Информационные технологии на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Antonina Smirnova

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) помогают учителю компенсировать отсутствие учебников по предмету.

ИКТ являются действенным наглядным методом обучения, т.к. материал можно показать ярче, доступнее (увеличить, разнообразить..).

Использование интерактивной доски облегчает работу учителя и ученика на уроках, повышает работоспособность и способствует творческой активности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

В настоящее время все больше внимания уделяется использованию информационных коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании. Действительно, ИКТ помогают учителю донести новый материал до учащихся, повышают интерес к уроку. Дети активно участвуют в выполнении заданного упражнения (решении кроссворда, заполнении таблицы, работы с тестом). Информационные технологии способствуют лучшему усвоению материала, так как у наших детей слабо развито воображение, им необходимо видеть и осязать изучаемый объект.

ИКТ относятся к наглядным методам обучения. Эти технологии ярче, доступнее (помогают выделять детали), мобильнее. Обладают возможностью для более интересной подачи изучаемого материала, что повышает динамику проводимого урока. К сожалению, нет учебников по СБО. Сканер (или копир) дает возможность использовать мелкий рисунок, иллюстрации из учебника или печатных изданий, документы в подлинном виде для демонстрации.  Копир (или принтер) размножает раздаточный материал, что способствует возможности всем детям работать с печатным материалом или карточками с индивидуальными заданиями. Эти возможности ИКТ активно используются мною и хорошо воспринимаются учениками.

На  уроках СБО возможности ИКТ необходимо использовать в полной мере, т.к. в наше стремительное время происходит постоянное обновление материала (предметов быта, документации, внешнего облика города) и появляется много новых и интересных предметов быта (объектов), которые активно вторгаются в нашу жизнь. Эти технологии знакомят наших детей с новшествами, помогают быть в курсе текущей жизни и, соответственно, способствуют расширению кругозора и словарного запаса. Дети имеют представление о назначении  новинок, а в дальнейшем имеют возможность пользоваться ими.

Не все ученики по своим психофизическим возможностям могут вместе с классом ездить на социальные экскурсии. ИКТ в таких случаях помогают познакомить учащихся с изучаемыми объектами по фотографиям или иллюстрациям из печатных изданий или с сайтов этих предприятий.

При изучении темы «Авиатранспорт» дети на уроке предварительно знакомятся со службами аэровокзала по фотографиям и видеофайлам. Это помогает ученикам на экскурсии легче воспринимать материал, они лучше ориентируются по «знакомым местам», у них повышается произвольное внимание, на более долгий срок сохраняется материал экскурсии.

В настоящей жизни не все изучаемые предприятия доступны для экскурсий, например: при изучении темы «Промышленные предприятия» используется материал сайтов изучаемых промышленных предприятий района («Северная верфь», «Кировский завод» и др.). Учащиеся  при этом учатся использовать возможности Интернета для поиска нужной информации, учатся ориентироваться на сайтах (закрепляют знания, полученные на уроках ПК).

ИКТ помогают мне заострить внимание учащихся на важных деталях, увеличивая  или выделяя их. Например: знакомясь с темой «Трудоустройство», при изучении  и заполнении электронных бланков (заявления, анкеты, заявки, расписки), выделяя детали и проговаривая их при заполнении, у ребят формируется осознанное понимание значения того или иного документа. Это помогает привлечь внимание к главной мысли задания, т.к. у наших учащихся внимание рассеянное и они могут больше внимания уделять второстепенным деталям.

На данном этапе государственные учреждения все больше внимания уделяют электронной связи, поэтому при изучении темы «Средства связи»,  учащиеся знакомятся с возможностями Интернета для связи с государственными учреждениями, Интернет-магазинами, получения информации на сайтах организаций и предприятий.  Для этого, каждый пользователь должен иметь свой электронный адрес, поэтому я рассказываю, что можно создать свой почтовый ящик.

Работа с интерактивной доской помогает показать детям, как создается интерьер жилья, при изучении темы «Жилище». Ученики с удовольствием создают из заданного набора мебели свой интерьер. Кроме этого весь класс активно обсуждает, получающийся интерьер товарища. Безучастных ребят, как правило, не бывает. Заполнение таблиц, решение кроссвордов, выполнение тестовых работ все это заставляет ребят думать, работать. Творческая  работа привлекает детей и способствует активизации их мыслительной и познавательной деятельности.

Сейчас практически во всех семьях родители используют компьютер для работы или для личных целей. Наши дети тоже активно используют компьютер для своих учебных и развлекательных целей. В этой связи детям интересно выполнять задания на компьютере, разработанные мною, готовить творческие работы, подбирая иллюстрации и текст в Интернете. Все это, несомненно, способствует их активному участию на уроке. Кроме этого, детям интересно знакомиться с другими возможностями Интернета, что также способствует их социальной адаптации.

Таким образом, информационные технологии, используемые на уроках СБО, позволяют нашим ученикам с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться в социум и не чувствовать себя ущербными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии воспитания экологического мировоззрения у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома.

Понятие «экологическая культура»  или «экологическое мировоззрение» включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты З...

Использование игровых и коррекционных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие интелектуальных способностей детей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Например, более интенсивное развитие логического мышления, внимания и памяти...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Статья включает в себя технологии нейропсихологической коррекции, общие рекомендации и упажнения....

Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере ...

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"

1,7 млн. детей, проживающих в РФ, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. К данной категории относятся и дети с нарушениями интеллекта. Подавляющее большинство учащихся шко...

Мастер – класс «Использование технологии критического мышления при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает разработку содержания и технологий, определяющих пути и способы достиже...