Главные вкладки

    Клуб семейного чтения. К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка.
    методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

    Черкасова Людмила Валентиновна

    К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы учителя русского языка).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) школа – интернатVIIIвида»

    К вопросу об изучении пословиц и поговорок

    на уроках русского языка в 5-9 классах

    (из опыта работы учителя русского языка Черкасовой Л. В.)

    2014

    Смоленск

    Из истории изучения пословиц и поговорок

    В науке  о языке пока ещё не сложилось общепринятого взгляда на  пословицы и

    поговорки. Чаще всего под пословицей  понимают меткое образное изречение (обычно назидательного характера), типизирующее самые  различные явления жизни

    выражает законченное суждение.

    Поговорка – это краткое образное изречение, отличающееся от пословицы незавершённостью умозаключения.

    Сходные определения встречаются в толковых словарях , специальных исследованиях и статьях Даля В. И., Потебни А. А., Гаврина С. Г., Широковой О.

    Таким образом, под пословицами мы понимаем краткие изречения, имеющие буквальный и переносный (образный) или только переносный план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. Например, пословица « Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» имеет буквальный и иносказательный планы. А пословица «Горбатого могила исправит» имеет только образный план.

    Поговорки имеют только буквальный план и в грамматическом отношении представляют собой законченное предложение: «Деньги-дело наживное», «Коса-девичья краса».

    Между пословицами и поговорками размещается обширный тип пословично-поговорочных выражений, которые сочетают в себе признаки пословиц и поговорок. Часть слов в их составе сближается или совпадает со словами свободного употребления, а другая часть имеет переносное значение. Например, «Насердитых воду возят», «Всякому овощу своё время», «Правда в огне не горит ив воде не тонет».

    Обобщающий характер пословиц, поговорок и пословично-поговорочных выражений синтаксически выражены обобщённо-личными предложениями (Друзья познаются в беде), а глагольное сказуемое чаще всего употребляется в форме настоящего времени со значением обычности или вневременности действия (Бодливой корове Бог рогов не даёт, В тихом омуте черти водятся, На одном месте и камень мохом обрастает). Если же выражение с более конкретным содержанием, глагольное сказуемое обычно употребляется в форме прошедшего времени (За что купил, за то и продаю, Нашла коса на камень, Сорока на хвосте принесла).

    Так как пословицы употребляются в переносном смысле, они нуждаются в толковании, которое осуществляется через предложение по принципу: подобное подобным». Это,  однако,  не означает, что при объяснении всегда следует подражать их синтаксическому строю. Лишь в отдельных случаях учитывается и структурное  своеобразие пословиц. Это наблюдается тогда, когда  пословицы выражены:

    - разделительными предложениями, между частями которых наблюдаются отношения несовместимости (Пан или пропал; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть; Либо сена клок, либо вилы в бок);

    - конструкциями, в составе которых сказуемое выступает в форме повелительного наклонения(Вали на серого, серый всё свезёт; Держи карман шире; Не в свои сани не садись);

    - сложными предложениями подчинительного типа:  условными, временными, уступительными и т. п. (Волков бояться – в лес не ходить).

    Пословицы и поговорки отличаются разной степенью смысловой мотивированности.  Можно выделить три наиболее чётко очерченных типа:

    - пословицы, которые в настоящее время уже не употребляются в буквальном, прямом смысле. Они сближаются с фразеологизмами (Бабушка надвое сказала; Быть бычку на верёвочке; Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Ворон ворону глаз не выклюет; Перемелется-мука будет; Горбатого могила исправит; Игра стоит свеч; Нашла коса на камень; Своя рубашка ближе к телу; Сухая ложка рот дерёт);

    - пословицы с двойным планом – двойным и переносным (Аппетит приходит во время еды; Кашу маслом не испортишь;  Лежачего не бьют; Любишь кататься, люби и саночки возить; Что посеешь, то и пожнёшь);

    - пословицы, которые употребляются только в буквальном смысле (Бедность не порок; Век жив - век учись; Коса-девичья краса; Лучше поздно, чем никогда; Муж любит жену здоровую, а брат сестру богатую; Старый друг лучше новых двух)

    Из опыта изучения пословиц и поговорок

    Пословицы и поговорки мы слышим с детства, читаем в книгах, используем в  своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли и чувства, переживания. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А   мы сами – мудрее.

    Для изучения русских пословиц и поговорок написано немало словарей, исследовательских работ, но ребёнок с ОВЗ сам, по своей инициативе, не будет изучать данный справочный материал. А ведь знание пословиц и поговорок обогащает активный словарь  учащихся, развивает его устную и письменную речь, делает их более внимательными к слову, развивает память.

    На уроках русского языка я традиционно использую пословицы и поговорки в качестве иллюстративного материала при изучении ряда тем по грамматике и правописанию.

    Парные звонкие и глухие согласные

    - Мёд есть – в улей лезть.                                      -  Мал золотник, да дорог.

    - Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.        -   По Сеньке и шапка.

    - Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.             - Снег глубок – год хорош.

    - Один с сошкой, а семеро с ложкой.     - Хрен редьки не слаще.                                                                                                                                 - Хвост голове не указка.

    - На языке мёд, а на сердце лёд.

    - Старый друг лучше новых двух.

    - Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

    ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

    Делу время – потехе час.                Не торопись отвечать, торопись слушать.

    Грибы ищут – по лесу рыщут.    Придёт солнышко и к нашим окошкам.

    Чужим богат не будешь.              Жизнь прожить – не поле перейти.

    Век живи – век учись.                   Сам погибай , а товарища выручай.

    Знание – дело наживное.               Шила в мешке не утаишь.

    Чужая душа – потёмки.                 В чужие сани не садись.

    НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

    Два медведя в одной берлоге не живут.  

    Дорога ложка к обеду.

    Мельница сильна водой, а человек едой.

    Без капусты щи не густы.

    Работай до поту, так поешь в охоту.            

     На вкус и цвет товарища нет.

    У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

    Пустили козла в огород.

    Слово-не воробей, вылетит – не поймаешь.

     Не дорог обед, а дорог привет.

    Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Не молот железо куёт, а кузнец, что молотком бьёт.

    НЕ С ГЛАГОЛАМИ

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.    Добыча ловца не ждёт.

    Не откладывай дела в долгий ящик.              После дела за советом не ходят.

    Согласного стада и волк не берёт.                Семеро одного не ждут.

    После драки кулаками не машут.                  Насильно мил не будешь.

    Кто не работает, тот не ест.                            Дыма без огня не бывает.

    Есть калачи – не сидеть на печи.                    Ум бороды не ждёт.

    Разделительный мягкий знак

    - Где хотенье, там и уменье.        

    - Терпенье и труд всё перетрут.

    - Откладывай безделье, да не откладывай дела.

    - Всяк кузнец своего счастья.        

    - Повторенье – мать ученья.

    - Птице – крылья, а человеку – разум.

    - Маленькое дело лучше большого безделья.

    - Вся семья вместе, так и душа на месте.

    - Ученье – свет, а неученье – тьма.

    Правописание приставок

    - Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

    - Ум за разум зашёл.

    - Белый свет клином не сошёлся.        

    - Подал ручку, да подставил ножку.                            

    - Это ещё вилами на воде писано.    

    - Легко чужими руками жар загребать.

    - Одна пчела немного мёда натаскает.

    - Нашла коса на камень.

    - Отойдём да поглядим, каково-то мы сидим.

    Падежные окончания существительных

    - При солнышке тепло, при матери добро.

    - Не грози щуке морем.

    - На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    - Друг познаётся в беде.

    - Птица рада весне, а младенец – матери.

    - Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

    - Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

    Безударные личные окончания глаголов

    - Доброе дело само себя хвалит.                - Правда глаза колет.

    - Труд человека кормит, а лень портит.    - Кто не сеет, тот не жнёт.

    - Своя ноша не тянет.                                  - Улитка едет, когда-то будет.

    - Сытый голодного не разумеет.                - И сила уму уступает.

    - Видит око далеко, а ум ещё дальше.        - Много видит, да мало слышит.

    - Язык без костей: что хочет, то лопочет.   - Перо пишет, а ум водит.

    - Мягко стелет, да жёстко спать.                  - Друг спорит, а враг поддакивает.

    - Одним ухом спит, другим слышит.

    Глаголы 2-го лица единственного лица

    -Тише едешь, дальше будешь.                    

    - Что посеешь, то и пожнёшь.

    - Близок локоть, да не укусишь.                

     - Слезами горю не поможешь.

    - Без беды друга не узнаешь.                    

    -  Кашу маслом не испортишь.

    - Не поклонясь до земли,  и грибка не подымешь.

    - За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    - Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    - Одной рукой и узла не развяжешь.

    - Слышал звон, да не знаешь, где он.

    - За чужим погонишься – своё потеряешь.

    - Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

    Глаголы на –тся, -ться

    - Где тонко, там и рвётся.            

    - Волка бояться – в лес не ходить.

    - Слухом земля полнится.            

    - Грамоте учиться – всегда пригодится.

    - Пуганая ворона и куста боится.

    - Любишь кататься, люби и саночки возить.

    - В тихом омуте черти водятся.

    - Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

    Проверяемые безударные гласные

    - Большой говорун – плохой работник.        

    - Дела, как сажа бела.

    - Сядем рядком да поговорим ладком.      

    -Тогда пляши, когда играют.

    - Утро вечера мудренее.                                    

    - У страха глаза велики.

    - За худой головой и ногам непокой.        

    - О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам.

    - Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

    - По платью встречают, по уму провожают.

    Однородные члены предложения

    - За совесть, за честь хоть голову снесть.  

    - Не игла шьёт, а руки.

    - Кто встал пораньше, ушёл подальше.      

    - Семь раз примерь, один отрежь.

    -  Спишь,  спишь -  и отдохнуть некогда.  

    - Не топор тешет, а плотник.

    - Много дыму, да мало пылу.                      

    - Не пером пишут, а умом.

    На каждом уроке русского языка и чтения я ввожу пословицу или поговорку. Основная работа – это раскрытие прямого и переносного смысла пословицы. Параллельно идёт работа над грамматикой. С каждой пословицей  я работаю на трёх уроках. Приведу пример.

    1 урок. Запись пословицы на доске, грамматический разбор. Раскрытие прямого смысла (как правило, ученики дают его самостоятельно после7 класса). Затем, путём подстановки пословицы в контекст, выясняем переносный её смысл.

    Аппетит приходит во время еды.    Ребёнок не хочет есть. Он пробует еду. Она ему нравится. Он съедает всё и просит добавки.

    Стоит увлечься каким-либо делом, достичь  желаемых результатов, как  захочется большего.

    Вводим пословицу в высказывание.

    Ребята долго не могли приняться за аппликацию. Но сделав одну, они решили сделать подобные в подарок учителям. Недаром говорят, что аппетит_____ -во время____.

    2 урок. Доскажи пословицу, которая записана на доске:

                      ______приходит во время еды.

    Найди ошибку в записи. Аппетит проходит во время еды.

    Составь пословицу из данных слов: еда, аппетит, во, время, приходить.

    3 урок. Ответь на вопрос пословицей. Когда приходит аппетит?

                  Раскрыть смысл пословицы.

                  Привести свои примеры.

    В конце каждой четверти я провожу викторины  «Пословица к слову молвится». Для этих целей мною для каждого класса разработаны карточки с заданиями по каждой изученной пословице:

    - составь пословицу из двух половинок;

    - закончи  пословицу (век живи___);

    - составь пословицу по данным словам (___око, зуб___);

    - вставь нужное слово (дела как__бела);

    - найди ошибку (город не тётка);

    - деформированный текст пословицы (труда, пруда, рыбку, вынешь, без, не);

    - ответь на вопрос пословицей (чего не утаишь в мешке?);

    - назови пословицы, где встречаются числа 7 и1 (7 раз отмерь, один отрежь);

    - назови пословицы, в которых встречаются названия животных (медведь на   ухо наступил, соловья баснями не кормят);

    - вспомни пословицы о дружбе(не имей 100 рублей, а имей 100 друзей);
    - вспомни пословицы о труде (дело мастера боится).

    В системе работы  кабинета русского языка и чтения я ежегодно провожу фольклорные праздники: «Осенняя ярмарка»,  «Раз в крещенский вечерок»,  «Широкая Масленица»,  «Пословица к слову молвится»,  «Как у наших у ворот».

    Результативность работы по изучению пословиц и поговорок

    класс            могут уяснить        могут объяснить        могут подобрать

                         прямой смысл        смысл в контексте    пословицы к жиз-

                                                                                           ненной ситуации

    5                               3                              ---                                     ---

    6                               5                              1                                         1

    7                               7                              5                                         3

    8                               10                            8                                         4

    9                               12                           10                                        5

    ЛИТЕРАТУРА

    Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский   фольклор. – М.: Просвещение, 1957

    Волина В. Пословицы. Поговорки. Ребусы. – С.-П.: Дидактика Плюс, 1997

    Даль В. И. Пословицы русского народа.- М.,1957

    Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок,- М.: Советская энциклопедия, 1967

    Потебня А. А. Из лекции по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка.- Харьков, 1984

    Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. К тайнам нашего языка. – М.: Ассоциация ХХI век, 2001

    Степанов В. А. Русские пословицы и поговорки от А до Я. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование пословиц и поговорок на уроках английского языка в средней школе

    Изучая иностранный язык, учащиеся овладевают не только видами речевой деятельности, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, что несомненно обогащает их способ мышления и помогает глу...

    методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка.

    Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, ...

    Совершенствование фонетических навыков в процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорок на уроках английского языка.

    Совершенствование фонетических навыковв процессе использования стихов, песен, пословиц и поговорокна уроках английского языка....

    Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

    Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...

    Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

    Материал содержит подбор пословиц по  изучаемым темам....

    Использование пословиц и поговорок на уроках чувашского языка

    Пословицы разделены на грамматические темы.  Пословицы несут обучающий характер, ориентируют  обучающихся в выборе того или иного пути для достижения поставленных целей, осуждают жестокость,...