Рабочая программа к адаптированной образовательной программе дошкольного образования
рабочая программа на тему

Велимеева Раиса Адилевна

Приведена система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи второго уровня) в возрасте от 4 до 5 лет. Данная система педусматривает полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_rab_programma_16-17_publ.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

к адаптированной образовательной программе

дошкольного образования ГБДОУ детского сада №14

на 2016-2017 учебный год

Средняя группа

Учитель-логопед: Велимеева Р.А.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  1. Содержательный раздел
  1. Содержание коррекционной работы с детьми
  2. Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения образовательной программы дошкольного образования
  3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников
  1. Организационный раздел
  1. Форма организации работы с детьми
  2. Учебный план образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год
  3. Материально-техническое обеспечение процесса коррекционной работы
  4. Методическое оснащение образовательной деятельности
    1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Цель

  • построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте от 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Задачи

  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
  • расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  •  совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
  • совершенствовать навыки связной речи детей;
  • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной   психологии и  дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  • полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизиологического развития детей (группы)

Характеристика детей с ОНР II ур. речевого развития:

Активный словарь детей расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий. Пояснение слова иногда сопровождается жестом. Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не. В речи детей встречаются отдельные формы словоизменения. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, согласование слов в предложении нарушено. Предлогами, союзами и частицами дети пользуются крайне редко. Способами словообразования дети не владеют. У детей начинает формироваться фразовая речь. Характерно неправильное произношение звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем, о чем свидетельствуют смешения значений слов.

Основания разработки рабочей программы

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ № 14

Срок реализации рабочей программы

2016-2017 учебный год

(Сентябрь 2016 - июнь 2017 года)

Целевые ориентиры освоения воспитанниками группы образовательной программы 1 ступени обучения

- способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;

 проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, желание общаться с помощью слова;

 понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи;

 понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени сложности синтаксическими конструкциями;

 различает лексические значения слов и грамматических форм слова;

 называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами сказок или другими объектами;

 участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами);

 рассказывает двустишья и простые потешки;

 использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами;

 произносит простые по артикуляции звуки;

 отражает собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, короткие рассказы «из личного опыта»;

 выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека;

 испытывает потребность в общении и применении общих речевых умений;

 стремится к расширению понимания речи;

 пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые фразы;

 использует простые по семантике грамматические формы слов и продуктивные словообразовательные модели;

 использует простейшие коммуникативные высказывания.


  1. Содержательный раздел

  1. Содержание коррекционной работы с детьми

Направления

Содержание работы

Виды деятельности

Диагностика

Цели:  

  • Определение уровня развития доречевых процессов и развития речи.
  • Индивидуализация выдвигаемых задач работы.

Задачи:

  • Определить уровень сформированности мыслительной деятельности детей, её основных компонентов;
  • Определить уровень развития общих речевых навыков у детей;
  • Оценить степень сформированности кинетического и кинестетического компонентов общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • Оценить способность понимания речи детьми;
  • Оценить состояние фонетической стороны речи;
  • Определить уровень развития фонематических процессов
  • Определить объем предметного (существительные), предикативного (глаголы) и адъективного словарного запаса импрессивной и экспрессивной речи;
  • Определить особенности и степень сформированности грамматического строя речи
  • Определить уровень развития связной речи ребёнка
  • Анализ результатов диагностики (Конкретизация затруднения и проблем ребенка в речевом развитии; формирование подгрупп для проведения занятий, определение оптимального образовательного маршрута ребенка).
  • Планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми
  • Наблюдение за детьми в ходе совместной деятельности и в режимные моменты;
  • Беседы с родителями;
  • Проведение процедуры обследования компонентов речевого развития ребёнка;
  • Заполнение индивидуальных речевых карт воспитанников;
  • Составление перспективного и календарно-тематического планирование коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развиваюшая работа с детьми

1ступень обучения

  • Преодолевать речевой и неречевой негативизм                                               у детей, формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем – логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;
  • Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • Развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей;
  • Расширять понимание речи детьми;
  • Развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;
  • Учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);
  • Формировать элементарные общие речевые умения.

Интеграция коррекционной работы в образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

  • Включение ребенка в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок»;
  • Создание ситуаций, требующих от детей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности);
  • Стимуляция интереса ребенка к игровой деятельности и умения участвовать в игре;
  • Обучение выполнению правил в подвижных и дидактических играх;

Познавательное развитие

  • Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет), их различение в процессе сопоставления, сравнения
  • Задания на развитие основных функциональных уровней памяти;
  • Задания на формирование операций сравнения, обобщения, классификации; развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам (игры в лото, домино, «Парные картинки», «Почтовый ящик», «Найди лишнее»; понимание сюжетных картинок; группировка по темам, например, «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т. п.).
  • Обучение пониманию содержания и смысла сюжетных картинок;
  • Обучение мысленному установлению связей, объединению предметов, их частей или признаков («Дополни до целого», « Сложи картинку» и т.п.);
  • Обучение пониманию иносказательного смысла загадок;

Речевое развитие

  • Развитие слухового внимания через упражнения на восприятии неречевых звуков, звуков различной громкости, высоты с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.
  • Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию;
  • Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием, Обучение пониманию вопросов;
  • Вызывание речевого подражания на материале гласных звуков и их сочетаний, открытых и закрытых слогов и слогов со стечением согласных;
  • Формирование способности называть предмет или действие словом  в быту и игре;
  • Обучение фразовой речи путем договаривания начатых логопедом фраз, формулирования фразы-просьбы, предложения к сотрудничеству или выражения желания.
  • Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок;
  • Обучение воспроизведению ритмического рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой. Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы;
  • Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования различных частей речи;
  • Обучение самостоятельному использованию  грамматических форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам;
  • Закрепление синтаксических связей в составе простых и сложных предложений с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию небольших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога);

Художественно-эстетическое развитие

  • Воспитание чувства ритма. Обучение ритмическим движениям в соответствии с характером звучания музыки. Прохлопывание простого ритма по подражанию;
  • Отстукивание ритма детских песен. Развитие чувства ритма в ритмических и музыкально-ритмических играх.

Физическое развитие

  • Обогащение двигательного опыта детей в процессе проведения физкультминуток, пластических этюдов, подвижных игр, в действиях с предметами.
  • Формирование кинестетической и кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения специальных упражнений, последовательно организованных движений и конструктивного праксиса по подражанию и по инструкции;
  • Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию через специальные упражнения;
  • Развитие у детей произвольной выразительности, модуляций голоса посредством специальных игр, хороводов, доступных для ребенка небольших стихотворных диалогов;
  • Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры путем проведения дифференцированного логопедического массажа

Перспективное планирование коррекционной работы в приложении 1.

Работа с родителями

Цель: 

Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”.

Задачи:

  • Повышать педагогическую культуру родителей.
  • Приобщать родителей к участию в речевом развитии ребёнка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Беседы и консультации с родителями согласно плану и по запросу;
  • Проведение открытых занятий, семинаров, мастер-классов;
  • Выступления на  родительских собраниях;
  • Оформление информационных стендов и страницы на сайте ДОУ

Взаимодействие с педагогами

Цель: Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством оптимизации организационных и содержательных аспектов деятельности воспитателей и специалистов детского сада как для всей группы, так и для каждого ребенка.

Задачи:

  • Интеграция с педагогическим коллективом по разрешению актуальных проблем воспитанников.
  • Собирать дополнительную информацию об особенностях развития и потребностях воспитанников;
  • Повышать профессиональный уровень педагогов в вопросах развития речи
  • Медико-психолого-педагогические совещания, педагогические советы, консультации;
  • Интегрированные занятия;
  • Консультации с воспитателями групп, специалистами и специалистами детского сада по вопросам развития речи у воспитанников; семинары-практикумы
  • Оформление памяток, тетради связи.

Самообразование

Цель: Повышение личной профессиональной компетентности педагога

Задачи:

  • Расширять и углублять теоретические знания,
  • Совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных требований педагогической и психологической наук;
  • Повышать общекультурный уровень педагога.
  • Курсы повышения квалификации,
  • чтение специальной литературы,
  • посещение занятий коллег,
  • посещение и активное участие в семинарах-практикумах, мастер-классах, конкурсах.


2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга)  достижения детьми планируемых  результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой образовательной программой дошкольного образования.

Объект

педагогической диагностики

Методы педагогической диагностики

Периодичность проведения педагогической диагностики

Длительность проведения педагогической диагностики

Сроки проведения педагогической диагностики

Воспитанники группы №

Беседа, наблюдение, диагностика с помощью картинного материала по речевой карте

1 раз в год

4 недели

Сентябрь

Дневник наблюдений логопеда

Три раза в год

1 неделя

Последняя неделя сентября

1 неделя

Вторая неделя месяца

1 неделя

Первая неделя месяца

  1. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Годовой план взаимодействия с родителями представлен в приложении 3. График работы в приложении 4.

Сроки

 Форма работы

Конец сентября

Индивидуальная беседа/ консультация по результатам обследования

Еженедельно (среда)

 Индивидуальные консультации/рекомендации

Еженедельно

Информирование родителей - оформление стендовой информации

Один раз в декаду ( 3 раза в год)

Родительское собрание

  1. Организационный раздел
  1. Форма организации работы с детьми.

  • подгрупповая (по 6-8 детей)
  • индивидуальная.

При формировании подгрупп учитывается:

  • возраст детей,
  • индивидуальный темп деятельности,
  • сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения (результаты мониторинга).

Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальной динамики развития каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи следующее:

2 подгрупповых;  3 индивидуальных.

Продолжительность подгрупповых занятий в группе —20 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется

  • характером и степенью выраженности речевого нарушения,
  • возрастом
  •  индивидуальными психофизическими особенностями детей,

продолжительность индивидуальных занятий  10-15  минут.

  1. Учебный план образовательной деятельности на 2016-2017 учебный год

Учебная нагрузка в ГБДОУ д/с № 14 определяется на основании СанПиНа 2.4.1.3049- 13, однако, учитывая специфику учреждения, занятия с логопедом проводятся ежедневно в малых подгруппах и индивидуально. Организованная образовательная деятельность составляет 4 подгрупповых занятия по 20мин (каждая подгруппа 2 раза в неделю по 20 мин).

Учебный план работы учителя-логопеда группы №8

Дни недели

Организованная образовательная деятельность (Подгрупповые занятия)

Индивидуальные занятия

Совместная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Количество часов

Понедельник

40 мин (2 занятия по 20)

2ч 50 мин

-

30 мин

4 часа

Вторник

-

3ч 15 мин

15 мин

30 мин

4 часа

Среда

-

3ч 15 мин

15 мин

30 мин

4 часа

Четверг

40 мин (2 занятия по 20)

2ч 50 мин

-

30 мин

4 часа

Пятница

-

3ч 15 мин

15 мин

30 мин

4 часа

Количество часов в неделю

1 час 20 мин

15ч 25 мин

45 мин

2ч 30 мин

20 часов

Дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками:

 4 ноября 2016 г. -

День народного единства

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января 2017 г.

Новогодние каникулы;

7 января 2017 г.

Рождество Христово

 23 февраля 2017 г.

День защитника Отечества

 8 марта 2017 г.

Международный женский день

 1 мая 2017 г.

Праздник Весны и Труда

 9 мая 2017 г.

День Победы

 12 июня 2017 г. -

День России

Каникулы в ГБДОУ д/с №14 с 23.12.2016 по  31.12.2016

График проведения массовых мероприятий

26.10.2016г.

Праздник Осени

в период с 24.12.2016г. по 29.12.2016г.

Новогодний утренник

20.02.2017г.

День Защитника Отечества

в период с 16.02.2017г. по 20.02. 2017

Масленица

в период с 4.03 по 06.03.2017г.

Международный женский день

01.04.2017г.

День смеха

13.04.2017г.

День Космонавтики

08.05.2017г.

День Победы

01.06.2017г.

День защиты детей

11.06.2017г.

День России

01.06.2017г.

Спортивный досуг «Папа, мама, я – дружная семья»

17.06.2017г.

Мероприятия тематических недель

  1. Материально-техническое обеспечение процесса коррекционной работы.

Оснащение логопедического кабинета

  • шкаф для хранения пособий, игр, методической литературы,
  • зеркало с дополнительным освещением
  • ковролин
  • магнитная доска
  • столы и стулья для детей (соответствующие Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций от 15.05.2013 N 26 (2.4.1.3049-13)

Коррекционная работа проводится в логопедическом кабинете и в групповом помещении.


3.4. Методическое обеспечение образовательной деятельности

Перечень программ и технологий

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва. Мозаика-Синтез.

2. Программа под ред. проф. Л. В. Лопатиной «Адаптивная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».   

3. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

4.Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно- методические рекомендации. — М., 2009.

5.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. Второй год обучения (подготовительная группа). – М., 1993.

6. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Логопедическая работа в детском саду. – М., 1987.

7. Богомолова А.И.Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб, 1995.

9.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

10. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Часть 1.- М.,1991-1993.

11. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Часть 2. – М., 1991 – 1993.

12.Нищева Н.В. Будем говорить правильно.-СПб,2002.

13. Синицына И.Д. Буду чисто говорить.-М., 2002.

14. Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.-Ярославль,1996.

15. Соколенко Н.И. Посмотри и назови.-СПб,1996.

16. Ассмус А.Н. и др. Сборник упражнений для детей с недостатками произношения.-М.,1959.

17.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-М., 1995.

18. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником.-М.,1996.

19. Дидактический материал по формированию  у детей правильного звукопроизношения.-Ярославль,1994.

20. Лопухина И.С. Коррекция речи у дошкольников.-СПб, 1994.

21. Лебедева И.Н. Развитие связной речи у дошкольников.-СПб,2009.

22.Нищева Н.В. Рабочие тетради для логопедических групп детских садов.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2012.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное обучение адаптированная образовательная программа общего образования ЗПР по изучению курса «ХИМИЯ – 9» Составлено на основании государственной программы Е.Е. Минченкова и др. при 1 часах в неделю ( 34 часов за год )

Рабочая программа по химии для  9 класса адаптирована для учащихся ОВЗ  и составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии, Приме...

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ

Программа определяет примерное содержание образовательной деятельности по каждой образовательной области с учетом возрастных и типологических особенностей слабослышащих и позднооглохших детей, их особ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

В         Программе комплексно представлены основные содержательные линии воспитания, образования и коррекции недостатков в развитии ребенка с расстройством аут...