Мероприятие "Конституция - основной закон страны"
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Гринченко  Светлана Николаевна

- Формирование у обучающихся понимания значения Конституции, государственных символов Российской Федерации, формирование (укрепление) гражданской позиции, национально-нравственных устоев обучающихся.

- Воспитание патриотизма, уважение к своей стране, своей истории.

- Расширение кругозора и повышение общей культуры обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГОБУ Владивостокская КШИ № 2

ОТКРЫТОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Конституция – основной

закон  страны»

8– 9 классы

Воспитатель С.Н. Гринченко.

Сценарий, посвященный Дню Конституции (слайд 1)

Цели:

- Формирование у обучающихся понимания значения Конституции, государственных символов Российской Федерации, формирование (укрепление) гражданской позиции, национально-нравственных устоев обучающихся.

- Воспитание патриотизма, уважение к своей стране, своей истории.

- Расширение кругозора и повышение общей культуры обучающихся.

Задачи:

- Популяризировать значимость Конституции и символики для нашего государства.

- Развивать познавательные способности учащихся.

- Развивать познавательные способности учащихся.

- Расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.

Место проведения:

Актовый зал.

Оформление:

Шары в виде триколора, плакаты с символикой.

Презентация:

(слайд 2) «Россия – Родина моя», «Конституция – основной закон страны».

Ход праздника:

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе отметить день Конституции.

Звучит Гимн

Ведущий 1: (слайды 3, 4, 5)

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

Ведущий 2: (слайд 6)

Наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, росли, учились, живем.

Песня «Мой край»

Ведущий 1:

Россия, Русь, Родина…

Ты не зря была для стран других загадкою

И не всегда судьба страны великой была гладкою.

Порой не радость, а печаль царила над Россиею,

И часто защищала сталь ее озера синие.

Ведущий 2:

Россия, Русь, ты знала набеги монголо-татар, ты выстояла в годы гражданских войн, ты победила фашизм.

Ведущий 1:

А сегодня в XXI веке, ты, Россия, наряду с другими государствами строишь демократию. Твой народ живет, подчиняясь главному закону страны – Конституции.

Выходят ученики

1-ый ученик:

Права, свободы человека –

Таков приоритет страны

Мы Конституции навеки

Законам следовать должны.

2-ый ученик:

Мы честь Отчизны охраняем

Мы все едины, мы – народ!

Россия – матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

3-ый ученик:

Нам Конституция дана

Чтобы понять, в чем ее суть

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь.

4-ый ученик:

(слайд 7) Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представленных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательного государства. Высшей ценностью провозглашаются человек, его права и свободы.

5-ый ученик:

 (слайд8) Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 года.

Знать и соблюдать законы Конституции должны все люди, живущие в нашей стране: и взрослые, и дети. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется и это может привести к катастрофе.

За дверью какой-то шум. Звучит музыка из кинофильма «Бриллиантовая рука»

«На невезучем острове»

В зале появляется 2 дикаря.

Обращаются друг к другу.

1-ый дикарь:

Опять ничего не получается!

2-ый дикарь:

Опять не получается.

Вместе поют

Что за время странное наступило здесь,

Вот бы нам на острове что-нибудь поесть.

Крокодил не ловится, не растет кокос…

Плачем, Богу молимся не жалея слез.                2 раза

Дети с криком носятся, помогите SOS

Накормить их хочется. Где еда? – вопрос

Вот бы славно было бы, если б кто принес                 2 раза

Крик за дверью. На шесте в зал дикари вносят ученика.

1-ый дикарь:

Свеженький!

2-ой дикарь:

Толстенький!

3-ий дикарь:

Вкусненький!

4-ый дикарь:

Съедим!

Хором:

Съедим!

Ученик кричит:

Стойте! Стойте! Меня есть нельзя – это не по закону!

1-ый дикарь:

А кто такой Закон?

2-ой дикарь:

А что такое Закон?

Вместе:

Съедим и без всяких законов!

Все дикари дружно потирают животы, облизываются. Исполняют ритуальный танец вокруг ученика.

Ученик:

Что вы, что вы делаете? У нас это запрещено! Понимаете? И откуда вы свалились на мою голову.

1-ый дикарь:

Это кем запрещено? Наш Бог все разрешает.

Ученик:

А по закону Российского государства есть людей запрещено!

2-ой дикарь:

А где это государство? Мы о таком не знаем.

Дикари пожимают плечами, качают головой.

Ученик:

Это государство – Россия. Самая большая страна в мире. И проживает в ней 140 миллионов  человек!

1-ый дикарь:

А миллион это сколько?

Ученик:

Это много раз по столько (показывает много-много раз по 10 пальцев)

2-ой дикарь:

Это так много?! И кто же может ими всеми управлять?

Ученик:

Ими управляет закон!  А вы разве не по закону живете?

Дикари мотают головой и разводят руками.

Я так и понял, когда вы меня поймали и хотели съесть.

1-ый дикарь:

У нас нет законов. Поэтому мы так живем. Ведь кушать всем хочется.

2-ой дикарь:

Да, да, очень хочется. А тут ты нам подвернулся. Такой вкусненький, аппетитный.

Ученик:

И все-таки, уважаемые дикари, лишать человека жизни – это не по закону и это очень плохо. Я вас приглашаю к нам на праздник – день Конституции.

1-ый дикарь:

А это очень страшно? Нас там не съедят? И как мы туда попадем?

Ученик:

Вы любите играть?

 Дикари вместе:

Да! Да!

Они бегают друг за другом, дерутся, падают.

Ученик:

Да что вы делаете? Это не игра, а какие-то кулачные бои. Сейчас я вам покажу одну волшебную игру. Для этого вам надо завязать глаза.

Проводится игра, после которой все останавливаются, снимают повязки и … хотят убежать из зала.

Ученик:

Куда же вы? Вот мы с вами очутились в России и даже в школе, где учусь я и мои друзья. Здесь, в этом зале все взрослые и дети отмечают день Конституции.

Под музыку «Чему учат в школе» в зале появляется Конституция.

 Дикари опять хотят убежать, жмутся друг к другу, озираются по сторонам, дрожат.

Ученик:

Здравствуйте, уважаемая Конституция!

Вы не будете против, если на нашем празднике будут присутствовать эти… эти странные гости. Они случайно попали в нашу страну и совсем не знают, что такое закон и как люди могут жить по закону.

Дикари по-прежнему боятся, кивают головой «не знаем».

Конституция:

Я не против! А вы слушайте и запоминайте.

Конституция ходит вокруг дикарей по залу и поет.

Как страною управлять,

И людей всех защищать

Я учу всех по закону, по закону.

Как нам в мире вместе жить

И на выборы ходить

Я учу всех по закону, по закону.

И премьер, и президент,

И рабочий, и студент

Все живут и подчиняются закону.

Дума есть в стране у нас,

Что заботится о нас,

Там напишут все законы, все законы.

1-ый дикарь:                      подходит к Конституции, осматривает её.

И как давно ты управляешь?

Конституция:

В 1993 году 12 декабря Конституция была принята всенародным голосованием. И сегодня в нашей стране праздник в честь меня.

2-ый дикарь:                      

И кто тебе помогает справиться с такой большой страной?

Конституция:

А в помощниках у меня 9 глав и 137 статей.

На середину зала выходят ребята, в руках у них листы с названием глав.

Конституция:

(слайд 9) Мои главы называются:

- Основы конституционного строя

- Права и свободы человека и гражданина

- Федеративное устройство

- Президент Российской Федерации

- Федеральное собрание

- Правительство РФ

- Судебная власть

- Местное самоуправление

- Конституционные права и пересмотр Конституции.

Главы выходят по очереди и зачитывают по интерактивной доске

Глава 1 (слайд 10)

В ней говорится, что правит в нашей стране народ. Что в России есть республики, края, области. Во главе государства стоит, избираемый на 6 лет президент.

Дикари:

И все его слушаются вашего президента?

Глава 2 (слайд 11)

В ней говорится, что у нас в стране все равны и всем гарантируется свобода и защита от врагов.

Дикари:

И никого нельзя обижать и есть?

Глава 3 (слайд 12)

Федеративное устройство. В ней говорится, что столицей нашей Родины является Москва. У нас в стране 83 субъектов, краев, областей. Обязательным языком для всех жителей является изучение русского языка.

Глава 4 (слайд 13)

Президент страны. Он избирается всем народом на 6 лет и клянется ему честно служить и работать на благо страны.

Дикари:

А если он будет плохо работать, то его съедят?

Конституция:

Нет, его просто переизберут и есть не будут.

Глава 5 (слайд 14)

Федеральное собрание – так называется Парламент РФ. В возрасте 21 года граждане имеют право избираться в Государственную Думу. Дума состоит из 450 депутатов. Может быть распущена Президентом страны.

Глава 6 (слайд 15)

Исполнительная власть осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны на все территории страны.

Глава 7 (слайд 16)

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Высшим судебным органом является Верховный Суд РФ. Генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации по Представлению Президента.

Глава 8 (слайд 17)

Посвящается местному самоуправлению.

Глава 9 (слайд 18)

Как и кем вносятся Конституционные поправки, и как осуществляется пересмотр Конституции.

Дикари:

Да, много у тебя помощников и все такие умные и все знают, что им делать. А у нас на острове все плохо: кокос не растет, крокодил не ловится, дети голодные, никто никого не слушается – вот и живем плохо (огорченно).

Конституция:

Это потому, что у вас нет законов, нет Конституции.

Дикари:

И у нас никогда не будет порядка, не будет кокосов, еды.

Конституция:

Почему? Мы подарим вас нашу Конституцию. Вы ее изучите, и напишите свою, и у вас будет порядок.

Она собирает листы Глав и отдает дикарям

Дикари:

Ой, хорошо у вас, но нам домой пора, пора и у нас порядок навести.

Ведущая:

Погодите, погодите уходить. Ребята, можем ли мы отпустить наших гостей?

Дети: Нет! Они не знают:

- Всеобщую Декларацию прав человека.

- Конвенцию о правах ребенка.

- Декларацию о правах ребенка в РФ.

- Незаконно пересекли границу РФ. Совершили покушение на жизнь гражданина РФ.

- Не знают законов РФ, а незнание законов не освобождает от ответственности.

Ведущая:

Молодцы, ребята, вы правильно разобрались в сложившейся ситуации.

Давайте, ребята, мы разрешим нашим гостям посидеть на празднике и убедиться, что у нас даже дети знают и соблюдают законы, свои права и обязанности. Сейчас мы проверим, удалось ли нашим зрителям, гостям объяснить значимость Конституции и выяснить насколько вы были внимательны на уроках обществознания.

Для этого мы проведем мини-викторину.

Внимательно слушайте условия. Отвечать можно только после того, как подняли руку. Нельзя перебивать друг друга. Нельзя выкрикивать с места. За каждый правильный ответ вы получаете фишку равную 1 баллу. Эти фишки вы можете использовать на уроках обществознания для повышения оценки за урок. Например, оценка «3» за урок + 1 балл и будет «4». Нельзя использовать более 1 фишки за один урок. Нельзя использовать фишку, если вы получили неудовлетворительную оценку, т.е. «2». Все фишки необходимо использовать до конца 2 четверти.

Викторина (слайды 19, 20)

- Когда была принята ныне действующая Конституция? (12.12.1993)

- Сколько в ней глав? (9)

- Что такое символ? (условный знак, обозначение)

- Сколько статей? (137)

- Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн)

- На сколько лет избирается Президент страны? (6)

- Кто является высшей ценностью в государстве по Конституции РФ (народ)

- Что такое референдум? (всеобщее голосование)

- Назовите столицу России.

- Какое место в мире занимает Россия по площади?

- Назовите свои права.

Игра «Да», «нет»

- Россия – наша страна?                Да!

- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?                Да!

- Можно ли человека обращать в рабство?                Нет!

- Можно ли лишать человека жизни?                Нет!

- Защищен ли человек законом?                Да!

- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?                Да!

- Можно ли без разрешенья войте в жилище человека?                Нет!

- Может ли человека свободно передвигаться по всей стране?                Да!

- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?                Да!

- Может ли человек владеть имуществом?                Да!

- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?                Да!

- Защищает ли закон материнство и младенчество?                Да!

Конкурс «Анаграммы» (слайд 21)

А сейчас нашим старшеклассникам еще одно испытание.

Перед вами зашифрованные слова. Вам предстоит их отгадать

АРАНСТ – СТРАНА

КОНЗА – ЗАКОН

ИПОКАЛИТ – ПОЛИТИКА

КУНТЕМОР – ДОКУМЕНТ

ГРИННАДАЖ – ГРАЖДАНИН

ЛОВЧЕКЕ – ЧЕЛОВЕК

ОДИАНР – РОДИНА

ЖБАРУД – ДРУЖБА

ЮЗОС – СОЮЗ

СТОНСИТОВОД – ДОСТОИНСТВО

Ведущая:

 Замечательно, ребята, вы сегодня были очень внимательными, умными и … конечно же дружными.

Исполняется песня о дружбе.

Ведущая:

И напоследок хочется сказать (слайды 22, 23)

Что Родина – это как вторая мать

Её не выбирают и губят,

А просто берегут и любят.

Ребята всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к её истории. Будьте патриотами своей страны, живите в мире и дружбе со всеми.

Хореографическая сценка «Я, ты, он, она…»



Предварительный просмотр:

Доклад

«Внутрисемейное воспитание»

МО воспитателей

2015-2016 уч. год

С.Н. Гринченко

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Отсутствие родительской любви к своему чаду, бессердечие и эгоизм, в свою очередь, может стать источником вражды, ненависти, презрения и тяжелой судьбы как родителей, так и, возможно, их ребенка. Именно поэтому искренняя, безусловная любовь родителей к ребенку, любовь, вырастающая во всеобъемлющую, искреннюю любовь и приятие и к другим детям, к детям других родителей, и к миру, к людям в целом, является залогом благополучия и детей, и их родителей.

        И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

        Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

        Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

        Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.

        Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.

        В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

        Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

        Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

        Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

        Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая, прежде всего, обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе; после же того, как ребенок “встанет на ноги”, практически всякая забота о нем прекращается).

        Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустительский

        При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

        При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

        При попустительском стиле ребенок предоставляется самому себе

        Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

        Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

        Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

        Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

        Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

        Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

        Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

        В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

 человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек независимо от возраста образования, ценностных ориентаций. Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга.

        В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

        Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности.

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

        Всем родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».

        Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь, сколько у него недостатков? Во-первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

        Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

        Принимать активное участие в жизни семьи;

        Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

        Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

        Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

        Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

        Уважать право ребенка на собственное мнение;

        Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

        Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или должна становиться) тем первым домом, к котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного опыта, который человек получил в своих прошлых жизнях (именно поэтому все люди рождаются уже с присущими им чертами характера), а также роль внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

        Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и ,воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение родителей и подавление интересов ребенка своими интересами. Насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений, с жесткой критикой в адрес его собственных также, как и политика “невмешательства”, игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни (гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему ребенку без излишней навязчивости, стремления залезть в душу” c любовью и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становятся залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Конституция РФ- основной закон страны"

данные презентации учащихся 9-10 класса явились итогом их работы над проектом по Конституции РФ....

"Основной закон страны"

Представляю презентацию внеклассного мероприятия "основной закон страны". Мероприятие проходило в форме игры " Своя игра"....

Урок 6 класс "Основной закон страны"

Тема урока по обществознанию 6 класс.«Основной закон страны»        Цели и задачи:        Объяснить значение понятий: «конст...

Урок по обществознанию "Конституция – основной закон страны."

Урок по обществознанию 6 класс (презентация)Тема: Конституция – основной закон страны.Цель урока:охарактеризовать основные положения Конституции РФ....

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме "Конституция - основной закон страны"

тема "Конституция - основной закон страны".Цели урока:Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: права и обязанности...

Конституция- основной закон страны

Презентация.Конституция- основной закон страны....

Классный час "Конституция- основной закон страны"

Классный час, посвящен 20-летию российской Конституции....