Статья "Дети с синдромом Дауна глазами математика"
статья по теме

Нестерова Наталья Константиновна

Данная статья опубликована  в книге "Особенный" ребенок в образовательном пространстве города (создание оптимальных условий для комплексного сопровождения ребенка с синдромом Дауна") в рамках Международного проекта , где опубликованы статьи специалистов, работающих с такими детьми, изданной на материалах Центра ранней помощи Благотворительного фонда "Даунсайт Ап", д/с комбинированного вида № 1957, педагогов ГБОУ г. Москвы. специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида № 29 .Данная статья будет интересна не только педагогам, работающим с детьми с синдромом Дауна, но и родителям таких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_deti_s_sindromom_dauna_glazami_matematika.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

                 ГБОУ г. Москвы специальная (коррекционная)

           общеобразовательная школа-интернат VIII  вида № 29

       «Дети с синдромом Дауна

           глазами математика».

             Учитель математики: Нестерова Н. К.

                                         2012  -2013 уч. год.

   Когда в семье рождается особый ребенок, душевный мир взрослых подвергается серьезному испытанию. Для нас, учителей, проводящих   в школе большую часть своей жизни, такие дети тоже становятся своими, родными. А это значит, что мы становимся частью  их жизни, важным звеном в  становлении и развитии .

   Математика, как предмет и наука в целом,  сложна, требует развитой интеллектуальной сферы, логического мышления. Не секрет, что и то и другое недоступно детям с синдромом Дауна.

   Что же делать учителю, которому предписывается выполнение программного содержания? Как не нарушить душевное равновесие этих «особых» детей и вместе с тем, в условиях нашего социума дать им надежную опору?

   Главная общеобразовательная задача обучения математики в школах VIII вида, куда обычно и попадают такие дети – добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и будущей профессии так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.

    Тут-то и начинаются проблемы. У учеников с синдромом Дауна обычно отмечаются сложности с кратковременной и оперативной памятью. Если информация для них неинтересна, не обладает эмоциональным зарядом (а арифметические примеры, как правило, им не обладают), ученик с синдромом Дауна часто склонен забывать о том, чему его учили. Однако, если информация или навык запечатлелись в долговременной памяти, он будет помнить их долго, наверное, даже дольше, чем его родители. 

  Вот вам и первая подсказка. Надо сделать так, чтобы им было интересно то, что им предлагает учитель. Необходима опора на зрительный образ или предмет. Здесь подойдет использование объемных и плоскостных ярких предметов, счетного материала. Многие люди с синдромом Дауна хорошо обучаются при помощи зрительных опор. Картинки, символы, графики, написанные условия задач помогают им понять задание.

Людям с синдромом Дауна гораздо сложнее воспринимать информацию на слух. Учителя должны об этом помнить. Нужно всегда представлять задания в письменном виде, желательно с наглядными пособиями (положить перед учеником настоящие рубли и копейки и т.д.) Интересным опытом, на мой взгляд, является применение английской системы «Нумикон». К сожалению, хотя я  окончила  курсы по системе «Нумикон», но не смогла по ряду причин воплотить эти знания на своих уроках. Целесообразно эту систему, во-первых, вводить с начальной школы, ведь она включает несколько этапов, которые растянуты по времени, в зависимости от усвоения материала. А времени у учащихся 8 класса, где учатся такие дети, уже нет. Во-вторых, более эффективной она выглядит при применении в классах, где обучаются дети со сложной структурой дефекта, где меньшая наполняемость и примерно одинаковый уровень развития. Ведь не секрет, что невозможно уделить внимание таким детям на протяжении всего урока, хотя это им очень необходимо. Может быть тогда выход в другом?

   Большинство людей (особенно детей) с синдромом Дауна хотят понравиться учителю. Если учитель им симпатичен, они с энтузиазмом приступают к занятиям. Согласно некоторым исследованиям, у детей с синдромом Дауна отмечается меньше проблем с поведением, чем у детей с умственной отсталостью, вызванной другими причинами. Я считаю это очень верным утверждением. На моих уроках я стараюсь создавать для них особую атмосферу комфорта, где они – активные участники всего происходящего на уроке. Детям с синдромом Дауна нравится общаться со сверстниками, они склонны подражать им. Во многих случаях одноклассник может лучше, чем учитель, объяснить материал ребенку с синдромом Дауна. Мною это тоже практикуется на уроках в определенные моменты. Можно  отметить при этом положительные результаты, как в овладении требуемым материалом, так и в развитии речи. Даже если речь ученика с синдромом Дауна не слишком разборчива, как правило, он способен изъясняться так, чтобы его поняли, с помощью мимики, жестов, знаков. При этом, такого вида практика, имеет возвратную сторону. Так называемые ученики-учителя, тоже получают положительный опыт повторения, развития речи, умения общаться, наконец, терпения; получают благодарных «учеников».

   Еще одна сложность, у детей с синдромом Дауна отмечается отставание в развитии навыков мелкой моторики. Им трудно писать цифры в клеточках, трудно попадать на нужные кнопочки калькулятора. Если ребенок прикладывает все старания, чтобы аккуратно вывести цифру в тетради, он вряд ли может сосредоточиться на том, чтобы правильно выполнить арифметическое действие. Ученикам с синдромом Дауна часто нравится работать с калькуляторами и компьютерами. Пусть клеточки в тетради будут побольше, а кнопки калькулятора пошире с хорошо видимыми цифрами и знаками, а клавиатура компьютера удобной. Применение компьютера и калькулятора  в своей работе жизненно необходимы детям с синдромом Дауна, ибо в повседневной жизни, без этой техники им не справиться. Пусть же на уроках они получат богатый опыт, практику, которая окажется необходимой для дальнейшей адаптации их в социуме.

          Можно тем самым выделить основные принципы занятий:

1. Опирайтесь на зрительные впечатления, зрительную память. Используйте наглядные пособия.

  1.  Используйте практические задания и пособия, которые можно потрогать. Вспомните, как вам легче научиться работать с какой-то компьютерной программой – прочитать инструкцию или если вам кто-нибудь покажет, что и в какой последовательности делать? Конечно, второе. Заставляйте учеников что-то делать, а не только смотреть на страницы задачника, полные цифр и букв, например, попросите всех учеников в классе, кому нравится красный цвет, встать и подойти к двери, а потом предложите посчитать, скольким ученикам нравится красный.

    3.   Используйте структурированный подход с некоторой долей гибкости. Ученикам с синдромом Дауна очень нужна стабильность, когда они знают, что за чем следует, чего ожидать. Это позволяет им чувствовать себя увереннее. Можно нарисовать иллюстрированный план урока и следовать этой структуре. Можно также чуточку заранее предупреждать учеников о том, что их сейчас ждет, при переходе от одного вида деятельности к другой: «Сейчас мы будем считать. Юля, пожалуйста, собери у своего ряда карточки, тетради, дневники и т. п.

    4.  Старайтесь сделать так, чтобы ученик мог применить свои навыки в реальной жизни. Отправляйтесь с ним в импровизированный магазин, чтобы купить конфет или диски с мультиками, попросите его переключить каналы телевизора на пульте дистанционного управления и т.п. Внимательно следите за тем, чтобы эти задания не были слишком сложны для ребенка и вселяли в него большую уверенность в себе, создавали дополнительную мотивацию, желание быть значимым, нужным.

    5.  Старайтесь, чтобы ученик был сосредоточен на задании. Оцените, как долго могут оставаться сосредоточенными обычные дети его возраста. Продумайте, как привлечь и удержать внимание ребенка. Ваш голос не должен быть монотонным. Если вы приступаете к освоению чего-то нового, придумайте какой-нибудь завлекательный трюк. Часто ученикам с синдромом Дауна трудно понять, что, если они не будут стараться, они не получат хорошую отметку – это для них слишком отдаленное будущее. Продумайте систему немедленных наград, например, наклейки в тетрадку, цветные печати или символы.

    6.  Проверьте, чтобы в заданиях не было ничего, что отвлекает внимание. Ученикам с синдромом Дауна трудно бывает сосредоточиться, если на одной странице учебника содержится слишком много задач, используется слишком много различных шрифтов, цветов, картинок. Задачи в несколько действий могут сразу сбить их с толку и заставить «отключиться». Один из способов, как можно исправить ситуацию, - взять листок бумаги с вырезанным окошком и закрыть им все ненужное на странице. Другой способ – ксерокопировать задания таким образом, чтобы нужное задание было набрано увеличенным шрифтом и на странице больше ничего не было, - только само задание и место, где нужно вписать ответ. Тщательно проверяйте, хорошо ли пропечатано задание, нельзя ли спутать, например, цифры, привлекает ли внимание объект или запись.

    7.  Минимизируйте требования к мелким движениям. Так, ребенок с синдромом Дауна может ошибаться при решении примеров в столбик, потому что ему трудно писать единицы под единицами, а десятки – под десятками в маленьких клеточках. Используйте тетради с крупными клетками, можно использовать «подсказки». Например, если в столбик написан пример 30+70, можно подвести под столбиком черту и несильно закрасить простым карандашом три клеточки под разрядами единиц, десятков и сотен, чтобы ребенок мог догадаться, где именно начинать писать правильный ответ «100». Необходимо чаще использовать цветовое решение при выполнении различных заданий . 

    8.  Структурируйте время, отведенное на домашнее задание. Договоритесь с учителем или родителем, как именно надо строить выполнение домашнего задания. Если ребенок старательно пытался понять, что от него требуется, в течение 20-30 минут и все равно не понимает, пойдет отрицательная реакция, он расстроится и перестанет стараться.  Что делать в таких случаях? Не давите на ребенка чрезмерно. Старайтесь выполнять домашнее задание каждый день в одно и то же время, в одной и той же последовательности учебных предметов.
    9.  Если ребенок ведет себя плохо, например, закатывает истерику и не хочет учить уроки, постарайтесь разобраться в причинах такого поведения.  Регуляция поведения с помощью оценок плохо работает с такими детьми. Наказание или игнорирование ребенка в случае плохого поведения также не слишком успешны, т.к. иногда дети с синдромом Дауна не способны понять причинно-следственную связь между своим собственным поведением и наказанием со стороны учителя.

     10. Создавайте «ситуацию успеха» в самом начале занятия. До того как    приступить к занятию, спросите у ребенка о чем-то, что он точно знает, и с энтузиазмом похвалите его за правильный ответ.  Не забывайте хвалить ребенка за старание, за попытку – не только за успех. Однако не перехваливайте ученика. Он не должен работать только за вашу похвалу. Постепенно учите его находить отдачу в самом выполнении задания, это пригодится ему гораздо больше.

    11. По возможности подключайте в качестве учителя, помощника, ровесника ребенка – это очень эффективный взаимообогащающий  прием.

    12. Тренируйте кратковременную и долговременную память ребенка. Отличный способ это сделать – музыка. Подыщите детские песенки, которые помогут запомнить последовательность чисел. Это хорошо всем знакомые:  "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», песенки про цифры и действия.  Не забывайте о наглядности. Для освоения дробей покажите ребенку нарезанный пирог, при изучении времени сконструируйте с ним вместе модель часов. Используйте мнемонические приемы ( знак «больше >» как открытую пасть крокодила, клюв утенка; каждую цифру ассоциировать с каким либо предметом).

    13. Учите ребенка пользоваться калькулятором достаточно рано. 

    14. Сделайте так, чтобы занятия проходили в теплой, дружеской атмосфере.

    15. Подключайте компьютерные программы. Людям с синдромом Дауна, как правило, нравится работать на компьютере. Существуют обучающие программы и программы, закрепляющие навыки. Яркие образы, веселые звуки, немедленное подкрепление правильного ответа или порицание за неправильный ответ привлекают детей и взрослых.

    16. Разбивайте сложные задачи на пошаговые действия.

        Вместе с тем, разрешите привести  9 способов адаптации заданий для обычных учеников, к детям, имеющим синдром Дауна.

        1. Уменьшайте количество заданий, иногда допустимо на уроке, если такой «особый» ученик будет являться просто слушателем, если по каким-либо причинам он отказывается работать на данном уроке. Но таких случаев должно быть как можно меньше (должны быть включены все органы чувств).

        2. Выделяйте больше времени на освоение каждого навыка, задания.
       3. Больше помогайте ученику, пусть он чувствует вашу поддержку и то, что ему всегда помогут, что он не один, он активный участник учебного процесса.

       4. Приспосабливайте предъявление задания для  ребенка, например, читайте с ним условие вслух или подыскивайте наглядные пособия.

       5. Упрощайте условия задач, например, разрешите ему использовать калькулятор.

       6. Приспосабливайтесь к конкретному ученику в плане проверки знаний. Убедитесь, что вы проверяете именно математический навык, а не сопутствующий! Например, из-за отставания в развитии мелкой моторики ребенку может быть трудно самому написать нужные цифры, но он может выполнить арифметическое действие и сможет приклеить наклейку с изображением числа - правильного ответа на задачу, соотнести картинку с количеством предметов как один из выбранных вариантов и полученный ответ.

      7. Позволяйте ученику с синдромом Дауна участвовать в решении хотя бы части сложного задания, например, он может посчитать, сколько его одноклассников любят шоколадные конфеты, а остальные одноклассники переведут эту цифру в проценты, он назовет при показе учителем числители обыкновенных дробей, а остальные скажут, что он назвал в дробях.

      8. Приспосабливайте уровень целей и задач, заявленных в учебном плане, к конкретному ученику с синдромом Дауна. Возможно, его одноклассники уже будут складывать трехзначные числа, пока он ведет борьбу с однозначными, в этом нет ничего страшного. У него свой темп развития.
 Конечно, чтобы добиться эффективности в обучении таких детей, максимально возможной интеграции их в социум, требуется каждодневная, кропотливая работа не отдельного учителя, а целого ряда различных специалистов,  при обязательной помощи и понимании проблем  и путей их решения со стороны родителей. Только в таком тандеме, я считаю, можно добиться положительных результатов в работе с детьми с синдромом Дауна.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные занятие для умственно отсталых детей с синдромом Дауна

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995302","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995311"...

Пиктограммы как форма рабты с детьми с синдромом Дауна

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"2995831","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Мы не знаем на каком этапе у не говорящего ребенка разовьется...

Дети с синдромом Дауна

Работая с детьми с диагнозом "Синдром Дауна" и проводя с ними уроки адаптивной физической культуры в школе, замечал насколько серьезны нарушения всех аспектов психофизического развития у таких детей. ...

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....

Нумикон как эффективный метод обучения детей с синдромом Дауна математике.

Что такое Нумикон?  Нумикон - это программа обучения и набор наглядно-практического  материала по формированию математических представлений. Разработан  Нумикон был  в Великобритан...