Проект "Сочиняй-ка"
проект на тему

Ермакова Светлана Леонидовна

Важным условием успешного обучения в школе является развитие связной речи ребёнка. Дошкольнику бывает трудно выразить свои мысли. Благодаря методу «рисуночного письма», который я применяю в своей работе, ребёнок научиться запоминать, последовательно рассказывать и самостоятельно придумывать не только короткие рассказы, но и достаточно длинные тексты. К тому же это поможет пробудить интерес к литературе, увлечь прочтение других сказок и обогатит его словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sochinyay-ka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Сочиняйка»

Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

Тема: Развитие творческого рассказывания

У детей с ОНР отмечается отсутствие в самостоятельности составления рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико – грамматическом структурировании высказывания, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов, длительные паузы, на границах фраз или их частей (не несущие смысловые нагрузки). Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.

Актуальность и значимость проекта: Важным условием успешного обучения в школе является развитие связной речи ребёнка. Дошкольнику бывает трудно выразить свои мысли. Благодаря методу «рисуночного письма», который я применяю в своей работе, ребёнок научиться запоминать, последовательно рассказывать и самостоятельно придумывать не только короткие рассказы, но и достаточно длинные тексты. К тому же это поможет пробудить интерес к литературе, увлечь прочтение других сказок и обогатит его словарный запас.

Цель: Повысить  эффективность обучения дошкольников с ОНР связной монологической речи за счет использования мнемотаблицы, как графически зафиксированной программы рассказа, в процессе формирования у детей навыков планирования связных развернутых высказываний, что будет способствовать их успешному  обучению  в школе.

Задачи:

1. Развитие связной речи через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов с помощью моделирования.
2. Развитие памяти через рассказывание стихов с помощью приёмов мнемотехники. 

3. Совершенствовать: лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, развивать сотрудничество логопеда с детьми и друг с  другом.

5. Укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания  связные с речевой неполноценностью.

6. Вовлечь родителей в единое пространство «семья-детский сад».

Предмет исследования

 Процесс развития связной описательно – повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами мнемотехники.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7лет), учитель-логопед, родители, педагоги группы.

Продолжительность проекта– долгосрочный, с октября по май;

Ведущей формой работы являются занятия, которые проводятся в игровой форме.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать, как пользоваться схемой подсказкой.

Рассказы должны быть правильно структурно оформлены.

Каждый рассказ должен иметь заголовок, отражающий основную мысль рассказа.

В рассказе должны быть правильные, развернутые предложения, обязательно законченные.

Дети должны использовать прямую речь, много определений, различные глагольные формы.

Продукт речевой деятельности: оформление стенгазеты для родителей «Мои первые рассказы».

Участие рассказов детей во всероссийских творческих конкурсах.

Этапы реализации проекта

I этап–подготовительный поисково-теоретический

(сентябрь-октябрь 2014г.)

1.Осуществить теоретический анализ  литературы по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

2. Определить критерии и уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

3.Изучить методические разработки  по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

4. Провести  логопедический мониторинг сформированности связной речи.

5.Разработать перспективный план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием мнемотаблиц.

6. Выступление на родительском собрании с презентацией «Формирование связной речи»

II этап: основной практический

(октябрь 2014 – апрель 2015)

1.Разработать серию конспектов в соответствии с лексическими темами и перспективным планом работы.

2. Провести занятия в соответствии с перспективным планом.

3.Разработать  и провести информационные консультации для родителей и педагогов по данной проблеме.

4. Обогатить предметно-развивающую среду в логопедическом кабинете мнемотаблицами.

III этап: итоговый заключительно – обобщающий (май 2015)

1.Анализ коррекционно-педагогической работы за год.

2. Оформление результатов проекта за год.

3. Оформление стенгазаты «Мои первые рассказы»

Методы и приёмы: словесные (объяснение, беседа, вспомогательные вопросы, указания, подсказ нужных слов)

Наглядные (схемы-модели, показ, использование ИКТ (Презентации, анимации)

Опорные картинки, мнемотаблицы, карточки-символы, стилизованные изображения реальных предметов помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а так же слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.

Критерии и уровни  развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста

Показатель связности речи - использование языковых средств  связи.

Показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности.

Логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.

Показатели

развития

Высокий уровень

7-9 баллов

Средний уровень

4-6 баллов

Низкий уровень

1-3 балл

1.Составление описательных рассказов.

2. Пересказ литературного теста.

3. Сочинение рассказа по серии сюжетных картинок и схеме.

Пересказывает текст полно, самостоятельно, эмоционально, используя авторские средства выразительности. Самостоятельно составляет описательные рассказы по картинке и схеме. Соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.

При пересказе схематично передает сюжет рассказа, слабо используя средства выразительности. С длительными паузами, но самостоятельно придумывает описательные и сюжетный рассказы. В сюжетном рассказе может допускать логические ошибки, пользуется лишь отдельными средствами выразительности.

Затрудняется в самостоятельном пересказе, воспроизводит текст по вопросам взрослого. Описательные рассказы из 3-4 простых предложений. При составлении сюжетного рассказа затрудняется в установлении связей между элементам сюжета. Не использует средства выразительности.

План работы

Месяц, неделя

Содержание

Примечания

Октябрь

1-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Почему лук горький?»

Восстановление

деформированного текста

Октябрь

2-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Клю!Ква!»

Октябрь

3-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Ворона и зонтик»

Октябрь

4-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Петя-Петушок»

Ноябрь

1-я неделя

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Озорной котенок»

Ноябрь

2-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Почему у зайцев длинные ушки»

Подсказка в виде первой фразы

Ноябрь

3-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «История одного шкафа»

Ноябрь

4-я неделя

Пересказ рассказа «Как  медведь сам себя напугал»

Декабрь

1-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Веселый снеговик»

Опорные слова

Декабрь

2-я неделя

Составление рассказа по графическим картинам «Зимние забавы»

Декабрь

3-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Птичья елка»

Декабрь

4-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Пушок»

Январь

2-я неделя

Творческое рассказывание «Воспоминание о зимних каникулах»

Январь

2-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Мишины кроссовки»

Январь

2-я неделя

Творческое рассказывание «Птичка и кот»

Февраль

1-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Стожок»

Февраль

2-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план «Белый медвежонок»

Февраль

3-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно-графический план « Пес Полкан»

Февраль

4-я неделя

Пересказ рассказа «Вот так бабочка!»

Март

1-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Мишины кроссовки»

Март

2-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Неудачная рыбалка»

Март

3-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Воробушки»

Март

4-я неделя

Пересказ рассказа с опорой на картинно- графический план «Пёс Дружок»

Апрель

1-я неделя

Творческое рассказывание по серии по графических картинок «Вот так бабочка!»

Апрель

2-я неделя

Творческое рассказывание по серии графических картинок «Саша Забиякин»

Апрель

3-я неделя

Творческое рассказывание по серии графических картинок  «Машенька в деревне»

Апрель

4-я неделя

Творческое рассказывание по серии графических картинок  « Сочини свою сказку»

Список литературы.

1. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – М., 2004. –16 с.

2. Лукьянова Л.А., Пятница Т.В. Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи. Изд. «Белый ветер» 2010 г.

3. Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! Изд.Дом «Литера» СПб.2008 г.

4.  Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. (старшая и подготовительная группа) Учебно - методическое пособие.

Центр педагогического образования. М.2009 г.