конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с обучающейся 1 класса с ОВЗ. Самоанализ.
план-конспект на тему

Конспект логопедического занятия по теме:

 «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малышева Галина Александровна, учитель-логопед МБОУ «УСОШ» с. Лешуконское

Конспект логопедического занятия по теме:

 «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»

Пояснительная записка

Пересказ - это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Данный  вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.   При пересказе совершенствуется структура речи, её выразительные качества, произношение, усваивается построение отдельных предложений и текста в целом. Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи.

Данное логопедическое занятие рассчитано на обучающуюся 1 класса с системным недоразвитием речи (ОВЗ).

Характеристика обучающейся: Девочка обучается по АОП для обучающихся с нарушением интеллекта (1 вариант). У обучающейся нарушен фонетико-фонематический компонент речевой системы, грамматический строй, словарный запас качественно неполноценен, недостаточно сформированы навыки связного высказывания.

Методическая тема занятия: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы».

Тема занятия, называемая детям: «Пересказ текста с опорой на картинки».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы:

Занятие включено в раздел « развитие устной связной речи»

Цель: формирование умения последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, вопросы.

Задачи:

  • Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • Расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
  • Формировать положительную мотивацию к обучению;
  • Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
  • Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности, самооценка)

Оборудование: интерактивная доска; презентация;

Предварительная работа: проведение логопедического занятия по теме: «Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы».

Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: Обучающаяся научится составлять пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы.


Этапы проведения занятия

Организационный момент

Задачи:

  • создание доброжелательной атмосферы на занятии,
  • формирование навыка пользования обращенной речью.

Методы: практические (упражнение - тренинг).

Условия реализации: мягкая игрушка

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственно обеспечивающие индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с адаптированной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Тренинг «Я тебе желаю сегодня…»

-Здравствуй. В начале нашего занятия скажем друг другу добрые слова, а поможет нам в этом медвежонок.

Мы передаём мягкую игрушку из рук в руки и произносим пожелания друг другу на сегодняшний день

Положительный настрой обучающейся на работу (мотивационная основа учебной деятельности)

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Задачи: формировать умение строить высказывания.

Методы: словесные (беседа, инструкция), практические (упражнение)

Условия реализации: словесные (инструкция)

Упражнение: закончи предложение

-я начну предложение, а ты закончи его, начиная словами «потому что»

Птицы умеют летать,…

Я не люблю лук,…

Мама улыбнулась, …

Дети прибежали домой,.

Как пишется первое слово в предложении? Что можно ставить в конце предложения?

Cлушает начало предложения и заканчивает его.

Потому что у них есть крылья.

Потому что он горький.

Потому что я получила 5.

Потому что стало темно.

Отвечает на вопросы: Первое слово в предложении пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку, знак вопроса или восклицательный знак.

Предложение. Начало и конец предложения. Заглавная буква.

Обучающаяся умеет правильно подбирать слова в предложении.

Умение работать по алгоритму.

Целеполагание

Задачи: учить детей определять цель занятия, планировать свою работу.

Методы: наглядные, словесные.

Условия реализации: словесные

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с адаптированной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

(формирование УУД)

Определение плана работы

-Мы на прошлом занятии  учились пересказывать текст, отвечая на вопросы. Сегодня будет немного сложнее.

-С помощью чего мы сегодня будем составлять пересказ?

Обращается к наглядному пособию «Ступеньки знаний» и видит там передвижную фигурку человека, остановившегося на ступеньке «Вопросы».

-Нам нужно сегодня учиться пересказывать, смотря на картинки.

Текст.

Умеет определять цель занятия, овладевают начальными навыками планирования своей деятельности

(Ученик получит возможность в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

Основная часть

Задачи: 

  • активизация словарного запаса учащихся,
  • совершенствование грамматического строя речи,
  • развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, сравнение)
  • развитие познавательных универсальных у.д. (через построение высказывания, самостоятельное пользование алгоритмом составления пересказа)

Методы и приёмы: практические (упражнение), словесные, наглядные

Условия реализации: текст; картинки с изображением солнца, луга, бабочек, цветов.

1.Обогащение словарного запаса.

2. Знакомство с рассказом «4 бабочки». Читаю, показываю презентацию

3.Словарная работа

4. Установление последовательности предметных картинок для последующего пересказа.

5. Выяснение логических связей

Физминутка - показ действий из рассказа

5.Определение причинно-следственной связи

6. Восстановление текста с опорой на картинки.

1. Давай вспомним, как назвать одним словом муравья, пчелу, стрекозу, шмеля? Правильно. Каких насекомых ты ещё знаешь?

2. Четыре бабочки.
Было лето. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.

3. Встретились незнакомые слова в тексте?

- Объясни значение слова сучок.

Какие ты ещё знаешь названия цветов?

- офтальмологическая пауза

4. Посмотри на картинки. Они расположены по порядку? Сможем мы вспомнить рассказ по ним?

 Какое время года было?

Где происходит действие?

Кто летал над цветами?

Какого они были цвета?

Что произошло дальше?

Что сделали бабочки?

Что сделала птица?

5. Получился бы рассказ, если не было  бабочек/ или птицы? Почему?

 Физминутка – я называю слова-действия, которые встретились в рассказе. Ты движениями и голосом показываешь их: светило; росли, летали, прилетела, увидела, захотела съесть, испугались, сели, села, села, летала, летала, не увидела.

6. Почему птица не увидела бабочек? Что могло произойти, если бы бабочки перепутали цветы?

7. Я показываю картинку, ты вспоминаешь предложение. У нас должен  получиться целый текст (правило текста – логическая  связь предложений)

1.Это насекомые. Бабочку, паука, муху.

2. Слушает рассказ.

3. Объясняет значение слова сучок – сухая веточка.

Я знаю розу, тюльпан, василек.

- следит глазками за бабочками.

4. Картинки расположены правильно.

 Мы сможем составить рассказ.

Было лето.

На лугу (на полянке). Летали бабочки. Жёлтая, красная, чёрная и белая.

Прилетела большая птица.

Бабочки испугались и сели на цветы.

Птица их не увидела и улетела.

 Рассказ бы не получился. Птица и бабочки – это действующие лица.

 Показываю движениями и мимикой (испугалась, увидела, захотела съесть)

Бабочки спрятались на цветах. Каждая выбрала цветок, на котором её будет не видно. Птица бы могла их съесть.

 Глядя на картинки пересказывает текст. В тексте предложения связаны по смыслу.

Слова, обозначающие действие предмета. Значение слова. Время года.

Текст.

 Связь слов в предложении

Уметь правильно согласовывать слова в предложении. Дети умеют выполнять движения совместно с произнесением текста (уметь осуществлять речеслуховой и речедвигательный контроль за собственными действиями)

Уметь классифицировать слова по существенным признакам

(развитие логических УУД)

Умеют составлять записывать предложения, грамматически правильно его оформляя.

Уметь интонировать свою речь в зависимости от ситуации.

Уметь выстраивать логическую цепочку событий, последовательно излагать свои мысли.

Итоговая часть. Рефлексия

Задачи: формировать умение детей отвечать на вопросы полным предложением формировать навыки адекватной самооценки.

Методы: беседа, рассуждение

Условия реализации: наглядное пособие «Ступеньки знаний», бабочки с цветами.

Показатели результативности данного этапа: оценивание детьми своего физического и эмоционального состояния, определение положительной динамики коррекции речевого нарушения по сравнению со сформированными УУД на прошлом занятии.

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия учителя-логопеда, непосредственнее обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с адаптированной образовательной программой ФГОС)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Самооценка деятельности

Оценка деятельности обучающейся учителем-логопедом.

Определение ближайшей зоны коррекционно-развивающей работы

- Посмотри, наш человечек сегодня перешёл на следующую ступеньку. Что нас ждёт на ступеньке выше -  узнаем на следующем занятии.

Если тебе было  интересно на занятии и у тебя получилось составить текст -  проведи линии от бабочек к цветам так, чтобы птицы их не заметили. Если было не интересно или текст не получился, то проведи линии, чтобы цвета бабочек и цветков не совпадали.

-А мне сегодня понравилось, как ты работала

- Спасибо за занятие.

В ходе беседы обучающаяся проводит самооценку своей работы на занятии, определяет нерешенные проблемы. Проводит линии

Уметь адекватно оценивать свою работу на занятии, формулировать свои проблемы (развитие регулятивных УУД)

Самоанализ логопедического занятия .

Тема: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы».

Системное недоразвитие речи при умственной отсталости.1 класс.

На занятии присутствовала обучающаяся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости. Обучается по программе VIII вида первый год по заключению ОПМПК. До этого год обучалась по общеобразовательной программе. У обучающейся в целом нарушен лексико-грамматический компонент речевой системы, поэтому она недостаточно понимает учебные задания, указания, инструкции, испытывает трудности овладения учебными понятиями, терминами, трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Отмечается недостаточное развитие связной речи. Учитывая всё это, были намечены цель, задачи, содержание занятия, определена форма проведения, подобраны методы, приёмы и средства, необходимые для получения положительного результата.

  1. Занятие соответствует плану  коррекционной работы .

Цель: формирование умения последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, вопросы.

        Задачи:  Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

  • Расширять и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, навыки связной речи;
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, память;
  • Формировать положительную мотивацию к обучению;
  • Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные ситуации учебной деятельности;
  • Совершенствовать регулятивные универсальные учебные действия (через целеполагание, планирование работы, контроль за ходом деятельности, самооценка)

Цель, задачи в ходе занятия реализованы.

  1. Учебный материал соответствует программным требованиям, теме, цели и задачам занятия, возрасту обучающейся и её возможностям.
  1. Характер усвоения знаний детьми:
  • Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд они повышают качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной речи.
  • Задания с учётом особенностей полисенсорного восприятия школьников ( с опорой на несколько анализаторов):

 зрительн.+ слух., кинестетич.+речедвиг.

  •  Объём изучаемого оптимален, перегрузки не было.
  • На протяжении всего занятия используется словесный метод- беседа, который позволяет контролировать усвоение материала учащимися. Наличие наглядности – мотивационный компонент.
  1. Структурные элементы занятия: 
  • Организационный момент (Организационный момент создал положительный настрой на обучение)
  • Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы
  • Целеполагание
  • Основная часть (Использование различных способов запоминания текста. В целях предупреждения нарастающего утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения был проведен один из приёмов оздоровления- офтальмологическая пауза с использованием ИКТ с соблюдением лексической темы «насекомые»)
  • Итоговая часть. Рефлексия
  1. Изложение нового материала
  • связь с предыдущим и последующим ( «Пересказ текста с опорой на вопросы» и «Пересказ по сюжетным картинкам» )
  • наличие межпредметной связи ( психология + логопедия, логопедия + русск. яз., логопедия + окружающий мир)
  • изложение материала по принципу от простого к сложному, составление предложений с незаконченной концовкой, составление предложений по вопросам, составление текста; Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия.
  1. При подаче материала осуществлялся индивидуальный подход.

Предложенные виды заданий по теме были эффективны при изучении данной темы.   Инструкции – доступны.

  1. Занятие имело коррекционную направленность:
  • упражнения на развитие высших психических функций,
  • включение задания с опорой на несколько анализаторов
  • смена видов деятельности.
  1. Поведение учащихся:
  • устойчивость внимания,
  •  появление активности,
  • наличие (или отсутствие) интереса,
  • работоспособность высокая (низкая).

Умение логопеда поддержать работоспособность – в виде поощрения за правильный ответ.

  1. Назначение занятия:  закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением, подготовить с составлению пересказа по сюжетным картинам.

Общие результаты занятия оправдали ожидания - занятие прошло на высоком уровне, в необходимом темпе. Учащаяся продемонстрировала сформированные умения и навыки по теме. Для достижения лучших результатов с обучающейся будет продолжена работа над развитием связной речи на следующих занятиях.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные формы, методы и приёмы обучения считаю рациональными и целенаправленными на достижение главной цели, так как они обеспечили мотивацию деятельности, организацию обучающейся на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания.

В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в старшей группе по теме «Дикие животные».

Составление рассказа по картине «Дикие животные в лесу». Цели:Активизировать и актуализировать словарь по теме. Формировать умение устанавливать смысловые взаимосвязи между объектами при восприят...

Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.ТЕМА:  «Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов с существител...

Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)

Логопедическое занятие по развитию связной речи (6 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи)Тема: Грамматическое оформление предложения. Наречие.Цель: коррекция дисграфии, обусловленной наруш...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи с ОНР 3 уровня (лексическая тема: «Одежда»).

Активизировать словарь по теме «Одежда», обучить составлению описательного рассказа по схеме....

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....