МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
статья по теме
В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данное подгрупповое занятие было представлено на открытом уроке районного уровня. Отзыв об открытом уроке положительный, с рекомендацией к тиражированию опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_kompleksnoy_skazkoterapii_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 27.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Ванинцева Наталья Николаевна
учитель-логопед
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт- Петербурга
Общее недоразвитие речи является тяжелым речевым нарушением, которое требует специально организованной коррекционно-развивающей деятельности. Целенаправленная коррекционная работа со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи ставит перед собой основную задачу – развитие связной речи детей [1]. Решение поставленной задачи может осуществляться с помощью различных педагогических приемов, направленных на мотивирование ребенка к выражению своих мыслей [3]. Так, коррекционное занятие, оформленное с помощью метода комплексной сказкотерапии, оказывается более увлекательным и продуктивным для дошкольника. Одновременно с этим, логопедическая работа, направленная на развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью метода комплексной сказкотерапии представляется актуальной.
Логопедические задания, направленные на развитие связной речи, оформляются с помощью дидактических сказок, и представляются ребенку с помощью различного инструментария. К сказкотерапевтическому инструментарию относятся следующие психологические техники: анализ, рассказывание, куклотерапия, рисование, постановка сказок в песочнице, сказкотерапевтические игры и многое другое [2].
В данной статье описывается подгрупповое логопедическое занятие, основанное на методе комплексной сказкотерапии с детьми старшей группы. У всех детей, участвовавших в занятии, в логопедическом заключении отмечено тяжелое нарушение речи: общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития.
Целью данного занятия, стало развитие связной речи у старших дошкольников, с использованием метода комплексной сказкотерапии.
В соответствии с целью, были выделены коррекционно-образовательные задачи: уточнить предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря по теме «Игрушки»; развить умение правильно строить простые распространённые предложения. Были обозначены коррекционно-развивающие задачи: формировать кинестетическую и кинетическую основу движений: развивать общую, ручную, артикуляторную моторику; закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания; совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти; совершенствовать навыки связной речи детей; продолжать развивать диалогическую форму речи [1]. А также сформулированы коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь; воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру.
Представим некоторые логопедические игры, которые были использованы в ходе основного этапа данного логопедического занятия.
Игра «Купи»
Цель: формировать кинестетическую и кинетическую основу движений: развивать артикуляторную моторику.
Логопед: Посмотрите, что у Бабы-Яги в руках? (картинка с улыбкой). Порадуем Бабу-ягу, и разбудим игрушки специальным словом. Это слово все дети говорят маме в магазине игрушек. Какое это слово?
Дети: Купи
Логопед: Давайте, посмотримся в мое волшебное зеркало, и произнесем еще раз это слово. Хорошо вытянем губки, скажем ку (логопед показывает картинку с артикуляционным упражнением «Трубочка»), хорошо потянем губки, скажем пи (логопед показывает картинку с артикуляционным упражнением «Улыбочка»). И еще раз: купи, купи.
Игра «Купи мне мама кубики…»
Цель: формировать кинестетическую и кинетическую основу движений: развивать ручную моторику.
Логопед: Ребята, расскажем стихотворение, а руками и пальчиками будем показывать слова (логопед следит за тем, чтобы при проговаривании стихотворения дети активно артикулировали губами).
Купи мне мама кубики, И домики купи, И кубики, и домики, И домики, и кубики, Купи, купи, купи. | Дети произносят стихотворение и соединяют большой палец с остальными |
Игра «Наведи порядок»
Цель: уточнить предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря по теме «Игрушки».
Логопед: Ребята, все игрушки перепутались. Посмотрите на рисунок от Бабы-Яги. Что нам нужно сделать? (навести порядок). В этой коробочке для игрушек живут только игрушечные машины. Подумайте, в какие коробочки попадут остальные игрушки? (коробочки, обозначенные рисунками: игрушечные растения: овощи, фрукты, цветы, деревья; машины; люди; куклы; животные; здания; ракушки и камни)
Дети классифицируют игрушки по коробкам.
Логопед: Как называется эта игрушка? (Это игрушечная морковь) Какая это игрушка? (красивая, яркая) Что можно с ней делать? (её можно сажать, её можно скушать понарошку). Как можно назвать все предметы в этой коробочке, одним словом?
Игра «Живые предложения»
Цель: развивать умение правильно строить простые распространённые предложения.
Логопед подбирает для каждого слова в предложении картинку. Дети получают по одной картинке, называют её и составляют повелительное предложение. Логопед просит одного из детей выполнить это.
Например: Слова-картинки: подними, фотография ребенка, машинку, красную; покорми, фотография ребенка, куклу, красивую; обними, фотография ребенка, мягкого, медвежонка; фотография ребенка, погладь, доброго, щенка. Предложения, которые составляют дети: Саша подними красную машинку. Саша покорми красивую куклу. Саша обними мягкого медвежонка. Саша погладь доброго щенка.
Игра «Баба-Яга играет» (динамическая пауза)
Цель: формировать кинестетическую и кинетическую основу движений: развивать общую моторику
Логопед: (берет Бабу-ягу) Ребята, посмотрите, Баба-яга всех зовет поиграть.
Мне нравятся птички и рыбки, | Дети машут руками, делают волны руками |
Веселая песенка ручейка, | Делают 2 круга руками |
И я не могу без улыбки | Качают головой влево и вправо |
Смотреть на полет мотылька. | Часто моргают глазами |
Над крышей у старой избушки | Делают круг руками |
Струится дымок голубой. | Делают круг руками |
Ко мне, как живые игрушки, | Сжимают и разжимают кулачки |
Приходят зверушки толпой. | Шагают на месте |
Игра «Страна игрушек»
Цель: совершенствовать процессы слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти.
Логопед: Ребята, что можно сделать для игрушек в песочницах?
Дети: Магазин игрушек. Комнату игрушек и т.д.
Логопед: Замечательно придумали ребята! А давайте построим страну игрушек. Для этого вам нужно очень внимательно меня слушать, смотреть и запоминать. Ну, что начнем? (каждый ребёнок в своей песочнице создает страну игрушек под диктовку логопеда. У каждого ребёнка своя отдельная песочница, свой набор игрушек. У всех детей одинаковый набор игрушек.)
В стране игрушек протекала глубокая река (дети раздвигают песок, появляется речка), с высокими берегами (поправляют берега реки), в речке было много ракушек и камней (дети кладут ракушки и камешки в речку), на одном из берегов стоял игрушечный дом (дети выбирают игрушечный домик и ставят в песочницу), а на другом рос лес (дети сажают лес), рядом с домом был игрушечный огород, в нем росли баклажаны, морковь, капуста, лук (дети сажают баклажаны, морковку, капусту, лук), в лесу жили дикие животные: лиса, белка, медведь (дети ставят в лес игрушки лисы, белки, медведя), а в игрушечном доме жили разные куколки (дети берут кукол и ставят их рядом с домом).
Игра «Волшебный ветерок»
Цель: закреплять диафрагмальный тип физиологического дыхания.
Логопед: Ребята, а что нужно сделать, чтобы наша страна игрушек ожила? Давайте, спросим у Бабы-Яги? (картинка ветерок)
Дети: Нужно подуть волшебным ветерком!
Логопед демонстрирует правильное выполнение дыхательной гимнастики в положении сидя. (В положении лежа упражнение закреплялось ранее).
«Ветерок»
Ребенок, находящийся в положении сидя, кладет ладонь на область диафрагмы.
Взрослый произносит:
Прилетел ветерок, сел, потрогал за живот. | |
То животик поднимается (вдох), | (следим за тем, чтобы вдох осуществлялся через нос и за тем, чтобы живот ребенка поднимался при вдохе) |
То животик опускается (выдох). | (следим за тем, чтобы выдох осуществлялся через рот и за тем, чтобы живот ребенка опускался при выдохе) |
Игра «Волшебная страна оживает»
Цель: совершенствовать навыки связной речи детей.
Логопед: (управляет Бабой-Ягой) Ребята, а теперь давайте представим с вами, как могло бы пройти путешествие ваших героев? Я даю вам лодочки. А вам нужно придумать, куда поплывут ваши герои? Что они будут там делать? Как вернутся домой?
(Логопед дает время детям для того, чтобы составить рассказ. За это время логопед подходит по очереди к каждому ребенку и предлагает опору для рассказа)
1 ребенок: ребёнок рассказывает историю на ухо логопеду.
2 ребенок: рассказывает историю с помощью последовательных картинок, выкладывает каждую картинку на соответствующее место в песочнице.
3 ребенок: Логопед читает начало рассказа, ребенок сначала придумывает окончание предложений, а затем самостоятельно придумывает окончание рассказа.
Мама, папа, сын и дочка сели в лодочку. Они долго плыли в лодочке по красивой реке. Мама, папа, сын и дочка приплыли... (к другому берегу) Вышли из… (лодочки), погуляли по… (лесу). А потом… (Сели в лодочку и приплыли обратно в свой дом. Маме, папе, сыну и дочке понравилось гулять в лесу.)
4 ребенок: рассказывает историю с помощью алгоритма рассказа.
Игра «Волшебное слово»
Цель: продолжать развивать диалогическую форму речи.
Логопед: Ребята, я слышу, что игрушки и Баба-Яга говорят вам спасибо, за такую отличную прогулку в лесу. Давайте попросим наших марионеток сказать волшебное слово – пожалуйста. Но, сначала, познакомимся.
Логопед: (управляет куклой-марионеткой) Я кукла Наташа. Я добрая, веселая, заботливая. Я люблю играть с другими куклами. (кукла логопеда спрашивает у куклы ребёнка) Как тебя зовут? Расскажи о себе.
Дети: Меня зовут кукла Маша. Я красивая, добрая, умная. Я люблю ходить в детский сад. (каждый ребенок рассказывает о своей кукле, и по возможности, задает вопросы другим куклам)
Логопед: Ребята, вот и пришло время сказать игрушкам из песочницы волшебное слово: «Пожалуйста».
Дети: (все вместе) Пожалуйста.
Список литературы
- Баряева Л. Б., Волосовец Т. В., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / под. ред. Л. В. Лопатиной – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб: Речь, 2010.
- Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: Учебно-методическое пособие / под. ред. Л. Б. Баряевой – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дидактических игр и мнемотаблиц в работе по развитию связной речи у детей в условиях детского сада».
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Глав...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами пальчикового театра
В современной логопедии остро встает вопрос о недостатках связного высказывания детей с общим недоразвитием речи. Увеличение телевизио...
Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...
статья "Метод наглядного моделирования как один из эффективных приемов развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"
Одна из основных задач дошкольного учреждения – обучение детей связной речи, т. е. умению четко, последовательно излагать свои мысли. Для облегчения процесса становления связной речи ...
Советы родителям по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
В статье даны рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста по развитию связной речи....
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ» для детей старшей группы детского сада
Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы дружим с музыкой", позволяет выявить у детей данного возраста уровень развития у них музыкальных...