"Упражнения на развитие мимической мускулатуры у детей-дизартриков"
консультация на тему

Прокофьева Елена Витальевна

Буклет - раздатка может быть полезен как родителям, так и воспитателям, учителям, работающими с детьми с дизартрией. В нём приведены конкретные примеры упражнений на укрепление мышц щёк, языка и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdatka_-_upr._pri_dizartrii.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица.

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

“Солнечный зайчик”

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

“Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

“Бабочка”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

“Качели”

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка,   садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

Подготовила:

Прокофьева Е.В.

Упражнения на развитие мимической мускулатуры

  1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
  2. Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании – глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщинки.
  3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
  4. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
  5. Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.
  6. Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.
  7. Одновременное поднимание обоих углов рта.
  8. Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта: а) с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека); б) без закрывания глаз, с минимальным подниманием щеки.
  9. Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание через нос.
  10. Зубы и губы сомкнуты. Поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание через нос.
  11. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.
  12. Надувание обеих щек одновременно.
  13. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  14. Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед.
  15. Попеременное надувание и втягивание щек.
  16. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.
  17. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.
  18. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы.
  19. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
  20. Вибрация губ (фырканье лошади).

Примерный комплекс упражнений на укрепление мышц щёк и языка при лёгкой форме дизартрии.

 «Толстые помидорки-худенькие огурчики» Надувание обеих щёк одновременно, затем втянуть щёки в ротовую полость при отпущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

«Перегони воздух из щеки в щеки». Набрать воздух в одну щёку, затем «перекатить» его в другую. Имитация полоскания рта.

«Лягушка - слоник». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы-удерживать под счёт «раз - два». «Три -четыре» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд «трубочкой».

«Окошко». На счёт «раз» - широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» - закрыть рот (окошко закрыто).

«Лопатка - иголка». Улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счёт «два» высунуть язык наружу острым, как иголка.

«Часики». Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть неподвижна.

«Качели». Улыбнуться, рот широко открыть. На счёт «раз -два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна.

«Белый и чёрный конь». Пощёлкать языком, как цокает лошадка. Рот при каждом щелчке меняет положение губ. «Белый конь» - губы в улыбке так, чтобы были видны зубы, «Чёрный конь» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

«Свист». Ребёнку предлагается посвистеть, вытянув губы «трубочкой».

«Сосание из бутылочки». Ребёнку предлагается вытянуть губы трубочкой и выполнить движения губами, имитирующие сосание из бутылочки.

«Поцелуй маму». Ребёнок вытягивает губы трубочкой и имитирует поцелуй.

 «Свинка». Ребёнку предлагается «почавкать» как поросёнку, втягивая слегка щёки и причмокивая губами, издавая чавкающие звуки.

«Слон». Губы сомкнуть и с напряжением вытянуть вперёд «трубочкой». Удерживать по счёт от 1 до 5.

«Бочка». Рот закрыт. Языком с напряжением попеременно «поглаживать» то одну, то другую щёку с внутренней стороны.  

 «Змея». Ребёнок открывает рот, на счёт раз - высовывает узкий язык вперёд, на два – убирает язык в рот, не закрывая рта.

«Иголочка». Рот широко открыт. Высунуть узкий язык и удерживать его под счёт от 1 до 5.