Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".
статья на тему

Базыр – Тара Алевтина Шагдыровна

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.

Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.

Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих детей от трех до семи лет.

Как обследуется слух?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.

  1. Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.

Чтобы говорить о детях с отклонениями в развитии слуха и речи, нужно знать, что содержит в себе понятие «отклонения». Итак, ребенок с «отклонениями» в речи – это ребенок с общим недоразвитием речи, но с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Имеет отклонения: скудный запас слов, речь с аграмматизмами -  нет связи между словами, например, «с мама»,  «много окнов», имеются дефекты произношения, не говорит или говорит неправильно ряд звуков «тотик» - цветочек, «уал» - уехал, слабое фонемообразование («изьехал» - уехал).

Дети с отклонениями в развитии слуха – это глухие и тугоухие (слабослышащие)  дети.  «Глухотой» обозначают такое понижение слуха, которое препятствует речевому  общению, но при этом возможно выявление остатков слуха, позволяющее воспринимать неречевые звуки или отдельные звуки речи…»

«Тугоухостью» называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при создании определенных условий».

Все нарушения слуха делятся на кондуктивные, нейросенсорные и смешанные. В зависимости от того, какой отдел органа слуха пострадал, возникает та или иная тугоухость. Например, поражен звукопроводящий отдел (наружное ухо, среднее ухо), может возникнуть кондуктивная тугоухость (поражение слуха – периферическое) или пострадал звуковоспринимающий аппарат (внутреннее ухо, проводящие пути, корковый центр) – возникает нейросенсорная тугоухость (поражение слуха – центральное). При поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов одновременно появляется смешанная форма тугоухости. Обычно при периферическом поражении возникает тугоухость, при центральном – глухота.

Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих детей от трех до семи лет

Уровень развития речи необученного глухого ребенка до трех лет однообразный лепет, голос, отдельные звуки. Необученные  глухие дети в большинства случаев  … имеют звонкие, чистые голоса, звонкий смех, естественный плач …, большое многообразие голосовых реакций (не отнесенный лепет; лепет, не имеющий смыслового значения и не относящийся к каким – либо объектам, действиям или качествам объектов или действий; голос, гуление, кряхтение, чмоканье, мычание, артикулирование  без голоса  (Рау Ф.Ф.  «Методика обучения глухих устной речи» М. «Просвящение», 1976).

Из-за отсутствия слуха с возрастом количество голосовых реакций сокращается, они становятся однообразными, а у некоторых детей совсем пропадают. Словесная речь не появляется, если с ребенком не проводятся специальные занятия. Многие дети смотрят на губы говорящих людей, пытаются подражать артикуляции говорящего.

В раннем периоде у слабослышащих детей с ярко выраженной тугоухостью (если они не обучены), развитие речи совпадают с развитием речи у глухих дошкольников. До трех лет у них набюдается такое же большое многообразие голосовых реакций, как и у глухих детей. В редких случаях у слабослышащего ребенка до трех лет появляется соотнесенный лепет – осмысленное обозначение предметов, действий с помощью одних и тех же звукосочетаний (например, кошка – бр, бр, иди – ди – ди и т.д.).

В возрасте четырех-пяти лет наблюдается существенное различие глухих и некоторых слабослышащих детей по уровню развития речи: речь слабослышащих детей – отдельные слова, простые фразы с большими грамматическими и фонетическими погрешностями. Но образную речь эти дети уже понимают.

Часть слабослышащих детей до семи лет имеет уровень развития устной речи такой же как и глухие. Обращенную речь эти дети не понимают, и не пользуются своим слухом, но угасания в лепете у них с возрастом не наблюдается.

В речи слабослышащего ребенка часто встречаются неточности в произношении всех звуков, и это объясняется очень малой речевой практикой, очень незначительным опытом пользования речью»  (Боскис,

с. 88).

Как обследуется слух?

От двух до пяти лет проводят исследование речью, игровую и речевую аудиометрию на голое ухо, импедансометрию, а также объективную аудиометрию.

От  пяти до семи лет игровую аудиометрию заменяют тональной и речевой аудиометрией в наушниках.

Для определения состояния слуха было выдвинуто несколько классификаций тугоухости по степени понижения слуха как у нас в стране, так и за рубежом.  (Г.В. Ковтун,  Б.С. Преображенский,  Л.В. Нейман и другие 1977 г.)

Все предложенные классификации учитывали степень тугоухости, характер понижения слуха, локализацию поражения слуха, состояние развития речи.

В сурдологической и педагогической практике России широко применятся классификация нарушений слуха у детей, разработанная Л.В. Нейманом  (1960). В зависимости от величин потери слуха различают три степени тугоухости в речевом диапазоне частот – от 500 гц  до 2000 гц:

1 степень – до 50 дб;  2 степень – от 51 дб  до 70 дб;  3 степень – от 71 – 80 (85) дБ;  4 степень – 90 дб и более  (граница между тугоухостью и глухотой). В настоящее время используется международная классификация тугоухости.

          Нейман выделяет четыре группы глухих в зависимости от диапазона воспринимаемых с помощью слуха частот слухового поля при потере слуха более 80 дБ.

          Первая группа глухих воспринимает самые низкие частоты — 125-250 Гц. Эти дети не различают каких-либо звуков речи, реагируют только на громкий голос у уха, воспринимают некоторые интенсивные звуки на близком расстоянии.         Вторая группа воспринимает частоты 125-250-500 Гц. Дети этой группы не только реагируют на громкий голос у уха, но и различают гласные о, у, обладающие низкими формантами, воспринимают интенсивные неречевые звуки окружающего мира на близком расстоянии.

      Третья группа воспринимает низкие и средние частоты — 125-250-500-1000 Гц. Дети этой группы реагируют на голос разговорной громкости, различают 3-4 гласных, многие из них около уха различают некоторые знакомые слова.

      Четвертая группа — диапазон воспринимаемых частот от 125 до 2000 Гц. Большинство детей слышат голос разговорной громкости около уха и на небольшом расстоянии, различают почти все гласные, некоторые согласные, отдельные знакомые слова и фразы. Глухие дети третьей и четвертой групп имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по частотной характеристике звуки на довольно близком расстоянии.

       Таким образом, расширение объема воспринимаемых частот у глухих увеличивает способность восприятия голоса, различения звуков речи и неречевых звуков окружающего мира. Выделяя разные группы глухоты, Л.В. Нейман определяет возможности использования и развития остаточного слуха глухих со звукоусиливающей аппаратурой в условиях систематического применения слуховых упражнений на уроках и во внеурочное время.

             У слабослышащих затруднения в самостоятельном овладении речью могут возникать уже при понижении слуха на 15-20 дБ. Эту степень потери слуха Л.В. Нейман предлагает принять в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между тугоухостью и глухотой лежит на уровне более 80 дБ.

          Классификация нарушений слуха, созданная Л.В. Нейманом, способствует научному обоснованию психолого-педагогической классификации детей с недостатками слуха для осуществления их дифференцированного специального обучения и воспитания;  рациональной организации работы по развитию слухового восприятия учащихся с использованием звукоусиливающей аппаратуры в специальных коррекционных образовательных учреждениях I и II вида и обоснованному отбору детей в соответствующие образовательные учреждения.

         В медицинской практике  сурдологи  при диагностике состояния слуха учащихся ранее опирались чаще всего на классификации врачей (Б.С. Преображенский (1933), Г.В. Ковтун (1967). Г.В. Ковтун выделяет три степени тугоухости и глухоты. Б.С. Преображенский в зависимости от восприятия речи на слух (разговорной и шепотной) определяет уровень ее восприятия, исчисляемый в метрах. Выделяются четыре степени тугоухости: легкое снижение слуха, умеренное, значительное и тяжелое.

Классификация нарушений слуха Б.С. Преображенского

Степени тугоухости

Расстояние восприятия речи, м

Школа и средства помощи

Разговорная

Шепот

I — легкая

Более 6

От 3 до 6

Нормальная школа.

На учете у школьного врача

II — умеренная

От 4 до 6

От1 доЗ

Нормальная школа. Парта в зависимости от состояния слуха

III — значительная

От 2 до 4

От 0 до 1

Нормальная школа. Обучение чтению с губ; первая парта, слуховой аппарат

IV — тяжелая

Менее 2

От 0 до 0,5

Школа или класс для слабослышащих. Слуховой аппарат. Микрофон. Обучение чтению с губ

              Классификация Б.С. Преображенского имеет практическое значение, так как в ней определены параметры восприятия на слух шепотной и разговорной речи, исчисляемые в метрах. Классификация позволяет без специальной аппаратуры определить состояние слуха ребенка для речевого общения.

        В конце 70-х гг. Международная конференция врачей-сурдологов, аудиологов в Париже приняла следующую медицинскую классификацию нарушений слуха:

Степень понижения слуха

Тональные пороги, дБ

I

26-40

II

41-55

III

56-70

IV

71-90

Глухота определяется при пороге более 90 дБ

          Научный центр аудиологии и слухопротезирования Минздрава РФ рекомендовал данную классификацию для практического применения в медицинских учреждениях в нашей стране. Распространение медицинской международной классификации нарушений слуха у детей с выделением четырех степеней тугоухости и определением глухоты с потерей слуха более 90 дБ объясняется новыми тенденциями в развитии и использовании слухового восприятия детей с первого года жизни. Ранняя диагностика создает возможности для слухопротезирования с использованием в общении современных индивидуальных звукоусиливающих аппаратов. Подтверждается необходимость единой оценки результатов разных методик диагностики состояния слуха и особенностей психоречевого развития ребенка. Раннее психолого-педагогическое и медицинское обследование, целенаправленное коррекционное обучение создают условия для овладения устной речью детьми с нарушением слуха IV степени тугоухости (71-90 дБ) в соответствии с возрастными особенностями. В процессе раннего коррекционного обучения в дошкольном возрасте такой ребенок может быть подготовлен к обучению в специальной коррекционной школе слабослышащих или даже в нормальной школе для слышащих детей в соответствии с уровнем его психоречевого развития.

          Признавая важность медицинских классификаций для диагностики состояния слуха учащихся, сурдопедагоги утверждают необходимость использования медико-психолого-педагогических классификаций Л.В. Неймана, Р.М. Боскис, дающих наиболее полное представление о состоянии и взаимосвязи слуха и речи учащихся. При определении образовательного учреждения следует не только учитывать уровень сохранности слуха, но и возможности его использования в образовательном и воспитательном процессах, состояние интеллекта и владение школьником устной речью, ее восприятием и воспроизведением, время потери слуха. Учитывается и уровень готовности ребенка к обучению по избираемой программе, состояние его здоровья и др.

        Изучение состояния слуховой функции воспитанников группы на основе анализа тональной аудиограммы и с помощью речи (разговорной, шепотной) необходимо для воспитателя-сурдопедагога. Исследование остаточного слуха помогает воспитателю определить возможные способы восприятия речи школьником, состояние речи, произносительных навыков, его активность в речевом общении, необходимость использования слухового аппарата.

      Понимание особенностей состояния слуха и речи каждого школьника позволяет воспитателю осуществлять коррекционную работу по развитию слухового восприятия детей с использованием звукоусиливающей аппаратуры во внеурочное время.

      По данным Л.В. Неймана,   у учащихся с одинаковым состоянием слуха, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются значительные различия в восприятии речи. Выявляется и зависимость восприятия речи,  как от состояния слуха, так и от опыта речевого общения. Чем лучше воспринимается слухозрительно речь,   ее элементы, тем больше увеличивается расстояние для различения речевой информации

  Литература:    Сурдопегагогика  под редакцией профессора Е.Г. Речицкой Москва,  «Владос»  -  2004   Л.П. Назарова  «Методика развития у детей с нарушеиями слуха», Москва,  «Владос»  -  2001


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.

Слайд 2

Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха. Чтобы говорить о детях с отклонениями в развитии слуха и речи, нужно знать, что содержит в себе понятие «отклонения». Итак, ребенок с «отклонениями» в речи – это ребенок с общим недоразвитием речи, но с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Имеет отклонения: скудный запас слов, речь с аграмматизмами - нет связи между словами, например, «с мама», «много окнов », имеются дефекты произношения, не говорит или говорит неправильно ряд звуков « тотик » - цветочек, « уал » - уехал, слабое фонемообразование (« изьехал » - уехал).

Слайд 3

Дети с отклонениями в развитии слуха – это глухие и тугоухие (слабослышащие) дети. «Глухотой» обозначают такое понижение слуха, которое препятствует речевому общению, но при этом возможно выявление остатков слуха, позволяющее воспринимать неречевые звуки или отдельные звуки речи…» «Тугоухостью» называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при создании определенных условий».

Слайд 4

Все нарушения слуха делятся на кондуктивные , нейросенсорные и смешанные. В зависимости от того, какой отдел органа слуха пострадал, возникает та или иная тугоухость. Например, поражен звукопроводящий отдел (наружное ухо, среднее ухо), может возникнуть кондуктивная тугоухость (поражение слуха – периферическое) или пострадал звуковоспринимающий аппарат (внутреннее ухо, проводящие пути, корковый центр) – возникает нейросенсорная тугоухость (поражение слуха – центральное). При поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов одновременно появляется смешанная форма тугоухости. Обычно при периферическом поражении возникает тугоухость, при центральном – глухота.

Слайд 5

Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих детей от трех до семи лет Уровень развития речи необученного глухого ребенка до трех лет однообразный лепет, голос, отдельные звуки. Необученные глухие дети в большинства случаев … имеют звонкие, чистые голоса, звонкий смех, естественный плач …, большое многообразие голосовых реакций (не отнесенный лепет; лепет, не имеющий смыслового значения и не относящийся к каким – либо объектам, действиям или качествам объектов или действий; голос, гуление , кряхтение, чмоканье, мычание, артикулирование без голоса ( Рау Ф.Ф. «Методика обучения глухих устной речи» М. « Просвящение », 1976).

Слайд 6

В раннем периоде у слабослышащих детей с ярко выраженной тугоухостью (если они не обучены), развитие речи совпадают с развитием речи у глухих дошкольников. До трех лет у них набюдается такое же большое многообразие голосовых реакций, как и у глухих детей. В редких случаях у слабослышащего ребенка до трех лет появляется соотнесенный лепет – осмысленное обозначение предметов, действий с помощью одних и тех же звукосочетаний (например, кошка – бр , бр , иди – ди – ди и т.д.).

Слайд 7

В возрасте четырех-пяти лет наблюдается существенное различие глухих и некоторых слабослышащих детей по уровню развития речи: речь слабослышащих детей – отдельные слова, простые фразы с большими грамматическими и фонетическими погрешностями. Но образную речь эти дети уже понимают. Часть слабослышащих детей до семи лет имеет уровень развития устной речи такой же как и глухие. Обращенную речь эти дети не понимают, и не пользуются своим слухом, но угасания в лепете у них с возрастом не наблюдается. В речи слабослышащего ребенка часто встречаются неточности в произношении всех звуков, и это объясняется очень малой речевой практикой, очень незначительным опытом пользования речью» ( Боскис , с. 88).

Слайд 8

Классификация нарушений слуха Б.С. Преображенского Степени тугоухости Расстояние восприятия речи, м Школа и средства помощи Разговорная Шепот I — легкая Более 6 От 3 до 6 Нормальная школа. На учете у школьного врача II — умеренная От 4 до 6 От1 доЗ Нормальная школа. Парта в зависимости от состояния слуха III — значительная От 2 до 4 От 0 до 1 Нормальная школа. Обучение чтению с губ; первая парта, слуховой аппарат IV — тяжелая Менее 2 От 0 до 0,5 Школа или класс для слабослышащих. Слуховой аппарат. Микрофон. Обучение чтению с губ

Слайд 9

В конце 70-х гг. Международная конференция врачей-сурдологов , аудиологов в Париже приняла следующую медицинскую классификацию нарушений слуха: Степень понижения слуха Тональные пороги, дБ I 26-40 II 41-55 III 56-70 IV 71-90 Глухота определяется при пороге более 90 дБ

Слайд 10

Признавая важность медицинских классификаций для диагностики состояния слуха учащихся, сурдопедагоги утверждают необходимость использования медико-психолого-педагогических классификаций Л.В. Неймана, Р.М. Боскис , дающих наиболее полное представление о состоянии и взаимосвязи слуха и речи учащихся. При определении образовательного учреждения следует не только учитывать уровень сохранности слуха, но и возможности его использования в образовательном и воспитательном процессах, состояние интеллекта и владение школьником устной речью, ее восприятием и воспроизведением, время потери слуха. Учитывается и уровень готовности ребенка к обучению по избираемой программе, состояние его здоровья и др.

Слайд 11

По данным Л.В. Неймана, у учащихся с одинаковым состоянием слуха, но с разным уровнем речевого развития наблюдаются значительные различия в восприятии речи. Выявляется и зависимость восприятия речи, как от состояния слуха, так и от опыта речевого общения. Чем лучше воспринимается слухозрительно речь, ее элементы, тем больше увеличивается расстояние для различения речевой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады....

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

МОДУЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мероприятия, направленные на формирование социального развития детей, имеющих нарушения слуха....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Доклад на тему: «Формирование ключевых компетентностей у детей с нарушениями слуха во внеурочное время с применением игровых технологий».

Доклад посвящен актуальной теме в работе с неслышащими учащимися. Формированию ключевых компетентностей во внеурочное время с применением игровых технологий....

Педагогический проект: «Активизация познавательной деятельности и речевого общения детей с нарушением слуха на уроках биологии и природоведения»

Актуальность данного педагогического проекта объясняется следующими обстоятельствами:Активизация познавательной активности обучающихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.  Проблем...