Адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной недостаточностью.
рабочая программа по теме

Лютая Оксана Михайловна

Адаптированные общеобразовательные программы для детей с умственной недостаточностью могут быть использованы в обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "Математика" для детей с умеренной умственной недостаточностью.25.61 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "Письмо" для детей с умеренной умственной недостаточностью26.02 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "Чтение" для детей с умеренной умственной недостаточностью.26.39 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "ИЗО" для детей с умеренной умственной недостаточностью29.24 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "Самообслуживание" для детей с умеренной умственной недостаточностью22.57 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "Ручной труд" для детей с умеренной умственной недостаточностью26.97 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "Развитие речи" для детей с умеренной умственной недостаточностью27.52 КБ
Файл Адаптированная общеобразовательная программа по предмету: "СБО" для детей с умеренной умственной недостаточностью25.52 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Математика», 4 А класс.

Автор-составитель:

                                                                                   Лютая О. М.

Москва, 2016

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе «ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы).- Екатеринбург, 2004 г.

Математика – важный общеобразовательный предмет, который готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.         Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательных способностей. Процесс обучения опирается на наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Через математическое содержание формируются и коррегируются и такие формы мыслительной деятельности, как сравнение, анализ и синтез.

Цель курса: коррекция и развитие познавательной деятельности путём формирования основ математических знаний и умений.

Основной задачей обучения математики является – преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы учащихся с нарушением интеллекта, а также подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности учащихся, социальная адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

   Ведущие принципы обучения математике – сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения.

Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики надо проводить специальную работу – путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.

Учитывая психологические особенности и возможности детей с умственной недостаточностью, целесообразно давать материал небольшими дозами.  

Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры,  стимулирующие развитие познавательных способностей учащихся.

Согласно учебному плану количество учебных часов уроков математики составляет 3 часа в неделю.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью очень грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение математике детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий , дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно- практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.

Геометрический материал: треугольник. Обведение шаблона и штриховка.

Составление и решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись действия задачи без наименования. Составление задач по примерам.

Содержание  программы.

IV класс (102 часа).

Повторение материала III класса.

Образование и запись чисел первого десятка. Счет в пределах 10. Написание цифр.

Сложение и вычитание в пределах 10, решение примеров, работа со счетами, счетным материалом. Замена 10 единиц на 1 десяток.

Решение задач на нахождение суммы и остатка, запись действий задачи с наименованием.

Счет по 2 и по 5. Меры стоимости – 10 коп. Размен монеты в 10 коп.

Геометрический материал: квадрат; прямая линия, проходящая через две точки. Построение квадрата по точкам с применением линейки. Обведение по клеткам различных геометрических фигур.

Меры стоимости: 50 коп., 1 руб., 5 руб., 10 руб., 50 руб., 100 руб. Работа с монетами и купюрами. Размен и замена денег символами бумажных денег.

Меры длины: метр ( метровая линейка). Измерение метром.

Меры времени: определение времени по часам с точностью до часа.

Геометрический материал: круг. Обведение шаблона.

Работа с калькулятором.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- считать в прямой и обратной последовательности в пределах 10 с опорой на наглядность;

- сравнивать числа в пределах 10 (с помощью учителя);

- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 (с помощью калькулятора);

- решать простые арифметические задачи с помощью учителя

                               Календарно – тематическое планирование.

4 класс, 1 триместр.

тема

дата

1.

Повторение пройденного в 3 классе.

05.09

2.

Число и цифра 1.

06.09

3.

Место числа в числовом ряду.

07.09

4.

Соотнесение количества предметов с числом.

12.09

5.

Число и цифра 2.

13.09

6.

Место числа в числовом ряду.

14.09

7.

Соотнесение количества предметов с числом.

19.09

8.

Решение примеров в пределах 2.

20.09

9.

Сравнение чисел в пределах 2.

21.09

 10.

Решение задач на нахождение суммы в пределах 2.

26.09

11.

Решение задач на нахождение остатка в пределах 2.

27.09

12.

Образование числа 2.

28.09

13.

Число и цифра 3.

10.10

14.

Место числа в числовом ряду.

11.10

15.

Соотнесение количества предметов с числом.

12.10

16.

Сравнение чисел в пределах 3.

17.10

17.

Решение примеров  в пределах 3.

18.10

18.

Решение задач на нахождение суммы в пределах 3.

19.10

19.

Решение задач на нахождение остатка в пределах 3.

24.10

Образование числа 3.

25.10

20.

Число и цифра 4.

26.10

21.

Место числа в числовом ряду.

31.10

22.

Соотнесение количества предметов с числом.

01.11

23.

Сравнение чисел в пределах 4.

02.11

24.

Решение примеров  в пределах 4.

07.11

25.

Решение задач на нахождение суммы в пределах 4.

08.11

26.

Проверочная работа.

09.11

27.

Закрепление пройденного.

                                                 Литература:

В данной программе использованы:

-​ Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Письмо», 4 А класс.

Автор-составитель:

                                                                                                                      Лютая О. М.

Москва, 2016

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе «ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы).- Екатеринбург, 2004 г.

 Обучение письму  — важнейший раздел  в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной недостаточностью.

Задачи по обучению письму учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной  азбуки.

  Целью  программы является:

- приобретение практических навыков  письменной речи;

- формирование основных орфографических  навыков;

- воспитание интереса к родному языку.

Особенности уроков по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов, по возможности простых слов, предложений.

При обучении  письму следует учитывать неоднородность состава класса  и осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

Конечная цель обучения письму и чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

Содержание программы.

(105 часов).

Повторение пройденных звуков и букв. Буквы, сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о-а), пространственным расположением элементов (б-д), а также трудные по начертанию (з,к)

Звуки и буквы.

Соотнесение звука и буквы, их различение. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие.

Слово.

Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.

Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?

Большая буква в именах людей и кличках животных.

Предложение.

Построение простого предложения (составление предложений по вопросу, по картинке на тему, предложенную учителем).

Запись предложения с помощью учителя.

Упражнения в списывании рукописного и печатного текста.

Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками.

Написание большой буквы в начале предложения, точка в конце предложения. 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

  • Учащиеся должны уметь: 
  • различать (узнавать) письменные принадлежности;
  • держать в руках  карандаш, ручку;
  • выполнять действия карандашом, ручкой  в соответствии с назначением.
  • различать зрительные образы  печатных букв;
  • печатать буквы методом наложения,  по обводке (с помощью учителя)
  •  выполнять  инструкцию учителя;
  • ориентироваться в рабочей  тетради, альбоме (находить рабочую строку);
  • различать строчные и прописные буквы;
  • писать строчные и прописные буквы (по показу, по образцу, по обводу);
  • писать  слоги, слова ( по показу, по образцу, по обводу);
  • писать простые предложения (2-3 слова).

Календарно – тематическое планирование.

1 триместр - 28 часов.

тема

дата

1.

Повторение пройденного в 3 классе.

01.09

2.

Письмо строчной буквы: а.

05.09

3.

Письмо  заглавной буквы: А.

07.09

4.

Письмо строчной буквы: о.

08.09

5.

Письмо заглавной и буквы: О.

12.09

6.

Письмо строчной буквы: у.

14.09

7.

Письмо заглавной  буквы: У.

15.09

8.

Письмо слогов: ау, уа.

19.09

9.

Письмо строчной буквы: м.

21.09

10.

Письмо заглавной буквы: М.

22.09

11.

Письмо закрытых слогов: ам, ом, ум.

26.09

12.

Письмо открытых слогов: ма, мо, му.

28.09

13.

Письмо слов: мама, му-му.

29.09

14.

Письмо строчной буквы: с.

10.10

15.

Письмо заглавной буквы: С.

12.10

16.

Письмо закрытых слогов: ас, ос, ус.

13.10

17.

Письмо открытых слогов: са, со, су.

17.10

18.

Письмо слов : оса, сама.

19.10

19.

Письмо строчной буквы: х.

20.10

20.

Письмо заглавной буквы: Х.

24.10

21.

Письмо закрытых слогов: ах, ох, ух.

26.10

22.

Письмо открытых слогов: ха, хо, ху.

27.10

23.

Письмо слов: уха, ухо.

31.10

24.

Письмо слов: муха, сухо.

02.11

25.

Письмо строчной буквы: ш.

03.11

26.

Письмо заглавной буквы: Ш.

07.11

27.

Проверочная работа.

09.11

28.

Закрепление пройденного.

10.11

                                                   Литература:

                               В данной программе использованы:

-​ Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Чтение», 4 А класс.

Автор-составитель:

                                                                                                                          Лютая О. М.

                                   

                                                 Москва, 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа  составлена  на основе « ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы) – Екатеринбург, 2004г.

Чтение является важным учебным предметом  в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – все это еще раз подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушением интеллекта.

Задачами  уроков чтения являются:

  • Воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
  • Формирование у них техники чтения правильного и выразительного;
  • Формирование навыков сознательного чтения;
  • Развитие у учащихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя и т.д.

        Форма реализации программы – урок.

        Обучение чтению  ведётся звуковым  аналитико - синтетическим методом. Материал, с которым работают ученики 4 класса – это звуки и буквы, слоги и слова, простейшие тексты.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятии е её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, раннее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются открытые слоги, затем обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных.

  Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.

Большое внимание уделяется использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.

     Обучение чтению в 4 классе обязательно предполагает использование таких видов  наглядности, как  настенная касса для букв разрезной азбуки,  наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

   

Содержание программы.

Чтение (102 часа).

Повторение материала III класса.

Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием кассы букв и слогов разрезной азбуки. Чтение слогов и слов.

Чтение коротких, сюжетно завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.

Элементы выборочного текста. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.

Закрепление навыков правильного чтения простых текстов с соблюдением пауз на точках.

Упражнения в чтении рукописного материала.

Переход к чтению целыми словами.

Заучивание отрывков из стихотворений по выбору учителя.

Основные требования к умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

   .  Выполнять задания по словесной инструкции;

  • Различать звуки на слух и в собственном произношении;
  • Определять место звука в слове (в начале слова, в конце слова);
  • Читать по слогам слова, простые предложения;
  • работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом по «Букварю».
  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый   звук;

       .на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные;

  • составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова, обратные слоги,  прямые слоги;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • работать с книгой («Букварь»): рассматривать иллюстрации.

Календарно-тематическое планирование.

                                               1 триместр- 28 часов.

тема

дата

1.

Повторение пройденного в 3классе.

01.09

2.

Звук и буква «Аа». Звук [а]–гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [а].

05.09

3.

Звук и буква «Аа». Звук [а]. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

06.09

4.

Звук и буква «Оо». Звук [о] -гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [о].

08.09

5.

Звук и буква «Оо». Звук [о]. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

12.09

6.

Звук и буква «Уу». Звук [у]-гласный. Особенности артикуляции и звучания. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука [у].

13.09

7.

Звук и буква «Уу». Звук [у]. Звучание, умение слышать и выделять из потока отдельных звуков.

15.09

8.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение слогов: «ау», «уа».

19.09

9.

Звук и буква «Мм». Звук [м] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

20.09

10.

Звук и буква «Мм». Называние (показ) слов с выделением  звука [м] по предъявленным предметным картинкам.

22.09

11.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение закрытых слогов: «ам, ом, ум».

26.09

12.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение открытых слогов: «ма, мо, му».

27.09

13.

Составление и чтение слов: «мама», «му- му».

29.09

14.

Звук и буква «Сс». Звук [с] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

10.10

15.

Звук и буква «Сс». Называние (показ) слов со звуком [с] по предъявленным предметным картинкам.

11.10

16.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение закрытых слогов: «ас, ос, ус».

13.10

17.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение открытых слогов: са, со, су.

17.10

18.

Составление и чтение слов: оса, сама.

18.10

19.

Звук и буква «Хх». Звук [х] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

20.10

20.

Звук и буква «Хх». Называние (показ) слов со звуком [х] по предъявленным предметным картинкам.

24.10

21.

Составление из букв магнитной азбуки и чтение закрытых слогов: «ах, ох, ух».

25.10

22.

Составление из букв магнитной азбуки и чтение открытых слогов: «ха, хо, ху».

27.10

23.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение  слов: уха, ухо.

31.10

24.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов: муха, сухо.

01.11

25.

Звук и буква: «Шш». Звук [ш] - согласный звук. Звучание, артикуляция, правильное произнесение.

03.11

26.

Звук и буква: «Шш». Называние (показ) слов со звуком [х] по предъявленным предметным картинкам.

07.11

27.

Составление из букв разрезной азбуки и чтение закрытых слогов: «аш, ош, уш».

08.11

28.

Закрепление пройденного.

10.11

                                                            Литература:

В данной программе использованы:

-​ Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса «Изобразительное искусство», 4 А класс.

Автор-составитель:

                                                                                                             Лютая О. М.

Москва, 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа  ПО КУРСУ «Изобразительному искусству»,4 А КЛАСС

составлена  на основе « ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы) – Екатеринбург,2004 г.

Цель программы обучения:

Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

Образовательные:

находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

Коррекционно-развивающие:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

Воспитательные:

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Изобразительное искусство – имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.

Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.

Уроки ИЗО состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.

Подготовительные занятия.

В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.

Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.

На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.

В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.

Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учат детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.

На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами учащиеся с помощью трафаретов.

Рисование с натуры.

Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.

Учащиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.

С целью совершенствования познавательной деятельности учащихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.

Рисование на тему.

На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.

Учащиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.

С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.

На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.

Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно - практической деятельности.

                                          Содержание программы:

                                                IV класс (68 часов)

Декоративное рисование. Учить детей рисовать по образцу и самостоятельно узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; определять форму и цвет составных частей, по возможности определить структуру узора.

Примерные задания.

Самостоятельное расположение деталей узора и составление их на данной площади. Рисование растительного узора в полосе по образцу. Составление растительного узора из двух фигурок – трафаретов в полосе. Рисование узоров в квадрате по образцу и самостоятельно. Составление узора из линий различной конфигурации и цвета. Рисование узоров в круге (тарелка).

Рисование с натуры. Продолжать учить учащихся различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы; по возможности развивать умения определять последовательность выполнения рисунка.

Примерные задания.

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом, автобус, елки с игрушками. Рисование листьев березы и ивы. Обводка и раскраска с помощью трафаретов листьев клена и дуба.

Рисование гирлянды новогодних игрушек, снеговика (шаров), овощей и фруктов различной формы; цыпленка; башенки из элементов конструктора.

Рисование на тему. Развивать у учащихся умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов; учиться располагать их в определенном порядке, передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.

Примерные задания.

Рисование на темы: «Моя семья», «Деревья весной», «Моя улица», «Времена года»…

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- названия и назначения материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства;

- выразительные средства изобразительного искусства.

- основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;

- названия изображаемых на уроках предметов; действий объектов;

- правила работы с краской, карандашом;

- строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;

- порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.

Учащиеся должны уметь:

- правильно сидеть за партой, располагать лист бумаги  на парте, держать при рисовании карандаш, кисть;

- ориентироваться на изобразительной плоскости.

- подготавливать к работе и убирать после работы своё рабочее место;

- обводить карандашом несложные шаблоны, трафареты;

- различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения;

- проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, соединять линией точки;

- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры;

- узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

- передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объёмных объектов, устанавливать с помощью учителя её сходство с геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметами.

                                              Тематическое планирование.

1 триместр – 19 часов.

тема

Дата

1.

Рисование с натуры. Рисование с натуры овощей.

О1.09

2.

Рисование с натуры. Рисование с натуры фруктов.

02.09

3.

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

08.09

4.

Рисование с натуры ветки рябины.

09.09

5.

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: дом.

15.09

6.

Рисование предметов, включающих в себя геометрические формы: автобус.

16.09

7.

Рисование башенки из элементов строительного материала.

22.09

8.

Декоративное рисование. Рисование растительного узора в полосе по образцу.

23.09

9.

Составление растительного узора из 2х фигурок – трафаретов в полосе.

29.09

10.

Рисование узора в квадрате (по образцу) –платок.

30.09

11.

Составление узора из линий различной конфигурации и цвета.

13.10

             12.

Рисование узора в круге.

              14.10

13.

Рисование на тему: «Деревья осенью».

20.10

         14.

Рисование на тему: «Листопад».

21.10

15.

Рисование на тему: «Осень».

27.10

16.

Иллюстрирование сказки: «Репка».

28.10

17.

Иллюстрирование сказки: «Колобок».

03.11

18.

Иллюстрирование сказки: Гуси –лебеди».

10.11

19.

Свободное рисование.

11.11

         20.

Выставка работ.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:  

Учащиеся должны знать:

название цветов и цвета знакомых предметов ;

геометрические формы предметов;

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов.

Литература:

 Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

 « Самообслуживание», 4 А  класс.

Автор-составитель:

                                                                                                              Лютая О. М.  

Москва, 2016

                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

                                 ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

                              для обучающихся 4 А класса. 

                                       Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе «ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы).- Екатеринбург, 2004 г.

Значительное место в общей системе коррекционно-воспитательной работы с детьми занимает обучение их навыкам самообслуживания. Предмет «Самообслуживание» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседнев​ной жизни.

Уроки самообслуживания являются средство активно​го познания окружающей действительности. Практическая  дея​тельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разно​образие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений.

Воспитательные задачи, которые решаются в ходе проведения этих занятий, — это формирование у детей положительного  отно​шения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к  лич​ной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культу​ры  поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу в этом плане учителю необходимо проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье. Все виды работ по обслуживающему труду должны осуществ​ляться в соответствии с правилами санитарии и техники безопас​ности. При проведении уроков необходимо следить за состоянием одежды воспитанников.

Содержание программы.

IV класс.

1. Навыки, связанные с гигиеной тела.

Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.

Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.

2.​ Уход за одеждой и обувью.

Повторение и закрепление пройденного в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинки стула и складывание перед сном. Чистка щеткой платья, пальто, головного убора.

Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви.

Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.

Навыки владения иглой и наперстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила владения нити. Завязывание узелка. Понятие о простых швах. Шитье по проколам.

Практическая работа. Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.

3. Уход за жилищем.

Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.

Наш дом. Название мебели и ее назначение. Гигиенические правила уборки в классе. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).

Дежурство по классу.(Подготовка для доски мела, влажной тряпки, удаление пыли со столов, стульев, подоконников).

Практическая работа. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок).

4.​ Приготовление пищи.

Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правил пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.

Практическая работа.

Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.

Календарно - тематическое планирование на 1 триместр.

тема

дата

1.

«Гигиена тела».

02.09

2.

Части тела.

05.09

3.

Уход за волосами.

09.09

4.

Уход за руками.

12.09

5.

Уход за ногтями.

16.09

6.

Уход  за ногами.

19.09

7.

«Одежда. Уход за одеждой».

23.09

8.

Развешивание одежды на вешалки.

26.09

9.

Раскладывание одежды на спинки стула и складывание перед сном.

30.09

10.

Чистка одежды щеткой: платья.

10.10

11.

Чистка одежды щеткой: пальто.

14.10

12.

Чистка одежды щеткой:  головного убора.

17.10

13.

«Обувь. Уход за обувью».

21.10

14.

Виды обуви.

24.10

15.

Обучение шнуровке ботинок.

28.10

16.

Обучение завязыванию  шнурка.

31.10

17.

Обучение завязыванию и развязыванию шнурка.

07.11

18.

Закрепление пройденного.

11.11

Литература:

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Ручной труд», 4 А класс.

Автор-составитель:

                                                                                                                   Лютая О. М.

Москва, 2016


Пояснительная записка.

   Рабочая программа  составлена  на основе « ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы) – Екатеринбург. Центр «Учебная книга»,2004 г.

Цель программы обучения: 

        - развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

          подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

               Обучение ручному  труду в 4 классе направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде — во время приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно - гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом  решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

            В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также   недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с учени​ками отводится трудовому обучению, где они овладевают элементарными трудовыми навыками, необходимы​ми для выполнения несложных работ в особо созданных услови​ях, у детей развивается познавательная деятельность. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимос​тью познания материалов, их свойств и качеств, требует различе​ния предметов, включенных в трудовую деятельность, что при​водит к развитию представлений, мыслительных операций и речи.

В процессе труда формируются такие личностные ка​чества, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальней​шей социально-трудовой адаптации воспитанников. Трудовая деятельность оказывает большое влияние на физическое развитие де​тей. В процессе трудового обучения у воспитанников улучшается общее физическое состояние, развиваются работоспособность, координированность движений.

Учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются та​ким видам ручного труда, как элементарное конструирование, лепка, овладевают навыками работы с тканью, нитками, бумагой, природным материалом.

Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации учебного про​цесса. Центральное место на уроке занимает практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное время отводится на приобретение воспитанниками знаний позна​вательного характера, они изучают технику безопасности и санитарно-гигиенические требования к урокам ручного труда. Программа обучения ручному труду в начальных классах содержит перечень из​делий, изготовлением которых должны овладеть воспитанники. Необходимо отметить, что во всей трудовой деятельности учащихся полностью исключены измерительные операции. Их знакомят со свойствами материалов и областью их применения.

Обучение ручному труду предусматривает проведение экскурсий с целью изучения окружающего мира и сбора природного материала.

Содержание программы:

IV класс (102 часа).

Повторение более трудных разделов программы для 2-3 классов. Повторение того, что недостаточно усвоено детьми данного класса.

Повторение работы по конструированию. Выполнение известных построек без образца, по схематическим рисункам с обозначенными линиями составляющих деталей.

Несложные объемные изделия из природных материалов (изготовление по образцу ежика, цветка и т.д.).

Лепка по представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов. Сборка макетов осуществляется учителем на подставках из плотного картона или тонкой фанеры. Макеты: «Колобок», «Репка».

Лепка плоскостных фигур (овощи, фрукты) на дощечках.

Работа с пластмассовым конструктором или металлоконструктором. Упражнения в приемах работы ключом и отверткой. Сборка по образцу треугольника, квадрата, домика.

Календарно – тематическое планирование.

4 класс,  1 триместр.

тема

дата

1.

Повторение пройденного в 3 классе.

2.

Правила техники безопасности на уроках труда.

3.

Лепка. Лепка на плоскости. «Помидор».

4.

Лепка. Лепка на плоскости. «Огурец».

5.

Лепка. Лепка на плоскости. «Репа».

6.

Лепка. Лепка на плоскости. «Лук».

7.

Лепка. Лепка на плоскости. «Кабачок».

8.

Лепка. Лепка на плоскости. «Овощи».

9.

Лепка. Лепка на плоскости. «Яблоко».

10.

Лепка. Лепка на плоскости. «Груша».

11.

Лепка. Лепка на плоскости. «Апельсин».

12.

Лепка. Лепка на плоскости. «Банан».

13.

Лепка. Лепка на плоскости. «Фрукты».

14.

Работа  с природным материалом. Изготовление по образцу: «Цветок».

15.

Работа  с природным материалом. Изготовление по образцу: «Ёжик».

16.

Работа  с природным материалом. Изготовление по образцу: «Рыбки».

17.

Работа  с природным материалом. Изготовление по образцу: « Кошка».

18.

Работа  с природным материалом. Изготовление по образцу: « Белка».

19.

Работа  с природным материалом. Изготовление по образцу: «Крокодил».

20.

Выставка работ.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно ориентироваться в задании,
  • сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • подбирать материалы и инструменты;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • осуществлять необходимые контрольные действия;
  • делать отчет о последовательности изготовления изделия;
  • делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;
  • анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при  выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;
  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой;
  •  свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
  • приемы соединения деталей;
  • названия инструментов;
  • элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.

Литература:

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

                                                         

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

                        125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

                      125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

                        Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

                        ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

«Развитие речи», 4 А класс.

Автор-составитель:

                                                                                                                          Лютая О. М.

                                   

                                                 Москва, 2016

Пояснительная записка

        Данная программа составлена на основе «ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы).- Екатеринбург. Центр «Учебная книга». 2004 г.

Цель программы: преодолеть несовершенство речевой практики учащихся с нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.

При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение: необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности, активизирующие живое общение школьников.

Исходя из этого, программа по устной речи реализует следующие коррекционно - обучающие задачи:

  • способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить связные устные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения

Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.

Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их.

Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования и других уроках.

Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.

Содержание программы.

IV класс.

Повторение материала III класса. Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся.

Уточнение значения слов по схеме: натуральный объект – его изображение – вербальное описание.

Закрепление умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, соотносить предмет с его изображением и наоборот, называть предмет по его изображению и давать простейшую характеристику. Работа над сравнением предметов, действий по существенным признакам.

Закрепления умения правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемых действий по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.

Использование естественно сложившихся и специально создаваемых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся на основе своих наблюдений, в связи с трудом, с самообслуживанием, просмотром телепередач, с различными видами деятельности: экскурсии, коллективные игры и т.д.

Просмотр фильмов с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам. Элементы драматизации.

Тематика.

Овощи (чеснок). Внешний вид чеснока. Вкус. Употребление в пищу.

Ягоды (смородина, крыжовник). Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя)

Сад. Расширение и обобщение знаний, полученных в предыдущих классах.

Деревья (липа). Название. Распознавание.

Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание, различение.

Комнатные растения (алоэ). Название , распознавание.

Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

Домашние животные (овца). Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные (волк, медведь). Части тела. Чем питаются, как передвигаются. Сходство и различие по внешнему виду. Жизнь диких животных зимой и летом.

Птицы (скворец). Внешний вид. Где живет, какую пользу приносит человеку. Бережное отношение к птицам.

Насекомые (муравей, муха, божья коровка). Название. Внешний вид, где живут.

Труд людей летом и осенью.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Название месяцев и времен года.

Лето: солнечные ,жаркие дни. Летние работы в деревне. Летние месяцы. Осень: дует холодный ветер. Часто идут дожди. Зима: снегопад, в морозную погоду снег скрипит под ногами, замерзли пруды, реки. Весна: пригревает солнце, на реке ледоход, разлив рек, первые проталины. Ведение календаря погоды по сезонам. Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсии. Осенью сбор листьев и классификация их по величине, форме и принадлежности к породам деревьев.

Зимой показать почки на ветках деревьев. Провести наблюдение за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе. Весенняя экскурсия в сад (растения сада).

Практическая работа : посадка бобовых культур, наблюдение за их ростом и развитием.

Календарно – тематическое планирование.

4 класс, 1 триместр.

тема

дата

1.

Повторение пройденного в 3 классе.

2.

Овощи.

3.

Овощи (чеснок).Внешний вид чеснока.

4.

Вкус чеснока. Употребление в пищу.

5.

Ягоды (смородина, крыжовник).

6.

Ягоды. Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя).

7.

Сад.

8.

Растения сада.

9.

 Растения (деревья). Узнавание, различение.

10.

 Деревья (липа). Название. Распознавание

11.

Растения ( кусты). Узнавание, различение.

12.

Растения ( травы). Узнавание, различение.

13.

Комнатные растения.

14.

Комнатные растения (алоэ). Название , распознавание.

15.

Цветы.

16.

Цветы (роза). Название, распознавание.

17.

Цветы ( георгин). Название, распознавание.

18.

Домашние животные .

19.

Домашние животные (овца). Внешний вид.

20.

Домашние животные (овца). Чем питается, какую пользу приносит человеку.

21.

Осень.

22.

 Название месяцев и времен года.

23.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

24.

Труд людей  осенью в саду.

25.

Труд людей осенью в огороде.

26.

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор листьев.

27.

Классификация собранных листьев  по величине.

28.

Классификация собранных листьев по форме и принадлежности к породам деревьев.

29.

Повторение пройденного.

30.

Закрепление пройденного.

Литература:

Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА №90 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.Г. ЛАРИКОВА»

125130, г. Москва, 4-й Новоподмосковный пер., д. 2А (юр. адрес)

125252, г. Москва, 2-я Песчаная, д. 4 А (фактич)

Телефон (факс) (499) 157-10-66                                                                                                                    E-mail: 162-77@mail.ru

ОГРН 102770481160, ИНН/ КПП 7743043649/ 774301001

«Согласовано»

Ответственный за учебную работу

_________________________ ФИО

«___» __________________ 20 __ г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №90

______________________________ФИО

Приказ №___ от «___» ________ 20 __ г.

Адаптированная общеобразовательная программа учебного курса

 « СБО», 4 А  класс.

Автор-составитель:

                                                                                                              Лютая О. М.  

Москва, 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

Для обучающихся 4 класса.

  1. Пояснительная  записка.

Рабочая программа  составлена  на основе « ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ» (подготовительный, I- Х классы) – Екатеринбург. Центр «Учебная книга»,2004.

Цель:  

  • ознакомить обучающегося с элементарными базовыми сведениями социально-бытового характера.

Задачи:

  • развитие предметно-практических навыков, бытовой и трудовой деятельности;
  • формирование у обучающегося знаний и умений, способствующих социальной адаптации в обществе, безопасного поведения в социуме, в природе;
  • развитие коммуникативных качеств;
  • повышение общего уровня развития обучающегося, расширение его кругозора;
  • воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности,  терпения, усидчивости.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса. 

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Одним из важнейших принципов обучения является принцип расширения социальных связей. Известно, что дети с отклонени​ями в развитии испытывают большие трудности в приспособле​нии к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. Несомненно, что расширению со​циальных связей воспитанников должна способствовать вся коррекционно-воспитательная работа с ними. Цель учебного процесса — сформировать у детей определен​ные  представления о близких и конкретных фактах обществен​ной жизни, труда и быта людей.

Успешное формирование у воспитанников адекватных пред​ставлений об окружающем во многом определяется умением учи​теля правильно строить педагогический процесс, используя раз​ные формы и методы обучения. Многочисленными исследованиями доказано, что развитие детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда их обучение строится на основе наглядности и прак​тической деятельности с реальными предметами. Поэтому заня​тия с детьми по бытовой ориентировке организуются, главным об​разом, в форме экскурсий и уроков, которые (уроки) проходят в виде сюжетно-ролевых игр. Именно при таком построении учеб​ной работы наглядность и непосредственная деятельность с пред​метами занимают ведущее место в обучении воспитанников.

Уроки по социально-бытовой обстановке организуется с большим количеством наглядности.  Необходимо иметь в дос​таточном количестве натуральные предметы обихода или их об​разцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.). Кроме этого, широко должны быть представлены игрушки, кар​тины, разнообразные таблички типа «Магазин», «Почта» и т.п. Работа с этими пособиями дает детям более конкретные и относи​тельно прочные знания, развивает наблюдательность, повышает интерес к изучаемому.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность, с одной стороны, посте​пенно усложнять содержание тем, с другой - постоянно повто​рять пройденное. Закреплению и повторению материала отводит​ся значительная часть времени на каждом уроке.

Большую роль в выработке у учащихся умений ориентироваться в окружающей жизни играют экскурсии. Их необходимо органи​зовать таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты условия, но могли совершать определенные  действия, подражая деятельности взрослых.

Результативность занятий обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями ГПД и работниками столовой.

Содержание программы.

IV класс (68 часов).

Закрепление и расширение знаний учащихся по темам, пройденным в третьем классе «Я и моя семья. Место жительства», «Навыки общения и культуры поведения», «Моя школа и мой класс», «Улица. Правила уличного движения».

 Улица. Правила уличного движения. Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуарам. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице.

Транспорт. Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение пути следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Магазины. Виды магазинов: промтоварный, продовольственный. Что в них продается. Чтение вывесок: «Гастроном», «Универмаг», «Супермаркет», «Торговый центр» и др. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер, фасовщик. Экскурсии в магазин.

Организация питания. Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой. Знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду. Выработка привычки убирать за собой грязную посуду.

Культурные учреждения для отдыха. Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

Календарно – тематическое планирование.

4 класс, 1 триместр.

тема

дата

1.

Повторение пройденного в 3 классе.

2.

«Я и моя семья».

3.

Члены семьи.

4.

Место жительства семьи.

5.

«Моя школа».

6.

«Мой класс».

7.

Улица.

8.

Правила  уличного движения.

9.

«Навыки общения и культура поведения».

10.

Культура поведения в школе.

11.

Культура поведения дома.

12.

Культура поведения на улице.

13.

Культура поведения в общественных местах.

14.

Транспорт.

15.

Виды транспорта.

16.

Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

17.

Светофор, переход.

18.

Изучение пути следования от дома до школы и обратно.

19.

Правила поведения пассажиров в транспорте.

20.

Закрепление пройденного.

Литература:

 В данной программе использованы:

-​ Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

-​ Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.

-​ Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.

-​ Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 2 класса

Рабочая  программа  по  предмету  «Адаптивная  физическая  культура»  составлена  на основании  программы для  учащихся  с  умеренной и ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 5 класса

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой....

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью по предмету «Чтение» для 5 класса

Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (5-9 класс) под редакцией В.В.Воронковой....

Рабочая программа по учебному предмету Профильный труд «Швейное дело» 5 – 9 класс девочки, адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1.

Рабочая программа  по профильному труду составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по двигательному развитию (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2, редакция 2021 года)

Рабочая программа «Двигательное развитие» разработана на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся 9б класса с умеренной, тяжелой умственной о...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Умелые руки-не знают скуки» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Ф...