Программа по рукоделию
рабочая программа

Лисянская Татьяна Анатольевна

  В  процессе трудовой деятельности создаются условия для развития творческих способностей: творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность. Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала. Данная программа предназначена для групповых и индивидуальных  занятий с обучающимися 5-9 классов.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способнос­тей обучающихся к различным видам рукоделия: традиционной вышивке, изготов­лению мягкой игрушки, одежды и сувениров, аппликации, моделированию.

Курс программы рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа в средней и старшей школе с перерывами на физкультур­ные паузы (1-й и 2-й год обучения).

 

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся ра­бота в кружке тесно связана с народным искусством, поэтому учащиеся зна­комятся с историей игрушек, национальными традициями, народными про­мыслами.

Скачать:


Предварительный просмотр:


СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

« Свой дом украшу я сама».


РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4 

от 31.08.2014

Учитель профильного труда

Т.А. Лисянская


«Истоки творческих способностей и 

дарований детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут ручейки, 

которые питают источник творческой 

мысли. Другими словами: чем больше 

мастерства в детской ладошке, тем умнее 

ребёнок»

Сухомлинский В.А.

Актуальность программы.
  В  процессе трудовой деятельности создаются условия для развития творческих способностей: творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоения способа существования в современном мире. Для реализации этого направления создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность. Программа направлена на развитие адаптивных возможностей, творческого потенциала. Данная программа предназначена для групповых и индивидуальных  занятий с обучающимися 5-9 классов.

Проблема 
У об учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей с нормальным интеллектом.

Новизна 
Одним из новых направлений обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является организация и проведение интегрированных уроков с использование компьютерных технологий.
Особое место в развитии творческих способностей принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, её моделирования.
Цель
Организация преподавания, способствующая повышению эффективности обучения и развития творческих способностей. Раскрывать, выявлять, определять роль творческих способностей на уроке профессионально трудового обучения. Проведение самоанализа, самооценки и определение перспектив профессиональной деятельности. Способствовать развитию адаптивных возможностей, постижение обучающими духовного содержания.


Задачи


  • Включать учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности;

  • Использовать ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

  • Помочь подросткам найти свои интересы и склонности, научиться с их помощью выражать свои эмоции и чувства.

  • Вскрыть проблемы и противоречия, возникшие в период работы. Развитие мелкой моторики рук, зрительно- двигательной коррекции.
  • Духовное развитие личности.

  •  Проводить постоянный мониторинг учебного процесса, как основы анализа деятельности и развития.

Коррекционно-развивающие задачи


  • корригировать внимание 

  • коррекция и развитие связной устной речи 

  • коррекция и развитие психические процессы (памяти, внимание, мышление) 

  • коррекция и развитие зрительных восприятий

  • коррекция и развитие тактильного восприятия 

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук 

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы. 

  • развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.

Воспитательные задачи:


  • воспитывать интерес к учебе, предмету; 

  • воспитывать умение работать в парах, в команде; 

  • воспитывать самостоятельность; 

  • воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.) 


Технологии. 

Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию творческих способностей является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности. 

Для развития творческих способностей используются: 


  1. Здоровьесберегающие технологии.


Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей они  нормализуют психическое и физическое состояние учащегося. Направлены на коррекцию моторного развития,  мышечного тонуса. 


  1. Личностно – ориентированные технологии. 


Освоение учащимися полученных знаний в соответствии с их возможностями и потребностями. Представляет свободу выбора ряда элементов в процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся. 


  1. Информационные технологии. 


Технологии ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню сложности содержания обучения. 

Преимущество использования электронного способа работы с информацией; 

- последовательность и системность информации; 

- тезисность и информативность; 

- лёгкость возврата к предыдущей информации; 

- возможность дополнения или исправления информации; 

- копируемость; 

Методика



Компьютеризация процесса обучения, современные технологии, методы и приёмы помогают развивать у учащихся творческие способности. 
Использование презентаций на уроках делает процесс обучения более познавательным и эффективным. 
Применяя в своей работе наглядные пособия, тесты, карточки-задания, схемы, технологические, пооперационно – технологические карты, анаграммы, печатные пособия всё это позволяет более продуктивно развивать у учащихся с нарушением интеллекта творческие способности. 
Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие.  Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и развитию творческих способностей. При выполнении практической работы, используя в одной поделке различные материалы, технологии, направления. Такая методика более эффективно развивает творческие способности у учащихся. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. Творческий характер труда находит свое выражение новых идей, появление прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Содержание  программы.

       Тема №1

 «Изящные рукоделия». Вводное занятие (2ч.)

       Задачи обучения и его содержание. Образцы работ и проектов, выполненных предыдущими учащимися. Организация труда при изучении предмета. Инструменты и принадлежности, организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Безопасность и гигиена труда. Инструктаж по технике безопасности.

      Беседа о том, как оживить интерьер дома, как освежить кухню при помощи красивых и полезных вещей, выполненных своими руками.

      Тема №2.Изготовление кухонных полотенец, прихваток,

 салфеток.(6 ч.)

      Общие понятия о видах и назначениях кухонных комплектов. Определение формы и размеров кухонных полотенец, прихваток и салфеток.

      Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка кухонного комплекта, состоящего из полотенца, прихваток и салфетки.

     Тема №3.Пошив сумки (4 ч.)

     Общие понятия о видах и назначении сумок из ткани. Определение формы, размера и назначения изготавливаемой сумки.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка сумки.

     Тема №4Пошив  панно – аппликации (8 ч.)

     Практическое занятие. Раскрой и пошив рабочих рукавиц различных форм и размеров.

     Тема №5Пошив рукавички – прихватки (3 ч.)

     Общие понятия о видах и назначении рукавички – прихватки. Определение размера и выбор отделки рукавички – прихватки.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка рукавички – прихватки.

     Тема №6Пошив грелки на чайник (3 ч.)

     Общие понятия о видах, формах и назначении грелки на чайник. Определение формы, размера и отделки грелки на чайник.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка грелки на чайник.

     Тема №7Пошив тапочек (3 ч.)

     Общие понятия о видах, формах и назначении тапочек из драпа. Определение размера и отделки тапочек.

     Практические занятия. Раскрой, пошив и отделка тапочек из драпа.

.

    

Учебно-тематический план

программы

«Свой дом украшу я сама»

 

Содержание занятия.

Количество часов теории.

Количество часов практики.

Всего часов.

Тема 1.

«Изящные рукоделия». Вводное занятие.

2

-

2

Тема 2.

Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток.

1

6

7

Тема 3.

Пошив сумки.

1

4

5

Тема 4.

Панно-аппликации..

-

8

8

Тема 5.

Пошив рукавички – прихватки.

1

3

4

Тема 6.

Пошив грелки на чайник.

1

3

4

Тема 7.

Пошив тапочек из меха на свой размер.

1

3

4

7

27

34

Календарно - тематическое планирование занятий

дата

Тема занятия

1 неделя

1.

 « Изящные штучки».  Введение в учебный курс. ТБ

2 неделя

2.

История возникновения  столового белья  из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью

3 неделя

3.

Изготовление прихватки квадратной формы.

4 неделя

4.

Изготовление прихватки круглой формы. Выбор стиля отделки.

5 неделя

5.

Изготовление прихватки, салфетки, ключницы – в выбранном стиле.

Способы отделки изделий для кухни.

6 неделя

6.

Набор салфеток.  Выбор стиля отделки.

7 неделя

7.

Набор салфеток.  Выбор стиля отделки

8 неделя

8.

Набор салфеток.  Выбор стиля отделки

9 неделя

9.

Виды хозяйственных сумок. Материалы для пошива.

10 неделя

10.

Пошив хозяйственных сумок.

11 неделя

11.

Пошив хозяйственных сумок

12 неделя

12.

Пошив хозяйственных сумок.

13 неделя

13.

Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.

14 неделя

14.

Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.

15 неделя

15.

Пошив пляжных сумок. Индивидуальная отделка.

16 неделя

16.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

17 неделя

17.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

18 неделя

18.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

19 неделя

19.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

20 неделя

20.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

21 неделя

21.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

22 неделя

22.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

23 неделя

23.

Панно «Город   древний и молодой». Аппликация из разных  тканей.

24 неделя

24.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу. Анализ образца.

25 неделя

25.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу

26 неделя

26.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу

27 неделя

27.

Рукавичка – прихватка из х-б ткани с отделкой по вкусу

28 неделя

28.

Грелка на чайник или кофейник. Анализ образца.

29 неделя

29.

Грелка на чайник или кофейник

30 неделя

30.

Грелка на чайник или кофейник

31 неделя

31.

Грелка на чайник или кофейник

32 неделя

32.

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

33 неделя

33.

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

34 неделя

34.

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

Специфика подготовки развивающих, творческих занятий швейному делу. 

- руководство учебной программы при выборе темы занятий; 

- соотношение темы занятий тематическому плану; 

- чёткая постановка целей занятия (дидактической, коррекционной и воспитательной); 

- определение типа и структуры занятия, преемственности его этапов; 

- отбор методов и определение их рациональной комбинации (последовательности)

- реализация охранительного режима обучения через комбинацию используемых на занятиях методов, обеспечивающую смену видов деятельности обучающихся и опору на разные анализаторы; 

- уяснение дидактической функции наглядности; 

- выступление учителя не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения. 
Опыт показал, что успеха можно ожидать только тогда, когда творческие занятия будут проводиться систематически по определённому плану с учётом индивидуальных особенностей учащихся. 

Результативность

Сравнительный анализ итогов выпускных  квалификационных экзаменов обучающихся по предмету ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребёнок»  г. Смоленска за период с 2014 по 2016гг.

Общие сведения


2014- 2015 уч. г.


2015 -2 016 уч. г.


1


Количество обучающихся на начало уч. года 9 класс.


10 уч.


10 уч.




2


Количество обучающихся в 9 классе на конец уч. года.


10 уч.


10 уч.


3


Число учащихся сдавших экзамен

На «5» и «4»


9уч.


10  уч

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности развивается эстетическое восприятие, чувство, образные представления и воображение.

Планируемый результат:
1. Повышен интерес к внеурочной деятельности учащихся с задержкой психического развития (подготовка к выставке детского творчества, недели труда)
2. Средний уровень результата образования.

3. В результате обучения подростки научатся  чётко следовать инструкции.

4. Повысится творческая активность, улучшится мелкая моторика, зрительная активность.


Направления педагогической деятельности:
- Научно – методические подходы к проблеме;
- Определение принципов обучения – общеучебных и коррекционных;
- Изучение и введение продуктивных технологий обучения и воспитания; 
- изучение уровней познавательной активности и тревожности учащихся.
- Связь урочной педагогической деятельности с внеурочной.

Перспективы.


  1. Продолжить развивать творческие способности у учащихся, в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства творческого развития личности ребенка.
    Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:
    • научить и отработать навык перевода рисунка с бумаги на ткань
    • учить читать схемы
    • расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед
    • учить ориентироваться в проблемных ситуациях
    • развивать композиционные навыки при составлении тематических композиций
    • развивать творческие способности
    • развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук)
    • воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
    На занятиях использовать разнообразные методы:
    • репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам)
    • репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки
    • творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанную на изученной технологии). 

Список литературы


  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006. 

  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.   

  3. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996. 

  4. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005. 

  5. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 54 с. 

  6. Тихомирова Л.В. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002

  7. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000 . – 210 с. 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

«31» августа_2014  г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

протокол № 4

от 31 августа 2014

Программа

 

по внеурочной деятельности

«Увлекательное рукоделие»

Лисянская

Татьяна

Анатольевна

2014 г.

Цель программы: отработка элементарных навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитие творческого воображения и самостоятельности.

Задачи:

  • закрепить умение пользоваться технологическими картами, лекалами,       инструментами;
  • соблюдать технику безопасной работы;
  • воспитывать культуру труда;
  • контролировать посадку и обще трудовые  умения и навыки;
  •   прививать рациональные приемы труда и культуру труда;
  • развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца);
  • развивать зрительное восприятие;
  • развивать общую координацию и мелкую моторику пальцев рук.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей обучающихся к различным видам рукоделия: традиционной вышивке, изготовлению мягкой игрушки, одежды и сувениров, аппликации, моделированию.

Курс программы рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа в средней и старшей школе с перерывами на физкультурные паузы (1-й и 2-й год обучения).

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке тесно связана с народным искусством, поэтому учащиеся знакомятся с историей игрушек, национальными традициями, народными промыслами.

Основные   разделы   программы:

  • вводное занятие;
  • изготовление мягких игрушек;
  • аппликация из волокнистых материалов;
  • изготовление сувениров, подарков;
  • традиционная русская вышивка;
  • моделирование и изготовление одежды;
  • демонстрация моделей, выставки, конкурсы.

Содержание учебного материала

Этапы усвоения программы проходят под девизом: «От игры — к посильному участию в повседневной помощи по хозяйству».

Заинтересовывать обучающихся предстоящим трудом нужно постоянно, начиная с вводного занятия. На вводном занятии обучающиеся знакомятся с организацией

труда, правилами безопасной работы, с образцами, привлекательность которых играет важную роль в заинтересованности. Вводное занятие — это своеобразная экскурсия в загадочный мир рукоделия. Однако интерес к занятиям у некоторых обучающихся может  падать. Чтобы этого не случилось, необходимо достаточно часто менять виды работ. Таким образом, неустойчивость интересов можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития.

  Не случайно занятия в кружке начинаются с изготовления мягких игрушек, именно эта работа требует разнообразия деятельности: раскрой, стачивание деталей, набивка, изготовление ножек, ручек, глаз, носа, оформление лицевой части головы, пришивание пуговиц, прикрепление дополнительных деталей. Занимаясь изготовлением мягкой игрушки, учащиеся приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, расширяют кругозор, развивают воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие и фантазию, доставляют радость себе и другим.

Цель раздела «Аппликация из волокнистых тканей» заключается в отработке умений вырезания, наложения различных форм и закрепления их на другом материале (фоне). Эта техника доступна каждому, нужно лишь иметь выдумку и терпение.

   Очень важно, чтобы изделия учащихся нашли практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера, уголка игр, спальных комнат

     Один из самых интересных видов работы — традиционная русская вышивка время обучения в кружке учащиеся овладевают почти всеми видами техники вышивки, существующей в России: тамбур, роспись, владимирские верхошвы, мережки и др. Подбор изделий, орнаменты, техника выполнения могут меняться в зависимости от возможностей, умений и навыков учащихся. В соответствии с программой учащиеся  средней школы(5-6-е классы) выполняют вышивку салфетки простейшими швами. Они приобретают первые навыки в выполнении следующих швов: «вперед иголку», стебельчатый, «козлик», а также элементов несложной глади. Для учащихся средней группы (5-6-е классы) техника выполнения салфетки усложняется: добавляется мережка, роспись, двухсторонняя гладь и др

     Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для гелей, друзей. Изготовление сувениров является своеобразным тренировочным ) дом, в процессе которого учащиеся закрепляют умения и навыки выполнения  ручных и машинных работ, необходимых для изготовления более сложных видов изделий. Целесообразно привлекать к этой работе учащихся с целью развития творческих способностей.

     Раздел «Моделирование и изготовление одежды» позволит учащимся познакомиться с историей игрушек. Проследив за изменением куклы, они увидят,  как взрослел человек. Игра в куклы готовит детей к взрослой жизни. Главное  искусство здесь состоит в умении нарядно одеть куклу. Тут можно использовать | лоскутки, ленты, вышивку, бусинки и, конечно, — искусство, и фантазию маленькой портнихи. Сюда же включен небольшой курс  аппликации  самый, пожалуй, увлекательный вид рукоделия. Овладев его нехитрыми секретами, учащиеся  откроют для себя безграничный простор для фантазии  творчества.

      Наглядное представление о результатах работы, проводимой в кружках, дают выставки детского творчества. Выставка — это не только отчет о работе, но и праздник для юных участников и ее посетителей. Экскурсии, выставки, демонстрация моделей, конкурсы — все это повышает интерес к занятиям, увеличивает чувство собственной значимости, укрепляет веру в свои силы, улучшает настроение.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В процессе занятий в-кружке рукоделия накапливается практический опыт, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных  образцов. При работе над рекомендуемым изделием учащиеся знакомятся с различными видами тканей, их свойствами, осваивают правила раскроя, пошива и оформления изделий.

Результатом работы с детьми но формированию интереса к рукоделию является:

  • повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности в быту, приобретение навыков рукоделия;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • получение знаний о вышивке, изготовлении одежды, вязании;
  • знакомство с профессиями швеи, модельера;
  • работа по формированию интереса к рукоделию способствует развитию эстетического вкуса у учащихся, они начинают понимать красивое и некрасивое, создают' вокруг себя уют и приятную атмосферу;
  • совершенствование мелкой и общей моторики рук, что благоприятно сказывается на развитии навыков письма. Руки становятся более сильными. пальцы более гибкими, движения более скоординированными.

Формируя интерес к рукоделию, добиваемся умения доводить начатое дело до конца. Словарь учащихся обогащается новыми понятиями, которые они чаше употребляют в своей речи. Совершенствуются коммуникативные навыки: учащиеся учатся помогать друг другу, общаться в ходе работы, изготавливать коллективные работы.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке выполнения технических операций и приемов. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов и зачетных работ по всем разделам с учетом следующих критериев:

удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

художественная выразительность и оригинальность творческих зачетных работ.

Программа всех разделов кружка рукоделия усложняется от занятия к занятию  в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили: критерии, по которым оценивается работа обучающихся на различных сроках обучения":

  • 1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
  • 2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения,    наличие творческого элемента, профессионализм.

'Формами оценки качества работы могут быть презентация, творческая защита,  самооценка, коллективное обсуждение и др.

     Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках  районных, городских, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Содержание обучения

Основные разделы программы:

  • Вводное занятие;
  • Изготовление мягких игрушек;
  • Изготовление сувениров, подарков;
  • Традиционная русская вышивка;

Вводное занятие.

  1. Инструменты и приспособления, их значение.
  2. Истории об инструментах.
  3. Правила по технике безопасности.
  4. Организация труда, правила поведения в мастерской

Мягкая игрушка.

  1. Виды швов.
  2. Изготовление игрушки по готовому крою (Колобок, Карамелька и др.)
  3. Перевод выкройки в тетрадь. Название деталей.
  4. Стачивание деталей кроя. Правила безопасной работы. Рассказ о технике безопасности.
  5. Придание формы отдельным частям. Набивка деталей.
  6. Сборка игрушки и её оформление.
  7. Изготовление игрушки по готовому крою.
  8. Перевод выкройки в тетрадь. Название деталей.
  9. Стачивание деталей кроя.
  10. Придание формы отдельным деталям. Набивка деталей.
  11. Сборка игрушки и её оформление.

Аппликация из волокнистых материалов.

  1. Что такое аппликация.
  2. Выбор эскиза.
  3. Перевод рисунка на кальку, разрезание на отдельные детали.
  4. Подбор материала для работы.
  5. Вырезание деталей из материала.
  6. Сборка композиции и закрепление на фоне. Способы прикрепления.

Традиционная русская вышивка.

  1. История вышивки.
  2. Инструменты и приспособления.
  3. Правила и способы перевода рисунка на ткань.
  4. Способы закрепления нити на ткани.
  5. Простейшие швы
  6. Вышивание салфетки.
  1. Правила и способы перевода рисунка на ткань.
  2. Способы закрепления нитки на ткани без узелка.
  3. Простейшие швы. Выполнение простейших гавов на образце.
  4. Вышивание салфетки простейшими швами (младшая группа).
  5. Вышивание салфетки: простейшие швы с элементами глади (средня) группа).
  6. Изделия: сумочка» косметичка, пенал, футляр для телефона, футляр длз очков.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРОВ» ПОДАРКОВ

Изделия: прихватки различной формы, украшенные вышивкой и аппликя цией, мягкие игрушки, сувениры — кошельки, футляры для телефонов и nj

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ

  1. История игрушек. Как появились куклы.
  2. Работа в тетради. Моделирование одежды.
  3. Подбор материала. Раскрой.
  4. Изготовление одежды для куклы.
  5. Вязание крючком и спицами.
  6. Изделия: пояски, помпоны, шапочка, шарф, тапочки.

Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения

 5- 7 класс

Разделы

программы

5  класс

6-7  класс

Кол-во

Часов

Теория

практика

Кол-во часов

Теория

практика

1

Вводное

Занятие

2

2

2

2

2

 Мягкая игрушка

Карамелька

Раскрой

Соединение деталей

Оформление

34

Часа

1

четверть

2

32

18

2

16

3

Аппликация из волосистых материалов

  • Мухомор
  • одуванчики

28 часов

2

четверть

4

24

14

2

12

4

Изготовление сувениров и подарков.

  • Прихватки разных форм.

Раскрой

Соединение деталей.

Оформление

40 часов

3

четверть.

2

38

20

2

18

5

Традиционная русская вышивка

Простейшие швы

Сумочка-косметичка

32 часа

4

четверть.

4

28

16

2

14

Всего:

136

14

122

136

14

122

Календарно-тематическое планирование 2-го года обучения

8-9 класс

Разделы

программы

8-9 класс

Кол-во

Часов

Теория

практика

1

Вводное

Занятие

2

2

2

Мягкая игрушка

Рюкзак лягушка

Раскрой

Соединение деталей

Оформление

34

Часов

1

четверть

4

30

3

Аппликация из волосистых материалов

  • Создание коллективных

композиций.

28 часов

2

четверть

4

24

4

Изготовление сувениров и подарков.

  • Создание коллективных

и самостоятельных подарков

40 часов

3

четверть.

6

34

5

Традиционная русская вышивка

Изготовление наборов для кухни.

Экскурсия на фабрику «Смоленская вышивка».

32 часов

4

четверть.

8

24

Всего:

136

24

112



Предварительный просмотр:

C:\Users\комп\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\6.jpeg


ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок г. Смоленска».

Утверждаю

Приказ №___

от «__»           2020г.

С.А.Дюг

Согласовано

Зам.директора по учебной работе

_____________

Принята на педагогическом совете

Протокол №__

от «28» -8  2020г.

Рассмотрено на МО учителей

Протокол №  1

от «28»  08 2020 г.

Председатель МО

Дополнительная программа кружка для развития творческих способностей обучающихся

« Свой дом украшу я сама».

Программу составила

учитель профильного труда:

Лисянская Т.А.

2020

«Истоки творческих способностей и 
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки, 
которые питают источник творческой 
мысли. Другими словами: чем больше 
мастерства в детской ладошке, тем умнее 
ребёнок»


(Сухомлинский В.А.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Программа адресована обучающимся 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель программы: создание условий для развития художественно - эстетического вкуса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами прикладного творчества.

Задачи программы:

Обучающие:

  • научить владеть различными инструментами и приспособлениями;
  • познакомить с различными видами тканей и их применением;
  • вызвать интерес к выполнению декора изделий для украшения интерьера;
  • мотивировать на изготовление и декорирование изделий для украшения интерьера;
  • научить самостоятельно оценивать результаты работы.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер;
  • мотивацию к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества;  
  • творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость;
  • интерес к изготовлению сувениров своими руками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результат, предполагаемый учителем:

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные свойства тканей химического происхождения, их применение, полную характеристику стачных швов: ширину в изделиях, последовательность соединения основных деталей;
  • основные технологические понятия, назначение и технологические свойства материалов;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы, выполнять мелкий ремонт одежды;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
  • рационально организовывать рабочее место;
  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).

Личностные результаты освоения программы «Свой дом украшу я сама»:

  • формирование эстетических чувств;
  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные результаты освоения Программы:

  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа реализуется в 9 классах, занятия проводятся 1 раза в неделю, всего ?  занятия в год.

№ темы

Название

Содержание

Практическая работа

1

«Изящные рукоделия». Вводное занятие.

Понятие об интерьере. Цвет как элемент создания психологического воздействия на организм человека. Теплые и холодные тона. Законы цветовой динамики. Применение цвета в оформлении помещений. Влияние цвета на организацию пространства жилища.

Экскурсия в загадочный мир рукоделия.

2

Изготовление кухонных полотенец, прихваток, салфеток, рукавичек.

 Общие понятия о видах и назначениях кухонных комплектов.

Определение формы, цвета, рисунка вышивки и техники исполнения при изготовлении оконных штор для кухни. Выкраивание штор, ламбрекена. Нанесение рисунка по краю штор. Вышивка. Требования к качеству готового изделия.

Определение формы, цвета, способа украшения скатерти и салфеток. Соответствие форм и цвета. Изготовление изделий. Требования к качеству готового изделия.

Подбор материала для изготовления прихватки, прокладки. Подбор фурнитуры. Выкраивание прихватки, шитье, отделка. Требование к качеству готового изделия.

Раскрой, пошив и отделка кухонного комплекта, состоящего из полотенца, прихваток и салфетки.

3

Шкатулка из банки в стиле «шебби-шик».

Стиль «Шебби шик» - потертый шик. Работа в технике декупаж: характерные узоры, предметы интерьера, сочетание цветов и оттенков, гармония. Использование различных техник «старения».

Работы с бросовым материалом: банками, природным материалом в технике декупаж.

4

Птички и стрекозы из мешковины и шпагата. Конфетница.

Изготовление украшений, работа с мешковиной и другими видами тканей, применение клея, шпагата, изготовление конфетницы.

Приобретение навыков в выполнении следующих швов: «вперед иголку», стебельчатый, «козлик», а также элементов несложной глади.

5

Магниты на холодильник. (сердечки, подковы и др.)

Работа с клеем ТБ.  Перевод выкройки в тетрадь. Название деталей. Стачивание деталей кроя.

Придание формы отдельным деталям. Изготовление готового украшения.

Работа с картоном, наклейками, искусственными цветами

6

Органайзер для канцтоваров:

«Домовёнок».

Изготовление органайзера. Раскрой и стачивание деталей, набивка, изготовление ножек, ручек, глаз, носа, оформление лицевой части головы, пришивание пуговиц, прикрепление дополнительных деталей.

Работа с фурнитурой, развитее эстетического вкуса, развитие моторики рук и аккуратности.

7

Пошив тапочек из меха на свой размер.

Подбор материала для изделия. Способы сборки при помощи ручных швов Потайной шов. Способы закрепления нитей. Изготовление тапочек, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих изменений в их выполнение. Вышивка лентой, аппликация, украшение готового изделия.

Экскурсии, выставки, демонстрация моделей, конкурсы.

                          КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество занятий:  

на первое полугодие всего:                          16 занятий., в неделю 1 (2 часа) 

на второе полугодие всего:

18 занятий, в неделю 1 (2 часа) 

Дополнительная литература:

  1. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006. 
  2. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.   
  3. Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996. 
  4. Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005. 
  5. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 54 с. 
  6. Тихомирова Л.В. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002
  7. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000.

п/п

Название темы

Кол-во занятий

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 9 занятий

1

 «Изящные штучки».  Введение в учебный курс. ТБ.

1

03.09

3.09

2

История возникновения столового белья из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью.

1

10.09

10.09

3

Изготовление прихватки квадратной формы. Лоскутная техника.

1

17.09

17.09

4

Изготовление прихватки круглой формы. Выбор стиля отделки.

1

24.09

24.09

5

Изготовление прихватки, салфетки, ключницы – в выбранном стиле.

Способы отделки изделий для кухни.

1

01.10

1.10

6

Шкатулка из банки в стиле шебби-шик.

1

08.10

8.10

7

Шкатулка из банки в стиле шебби-шик.

1

15.10

15.10

8

Шкатулка из банки в стиле шебби-шик.

1

22.10

22.10

9

Птички и стрекозы  из мешковины и шпагата.

1

29.10

29.10

II четверть - 7 занятий

10

Птички и стрекозы  из мешковины и шпагата.

1

12.11

12.11

11

Птички и стрекозы  из мешковины и шпагата.

1

19.11

19.11

12

Птички и стрекозы  из мешковины и шпагата.

1

26.11

26.11

13

Магниты на холодильник.

(Сердечки, подковы и др.).

1

03.12

03.12

14

Магниты на холодильник.

(Сердечки, подковы и др.).

1

10.12

10.12

15

Магниты на холодильник.

(Сердечки, подковы и др.).

1

17.12

17.12

16

Органайзер для канцтоваров.

1

24.12

24.12

III четверть- 10 занятий

17

Органайзер для канцтоваров.

1

14.01

14.01

18

Органайзер для канцтоваров.

1

21.01

21.01

19

Органайзер для канцтоваров.

1

28.01

28.01

20

Органайзер для канцтоваров.

1

04.02

04.02

21

Органайзер для канцтоваров.

1

11.02

11.02

22

Конфетница из пластиковых бутылок для кухни.

1

18.02

18.02

23

Конфетница из пластиковых бутылок для кухни.

1

25.02

25.02

24

Конфетница из пластиковых бутылок для кухни.

1

04.03

04.03

25

Рукавичка – прихватка из хлопчатобумажной  ткани с отделкой по вкусу.

1

11.03

11.03

26

Рукавичка – прихватка из хлопчатобумажной  ткани с отделкой по вкусу.

1

18.03

18.03

IV четверть - 8 занятий

27

Рукавичка – прихватка из хлопчатобумажной  ткани с отделкой по вкусу.

1

01.04

01.04

28

Домовенок - гномик из бросового материала.

1

08.04

08.04

29

Домовенок - гномик из бросового материала.

1

15.04

15.04

30

Домовенок - гномик из бросового материала.

1

22.04

22.04

31

Домовенок - гномик из бросового материала.

1

29.04

29.04

32

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

1

06.05

06.05

33

Тапочки  меховые на свой размер ноги.

1

13.05

13.05

34

Подготовка к выставке.

1

20.05

ИТОГО:

34

        

Планирование составила: _______________ / Т.А. Лисянская



Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребенок» г.Смоленска»

УТВЕРЖДЕНО:

Приказ №___

от «__» _______ 2019_г.

директор

________ С.А.Дюг

СОГЛАСОВАНО:

педагог-организатор

_______  Рыбакова Л.В.

ПРИНЯТО:  

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» ______ 2019г.

РАССМОТРЕНО:

на МО кл.руководителей

Протокол №  1

от «__» августа 2019  г.

руководитель МО _________ Рыбакова Л.В.

«Увлекательное рукоделие»

Программа

 

по внеурочной деятельности.

Учитель профильного труда:

Лисянская Татьяна Анатольевна

2017 г.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. И даже если ребенок страдает от какого-либо физического недостатка он не должен быть обделенным. У каждого ребенка есть свои способности, которые педагог должен выявить, помочь их реализовать, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Рукодельница» реализуется в учреждении коррекционной направленности. Кружок посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые характеризуются недоразвитием или нарушением познавательной сферы, зрительно-двигательной координации движений, мелкой и общей моторики.

В ходе реализации данной программы происходит как развитие моторных, общих трудовых навыков, так и социально-психологическая коррекция личности учащихся. Основой для развития личности таких детей является творчество во всех ее направлениях. Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точки зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с вышивкой, изготовлением изделий и их художественным оформлением. Поэтому программа кружка «Рукодельница» актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость ее реализации заключается в расширении представлений учащихся о продуктивном труде, развитии образного мышления, воображения, формировании навыков планирования деятельности, организации рабочего места, самоконтроля и самоанализа достигнутых результатов.

Дополнительные занятия трудового профиля способствуют развитию трудолюбия, аккуратности, прикладных творческих способностей. Дети, изготавливающие мягкую игрушку будет учиться коллективному труду, усидчивости, следовании правилам и инструкциям. При этом улучшается мелкая моторика рук, развиваются творческие способности. Для этого необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является ее обязательная коррекционная направленность, построение работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, включая учащихся с глубокой степенью умственной отсталости. Создание мягкой игрушки своими руками - очень увлекательное дело, которым могут заниматься и взрослые и дети. Пошив мягких игрушек своими руками - очень полезное занятие для детей. Оно тренирует мелкую моторику, внимание, усидчивость и тактильную чувствительность, развивает творческие способности, а так же приучает выполнять правила и инструкции. Специалисты утверждают, что мягкие игрушки с различной текстурой поверхности обязательно должны быть у каждого ребенка старше трех лет. Мягкая игрушка для ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это близкий друг, советчик с которым он может пообщаться, поделиться своими мыслями….
Оригинальная, качественно выполненная мягкая игрушка, или коллекция, или композиция из мягких игрушек, не только украсит интерьер дома, но и скрасит одиночество ребенка.

Новизна программы в ее профессиональной ориентированности. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Получив навыки кройки и шитья, дети с ограниченными возможностями здоровья могут выбрать свою будущую профессию, которая поможет им адаптироваться в обществе.

Отличительной особенностью программы «Увлекательное рукоделие», реализующаяся в швейной мастерской, является то, что она учитывает в большем объёме склонности и возможности участников процесса обучения.

Цели и задачи программы: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно – эстетического вкуса.

- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

- формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий.

- способствовать творческой активности;

- формировать чувства самоконтроля.

- способствовать развитию у обучающихся логического мышления;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

- создавать комфортную остановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

- развивать активную деятельность.

- формирование общественной активности, реализация в социуме.

Организация образовательной среды:

- система занятий;

- участие в городских выставках, конкурсах;

- организация мини-выставок;

- посещение городских выставок декоративно-прикладного творчества;

- проектная деятельность.

Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей обучающихся к различным видам рукоделия: традиционной вышивке, изготовлению мягкой игрушки, одежды и сувениров, аппликации, моделированию.

Курс программы рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа в средней и старшей школе с перерывами на физкультурные паузы (1-й и 2-й год обучения).

Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа в кружке тесно связана с народным искусством, поэтому учащиеся знакомятся с историей игрушек, национальными традициями, народными промыслами.

Основные   разделы   программы:

  • вводное занятие;
  • изготовление мягких игрушек;
  • аппликация из волокнистых материалов;
  • изготовление сувениров, подарков;
  • традиционная русская вышивка;
  • моделирование и изготовление одежды;
  • демонстрация моделей, выставки, конкурсы.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В процессе занятий в-кружке рукоделия накапливается практический опыт, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных  образцов. При работе над рекомендуемым изделием учащиеся знакомятся с различными видами тканей, их свойствами, осваивают правила раскроя, пошива и оформления изделий.

Результатом работы с детьми но формированию интереса к рукоделию является:

  • повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности в быту, приобретение навыков рукоделия;
  • совершенствование навыков самообслуживания;
  • получение знаний о вышивке, изготовлении одежды, вязании;
  • знакомство с профессиями швеи, модельера;
  • работа по формированию интереса к рукоделию способствует развитию эстетического вкуса у учащихся, они начинают понимать красивое и некрасивое, создают' вокруг себя уют и приятную атмосферу;
  • совершенствование мелкой и общей моторики рук, что благоприятно сказывается на развитии навыков письма. Руки становятся более сильными. пальцы более гибкими, движения более скоординированными.

Формируя интерес к рукоделию, добиваемся умения доводить начатое дело до конца. Словарь учащихся обогащается новыми понятиями, которые они чаше употребляют в своей речи. Совершенствуются коммуникативные навыки: учащиеся учатся помогать друг другу, общаться в ходе работы, изготавливать коллективные работы.

Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке выполнения технических операций и приемов. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов и зачетных работ по всем разделам с учетом следующих критериев:

удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

художественная выразительность и оригинальность творческих зачетных работ.

Программа всех разделов кружка рукоделия усложняется от занятия к занятию  в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили: критерии, по которым оценивается работа обучающихся на различных сроках обучения":

  • 1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
  • 2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения,    наличие творческого элемента, профессионализм.

'Формами оценки качества работы могут быть презентация, творческая защита,  самооценка, коллективное обсуждение и др.

     Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках  районных, городских, персональных. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Содержание обучения

Этапы усвоения программы проходят под девизом: «От игры — к посильному участию в повседневной помощи по хозяйству».

Заинтересовывать обучающихся предстоящим трудом нужно постоянно, начиная с вводного занятия. На вводном занятии обучающиеся знакомятся с организацией

труда, правилами безопасной работы, с образцами, привлекательность которых играет важную роль в заинтересованности. Вводное занятие — это своеобразная экскурсия в загадочный мир рукоделия. Однако интерес к занятиям у некоторых обучающихся может  падать. Чтобы этого не случилось, необходимо достаточно часто менять виды работ. Таким образом, неустойчивость интересов можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития.

Основные разделы программы:

  • Вводное занятие;
  • Изготовление мягких игрушек;
  • Изготовление сувениров, подарков;
  • Традиционная русская вышивка;

Вводное занятие.

  1. Инструменты и приспособления, их значение.
  2. Истории об инструментах.
  3. Правила по технике безопасности.
  4. Организация труда, правила поведения в мастерской

Мягкая игрушка.

  1. Виды швов.
  2. Изготовление игрушки по готовому крою (Колобок, Карамелька и др.)
  3. Перевод выкройки в тетрадь. Название деталей.
  4. Стачивание деталей кроя. Правила безопасной работы. Рассказ о технике безопасности.
  5. Придание формы отдельным частям. Набивка деталей.
  6. Сборка игрушки и её оформление.
  7. Изготовление игрушки по готовому крою.
  8. Перевод выкройки в тетрадь. Название деталей.
  9. Стачивание деталей кроя.
  10. Придание формы отдельным деталям. Набивка деталей.
  11. Сборка игрушки и её оформление.

Аппликация из волокнистых материалов.

  1. Что такое аппликация.
  2. Выбор эскиза.
  3. Перевод рисунка на кальку, разрезание на отдельные детали.
  4. Подбор материала для работы.
  5. Вырезание деталей из материала.
  6. Сборка композиции и закрепление на фоне. Способы прикрепления.

Традиционная русская вышивка.

  1. История вышивки.
  2. Инструменты и приспособления.
  3. Правила и способы перевода рисунка на ткань.
  4. Способы закрепления нити на ткани.
  5. Простейшие швы
  6. Вышивание салфетки.
  1. Правила и способы перевода рисунка на ткань.
  2. Способы закрепления нитки на ткани без узелка.
  3. Простейшие швы. Выполнение простейших гавов на образце.
  4. Вышивание салфетки простейшими швами (младшая группа).
  5. Вышивание салфетки: простейшие швы с элементами глади (средня) группа).
  6. Изделия: сумочка» косметичка, пенал, футляр для телефона, футляр длз очков.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРОВ» ПОДАРКОВ

Изделия: прихватки различной формы, украшенные вышивкой и аппликя цией, мягкие игрушки, сувениры — кошельки, футляры для телефонов и nj

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОДЕЖДЫ

  1. История игрушек. Как появились куклы.
  2. Работа в тетради. Моделирование одежды.
  3. Подбор материала. Раскрой.
  4. Изготовление одежды для куклы.
  5. Вязание крючком и спицами.
  6. Изделия: пояски, помпоны, шапочка, шарф, тапочки.

      Наглядное представление о результатах работы, проводимой в кружках, дают выставки детского творчества. Выставка — это не только отчет о работе, но и праздник для юных участников и ее посетителей. Экскурсии, выставки, демонстрация моделей, конкурсы — все это повышает интерес к занятиям, увеличивает чувство собственной значимости, укрепляет веру в свои силы, улучшает настроение.

Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения

 5- 7 класс

Разделы

программы

5  класс

6-7  класс

Кол-во

Часов

Теория

практика

Кол-во часов

Теория

практика

1

Вводное

Занятие

2

2

2

2

2

 Мягкая игрушка

Карамелька

Раскрой

Соединение деталей

Оформление

34

Часа

1

четверть

2

32

18

2

16

3

Аппликация из волосистых материалов

  • Мухомор
  • одуванчики

28 часов

2

четверть

4

24

14

2

12

4

Изготовление сувениров и подарков.

  • Прихватки разных форм.

Раскрой

Соединение деталей.

Оформление

40 часов

3

четверть.

2

38

20

2

18

5

Традиционная русская вышивка

Простейшие швы

Сумочка-косметичка

32 часа

4

четверть.

4

28

16

2

14

Всего:

136

14

122

136

14

122

Календарно-тематическое планирование 2-го года обучения

8-9 класс

Разделы

программы

8-9 класс

Кол-во

Часов

Теория

практика

1

Вводное

Занятие

2

2

2

Мягкая игрушка по выбору: подушка «Котята», мягкие тапочки на свой размер, лежанки для животных, термосумки.

Раскрой

Соединение деталей

Оформление

34

Часов

1

четверть

4

30

3

Аппликация из волосистых материалов

  • Создание коллективных

композиций. (панно)

«Город древний и молодой»

28 часов

2

четверть

4

24

4

Изготовление сувениров и подарков.

  • Создание коллективных: дизайнерская ёлка, подарок ветерану.

и самостоятельных подарков:  шкатулки, органайзеры, подносы, вазы

40 часов

3

четверть.

6

34

5

Традиционная русская вышивка

Изготовление наборов для кухни. Фартуки, салфетки, скатерти.

Экскурсия на фабрику «Смоленская вышивка».

32 часов

4

четверть.

8

24

Всего:

136

24

112

Приёмы организации учебного материала:

- эвристический: беседа, показ, рассказ;

- проблемное: изложение, проблемный вопрос, открытое занятие.

Методы организации учебного материала: дедуктивный, репродуктивный, эвристический, проблемный.

Формы подведения итогов: выставка, участие в конкурсах, подготовка подарков своими руками, график индивидуальных достижений.

Литература

1.Браницкий Г.А. Стильный интерьер своими руками. Картины из ниток.- ООО «Издательство АСТ», 2005.

2.Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА., 2009.-88с.: ил.

3.Валли Берти Джанна, Риколори  Россана. Лоскутное шитьё. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002 – 80с., ил.

4.Вышивка лентами. Самые популярные и красивые образцы. – Минск: Харвест, 2009. – 256 с.: ил. - (Постигаем шаг за шагом).

5.Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Волгоград: Учитель, 2008. – 137 с. – ил.

6.Денисова А.А. Журнал «Бисероплетение». – Дзержинск: ООО «Пресс – экспресс». 2008-2009.

7.Деньченкова Л.В. Вышивка ленточками. – М.: Эксмо, 2009. – 64 с.: ил.

8.Донна Кулер. Лоскутное шитьё. Покрывала, подушки, мелочи для кухни./ Пер. с англ. Ю.К.Рыбаковой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 112 с.: ил.

9.Журнал «Чудесные мгновения». 2003-2009г.г.

10.Журнал «Вышивка для души». 2005-2009г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.

Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая прогр...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Венок рукоделия»

На протяжении всей истории человечества декоративно – прикладное  творчество было неотъемлемой частью национальной культуры, оно  сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на форм...

образовательная программа по рукоделию "фантазия"

       Программа творческого объединения «Фантазия» содержит в себе многие разделы, а именно: вышивка крестом, техника «Декупаж», сухое и мокрое валяние, бисеропл...

Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)

Программа кружка "Рукоделие" (5-8 класс)...

Авторская программа кружка "Рукоделие"

Программа включает два основных раздела: создание изделий из поделочных материалов, создание изделий из текстильных материалов.В программе определины конкретные изделия, выполнение которых связано не ...

Календарные учебные графики к программе к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе"Креативное рукоделие" (базовый уровень)

Календарный учебный график является составной частью образовательной программы, включает комплекс основных характеристик образования и определяет количество учебных часов по программе....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...