Главные вкладки

    Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
    статья на тему

    Салтанова Людмила Генриевна

    Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средней школы) и позволяет: развить познавательную активность ребёнка, обогатить словарь, усвоить лексико-грамматические категории, корригировать психические процессы, развить монологическую и диалогическую речь, корригировать моторные функции, развить творческие способности.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimosvyaz_logopeda_i_defektologa_v_korrektsionno.docx17.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ДЕФЕКТОЛОГА КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

    Актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведённым исследованием. На базе ГБУ СО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» было проведено обследование детей 2-3 лет по методике Е. А. Стребелевой.

     По результатам обследования выяснилось, что 87 % детей раннего возраста имеют речевые нарушения различной степени выраженности, 40% детей из числа обследованных - с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня развития. 58% детей имеют заключение невролога: «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР).

    Как правило, это не говорящие дети. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов. Данное нарушение часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2, 5-3 года.

    Пластичность активно формирующегося мозга двух-трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Такие дети должны получают дефектологическую и логопедическую помощь с 2, 5 – 3 летнего возраста в условиях ГБУ СО «Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» или в коррекционных группах СКОУ.  

    Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов. Прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребёнка, хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая пространственная ориентировка. Важную роль играют эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха.

    С целью повышения эффективности работы по развитию высших психических функций и развитию всех сторон речи детей с особыми образовательными возможностями мы предлагаем комплекс мероприятий, способствующих формированию базовых психических функций  и  развитию речи.

    Сочетание лексического материала с заданиями по развитию высших психических функций тематически, создаёт наиболее благоприятные условия для выполнения двойной задачи -  накопление словарного запаса  и развитие восприятия, словесно-логического мышления, внимания, развитие познавательной активности.

     Коррекционно-развивающая работа включает в себя четыре раздела: лексико-грамматические категории, связная речь, развитие психических функций, развитие мелкой и общей моторики (предлагаются варианты пальчиковой гимнастики, динамические паузы), в которых отражена тесная взаимосвязь логопеда и педагога-дефектолога.

    В каждом разделе определены основные задачи коррекционного обучения. Основной содержательный материал- развивающие игры и упражнения. Через них пробуждается познавательный интерес, происходит развитие мышления, памяти, внимания, речи.

    Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средней школы) и позволяет: развить познавательную активность ребёнка, обогатить словарь, усвоить лексико-грамматические категории, корригировать психические процессы, развить монологическую и диалогическую речь, корригировать моторные функции, развить творческие способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

    Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

    План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

    Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время  её актуальность о...

    Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....