синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей - основные проявления
статья по теме

Лысенко Вера Вячеславовна

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей – основные проявления.

Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли дети в том, что их считают « трудными»?

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ.

Синдром дефицита внимания проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста. Но когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношении с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований в данной функции в процессе обучения. Остановимся на проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью более подробно.

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы  к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующей требованием к конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующий усидчивости (ребенок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится», на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистам при первой встрече с ребенком и родителями.

Следует отметить также, что выраженность гиперактивности у детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно, что то, теребит и вертит в руках, трясет ногой и так далее). Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор, или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилами. Из - за импульсивности гиперактивности дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

На ряду с гирперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса ( способности осуществлять достаточно сложные целенапрвленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоение навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к  моторной неловкости, неспособности  к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма. Дефекты концентрации внимания является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.

Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться.  Подобное избирательность внимание связано с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания кажущиеся им скучными неоднократно повторяющимися, трудными не приносящими удовлетворение и не подкрепляемые поощрениями.

Дома дети с синдромом дефицита внимания  и гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут и лучше учатся. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания  и наказания не дают желаемых результатов.

При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствует результаты специальных исследований. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы.

Ребенок, который имеет внешние проявления, выше перечисленных симптомов и не может адаптироваться к школьной программе, ведет к школьной дезадаптации.

Исходя из представленных данных следует заключить, что усилия специалистов должны быть направлены на их выявление с целью определения детей группы риска по развитию этого синдрома уже в первые годы жизни. Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе нуждаются в динамическом наблюдении невролога. Учитывая значительный вклад механизмов наследственности в генез синдрома, наличие его проявлений у ближайших родственников ребенка также должно рассматриваться в качестве фактора риска для формирования у него данного заболевания.

Критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохранят внимание при выполнении заданий или во время игр.

3.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте.

5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

10.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

11.Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

12.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутиться, пытается, куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

13.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.

14.Часто находится в постоянном движении  и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

15.Часто бывает болтливым.

16.Часто отвечает, на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

17.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

18.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Перечисленные симптомы невнимательности, гиперактивности, импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Используемая литература:

Н.Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – 2 – е изд. – М.: Издательский дом «Школа – Пресс 1», 2001.

 

Результаты анализа анамнестических данных в группе детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. (таблица №2)

Анамнестические данные

Число случаев

Частота встречаемости %

Патология течения беременности или родов

 

Сочетание патологии беременности и родов

162

 

 

108

84

 

 

56

 

 

 

 

Патология течения беременности

Токсикозы

 

Угроза прерывания

 

Анемия

 

Хронические соматические заболевания

 

Действие токсических факторов

129

 

121

 

43

 

13

 

35

 

 

 

33

 

 

67

 

63

 

22

 

7

 

18

 

 

 

17

Патология в период родов

 

Преждевременные роды

 

Запоздалые роды

 

 Слабость родовой деятельности

 

Быстрые роды

 

Применение акушерских пособий

 

Кесарево сечение

140

 

 

21

 

 

16

 

38

 

52

 

47

 

 

 

73

 

 

11

 

 

8

 

20

 

27

 

25

Патология периода новорожденности

 

Асфиксия

 

Родовая травма

 

Недоношенность

 

Переношенность

 

 

Анемия

 

 

122

 

 

53

 

11

 

21

 

16

 

 

6

 

 

 

 

 

63

 

 

27

 

6

 

11

 

8

 

 

7

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья педагога 22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей – основные проявления.

Многие тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но кто они, эти «трудные» дети? Всегда ли мы взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь? Виноваты ли дети в том, что их считают « трудными»?

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ.

Синдром дефицита внимания проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и (гиперактивностью) и импульсивностью поведения. Кроме того для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Его симптомы всегда отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста. Но когда такой ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают новые сложности: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, проблемы во взаимоотношении с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителем, усиливаются нарушения поведения. Именно в школьные годы чаще всего обнаруживаются нарушения внимания в связи с повышением требований в данной функции в процессе обучения. Остановимся на проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью более подробно.

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы  к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте. Их избыточная моторная активность бывает бесцельной, несоответствующей требованием к конкретной обстановки. Гиперактивность проявляется не просто избыточной двигательной активностью (которая может отмечаться даже в часы сна), но также беспокойством, посторонними движениями во время выполнения заданий, требующий усидчивости (ребенок ёрзает на стуле, не в состоянии удержать неподвижными руки и ноги). У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они могут мешать учителям, отвлекать одноклассников и провоцировать их неправильное поведение во время уроков. Важно учитывать то, что оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок обычно не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится», на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивности во время консультации специалистам при первой встрече с ребенком и родителями.

Следует отметить также, что выраженность гиперактивности у детей с СДВГ варьирует, и она наиболее типична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства (крутится, вертится, сидя на стуле; постоянно, что то, теребит и вертит в руках, трясет ногой и так далее). Импульсивность обычно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Он может без разрешения вставать со своего места в классе, вмешиваться в разговор, или работу находящихся рядом людей, во время игр со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилами. Из - за импульсивности гиперактивности дети склонны к травматизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т. д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.

На ряду с гирперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса ( способности осуществлять достаточно сложные целенапрвленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц, освоение навыков рисования и письма. Недостаточная сформированность координации движений ведет к  моторной неловкости, неспособности  к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма. Дефекты концентрации внимания является причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. По описанию учителей, гиперактивные дети способны сохранять внимание не более нескольких минут. Они склонны постоянно забывать то, что им нужно сделать, терять свои вещи, необходимые в школе и дома. Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.

Родители часто сообщают о том, что они могут удерживать внимание до нескольких часов во время занятий и игр, с которыми им удается успешно справляться.  Подобное избирательность внимание связано с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания кажущиеся им скучными неоднократно повторяющимися, трудными не приносящими удовлетворение и не подкрепляемые поощрениями.

Дома дети с синдромом дефицита внимания  и гиперактивностью обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо себя ведут и лучше учатся. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания  и наказания не дают желаемых результатов.

При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствует результаты специальных исследований. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы.

Ребенок, который имеет внешние проявления, выше перечисленных симптомов и не может адаптироваться к школьной программе, ведет к школьной дезадаптации.

Исходя из представленных данных следует заключить, что усилия специалистов должны быть направлены на их выявление с целью определения детей группы риска по развитию этого синдрома уже в первые годы жизни. Дети с пре- и перинатальной патологией в анамнезе нуждаются в динамическом наблюдении невролога. Учитывая значительный вклад механизмов наследственности в генез синдрома, наличие его проявлений у ближайших родственников ребенка также должно рассматриваться в качестве фактора риска для формирования у него данного заболевания.

Результаты анализа анамнестических данных в группе детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. (таблица №2)

Анамнестические данные

Число случаев

Частота встречаемости %

Патология течения беременности или родов

Сочетание патологии беременности и родов

162

108

84

56

Патология течения беременности

Токсикозы

Угроза прерывания

Анемия

Хронические соматические заболевания

Действие токсических факторов

129

121

43

13

35

33

67

63

22

7

18

17

Патология в период родов

Преждевременные роды

Запоздалые роды

 Слабость родовой деятельности

Быстрые роды

Применение акушерских пособий

Кесарево сечение

140

21

16

38

52

47

73

11

8

20

27

25

Патология периода новорожденности

Асфиксия

Родовая травма

Недоношенность

Переношенность

Анемия

122

53

11

21

16

6

63

27

6

11

8

7

Критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохранят внимание при выполнении заданий или во время игр.

3.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте.

5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

10.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

11.Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

12.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутиться, пытается, куда - то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

13.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем – либо на досуге.

14.Часто находится в постоянном движении  и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

15.Часто бывает болтливым.

16.Часто отвечает, на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

17.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

18.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

Перечисленные симптомы невнимательности, гиперактивности, импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Используемая литература:

Н.Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – 2 – е изд. – М.: Издательский дом «Школа – Пресс 1», 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Причины. Диагностика.

ВВЕДЕНИЕ Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и ...

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Проблема СДВГ - одна из важнейших социально-медицинских проблем. Поэтому она входит в область профессиональных интересов большого числа  специалистов:неврологов, психиатров, педагогов, психологов...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Папка содержит методические рекомендации для родителей и учителей по воспитанию и обучению детей с СДВГ, развивающие упражнения, опросники. Материал предоставлен специалистами Краснодарского краевого ...

Синдром дефицита внимания и гиперактивность

Материал этой презентации можно использовать для ознакомления воспитателей дошкольных учреждений, учителей и родителей с проблемой СДВГ.В краткой форме описываются причины, способы работы и рекомендац...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Некоторые приемы поведения родителей и выбор альтнрнативы наказанию....

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»...