Обучение письму в соответствии с правилами
статья на тему

Зиновьева Елена Николаевна
Проблема обучения грамотному письму особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, рече-двигательные и обще двигательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у отдельных учеников психофизическими нарушениями. Усвоение правила правописания — сложный психический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассо¬циаций орфографического рода. У детей с нормальным интеллек¬том сохранная познавательная деятельность и предшествующий речевой опыт способствуют формированию ряда грамматических обобщений до изучения грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2017_aprel.docx49.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ В СООТВЕТСТВИИ С ПРАВИЛАМИ

  Проблема обучения грамотному письму особенно остро возникает при переходе к письму по правилу, когда написание расходится с произношением. Фонетически правильное письмо опирается на слуховые, зрительные, пространственные, рече-двигательные и обще двигательные восприятия и представления при достаточно сохранном внимании. Затруднения связаны в основном с имеющимися у отдельных учеников психофизическими нарушениями.

  Усвоение правила правописания — сложный психический процесс, который осуществляется при достаточно развитом умении отвлечься от конкретного содержания, видеть сходство и различие, общее и закономерное и на этой основе делать определенные выводы, обобщения, что оказывает влияние на выработку ассоциаций орфографического рода. У детей с нормальным интеллектом сохранная познавательная деятельность и предшествующий речевой опыт способствуют формированию ряда грамматических обобщений до изучения грамматики.

Некоторые особенности усвоения правил правописания школьниками

с трудностями в обучении

 Трудности овладения письмом по правилу зависят как от сложности самого правописания, так и от особенностей познавательных процессов у детей.

Как известно, русское правописание подчиняется нескольким принципам — фонетическому, традиционному, или историческому, морфологическому и семантическому. Каждый принцип занимает соответствующее место в системе русской грамматики, хотя основным является морфологический, который обусловливает сохранение, при письме единства одних и тех же морфем вне зависимости от произношения и предполагает изучение правил правописания.

Трудность овладения морфологическими орфограммами заключается в том, что правила не дают прямого указания на написание, а только рекомендуют приемы изменения слов, при котором данная орфограмма выступает в качестве опорной (дома — дом, столбы столб). Инструкция, содержащаяся в правиле, требует действия в двух планах, например изменения формы слова или подбора родственного слова и поисков опорной формы этого слова. Такая двойная задача приводит к выпадению из сознания детей одного из элементов правила.

Значительная сложность овладения правилами правописания заключается и в том, школьники, вследствие нарушения познавательной деятельности, не чувствуют орфографической трудности в слове, не понимают значения правил, необходимости применения их на письме, поэтому редко задумываются над тем, как пишется то или иное слово, не умеют использовать рекомендуемые правилом приемы для определения нужной орфограммы. В результате учащиеся ищут, например, созвучное проверяемой лексеме слово, где якобы нужная морфема находится под ударением, забывая о необходимости подбора родственного слова («ленейка» — лень), либо находят другую форму проверяемого слова или родственное слово, не принимая во внимание второй  части правила ударение на гласной корня («сасновый» — «саспа», «питерка» — «питерки»).

    Нередко школьники, не понимая существа правила, механически заучивая его, в процессе применения основываются на чисто внешних случайных признаках. Отсюда возникают такие ошибки, как проверка написания слова тем же словом (поля поля), асемантичным буквосочетанием («плахой» — «плахта») и др.

Смешение орфограмм и способов их проверки приводит к тому, что школьники пытаются определить написание безударной гласной способом проверки звонких и глухих согласных, применить правило употребления мягкого знака и т. д. Например: «Для проверки безударной гласной нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук», «...чтобы в середине или конце слова стоял мягкий знак».

  Механическое заучивание правила обнаруживается также в том, что ученики, овладев в некоторой степени способами подбора проверочных слов, теряют цель работы, в результате чего, правильно подобрав проверочное слово, проверяемое пишут с ошибкой («поруса» парус).

   У школьников с трудностями в обучении наблюдаются следующие особенности в овладении правилами правописания и грамматикой:

  • часто встречающиеся искажения звукового состава слова;
  • механическое заучивание правила;
  • фрагментарное усвоение правила;
  • замена сложного правила простым на основе случайных, несущественных признаков;
  • смешение грамматических понятий и орфографических правил;
  • быстрая забываемость орфографического материала;
  • неумение применять полученные знания на практике.

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ПРАВОПИСАНИЯ

  Последовательность и длительность изучения правил правописания зависят от уровня речевого развития школьников, сформированности аналитико-синтетической деятельности, принципов, которым подчинены написания, а также сложности их усвоения.

  Наиболее легкими являются правила правописания мягкого знака в конце и середине слова для обозначения мягкости согласных, а также разделительного мягкого знака (пою, но пью), так как они (правила) базируются на звуко-буквенном анализе, т. е. тесно смыкаются с фонетически правильным письмом.

Условность этих правил заключается в том, что данные написания опираются на произношение  (мягкость согласных при письме обозначается мягким знаком, гласные е, ё, ю, я отделяются от согласных разделительным мягким знаком), но в то же время расходятся с ним (слышится один звук, а пишутся две буквы; разделительный мягкий знак пишется только в случае сочетания согласного и йотированного гласного).

   С произношением расходятся также традиционные написания, которые не имеют способов проверки. Это слова с непроверяемыми безударными гласными, так называемые словарные, или трудные, слова. Фактически их нельзя подвести под какое-либо орфографическое правило. В основе этих написаний лежит зрительно-моторное запоминание.

   Правописание гласных после шипящих, по существу, тоже традиционное написание, но позволяющее сделать обобщение, т. е. сформулировать правило. Опорой здесь, как и при всех традиционных написаниях, является зрительно-моторное запоминание.

   Правописание имен собственных формируется в течение длительного времени, так как в своей основе имеет определенное грамматическое понятие. Главным при обучении здесь является не зрительно-моторное запоминание, а суждение, позволяющее выделить имена собственные и правильно их написать.

   Наиболее сложными для усвоения в младших классах являются правила правописания звонких и глухих согласных и безударных гласных, написание которых можно проверить. Другой опоры, кроме знаний самого правила и умения применять его при письме, в этих случаях нет.

   Для успешного формирования орфографического навыка является овладение операциями, связанными с применением правил на практике. Здесь рекоменду-ются упражнения, развивающие умение объяснять написание слов, пользуясь правилом. С этой целью сначала необходимо объяснить правилом написание слов с уже выделенными орфограммами, а затем слов с пропущенными орфограммами. Более сложным заданием является дописывание слов с нужной орфограммой.

  Достаточная практика учеников в решении орфографических задач будет способствовать выработке у них умения контролировать себя при помощи усвоенного правила. Для этого ученики, прежде всего, должны уметь выделять орфограммы, подходящие под то или иное правило. На основе воспроизведения изученного правила им необходимо найти условие, при котором снимается орфографическая трудность, и использовать новое условие для решения орфографической задачи. Этому будут служить упражнения в анализе текста для нахождения в нем слов, имеющих определенную орфографическую трудность, и в объяснении написания этих слов с использованием изученного правила правописания: предупредительные орфографические упражнения (например, списывание, комментированное письмо), различного рода зрительные и слуховые диктанты (предупредительные, объяснительные, выборочные), несложные творческие работы (ответы на вопросы, изложения и сочинения).

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ ПРАВОПИСАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ПРОИЗНОШЕНИЕМ

   Выделяемые в младших классах правила правописания мягкого знака, обозначающего мягкость согласного, и разделительного мягкого знака, как уже было сказано, правилами можно назвать условно. Фактически это написания, определяемые произношением. Как и при обучении, всем фонетическим написаниям, опорой здесь является правильное слуховое восприятие и произношение. Но, кроме того, ученики должны знать, в каких случаях пишется мягкий знак.

   Обозначение мягкости согласных буквой ь. При изучении этой темы, прежде всего необходимо умение учащихся различать на слух твердые и мягкие согласные и правильно их произносить. Этому будут способствовать следующие упражнения.

  1. Определить, в каких словах данный согласный твердый, а в каких — мягкий (конконь, стол - соль). Правильно произнести эти слова.
  2. Среди ряда слов услышать слова с мягкими согласными и поднять руку. Повторить слова.
  3. Среди предложенных рисунков найти те, в названиях которых встречается мягкий согласный. Правильно произнести слова.

Определить мягкий согласный в предложенных словах и соответствующий ему твердый. Четко произнести звуки. Следующим этапом в изучении этой темы является установление разницы в произношении и написании слов с мягкими согласными в конце или середине.

1. Уточнить количество звуков в анализируемых словах. Сделать условно-графическую запись

2. Установить разницу в написании и произношении слов с мягкими согласными: (угол), (уголь).

В словах с твердыми согласными количество букв соответствует количеству звуков. В словах с мягкими согласными звуков меньше, чем букв.

На основе этих упражнений учащиеся подводятся к выводу, что мягкость согласного в конце (или середине) слова может обозначаться буквой ь.

На закрепление умения обозначать мягкость согласных в конце (середине) слов буквой ь направлены следующие задания.

  1. Прочитать пары слов, уточнить их значение. Сказать, почему в конце (середине) некоторых слов стоит ь.
  2. Прочитать предложенные слова и выписать слова с буквой ь,
  3. В подписях под рисунками дописать, где надо, букву ь.
  4. Сделать подписи под рисунками.
  1. В предложениях вставить пропущенные слова с мягкими согласными в конце (середине) слов.
  2. С предварительным звукобуквенным анализом записать под диктовку слова с мягкими согласными в конце (середине) слов.
  3. Написать под диктовку слова с твердыми и мягкими согласными.
  4. Составить предложения с данными словами. Записать их.
  5. Написать под диктовку предложения после предварительного звукобуквенного, а затем только звукового анализа слов с мягкими согласными в конце (середине) слов.

Слова с разделительным ь. Трудность в усвоении написания этих слов заключается в том, что дети уже знают, как писать слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных (ельпоел, Юля пою, яма моя), как правильно обозначить эти звуки при письме. В случаях написания слов с разделительным ь в противоречие вступают не произношение и написание, а уже выработанный навык и новое правило, требующее умения писать слова с йотированными гласными после согласных.

При обучении написанию этих слов мы не рекомендуем давать их условно-графическую запись и останавливать внимание на том, что буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, так как это может провоцировать школьников на ошибки по типу двойного обозначения соответствующих букв йа, яа.

  1. Обучение можно начинать с различения произношения и написания слов с йотированными гласными в начале слова или после гласных и после мягких согласных (юлавьюн, пою пью). В словах юла, пою мы соответствующими буквами обозначаем звуки, а в словах вьюн, пью отделяем соответственно звучанию гласный от согласного буквой ь.

В некоторых методических пособиях используется другой подход к объяснению этой темы. Рекомендуется дифференцировать слова с йотированными гласными как показателями мягкости согласных и с разделительным мягким знаком (Лёва, но льёт). В данном случае четко наблюдается разница в произношении и написании слов. В первом слове мягкость согласного л при письме обозначается буквой ё, мягкий согласный произносится слитно с гласным; во втором — мягкость согласного л обозначается буквой ь, мягкий согласный произносится раздельно от гласного.

При объяснении данной темы оба способа могут иметь место (а в процессе упражнений они должны быть обязательно).

В результате учащиеся подводятся к выводу, что соответственно произношению некоторые гласные при письме отделяются от мягкого согласного буквой ь, которая в этом случае называется разделительным мягким знаком.

Далее следует уточнить, какие именно гласные отделяются от согласного разделительным ь. С этой целью под руководством учителя рассматриваются слова с точки зрения их произношения и написания (соловьи, веселье, бельё, вьюга, колья) и делается вывод, что разделительный ь отделяет от мягких согласных гласные и, е, ё, ю, я.

Следующие ниже задания направлены на закрепление написания слов с разделительным ь. В данном случае важно упражнять учащихся в умении слышать звуки в этих словах, правильно произносить и обозначать при письме соответствующими буквами.

  1. Прочитать слова, объяснить, почему они написаны с буквой ь. Списать, выделить ь. Уточнить, какие гласные отделяются от мягких согласных разделительным ь.
  2. Назвать предметы, нарисованные на картинках (воробьи, платье, белье, вьюн, сучья). Сказать, как произносятся гласные и, е, ё, ю, я в этих словах, как их надо писать. Записать данные слова, выделить разделительный ь.
  3. Списать слова под рисунками, вставить, где  надо, пропущенный разделительный ь.
  4. Самостоятельно сделать подписи под рисунками, предварительно проговорив слова и объяснив, как надо их писать.
  5. Написать слова с разделительным ь под диктовку с предшествующим их анализом.

Закреплению написания слов с разделительным ь способствуют упражнения в преобразовании слов по данному образцу.

  1. Изменить слова по образцам  (лист листья, муравей -муравьи, певун —- певунья,  бить бьёт, лиса лисьи).
  2. Дописать предложения, изменить данные в скобках слова по смыслу. (У орла большие и сильные /крыло/.)
  3. Списать текст, изменяя по смыслу данные в скобках слова.
  4. Ответить на вопросы, используя в своих ответах слова с разделительным ь. (Когда светит луна и сияют звезды? /ночью/).

Все последующие упражнения на закрепление написания слов с разделительным ь должны содержать эти слова и другие сходные написания — йотированные гласные в начале слова и после гласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначается буквами и, е, ё, ю, я. Дифференциация на слух, в произношении должна предшествовать написанию этих слов.

Заключительные упражнения при прохождении данной темы.

  1. Сделать подписи под рисунками.
  2. Списать предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу.
  3. Списать слова, предложения, вставляя пропущенные буквы.
  4. Объяснительные и предупредительные диктанты.

УСВОЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАПИСАНИЙ

    К традиционным относятся написания, которые не имеют способов проверки.

Слова с непроверяемой безударной гласной (собака, газета, тетрадь, заяц и др.). Правописание слов с непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и последовательность изучения трудных, или, как принято говорить, «словарных» слов.

   Трудности усвоения их написания связаны с неотчетливым восприятием зрительного образа, недостатками моторного акта, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря полученного навыка.

Лучшему усвоению написания этих слов будет способствовать прежде всего значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа можно рекомендовать выделение орфограмм другим цветом, шрифтом или подчеркиванием. Немаловажное значение следует придавать орфографическому проговариванию, т. е. соответствующему написанию.

Рекомендуется следующая последовательность работы со «словарными» словами.

  1. Прочитать напечатанное на таблице слово. Определить его значение.
  2. Прочитать слово в учебнике (в рамке), уточнить его написание.
  3. Проговорить слово по слогам, записать его в тетрадь, поставить ударение, выделить проверяемую орфограмму.
  4. Написать строчку данного слова.
  5. Составить и записать с данным словом словосочетание и предложение.
  6. Записать слово в индивидуальный словарик (иногда рекомендуется подбирать к слову соответствующий рисунок). Выделить орфограмму.
  7. Можно записать в словарик составленное с данным словом предложение.
  8. Использование школьного орфографического словаря наряду с ведением индивидуального словарика.

Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Обязательным требованием является включение данных слов в различные упражнения при изучении других тем. Овладению написанием слов способствуют также «Орфографические пятиминутки», для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включить эти слова в серию других; комментированное письмо, требующее четкого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать «словарные» слова в качестве опорных.

  Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) фактически относится к традиционным написаниям, однако, поскольку они не единичны, их можно подвести под обобщение, т. е. сформулировать правило.

Правописание гласных после шипящих по сравнению с другими правилами усваивается умственно отсталыми школьниками довольно успешно, что связано, как уже говорилось, с характером самого правила, дающего конкретное указание на способ написания слова. Кроме того, немаловажное значение имеет соответствие этих написаний слоговому принципу русской графики.

  Как и все традиционные написания, правописание гласных после шипящих требует развития орфографической зоркости ученика, навыка всматриваться в написанное, умения выделить и запомнить характер сочетаний. Этому способствуют упражнения в зрительном анализе слов, выделении цветом или графически не одной буквы, а целого сочетания, которое выступает как орфограмма.

  В качестве основных упражнений можно рекомендовать все виды списывания — текстуальное, выборочное, творческое, а также списывание с орфографическим заданием, зрительные диктанты, объяснительные и предупредительные слуховые диктанты.

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ, ПРОВЕРЯЕМЫХ УДАРЕНИЕМ

  Подготовительными к усвоению данной темы могут явиться упражнения на повторение тем «Ударение» и «Ударные и безударные гласные». В результате учащиеся должны уметь выделить ударный гласный в словах со слоговой структурой разной сложности, ставить знак ударения, находить безударные гласные.

  1. Прочитать (кот, рак, соль, крот). Сказать, какой гласный звук слышится в данных словах, какая буква пишется. Списать.
  2. Прочитать (коза, вода, волна, звезда, земля, лиса). Выделить голосом ударные гласные. Отметить, как произносятся гласные звуки в каждом слове и как они пишутся. Списать, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.
  3. Прочитать (вечер, вечерок; город, городок; улов, ловил; земля, землянка). Выделить голосом ударные гласные. Списать. Поставить знак ударения. Подчеркнуть безударные гласные. Сказать, в какой из пар слов один и тот же гласный является ударным, а в какой — безударным.
  4. Списать. (Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Грач улетает). В подчеркнутых словах поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные.

В результате упражнений на сравнение гласных в разных позициях, под ударением и в безударной, учащихся можно подвести к выводу, что гласная под ударением пишется так, как слышится, а в безударном положении ее произношение расходится с написанием. Именно при написании безударной гласной можно допустить ошибку.

Прочитать (поле, стол,  кот, крот, поля, столы, коты, кроты).

Записать слова парами. Поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные. Сравнить произношение и написание гласной корня в ударном и безударном положении.

Следующие упражнения должны показать, что орфографическая трудность связана с несоответствием произношения и написания безударных гласных о, е, я, а, и.

  1. Списать (вода, река, ряды). Поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные. Сказать, как произносятся и как пишутся данные слова.
  2. Прочитать (дрова— трава, лиса —леса). Сказать, как произносятся и как слышатся безударные гласные в этих словах. Сравнить с их написанием. Списать. Подчеркнуть безударную гласную.

Далее учащиеся должны уяснить, что правописание не всех гласных в безударном положении вызывает затруднение. Написание безударных у, ю, ы не представляет орфографической сложности, ошибку можно допустить при написании слов с безударными а, о, е, и, я.

  1. Прочитать (вода, рука, река, пылит, ряды, дрова, лиса, ключи). Выделить голосом ударные гласные, назвать безударные. Выписать только те слова, в которых можно допустить ошибку на правописание безударной гласной.
  2. Записать гласные, безударное положение которых в словах вызывает орфографическую трудность, и гласные, при написании которых не возникает сомнений (а, о, е, я, и, у, ю, ы).

Подобрать примеры с этими гласными в ударном и безударном положении.

Упражнения на сравнение слов с гласными в ударном и безударном положении готовят учащихся к выводу о необходимости проверять правильность написания слова путем изменения его формы, а затем и подбора родственных слов.

1. Прочитать (следы — след, носы —нос, страна страны, пила пилы, ряды ряд). Установить разницу в произношении гласных корня в этих словах и сходство в их написании. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.

  1. Прочитать (реки река, ноги нога, письма письмо, травы трава, грозы гроза). Сказать, какие слова вызывают сомнение в написании и почему. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.
  2. Написать слова в один столбик (столы, шары, моря, снега). Поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные. По образцу написать слова во второй столбик. (Образец. Столы столы.)

Выработке навыка подбирать проверочные слова помогут следующие упражнения. Сначала по образцам, а затем и самостоятельно дети учатся изменять формы слов. После этого в качестве проверочных необходимо предлагать родственные слова, также используя образец. На первых порах их можно давать наряду с измененной формой слов.

1. Изменить слова по образцу.

Грозы — гроза.

Росы —....

Козы —....

Травы — ... .

Горы —....

Мост — мосты.

Сад —....

Дом—... .

Грач —....

Час — ... .

Слово— слова.

Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные. 2. Изменить слова по образцу.

Обратить внимание, что слова правого столбика являются проверочными. Записать слова парами. Поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные.

  1. Списать, подбирая к выделенным словам проверочные.

Сильная гроза. (….) Белые паруса. (…) Речные берега. (….) Быстрая река (…) Спелые плоды. (…) Зеленая трава. (…) Рыжая лиса. (…) Дремучие леса (…)

Слова для справок: грозы, лисы, реки, берег, травы, парус, лес, плод.

4.        К данным словам с безударными гласными подобрать проверочные слова.

Трава, часы, земля, зима, снега.

Слова для справок: зимы, зимний; снег, снежный; час, часики; травы,  травка; земли.

Списать. Поставить ударение. Безударную гласную подчеркнуть.

  1. Прочитать.

Лесная (…) полянка. Хитрая лиса (…). Золотая осень (…). Ядовитые  (…) грибы. Птичье гнездо (…)

К выделенным словам подобрать проверочные слова. Списать.

Слова для справок: лисичка, лисы, лисий; гнездовья, гнезда, гнездышко; яд; грибное, гриб; осенний;  лес,  лесник.

6.        Списать, подбирая к выделенным словам проверочные слова.

Без росы (...) трава (..) не вырастает. Мы любим полевые (...) цветы (.). В саду (.) много плодовых (...) деревьев.

Слова для справок: травы, травка; поле, полевка; сад, садик, садовник; росы, росистая; цветик, цвет; плод.

7.        Списать, подбирая к данным словам слова с безударными гласными. Использовать слова для справок.

Реки, лес, воды, цвет, травы.

Слова для справок: лесник, лесок; вода, водный, водичка; цветок, цветы; речка, река,  речной; травка, трава, травушка, травинка.

Таким образом, предложенные упражнения должны помочь учащимся сформулировать правила правописания, использовать различные способы проверки слов со звонкими и глухими согласными в конце и середине слов, с безударными гласными. Однако для усвоения морфологических написаний учащиеся должны выработать навыки применять правила при письме. Для этого необходимо соблюдать некоторые условия.

Первое — формировать умение объяснять написание слов с помощью того или иного правила.

1. Списать. Объяснить правописание выделенных слов. Подобрать к ним проверочные слова. 

Голая земля промерзла Но зима еще не настала. К вечеру потеплело.

2.        Списать. Вставить пропущенные буквы.

Книжечка — кни.ка, ложечка — ло.ка, дубок — ду.ки, рожок — ро.ки. Ель — .ловая, пахнут — п.хучме, косит — к.силка, лед — л.док.

  1. Списать. Вставить пропущенные буквы. Проверочные слова подобрать из слов для справок.

Ры.ка (…) мелка, да уха сла.ка (…). У розы к.лючие (…) шипы

Слова для справок: рыбы, рыбак; колется,  колкий; сладость.

В одних из этих упражнений указание на орфограмму дает выделение слов, в других — пропуск буквы. Прежде чем к словам с пропущенной буквой школьники научатся подбирать проверочные слова, в упражнениях проверяемые слова вначале даются после проверочных.

Вторым условием является формирование умения находить слова (не выделенные) на изучаемое правило. Материалом для упражнений могут явиться отдельные слова, предложения, связный текст.

  1. Выписать слова с нужной орфограммой.
  2. Подчеркнуть слова с данной орфограммой.
  3. Определить на слух слова, написание которых вызывает сомнение, и слова, которые являются проверочными (лес леса; летают полет; сказание сказки).

Третье условие заключается в формировании у учащихся навыка самоконтроля. Для этого могут быть рекомендованы все виды упражнений: подробный орфографический разбор у доски, самостоятельные работы типа списывания с орфографическим заданием, комментированное письмо, различного рода диктанты (зрительные, объяснительные, выборочные).

Предлагаемая система упражнений по формированию навыка письма по правилу учитывает как особенности самого русского правописания, так и особенности школьников с трудностями в обучении, причем не в самом общем виде, а конкретно, позволяя дифференцированно подходить к учащимся, корригируя имеющиеся у них недостатки, опираясь на их сохранные возможности. 

ЛИТЕРАТУРА

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. — М.: Просвещение,  1986.

Аксенова А. К., Воронкова В. В. Изучение безударных гласных в IV классе вспомогательной школы//Дефектология. — 1979. — № 2.

Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. — М.: Учпедгиз,  1959.

Коломытшна И. В. О роли орфографического чтения и прого-варивания в предупреждении ошибок при списывании умственно отсталых школьников//Дефектология.— 1983. — № 5.

Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы /Под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 1982.— Разд. Русский язык.

Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

ЭССЕОбразование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС                          ...

ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

ЭССЕ Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС...

Корреляция специфических ошибок на письме в соответствии с возрастом и речевой патологией школьников.

В статье систематизированы специфические и орфографические (дизорфографические) ошибки на письме, являющиеся следствием ФФН или ОНР....

«Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с правилами ФГОС»

laquo;Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с правилами ФГОС»...

Обучение письму: личные и деловые письма

В статье представлен материал, раскрывающий разницу в написании писем делового и личного характера...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС

Из-за плохой экологической обстановки, неблагоприятных внешних и внутренних факторов, вредных привычек, всё чаще рождаются дети с проблемами в развитии. В настоящее время 4,5 процента детей, проживающ...

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС (эссе)

Данная работа может представлять интерес для молодых специалистов, работающих с детьми с ОВЗ. В ней даются рекомендации по преодолению стойкой неуспеваемости обучающихся, объясняются ее причины и пути...