Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.
статья на тему

Фахрединова Людмила Федоровна

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей.В данной статье представлены приемы формирования грамотного выразительного чтения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Учитель – дефектолог МОУ «Сош№1 г.Ртищево, Саратовской области» Фахрединова Л.Ф.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России, а также за счет специального отбора жанров произведений.

Программа 5 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей, коми-поэтов, коми-писателей.

С 7-го класса начинается так называемое литературное чтение. Учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов. Расположение материала в хронологической последовательности дает возможность учителю к концу обучения систематизировать знания детей с ограниченными возможностями здоровья в области русской и современной литературы.

Изучая методики преподавания педагогов-новаторов, печатные труды, статьи журналов "Начальная школа", "Дефектология", "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития", здоровьесберегающие технологии, я заинтересовался работой преподавателя русского языка и методики его преподавания Л.С.Васильевой. Часть этой методики возможна для преподавания в начальном, среднем звене коррекционной школы. Основываясь на работах этого преподавателя, разработала задания для уроков чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида, для "речевых разминок".

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении. Если в начальном звене материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке, то в 4-5 классах нужно сохранить "разминку", наполнив ее новым содержанием. В течение все тех же 4-5 минут учащиеся читают тексты, которые напечатаны на карточках. Они могут быть одинаковыми для всего состава класса, но возможны и различные варианты для каждого ученика. Подбор этих текстов должен осуществляться с учетом некоторых требований:

-доступность содержания;

-простота структуры слов и предложений, входящих в текст;

-относительная занимательность сюжета;

-ограниченность объема пределами количества слов, который предусмотрен

-программой для проверки техники чтения.

Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.

Методика работы в период "разминки"

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища (можно с помощью "светофоров", например "зеленый" - "5", "желтый" - "4", "красный" - "3"), комментируя эту оценку.

Слабым чтецам предлагается еще более упрощенные тексты, но они участвуют в работе вместе со всеми детьми.

"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.

Только в 6-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.

Примеры "речевых разминок".

1) Прочитай перевертыши ритмично, быстро, четко:

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала верхом

В нанковой карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул -

Там землетрясение,

Отчего-то кот чихнул, -

Завтра воскресение.

Вопросы:

1. Кто такая баба?

2. Что такое рассвет?

3. Что такое карета?

4. Что означает слово "нанковая"?

5. Что такое "землетрясение"?

2) Прочитай перевертыш:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике,

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Вопросы:

1. Что значит "дубасить"?

2. Что такое "ворота"?

3) На одном дыхании, произнеси скороговорку:

а) Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла, да норы не дорыла.

б) Стоит поп на копне

Колпак на попе,

Копна под попом,

Поп под колпаком.

Вопросы:

1. Кто такой "поп"?

2. Что такое "колпак"?

3. Что такое "копна"?

в) На дворе трава,

На траве дрова.

4) Прочитай скороговорку быстро и отчетливо:

Сыворотка из-под простокваши.

Задание: 1. Объясни слово "сыворотка".

5) Прочитай прибаутки ритмично, бодро:

а) Как по речке по реке

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

Чем ты бороду красил?

Я не краской, не помазкой,

Я на солнышке лежал,

К верху бороду держал.

б) Коси, коса, Пока роса. Роса долой, Косец - домой!

Вопросы:

1. Что такое коса? Для чего она нужна?

2. Кто такой "косец"?

в) Стучит, брячит на улице,

На что тебе сено?

Фома едет на курице,

- Коровок кормить.

Тимошка на кошке

На что тебе коровки?

Туда же по дорожке.

- Молоко доить.

Куда, Фома, едешь?

На что тебе молоко?

Куда погоняешь?

- Ребяток поить.

- Сено косить.

Задание: 1. Объясни смысл слова "брячит".

7) Прочитай несколько раз докучную сказку. Соблюдай интонацию перечисления:

а) Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Вопросы:

1. Кто такие "кулик", "журавль"?

2. Объясни смысл слов "сенцо", "польцо", "стожок".

б) Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

в) - Рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Расскажи.

- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

- Не надо.

- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

8) Прочитай детскую народную песенку весело, задорно:

а) Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка...

Задание: 1. Объясни смысл слов "пуще", "гуще".

б) Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко -

Дам тебе веретешечко,

Насыплю горошечка.

Вопрос: 1. Что такое "веретешечко"?

9) Прочитай скороговорку сначала ритмично по слогам, потом еще раз ускоряя темп. Старайся четко произносить слова, звуки.

а) В печурке три чурки, три гуся, три утки.

б) У быка губа тупа, Бык, бык тупогуб.

в) В один, Клим, клин колоти.

10) Прочитай считалку ритмично, четко, громко.

а) Аты-баты - шли солдаты,

Аты-баты - на базар.

Аты-баты - что купили?

Аты-баты - самовар!

Аты-баты - сколько стоит?

Аты-баты - три рубля!

б) Над рекой росла

Там гуляла

Рябина,

Ры - би - на,

А река текла -

Эта рыба -

Рябила,

Рыбий царь,

Посредине -

Называется

Глубина,

Пескарь!

Задание: 1. Найди три похожих слова, объясни их смысл.

11) Прочитай русскую народную колыбельную песенку напевно, ласково.

а) Еще серые коты

Из-за моря шли,

Из-за моря шли.

Много сна нанесли,

Все по зыбочкам несли.

Вопрос: 1. Что такое "зыбочка"?

С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:

1) С каким чувством надо читать это стихотворение: с грустным, радостным, тревожным? (стихотворение И.Сурикова "...Ярко солнце светит")

2) Научитесь читать басню выразительно: при чтении слов автора покажите, что он размышляет, удивляется; речь Кота - живая, поучающая, а Щуки - хвастливая (басня И.Крылова "Щука и Кот").

3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - ворчливым тоном, передающим досаду мальчика, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? Каким голосом нужно читать строки, в которых описывается беда муравьев? Какие строки вы прочитаете спокойно? Какую часть нужно прочитать сильным, гневным тоном? Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

8) Научитесь читать стихотворение спокойно, неторопливо выделяя голосом слова отца маленькой Машутки. (отрывок из поэмы Н.Некрасова "Мороз, красный нос")

Таким образом, уроки чтения дают богатый материал для обогащения эмоциональной сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

1). Прочитай с удивлением стихотворение "Это снег?" (Генрих Сатир):

Рано-рано

На траве?

Выпал снег.

Не может быть!

Удивился человек:

В октябре?

"Это снег?

Не может быть!!!

Не может быть!

Неужели это снег?" -

На дворе?

Не поверил человек.

Не может быть!

2) Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые,

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

3) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, темпом грусть, жалость.

Для чего, певунья птичка,

И тростник сухой и желтый

Птичка резвая моя,

Клонит ветер до земли.

Ты так рано прилетела

Вот и дождик, посмотри-ка,

В наши дальние края?

Хлынул словно из ведра,

Заслонили солнце тучи,

Скучно, холодно, как будто

Небо все заволокли;

Не весенняя пора!

4) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.

Я сегодня лягу раньше,

Ты поставь на стол варенье,

Раньше лампу погашу,

- Я проснусь в одно мгновенье,

Но зато тебя пораньше

Я проснусь в одно мгновенье,

Разбудить меня прошу.

Чтобы чай с вареньем пить.

Это просто удивленье,

Как легко меня будить.

"Речевые разминки" необходимы и для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного. В "речевые разминки" можно включать задание: "Прочитай выразительно стихотворение". В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. В процессе их учащиеся вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения. Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло. При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.

1) Э.Шим "Белка и Енот"

- Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

-А для чего?

- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

- Не бойся... Это я, Ежик.

- Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

- Не-а.

-Ты ее в дугу сгибаешь?

- Не-а.

- Ты ее ободрать хочешь?- Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"

- Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!

- Удирай, квакушка, пока цела.

- А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!

- Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

- А я от тебя в воду - и была такова!

- И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.

- А чего же ты тогда играть не хочешь?

- Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!

5) "Разговор Большой Ели и Мушки"

Ты кому, большая елка,

Что ты, глупенькая Мушка,

В небе пасмурном киваешь?

Я не шью и не тачаю,

И не ты ли втихомолку

Я тихонько на верхушке

Тучи с тучами сшиваешь?

Ветер маленький качаю.

Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка. Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:

1) Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.

2) Рассмотрите иллюстрации к тексту (красочные иллюстрации из детской книги с изображением героев).

3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.

Таким образом, целенаправленное действие словом дает шанс учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.

 ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ  ЧТЕНИЯ – это важное средство воспитания и обучения детей. Она способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, эмоции детей, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку.

               Развитие навыка выразительного чтения осуществляется на уроках и во внеклассное время как на материале текстов в книгах для чтения, так и на основе специально подобранных  упражнений. Учащиеся специальной школы должны научиться владеть всеми компонентами речевой интонации, но с разной степенью осознания.

               Виды и приемы работы по развитию этого навыка могут быть следующими:

  1. Отчетливое произнесение звуков, слогов, слов, скороговорок, четверостиший во время артикуляционной гимнастики – для выработки четкой артикуляции каждого звука, хорошей дикции  и правильного дыхания.
  2. Хоровое чтение – для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить мелодику и темп речи учителя. Материалом для упражнений подобного рода могут служить предложения из читаемого текста или четверостишия, используемые на физкультминутках. Хоровое воспроизведение интонаций учителя закладывает уже с начала обучения ребенка в школе ту основу, опираясь на которую, в дальнейшем можно на более осознанном уровне работать над выразительностью чтения.
  3. Подражание образцу выразительного чтения. Данный прием в младших классах специальной школы является ведущим. При  этом образец выразительного чтения дает в первую очередь сам учитель. Умственно отсталым детям важно не только слушать текст, но видеть мимику, жесты читающего.
  4. Чтение по ролям, драматизация текста. Эти приемы хотя  и сложны, но эффективны, так как школьники вынуждены вступать в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения. Данный прием используется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.
  5. Специальные упражнения на формирование умения сознательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств. Следует заметить, что подготовка детей к выразительному чтению должна начинаться с 1-го класса, несмотря на то, что в этот период они читают по слогам. При систематической работе первоклассники к концу года могут научиться,  вполне осознанно соблюдать синтаксические паузы, понижать тон голоса в конце предложения, читать достаточно громко и внятно.

      Во 2-м классе школьники могут,  за интонацией учителя, выделять голосом слово, которое в предложении является смысловым центром.

Начиная  с 3-го класса, когда  у учащихся отработан навык чтения целыми словами, навыки использования инновационных средств формируют в процессе чтения самого текста. Работа над темпом и мелодикой речи, над тоном и силой голоса связывается с определением характера персонажей, их возраста, ситуации, в которой они находятся.

Школьники вместе с учителем устанавливают, в каком темпе нужно читать.

     Чем старше класс, тем более осознанной для детей становится работа над компонентами речевой интонации. В процессе анализа произведения устанавливается наличие логических пауз, выделяются слова, которые несут смысловое ударение, определяются темп чтения каждого абзаца, тон и сила голоса.

             Текст, предназначенный для работы над интонационной выразительностью, прежде читает учитель, затем школьники – про себя.

Это дает детям возможность сориентироваться в тексте и не допустить неправильного интонирования (ошибочное  прочтение вслух в дальнейшем значительно хуже поддается коррекции).

               Покажем методику работы над выразительным чтением в старших классах на примере разбора стихотворения А.С.Пушкина « Уж небо осенью дышало…»

  1. Чтение стихотворения учителем.
  2. Чтение стихотворения учащимися про себя.
  3. Беседа и разметка текста (первые пять строчек стихотворения написаны на доске).

               _ О каком времени года говорит поэт?( Об осени.) Какое главное слово нужно выделить в этой строчке? Подчеркнем его. (Учитель или ученик подчеркивают одной чертой слово  о с е н ь ю). Попробуем прочитать эту строчку. (Если понадобится, учитель дает образец чтения). Что еще надо отметить перед разбором второй строчки? (Паузу)

Какая эта пауза? (Короткая). Она отмечается одной вертикальной линией.

                - Послушайте вторую строчку стихотворения.(Учитель прочитывает текст.) «Уж реже солнышко блистало». Какое слово я выделила?(Р е ж е.) Кто мне объяснит, почему я выделила слово  р е ж е, а не  с о л н ы ш к о? ( Потому что это признак осени.) Подчеркнем главное слово, на которое падает логическое ударение.

Прочитайте строчку с нужной интонацией. Обозначьте  паузу.

                  - Какое слово в третьей строчке также говорит о признаке осени? ( К о р о ч е ). Выделите это слово. Прочитайте строчку. Какая пауза должна быть поставлена здесь? ( Д л и н н а я ).

                  - Послушайте теперь две следующие строчки стихотворения:

                                      Лесов таинственная сень

                                      С печальным шумом обнажалась.

                 - Какие слова я выделила голосом? Подчеркните их. Как вы понимаете слово  о б н а ж а л а с ь?  О каком признаке осени говорит поэт в этих двух строчках? Почему нужно выделить слова  л е с о в   и  

о б н а ж а л а с ь? Какая пауза должна быть в конце пятой строчки?

(Д л и н н а я).  Почему? Обозначьте ее. (Ставятся две черточки) Какое еще слово непонятно вам в этом двустишии? ( С е н ь ). Что оно обозначает?

                     4. Самостоятельная работа.

                 - Возьмите простой карандаш и разметьте самостоятельно следующие пять строчек стихотворения.

                     5. Анализ работы, выполненной учащимися. Учитель обращает внимание детей на слитное чтение слов  п р и б л и ж а л а с ь

д о в о л ь н о    с к у ч н а я   п о р а .  Выясняет, какой месяц осени описывает А.С.Пушкин. Приводится  доказательство. Обосновывается  выделение слова  н о я б р ь  в последней строчке.

                      Подготовка к выразительному чтению всего стихотворения.

                  - Найдите слова, которые говорят об отношении поэта к осени. С к у ч н а я   п о р а.  Что имел в виду Пушкин под словом  с к у ч н а я? Каким синонимом можно заменить это слово?(Г р у с т н а я). Каким тоном следует читать все стихотворение? Какой темп чтения вы выберете? ( М е д л е н н ы й). Почему?

                        6. Чтение стихотворения учителем.

                        7. Чтение стихотворения учащимися вслух.

                     Выразительно прочитать – это значит выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логические ударения, нужную интонацию. Учащихся обязательно нужно учить технике выразительного чтения. Необходимо в первую очередь упражнять их в соблюдении грамматической паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательные знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы).

                     Для выразительности чтения большое значение уделяется логическому ударению, то-есть умение найти самое главное слово во фразе и выделить его голосом. Выработке этого умения помогают упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением ее смысла.

                     Для выработки навыка выразительного чтения большое значение имеет способность учащихся подражать интонации учителя. Выразительное чтение – это умение, построенное в известной степени по образцу. Учащиеся коррекционной школы чаще всего не умеют воспроизводить интонацию учителя, искажают и упрощают ее. Однако важно добиваться не только копирования чтения учителя, но и умение самостоятельно находить верные интонации. Учащимся необходима специальная тренировка  речевого и слухового аппарата не только в первом классе, но и в последующих годах обучения.

                      Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.

В развитии этого навыка огромную роль играют те виды занятий, которые проводятся и в массовой школе, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа  над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала.

                Однако, совпадая в основном, в специальной (коррекционной) школе эти виды работы приобретают ряд специфических черт. Так, подготовка учащихся к восприятию текста не может ограничиваться предварительной беседой. Она проводится более углубленно с использованием целого ряда других приемов и методов. В младших классах подготовительная работа часто требует создания наглядной конкретной ситуации, лежащей в основе текста. Экскурсии в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможной ситуации имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В ряде случаев подготовку можно проводить в виде беседы, в процессе которой будут актуализироваться и уточняться имеющиеся в опыте детей представления, понятия, устанавливаться связи между уже знакомым материалом и новым.

                 В старших классах характер подготовки учащихся к чтению художественных произведений несколько меняется. Это связано, во-первых, с ростом познавательных возможностей школьников, и, во-вторых, с особенностями текстов, которые им предлагаются. Часто литературная ситуация, причинная зависимость явлений бывает далеки от жизни детей и окружающих их взрослых. Естественно, что при усвоении таких произведений школьники не могут опираться на наглядно-практическую деятельность и собственный опыт. Несравненно большую роль в раскрытии такой ситуации играет слово и прежде всего образный рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией наглядных пособий. Основными средствами наглядности в процессе подготовки к чтению в старших классах служат картины, кино-, видео и диафильмы, экскурсии в музеи, к памятным местам и другие.

                  Не менее важна для понимания читаемого словарная работа, которую следует проводить на разных этапах урока. При этом для каждого этапа отбирают не более двух- четырех слов. Значения слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте и совершенно незнакомых школьникам, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Ряд слов анализируется во время подготовительных к правильному чтению ( 1 – 3 классы) или на специальном этапе словарной работы после чтения текста учителем. Значения других слов и образных выражений разбираются во время чтения текста или его анализа. К объяснению педагог привлекает детей. Более того, необходимо приучать школьников самостоятельно выбирать  из текста незнакомые слова и спрашивать учителя или товарищей об их смысле. Выработка этого навыка требует от педагога настойчивости и терпения, так как умственно отсталые дети часто не замечают непонятные для них слова. Вместе с тем развитие самостоятельности школьников способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.

                     Особенно сложен в коррекционной школе анализ изобразительных средств художественного произведения. Трудность заключается в том, что недостатки образного мышления не позволяют им ясно представить описанное в произведении, а общее недоразвитие  абстрактного мышления затрудняет перенос  признаков с одного явления на другое. Простого объяснения значения и роли выразительных средств оказывается недостаточно для преодоления имеющихся затруднений. Сравнение ( в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий ) слов, употребленных в прямом и переносном значениях , составление картинного плана, широкое использование  приема зарисовок в значительной мере способствуют преодолению недостатков в понимании младшими школьниками образных выражений. Разбор изобразительных средств художественных произведений со старшеклассниками проводится не только с опорой на наглядность, но и путем вербального сопоставления признаков двух сравниваемых предметов, явлений , актуализации имеющихся у детей представлений, элементарного  объяснения метафор, сравнений и др. Работа на уроках русского языка и развития речи по закреплению разнообразных слов и словосочетаний помогает ввести их в активную роль детей.

                       Первоначальное чтение произведения играет большую роль в правильном восприятии текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без достаточного еще осознания всех связей, лежащих в его основе.

                       Ввиду сказанного выше все художественные произведения в младших классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения педагога ученику недоступен, и следить по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего. В старших классах первый раз текст могут читать сами школьники. Однако и в этом случае значимую часть текста, выражающую эмоциональную напряженность событий, основную идею произведения, читает педагог. Если техника чтения у детей отработана достаточно хорошо, можно разрешать им следить за чтением по книге, но при этом необходимо несколько замедлять его темп.

                       Анализ текста производится в процессе повторного чтения или совмещается с первичным чтением произведения учащимися (учитель текст уже прочитал). В младших классах текст анализируется, как правило, индуктивным путем, то есть от частного к общему. Этот путь легче для детей. В ходе последовательного разбора содержания внимание акцентируется на отдельных существенно важных моментах и дети постоянно подводятся к пониманию всего произведения в целом.

                       В старших классах в связи с большим объемом текстов и развитием у учащихся способности лучше понимать его информационный план предлагаемы е вопросы прежде всего ориентированы на выяснение смысла поступков героев, связи событий, их причинной обусловленности. Однако иногда и в старших классах возникает необходимость вернуться к дробным вопросам и выяснить понимание информации, заложенной в тексте. Причиной является подготовленность класса, или сложное содержание произведения. Так, например, при анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» необходимо разобрать, какое историческое событие описывается в стихотворении, как сначала сложилась война с французами для русской армии (предложить ученикам найти эти строки в тексте), где должны были дать отбой русские солдаты армии неприятеля, сколько дней длилась перестрелка, чем были недовольны русские солдаты и  т.п. Детальный разбор обстановки, последовательности событий создает условия для осмысления отношения солдат к бою и к своим командирам, их любви к Родине и готовности умереть за нее.  

                        Закрепление содержания прочитанного текста осуществляется не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, показа видео- и кинофильмов на эту тему, но и с помощью иных приемов и средств: соотнесения отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; лепки и зарисовки персонажей; установления сходства и различия между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией. Такой характер работы помогает старшеклассникам образно представить сюжет рассказа, четко установить связи между явлениями и поступками действующих лиц, соотнести литературный материал с их собственным жизненным опытом. Поскольку школьники старших классов изучают большие по объему произведения, педагог может предлагать некоторые главы для домашнего чтения. В этом случае учитель диктует ученикам вопросы, на которые они должны ответить после чтения.  Подробный анализ прочитанного в старших классах проводят после чтения всего произведения. Школьники приступают к характеристике персонажей. Следует заметить, что составление характеристики героя в специальной (коррекционной) школе должно быть самым элементарным. Дети разбирают отдельные события и устанавливают, как проявляется в них характер героев. Ни о какой более самостоятельной деятельности говорить не приходится.

                     Работа над составлением плана прочитанного в коррекционной школе начинается с 3-го класса, причем картинный или словесный план в младших классах составляется коллективно, при постоянной помощи со стороны учителя. Заголовки к частям рассказа подбираются в виде вопросительных и повествовательных предложений.

                   В старших классах эта работа становится более сложной, а самостоятельность детей повышается. Пункты плана могут формулироваться в виде нераспространенных предложений, а также отдельных строк из текста. Умственная недостаточность учащихся мешает выработке умения составлять план полностью самостоятельно. Поэтому используются произведения, которые легко разделить на части и в которых нетрудно выявить основную мысль. В остальных случаях ученики выполняют одну из операций: либо делят текст на части по готовому плану, либо озаглавливают части, разбивка которых определена текстом.

                    Самостоятельно пересказывать прочитанное учащиеся начинают с конца второго года обучения, они в основном передают содержание текста по вопросам. Учитывая сложность этой работы для умственно отсталых детей, быструю потерю интереса к ней, необходимо использовать дополнительные приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность. К таким приемам можно отнести: использование в качестве плана для пересказа предметных картинок, фиксирующих содержание каждого предложения текста, серии сюжетных картин; рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, определенным для каждого ряда, рассказывание на соревнование по рядам; пересказ отдельных эпизодов, когда задание одному из учеников предлагают сами дети . Учащиеся старших классов упражняются в различных формах пересказа (выборочный, полный, краткий, с изменением лица), что также в значительной степени способствует более полному осмыслению прочитанного.                                                                                                                                   Заключительной стадией работы над произведением является обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению. Эта работа часто сопровождается творческой деятельностью школьников. Виды творческой деятельности различны: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, составление монтажей, инсценировки, а в старших классах, кроме того, сочинения на различные темы, связанные с прочитанным, изложение коротких отрывков. Указанных видов фронтальной работы, способствующих формированию навыка осознанного чтения, не всегда оказывается достаточно в отношении отдельных учащихся коррекционной школы. Приходится прибегать к ряду дополнительных приемов. Дети с нарушением работоспособности нуждаются в дополнительных стимулах, которые мобилизуют внимание: поощрении (если ученику удалось сохранить внимание хотя бы в течение небольшого промежутка времени), частых вызовах для ответа, в игровой форме и др.

                    Следует помнить, что работа, направленная на развитие у умственно отсталых детей навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве. Школьники перечитывают тексты по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя, отыскивая ответ на один или несколько вопросов и др. Вся эта работа способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения.

На речевой разминке (пятиминутке) давать ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторять скороговорки и чистоговорки, выполнять артикуляционную гимнастику, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п.

Напоминать упражнения , развивающие активность речевого дыхания: «Цветочный магазин», «Насос», «Вежливый поклон», «Свеча», «Бумажный кораблик», «Проколотый мяч». Игры на развитие высоты голоса: «Собачка», «Корова», «Жук», «Часы», «Петух», «Самолет», «Плач ребенка». Попробуем выполнить эти упражнения.

Из опыта работы учителя.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведу примеры (участники мастер-класса выступают в роли учеников):

а) На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино.

Спрашиваю, с какой интонацией следует прочитать предложения. Учащиеся по очереди читают предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. После чтения каждого предложения прошу сказать, о чем спрашивается в предложении. После прочтения предложений и данных учащимися четырех возможных вариантов ответа прошу ребят предположить, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце. Затем еще раз прошу прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

б) На доске записано предложение.

Скоро наступит жаркое лето.

Предлагаю учащимся дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

в) Я последовательно и выразительно читаю два-три предложения. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Серебряный туман пал на окрестность.

Я награжу тебя.

Ручьи слез покатились по бледному лицу.

г) На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

  1. Родина – матьумей за нее постоять.
  2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  3. Жить – Родине служить.
  4. Тот герой, кто за Родину горой. 
  1. Честный труд – наше богатство.
  1. Больше дела – меньше слов.
  1. Упустишь минуту – потеряешь часы.

д) Прошу учащихся прочитать записанные на доске или на карточках предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае. Например, чтение данного предложения предполагает такое размещение в нем логического ударения:

  1. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  2. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  3. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.
  4. Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

е) На доске записано предложение: «Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина». Предлагаю прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели задаю следующие вопросы:

  1. Когда читали учащиеся повесть Пушкина?
  2. Кто читал сегодня повесть Пушкина?
  3. Что делали сегодня учащиеся?
  4. Что читали учащиеся сегодня?
  5. Чью повесть читали учащиеся сегодня?

ж) Раздаю учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагаю уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся даю меньшее количество предложений или уже указываю слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Я выразительно читаю отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под моим руководством школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведу примеры (участники мастер-класса выступают в роли учеников):

а) Записываю на доске или раздаю на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагаю выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

  1. Как удивили | его слова | брата!
  2. Как удивили его | слова брата!

 

  1. Как обрадовали | его успехи отца!
  1. Как обрадовали | его успехи | отца!

 

  1. Кабинет | истории школы № 1.
  1. Кабинет | истории |  школы № 1.

 

  1. Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.
  1. Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

 

  1. На днях | готовившие спектакль восьмиклассники | показали свою работу.
  1. На днях готовившие спектакль восьмиклассники показали | свою работу.

 

  1. Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.
  1. Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

 

  1. Я остановился в недоумении, | оглянулся.
  1. Я остановился, | в недоумении оглянулся.

 

  1. Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.
  1. Мой старший брат Коля очень любит футбол.
  1. Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.

 

  1. Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.
  1. Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.

б) Выразительно читаю несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагаю самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

  1. Доброе братство | лучше богатства.
  2. Один в поле | не воин.
  3. Согласье | крепче каменных стен.
  4. Одна пчела | не много меду натаскает.
  1. Доброе братство | лучше богатства.
  1. Один в поле | не воин.
  1. Согласье | крепче каменных стен.
  1. Одна пчела | не много меду натаскает.

в) Раздаю учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

  1. Правда светлее солнца.
  2. Правда дороже золота.
  3. За правое дело стой смело.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Прошу ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Говорю школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

г) Упражнение «Подвал и маленькая мышка»

В подвале одного маленького дома жила-была маленькая мышка. Целыми днями она занималась хозяйством.

Однажды мимо пролетала птичка. Она увидела мышку, которая выглядывала в окошко, и очень удивилась: «Ты такая маленькая, а живешь в таком большом доме? ». Мышка тоже удивилась и ответила: «Разве мой дом большой? А сколько в моем доме этажей? » «Я не считала, - ответила птичка, - но, если хочешь, мы посчитаем вместе. Я полечу вверх и буду называть тебе номер этажа». Тут мышка забеспокоилась: «Ты птичка полетишь высоко, и я тебя могу не услышать». «Не беспокойся, мышка, чем выше буду я лететь, тем громче буду называть тебе номер этажа», - ответила птичка, улетела вверх и начала считать.

«Подвал» - дети произносят низким грубым голосом

«Первый» - повышая тон

«Второй» - ещё повышая тон

«Третий» - ещё повышая тон

«Четвертый» - ещё повышая тон

«Пятый» - и так далее до десятого этажа

«Чердак» - произносят четко, высоким голосом

И полетела птичка обратно к мышке. (Дальше дети считают в обратную сторону, меняя тон голоса от высокого к низкому.)

Прилетела птичка и говорит «Теперь ты знаешь, сколько этажей в доме, в котором ты живешь? » А мышка ответила птичке: «Спасибо тебе, птичка, теперь я знаю, сколько этажей в моем доме. Прилетай еще ко мне в гости, и мы с тобой еще посчитаем!»

Работа над интонацией в повествовательном предложении

Записываю на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепитие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читаю я, а школьникам предлагаю внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса учителя. При чтении голос учителя сначала повышается, а потом понижается.

Далее прошу прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем классе сегодня | будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. После этого два предложения сравниваются.

Совместно делам вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание учащихся на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.

Работа над интонацией в вопросительном предложении

На доске записывается предложение с вопросительным знаком. По телевизору сегодня будет концерт? Учащимся предлагаю по знаку в конце предложения определить, какое оно по интонации. Предлагаю вспомнить, что в вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать, выяснять и т.п. Далее учащиеся должны прочитать предложение, сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за движением голоса.

Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса.

После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.

Работа над интонацией в восклицательном предложении

Пишу на доске предложение: У меня сегодня будут гости! Сначала по восклицательному знаку устанавливаем, что это предложение восклицательное. Учащиеся вспоминают, что восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние, негодование и т.д.). Предлагаю прочесть это предложение с выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня. Затем прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.

После наблюдения за изменениями восклицательной интонации в предложениях говорю о том, что восклицательная интонация очень богата и разнообразна. Восклицательная интонация это не только радость, любовь, гордость, восхищение, торжество, счастье и ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование, досада, горе и бешенство. Следовательно, интонация восклицательных предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает совершенно различной.

Для того, чтобы интерес ребят к выполнению речевых разминок не угасал, постепенно задания усложняю, комбинирую, варианты заданий и ситуации иллюстрирую отрывками из уже изученных, хорошо знакомых и осмысленных учащимися произведений.

При чтении предложений с обращением школьники зачастую не соблюдают знаков препинания (запятая или восклицательный знак), и, как следствие, не могут интонацией выделить обращение. Речевые разминки могут включать в себя следующие задания:

  1. Павел | ходил сегодня в школу?
  2. Павел, | ты ходил сегодня в школу?
  1. Спой, | светик, | не стыдись!
  1. Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?
  1. О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.
  1. Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, | Москва, | я думал о тебе!
  1. Ребята! || Не Москва ль за нами?

Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать учащихся в начальной школе. Работа над выразительным чтением необходима как для более глубокого понимания художественного произведения, так и для лучшего усвоения правил синтаксиса и пунктуации. Проводимая работа над выразительной речью и чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной речи, развитию речевого слуха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

Приемы работы по овладению графическим образом цифры с учащимися начальной школы VIII вида

В данной статье рассматриваются способы преодоления трудностей на уроке математики  по овладению нумерацией  детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у данной категории детей ч...

Приемы работы по овладению графическим образом цифры с учащимися начальной школы VIII вида

В данной статье рассматриваются способы преодоления трудностей на уроке математики  по овладению нумерацией  детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у данной категории детей ч...

« Воспитание мотивации у учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения».

Для оптимизации обучения  школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные  на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий...

Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...