Адаптация первоклассников к школьному обучению
статья на тему

Куандыкова Рысты Шайхуловна

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима школы-интернат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1klass_adaptatsiya.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ адаптации первоклассников к школьному обучению

   Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Нарушение процесса адаптации сказываются на становлении ученика как субъекта учебной деятельности.

2

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима школы-интернат.

3

Дети с ОВЗ прибывшие  в Нововаршавскую школу – интернат  ещё сталкиваются с такими трудностями  как расставание с родителями и близкими родственниками на время учёбы (родители могут забирать ребёнка домой на выходные дни и на каникулы). Педагоги на  время учёбы заменяют детям   родителей и помогают им адаптироваться к школьным условиям.

4

   С помощью воспитателей  дети учатся самостоятельно соблюдать правила личной гигиены, содержать в порядке свои вещи и обувь, заправлять постель, выполнять гигиенические и водные процедуры, организовывать прогулки  и.т.д. В школе  имеется всё необходимое для занятий  спортом и занятий по интересам.

5

Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

6

Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

7.

   Одна группа детей   такие, как Очилов Артур, Агафуров Камиль, Стонога Олег,      адаптировалась к школе в течение месяца обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно  выполнять  требования правил поведения

    Вторая группа – учащиеся у которых адаптационный период продолжается:   Матюшенко Оля, Коновалова Катя, Агапов Сережа, Агапов Аркадий, Цехмейстер Эдгард. Эти дети имеют более длительный период адаптации. Время несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: они не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками. положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, Как правило, эти дети испытывают некоторые трудности в усвоении учебной программы.  

Третья группа - Калькуев Ваня, Шпнева Варя, Агапова Аня отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье;  каждый понедельник плач, крик, доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; при выполнении учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, им необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

8.

Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:

- режимные трудности;

- коммуникативные трудности;

- проблема взаимоотношения с учителем;

- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.

9.

Мы сегодня будем рассматривать технологию организации образовательного процесса, когда в одном классе реализуются два варианта адаптированной основной общеобразовательной программы. Решением школьного ПМПк от 30 сентября 2016 г,  4 ученика Агапов Аркадий, Агапова Аня, Калькуев Ваня, и Цехмейстер Эдгард  обучаются по программе  АООП 1 -1 класс, 2 вариант. Эти дети не говорящие , имеют множественные нарушения в развитии.  Мы  столкнулись с такой проблемой, как обучать в одном классе детей с разной степенью умственной отсталости не нарушая закон об образовании и ФГОС О УО, в части создания специальных условий и обеспечения равных возможностей получения качественного образования разных категорий обучающихся.

19.12.2014 года приказом №1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН). И с 1 сентября 2016 года он вступает в силу.

Организация первого дополнительного класса (1 I) направлена на решение диагностико-пропедевтических задач: 1. сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП; 2. сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время; 3. обогатить знания обучающихся о социальном и природном мире, опыт в доступных видах детской деятельности (рисование, лепка, апплика¬ция, ручной труд, игра и др.).

Продолжительность образования. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по адаптированной основной общеобразовательной программе происходит в течение 12 лет, как правило, в возрастной период от 7 до 18 лет. Процесс образования может происходить, как в классах с 1 по 10 , так и в близковозрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода обучающегося из класса в класс является его возраст. Следует учитывать и потребности в пролонгированном обучении, выходящим за рамки школьного возраста.

10

Учебный год разбит на 6 периодов обучения («триместры» с учетом дополнительных каникул в середине каждого триместра). 1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов. 2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки. 3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре проводится ежедневно  по три урока по 35 минут каждый, со второй четверти - 4 урока по 35 минут, С третьей четверти – 4 урока по 45 минут. Остальное учебное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, подвижными играми на свежем воздухе, развивающими играми и другими нетрадиционными формами работы с обучающимися. 4. Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения.

11

10  учащихся  определены в логопедическую группу из них 4  ребенка имеют ярко выраженные логопедические нарушения и 4  не говорящих, которые обучаются  вербальным  и не вербальным средствам коммуникации.  Все ребята класса прошли психолого-педагогическое обследование

В целом, у учеников преобладает положительное отношение к школе, учителю, обучению;

Позиция школьника у большинства учеников сформирована, что так же говорит о положительной динамике в процессе адаптации;

Так как учебная деятельность является совсем новой для первоклассников им, естественно, хочется больше играть, нежели усердно заниматься на уроках;

Главными затруднениями в процессе адаптации к школьной жизни у первоклассников вызывало взаимоотношение со сверстниками;

Из-за высокой двигательной активности и физической утомляемости существуют некоторые проблемы в усвоении учебной программы, а именно из-за недостаточной концентрированности внимания.

Обстановка в классном коллективе, в целом, не плохая, но ее все же нельзя назвать стабильной. Социальный статус трех учеников очень низок, но сами они оценивают себя крайне позитивно.

Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителей,  социального педагога,  психолога,  нашей тройки воспитателей к концу года реакция этих детей  к школьным требованиям становится    положительной адекватной.