Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования
рабочая программа на тему

Велимеева Раиса Адилевна

Приведена система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи второго уровня) в возрасте от 4 до 5 лет. Данная система педусматривает полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_rab_programma_16-17_publ.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

к адаптированной образовательной программе

дошкольного образования ГБДОУ детского сада №14

на 2016-2017 учебный год

Средняя группа

Учитель-логопед: Велимеева Р.А.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание коррекционной работы с детьми
  2. Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения образовательной программы дошкольного образования
  3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
  1. Организационный раздел
  1. Форма организации работы с детьми
  2. Учебный план образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год
  3. Материально-техническое обеспечение процесса коррекционной работы
  4. Методическое оснащение образовательной деятельности
    1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Цель

  • построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Задачи

  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
  • расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  •  совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
  • совершенствовать навыки связной речи детей;
  • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы)

Характеристика детей с ОНР II ур. речевого развития:

Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. Пояснение слова иногда сопровождается жестом. Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не. В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, согласование слов в предложении нарушено. Предлогами, союзами и частицами дети пользуются крайне редко. Способами словообразования дети не владеют. У детей начинает формироваться фразовая речь. Характерно неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов.

Основания разработки рабочей программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ № 14

Срок реализации рабочей программы

2016-2017 учебный год

(Сентябрь 2016 - июнь 2017 года)

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы 1 ступени обучения

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

 проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

 понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

 понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

 различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

 называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

 участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

 рассказывает двустишья и простые потешки;

 использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

 произносит простые по артикуляции звуки;

 отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

 выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

 испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

 стремится к расширению понимания речи;

 пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

 использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;

 использует простейшие коммуникативные высказывания.


  1. Содержательный раздел

  1. Содержание коррекционной работы с детьми

Направления

Содержание работы

Виды деятельности

Диагностика

Цели:  

  • Определение уровня развития доречевых процессов и развития речи.
  • Индивидуализация выдвигаемых задач работы.

Задачи:

  • Определить уровень сформированности мыслительной деятельности детей, её основных компонентов;
  • Определить уровень развития общих речевых навыков у детей;
  • Оценить степень сформированности кинетического и кинестетического компонентов общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • Оценить способность понимания речи детьми;
  • Оценить состояние фонетической стороны речи;
  • Определить уровень развития фонематических процессов
  • Определить объем предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного словарного запаса импрессивной и экспрессивной речи;
  • Определить особенности и степень сформированности грамматического строя речи
  • Определить уровень развития связной речи ребёнка
  • Анализ результатов диагностики (Конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом развитии; формирование подгрупп для проведения занятий, определение оптимального образовательного маршрута ребенка).
  • Планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми
  • Наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности и в режимные моменты;
  • Беседы с родителями;
  • Проведение процедуры обследования компонентов речевого развития ребёнка;
  • Заполнение индивидуальных речевых карт воспитанников;
  • Составление перспективного и календарно-тематического планирование коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развиваюшая работа с детьми

1ступень обучения

  • Преодолевать речевой и неречевой негативизм                                               у детей, формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем – логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;
  • Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;
  • Расширять понимание речи детьми;
  • Развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;
  • Учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);
  • Формировать элементарные общие речевые умения.

Интеграция коррекционной работы в образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

  • Включение ребенка в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок»;
  • Создание ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности);
  • Стимуляция интереса ребенка к игровой деятельности и умения участвовать в игре;
  • Обучение выполнению правил в подвижных и дидактических играх;

Познавательное развитие

  • Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет), их различение в процессе сопоставления, сравнения
  • Задания на развитие основных функциональных уровней памяти;
  • Задания на формирование операций сравнения, обобщения, классификации; развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам (игры в лото, домино, «Парные картинки», «Почтовый ящик», «Найди лишнее»; понимание сюжетных картинок; группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).
  • Обучение пониманию содержания и смысла сюжетных картинок;
  • Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», « Сложи картинку» и т.п.);
  • Обучение пониманию иносказательного смысла загадок;

Речевое развитие

  • Развитие слухового внимания через упражнения на восприятии неречевых звуков, звуков различной громкости, высоты с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.
  • Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию;
  • Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием, Обучение пониманию вопросов;
  • Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний, открытых и закрытых слогов и слогов со стечением согласных;
  • Формирование способности называть предмет или действие словом  в быту и игре;
  • Обучение фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы, предложения к сотрудничеству или выражения желания.
  • Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок;
  • Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой. Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы;
  • Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования различных частей речи;
  • Обучение самостоятельному использованию  грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам;
  • Закрепление синтаксических связей в составе простых и сложных предложений с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога);

Художественно-эстетическое развитие

  • Воспитание чувства ритма. Обучение ритмическим движениям в соответствии с характером звучания музыки. Прохлопывание простого ритма по подражанию;
  • Отстукивание ритма детских песен. Развитие чувства ритма в ритмических и музыкально-ритмических играх.

Физическое развитие

  • Обогащение двигательного опыта детей в процессе проведения физкультминуток, пластических этюдов, подвижных игр, в действиях с предметами.
  • Формирование кинестетической и кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения специальных упражнений, последовательно организованных движений и конструктивного праксиса по подражанию и по инструкции;
  • Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию через специальные упражнения;
  • Развитие у детей произвольной выразительности, модуляций голоса посредством специальных игр, хороводов, доступных для ребенка небольших стихотворных диалогов;
  • Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа

Перспективное планирование коррекционной работы в приложении 1.

Работа с родителями

Цель: 

Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”.

Задачи:

  • Повышать педагогическую культуру родителей.
  • Приобщать родителей к участию в речевом развитии ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Беседы и консультации с родителями согласно плану и по запросу;
  • Проведение открытых занятий, семинаров, мастер-классов;
  • Выступления на  родительских собраниях;
  • Оформление информационных стендов и страницы на сайте ДОУ

Взаимодействие с педагогами

Цель: Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством оптимизации организационных и содержательных аспектов деятельности воспитателей и специалистов детского сада как для всей группы, так и для каждого ребенка.

Задачи:

  • Интеграция с педагогическим коллективом по разрешению актуальных проблем воспитанников.
  • Собирать дополнительную информацию об особенностях развития и потребностях воспитанников;
  • Повышать профессиональный уровень педагогов в вопросах развития речи
  • Медико-психолого-педагогические совещания, педагогические советы, консультации;
  • Интегрированные занятия;
  • Консультации с воспитателями групп, специалистами и специалистами детского сада по вопросам развития речи у воспитанников; семинары-практикумы
  • Оформление памяток, тетради связи.

Самообразование

Цель: Повышение личной профессиональной компетентности педагога

Задачи:

  • Расширять и углублять теоретические знания,
  • Совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных требований педагогической и психологической наук;
  • Повышать общекультурный уровень педагога.
  • Курсы повышения квалификации,
  • чтение специальной литературы,
  • посещение занятий коллег,
  • посещение и активное участие в семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах.


2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования.

Объект

педагогической диагностики

Методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Воспитанники группы №

Беседа, наблюдение, диагностика с помощью картинного материала по речевой карте

1 раз в год

4 недели

Сентябрь

Дневник наблюдений логопеда

Три раза в год

1 неделя

Последняя неделя сентября

1 неделя

Вторая неделя месяца

1 неделя

Первая неделя месяца

  1. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Годовой план взаимодействия с родителями представлен в приложении 3. График работы в приложении 4.

Сроки

 Форма работы

Конец сентября

Индивидуальная беседа/ консультация по результатам обследования

Еженедельно (среда)

 Индивидуальные консультации/рекомендации

Еженедельно

Информирование родителей - оформление стендовой информации

Один раз в декаду ( 3 раза в год)

Родительское собрание

  1. Организационный раздел
  1. Форма организации работы с детьми.

  • подгрупповая (по 6-8 детей)
  • индивидуальная.

При формировании подгрупп учитывается:

  • возраст детей,
  • индивидуальный темп деятельности,
  • сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения (результаты мониторинга).

Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальной динамики развития каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи следующее:

2 подгрупповых;  3 индивидуальных.

Продолжительность подгрупповых занятий в группе —20 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется

  • характером и степенью выраженности речевого нарушения,
  • возрастом
  •  индивидуальными психофизическими особенностями детей,

продолжительность индивидуальных занятий  10-15  минут.

  1. Учебный план образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год

Учебная нагрузка в ГБДОУ д/с № 14 определяется на основании СанПиНа 2.4.1.3049- 13, однако, учитывая специфику учреждения, занятия с логопедом проводятся ежедневно в малых подгруппах и индивидуально. Организованная образовательная деятельность составляет 4 подгрупповых занятия по 20мин (каждая подгруппа 2 раза в неделю по 20 мин).

Учебный план работы учителя-логопеда группы №8

Дни недели

Организованная образовательная деятельность (Подгрупповые занятия)

Индивидуальные занятия

Совместная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Количество часов

Понедельник

40 мин (2 занятия по 20)

2ч 50 мин

-

30 мин

4 часа

Вторник

-

3ч 15 мин

15 мин

30 мин

4 часа

Среда

-

3ч 15 мин

15 мин

30 мин

4 часа

Четверг

40 мин (2 занятия по 20)

2ч 50 мин

-

30 мин

4 часа

Пятница

-

3ч 15 мин

15 мин

30 мин

4 часа

Количество часов в неделю

1 час 20 мин

15ч 25 мин

45 мин

2ч 30 мин

20 часов

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками:

 4 ноября 2016 г. -

День народного единства

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января 2017 г.

Новогодние каникулы;

7 января 2017 г.

Рождество Христово

 23 февраля 2017 г.

День защитника Отечества

 8 марта 2017 г.

Международный женский день

 1 мая 2017 г.

Праздник Весны и Труда

 9 мая 2017 г.

День Победы

 12 июня 2017 г. -

День России

Каникулы в ГБДОУ д/с №14 с 23.12.2016 по  31.12.2016

График проведения массовых мероприятий

26.10.2016г.

Праздник Осени

в период с 24.12.2016г. по 29.12.2016г.

Новогодний утренник

20.02.2017г.

День Защитника Отечества

в период с 16.02.2017г. по 20.02. 2017

Масленица

в период с 4.03 по 06.03.2017г.

Международный женский день

01.04.2017г.

День смеха

13.04.2017г.

День Космонавтики

08.05.2017г.

День Победы

01.06.2017г.

День защиты детей

11.06.2017г.

День России

01.06.2017г.

Спортивный досуг «Папа, мама, я – дружная семья»

17.06.2017г.

Мероприятия тематических недель

  1. Материально-техническое обеспечение процесса коррекционной работы.

Оснащение логопедического кабинета

  • шкаф для хранения пособий, игр, методической литературы,
  • зеркало с дополнительным освещением
  • ковролин
  • магнитная доска
  • столы и стулья для детей (соответствующие Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.2013 N 26 (2.4.1.3049-13)

Коррекционная работа проводится в логопедическом кабинете и в групповом помещении.


3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности

Перечень программ и технологий

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика-Синтез.

2. Программа под ред. проф. Л. В. Лопатиной «Адаптивная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».   

3. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

4.Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно- методические рекомендации. — М., 2009.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М., 1993.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Логопедическая работа в детском саду. – М., 1987.

7. Богомолова А.И.Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1995.

9.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Часть 1.- М.,1991-1993.

11. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Часть 2. – М., 1991 – 1993.

12.Нищева Н.В. Будем говорить правильно.-СПб,2002.

13. Синицына И.Д. Буду чисто говорить.-М., 2002.

14. Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.-Ярославль,1996.

15. Соколенко Н.И. Посмотри и назови.-СПб,1996.

16. Ассмус А.Н. и др. Сборник упражнений для детей с недостатками произношения.-М.,1959.

17.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-М., 1995.

18. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником.-М.,1996.

19. Дидактический материал по формированию  у детей правильного звукопроизношения.-Ярославль,1994.

20. Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников.-СПб, 1994.

21. Лебедева И.Н. Развитие связной речи у дошкольников.-СПб,2009.

22.Нищева Н.В. Рабочие тетради для логопедических групп детских садов.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слабослышащих и позднооглохших детей, их особ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)

     Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по исправлению тяжелых нарушений речи у детей среднего (от 4 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) в условиях группы компенсирующей направленности ДОО

Программа дошкольного образования  для обучающихся среднего и  старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи разработана  в соответствии с Федеральной адаптированной образов...