Словарная работа на уроках письма и развития речи, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
учебно-методический материал на тему

Егорова Елена Николаевна

Использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических, орфографических, фонетических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          

   

Доклад на тему:

«Словарная работа на уроках

письма и развития речи, для обучающихся

 с особыми образовательными потребностями»

                                                     

                                                   

                                                                                                     

                                           

                                         

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

     

 Для лучшего усвоения словарных слов должна быть организована целенаправленная систематическая работа, которая включает в себя не только знакомство с новым словом и его написанием, но и систему упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание.

В своей работе при обучении письму словарных слов применяю методы:

  • Метод языкового анализа
  • Метод развития речи при работе со словарём
  • Метод предупреждения орфографических ошибок в словарных словах

Использую следующие приёмы:

  • Приемы зрительного запоминания - это зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарю, исправление ошибок в словарных словах;
  • Письмо отрывков детских поэтов и писателей;
  • Различные виды слуховых диктантов;
  • Составление словосочетаний и предложений со словарными словами, включая их в письменные и устные творческие работы;

У учащихся  процесс запоминания словарных слов должен быть интересным, поэтому при обучении детей использую увлекательные формы работы:

  • Загадки
  • Ребусы
  • Шарады
  • Пословицы, поговорки
  • Составление рассказа

Запоминание графического облика слова облегчается  с помощью кроссвордов, загадок, ребусов, творческих заданий, которые развивают логическое мышление и зрительную память. К их составлению можно привлечь самих учащихся. В процессе отгадывания ребята учатся мыслить, сравнивать, сопоставлять и тем самым усваивают «трудные слова» в процессе активной мыслительной и творческой деятельности.

Особую роль в работе над словарными словами играют пословицы, поговорки, стихи. Дети с большим интересом находят словарные слова, объясняют значение этих слов, тем самым расширяют свой кругозор, речь, память и лучше усваивают написание словарных слов, что немаловажно для работы со специальными коррекционными классами. Для некоторых словарных слов существуют сказки, так как « Почему Бака не стала стоять с буквой А»    (слово –  С О БАКА)

       При обучении детей правописанию словарных слов обязательно использую словарь. Словарик используется постоянно, поэтому являются помощником в запоминании непроверяемых орфограмм. При ежедневном обращении к словарику у детей развивается и доводится до автоматизма безошибочное написание словарных слов. В результате использования моторной, слуховой, зрительной памяти при работе со словарными словами учащиеся реже допускают ошибки при написании контрольных работ по русскому языку.

        На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. Использование разнообразных грамматических, орфографических, фонетических упражнений способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.

Ход работы над словарными словами с непроверяемыми безударными гласными может быть следующим:

  1. Введение нового слова (необходимо использовать иллюстрации, занимательный материал или натуральные объекты)
  2. Выяснение лексического значения слова (учитель предлагает детям самостоятельно назвать части, признаки предмета или явления).
  3. Чтение напечатанного на табличке слова по слогам (напечатанное на табличке слово, в котором выделены буквы для запоминания).
  4. Затем учащиеся находят это слово в учебнике или в орфографическом словаре, читают слово и еще раз уточняют его написание.
  5. Проведение фонетического разбора слова (количество букв, звуков, сколько гласных, сколько согласных определяют количество слогов в слове. Какой слог ударный и как можно переносить это слово.)
  6. Запись слова в тетрадь (выделяют при этом орфограммы и ставят ударение; можно записать слово еще раз, поделив его на слоги.)
  7. Подбор и запись родственных слов. В родственных словах выделяются орфограммы.
  8. Составление словосочетаний и предложений с данным словом. Работа, направленная на закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами: (слова с непроверяемыми орфограммами должны закрепляться в течение всего урока путем включения их в упражнения различного характера).

При подведении итогов урока обращается внимание на то, какие слова с непроверяемыми написаниями были изучены на этом уроке. Путем многочисленных упражнений орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык.

Качество словарной работы достигается при соблюдении следующих методических рекомендаций:

  1. Систематическая работа со словарными словами на каждом уроке
  2.  Контроль за усвоением словарных слов (проведение тех видов работ, о которых шла речь выше, включение их в разные виды самостоятельной работы);
  3. Включение словарных слов в домашние задания;
  4. Работа с орфографическим словарем, словарем учебника, словариками учащихся.

    Учитель не должен перегружать урок словарной работой в ущерб прохождению основной темы.

Виды словарной работы.

 Для закрепления изученных слов можно использовать и такие виды работ, как

  1. Картинный диктант: показывается карточка – картинка, учащиеся называют изображенный предмет, объясняют смысловое значение, произношение, написание, записывают в тетрадь.
  2. Выборочные диктанты (картинный, слуховой, зрительный) представлены в основном в стихотворной форме. Учащиеся на слух из каждого продиктованного предложения выделяют слово с заданной орфограммой и записывают его. Выборочный диктант ценен тем, что привлекает внимание учащихся к усваемому в данный момент орфографическому правилу.
  3. Творческие диктанты: методика проведения творческих диктантов может быть разнообразной. Учащимся предлагаются слова или словосочетания, объединенные темой, выраженной заглавием самого диктанта. Пишутся всегда на доске. Предлагается детям придумать предложения с каждым из этих словосочетаний и записать в тетради. Из записанных предложений должен получиться рассказ, соответствующий заглавию. Работу над творческим диктантом целесообразно проводить коллективно, обсуждая каждое предложение. Это позволяет вовлечь в активную работу весь класс.
  4. Диктант с комментированием: учащимся называется слово из словаря или однокоренные ему слова. Один ученик комментирует написание. Например: словарь, словарик, словарный, (от слова), а весь класс записывает эти слова.

Не менее интересным приемом объяснения значения слова является работа с загадками. Этот прием чаще всего используется при знакомстве с новым словом.

Дети отгадывают и объясняют по каким признакам они догадались об отгадке. Нередко отгадки служат материалом, удобным не только для выяснения грамотности, усвоения словарных слов или наполнения словаря, но и для грамматического разбора. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Для выработки навыка правописания словарных слов можно использовать работу с индивидуальными карточками, на которых написаны гласные буквы.

  1. На доске написаны слова с пропущенными безударными буквами. Учитель показывает на место гласной, обучающиеся поднимают карточку с нужной гласной.
  2. Учитель показывает обучающимся карточку с гласной, обучающиеся называют слова, в которых она пишется.
  3. Учитель называет слова с безударными непроверяемыми гласными, обучающиеся поднимают карточки с нужными гласными. Можно проводить комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий за первой партой. Он называет любое изученное слово, объясняет значение (если затрудняется, то на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. Все записывают это слово в тетрадях, проставляя ударение, подчёркивая гласную. И так каждый ученик по очереди называет своё слово.

 В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы:

  • упражнения и дидактические игры,
  • загадки,
  • сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти).

 Большой эффект для обогащения словаря имеют  чтение художественных произведений.

 Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети.

 В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей (давать по ходу игры задания: сказать хором, вспомнить загадку о предмете и т.д).

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Упражнения должны быть кратковременны, в среднем 5-10 минут.

Использованная литература

  1. Н.Н. Бебешина. Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе.
  2. Н.М.Барская. Л.Д.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.
  3. М.Ф.Гнездилов. Методика русского языка во вспомогательной школе.
  4. А.К.Аксенова. Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.
  5. А.М.Бородич. "Методика развития речи детей".
  6. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
  7. В.Волина "Учимся, играя".
  8. Журналы: "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Начальная школа", "Дефектология"



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Словарно-орфографическая работа на уроках письма и развития речи в начальных классах.

Развитие речи- это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразных упражнений, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место должны занимать упражне...

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с особыми образовательными потребностями...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013797","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...

Статья «Развитие творческих способностей обучающихся с особыми образовательными потребностями посредством использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28013900","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Нестеров А.В.Белова Т.Ю.Развитие творческих способностей обучающихся с особыми...