категорически отказываться брать в руки ручку или моментально   переставать вас слышать и видеть при словах: «Давай посчитаем». Тогда приходится ненавязчиво предлагать помощь, используя прием «рука в руке», но постепенно уменьшая поддержку и положительно характеризуя его действия.  

      Одной из необходимых составляющих  школьной жизни являются праздники. Ребенка нужно заранее подготовить, объясняя что будет происходить, чем закончится. Это дает возможность опробовать разные формы контакта.  Дети закрывают руками уши, глаза. Привыкнув могут водить с детьми хоровод. Ребенок приобретает эмоциональный опыт; расширяются его представления об окружающем.

Все необходимые условия для аутичных детей созданы. Но удержатся ли они в классе зависит не только от учителя. Необходима помощь родителей и психологов.

Основные этапы работы с аутичными детьми.

       Работа с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, очень длительна и кропотлива. Большое значение на первом этапе имеет первичный контакт учителя и ученика. Адаптационный период работы с ребенком чаще всего растягивается на несколько месяцев, поэтому к формированию взаимодействия ученика с педагогом можно приступить на 2-3 занятии, после установления формального контакта с ребенком. Формально установленный контакт предполагает, что ребенок почувствовал «неопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. За это время определяются средства, способные привлечь внимание ребенка (вестибулярные - раскачивание на качелях, тактильные - щекотка, сенсорные - трещотки и пищевые). Выбираются те из них, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.  

       На втором этапе работы формируются учебные навыки. В случае, когда у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для урока материал (мозаика, бусы, пазлы, картинки, пластилин, краски, карандаши и т.п.) там, где он чувствует себя комфортно, например, на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на столе, как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу, и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом.  

В классе у ребенка должно быть только его рабочее место. Правильно организованное рабочее место вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы.

Часто аутичные дети не смотрят в глаза. Отводят глаза в сторону, опускают голову.  Как замена взгляда «глаза в глаза» вырабатывается фиксация взора на картинке, которую педагог держит на уровне губ. Если ребенок не реагирует на обращение, нужно мягко повернуть его за подбородок и дождаться, когда взор скользнет по предъявляемому материалу. Постепенно время фиксации взора на картинке будет возрастать и заменяться взглядом в глаза. На данном этапе используется минимальное количество речевых инструкций: « Возьми», « Положи». Четкость их выполнения важна для дальнейшего обучения. Поэтому возможно пищевое подкрепление (печенье, долька яблока, конфета).

Третий этап.  Работа над указательным жестом и жестами «ДА», «НЕТ».Спонтанное применение жестов детьми, страдающими тяжелыми формами аутизма, может возникнуть к 7-8 годам, а может и совсем не проявиться, что чрезвычайно затрудняет общение с этими детьми. Специальный тренинг позволяет сформировать эти жесты и ввести их в ежедневное общение ребенка с близкими людьми.

Четвертый этап работы – Обучение чтению.

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям.

- аналитико-синтетическое (побуквенное)

- послоговое

- глобальное чтение

Занятия строятся по принципу чередования всех трех направлений, т.к. каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы побуквенного чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятна ему, т.к. графический образ слова сразу связывается с реальным объектом. Однако, если обучать ребенка только приемам глобального чтения, довольно скоро наступает момент, когда механическая память перестает удерживать накапливающийся объем слов.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных  букв.(слова пишутся па картонных карточках).Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Вся работа по формированию речи аутичного ребенка носит длительный характер и продолжается на протяжении всего процесса обучения.

Список использованной литературы.

 1. Лебединская К. С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма. М., 1988.

 2. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

 3. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — №4.

4. Ранний детский аутизм. П/р Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской. М., 1981.

5. Гурьева В.А., Семке В.Я, Гиндикин В.Я. Психопатология детского возраста

6. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1998.