Устный счет как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе.
статья на тему

Стрельникова Галина Николаевна
УСТНЫЙ СЧЁТ
как  средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках математики  в коррекционной  школе.
(из  опыта  работы)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ust._schet_k.doc101.4 КБ

Предварительный просмотр:

                        ГБОУ РМЭ «Нартасская школа – интернат»

УСТНЫЙ СЧЁТ

как  средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках математики  в коррекционной  школе.

(из  опыта  работы)

Выполнила:  Стрельникова  Г.Н.

учитель математики

п. Нартас

2017

 

Устный счёт как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках математики  в коррекционной  школе

      Математика является одним из важнейших предметов обучения  детей  с  умственной  отсталостью и именно с ней они встречается каждый день в своей жизни. В задачи учителя математики специальной (коррекционной) школы VIII вида  входит формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков, преодоление равнодушия, инертности  мышления   умственно отсталых детей, а самое главное - подготовка их к самостоятельной жизни.

Опытный учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала удался,  и  чтобы  ученики были активны с первых   минут  урока.  А  задания, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, подготовят  детей к восприятию нового материала, к решению далее предложенных задач и упражнений.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида плохо ориентируются в новых условиях, не умеют найти наиболее рациональные пути решения поставленных задач, у них отсутствует понимание связи теории с практикой, нет уверенности в своих силах, а между тем по окончанию школы умственно отсталого школьника ждет работа в  обществе, в быту, где часто возникает потребность в устном вычислении. Всё это усиливает практическое  значение упражнений устного счета на уроках математики. Они должны служить развитию и укреплению навыков устного счета, возбуждать в детях интерес к вычислениям,  воспитывать сообразительность и находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны личности у учащихся коррекционных  школ развиты очень слабо. В ходе упражнений по устному счету хорошо организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные интересы, обеспечивается усвоение нового материала. Из  опыта работы видно, что устный счет также оказывает  огромное влияние на продвижение умственно отсталых учащихся в общем развитии, на становление их личностных качеств, на подготовку к социальной и трудовой адаптации.

         Задания по устному счету строятся на числовом материале, который подбирается в соответствии с программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, с учетом математических способностей каждого класса и отдельного ученика. В пятом и шестом классах – устный счет в пределах 100 и 1000. В седьмом классе в пределах 1000 и 10000. В восьмом и девятом классах в пределах 100000. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.  

Существует несколько взглядов на методы подбора устных упражнений, их цели и задачи. Например,  Хилько А.А. считает, что устные упражнения должны находиться в тесной связи с основной темой урока, подчиняться его целевой установке. Они должны дополнять  ту часть урока, которой подчинены.

Сегалевич Е.Ф. указывает, что устный счет может иметь другие цели: закрепление пройденного, подготовка учащихся к восприятию нового, повторение пройденного материала.

В действительности же учитель сам должен ставить цели и задачи устного счета с учетом тех или иных особенностей класса. Опыт подсказывает, что для развития интереса у детей к устному счету учитель должен разнообразить виды упражнений. Для этого нужно заранее представлять себе, каким образом можно хотя бы на небольшой срок удержать неустойчивое внимание на нужном материале, как вызвать положительное отношение к уроку. Экспериментально доказано, что умственно отсталые дети запоминают тот материал, который вызывает у них эмоциональных отклик, побуждает к переживанию.

Правильное  проведение  устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о  величине и форме предметов, о расстоянии между ними и т. п.

При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся, т.к. один ученик считает правильно, другой ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и допускает ошибки.

    При планировании  учитель должен  учитывать, что  основными  целями данного этапа урока   является:  

  1. достижение  поставленных целей урока;
  2. развитие  вычислительных навыков;  
  3. развитие устной речи учащихся, приучение их к умению вести дискуссии;
  4. расширение  знаний учащихся об окружающем мире;
  5. воспитание чувства товарищества и взаимовыручки; формирование навыков культурного поведения.

    Так как  устный счёт это этап урока, то он имеет  и свои задачи:

  1. воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для работы  на  уроке;
  2. контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
  3. психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;    
  4. повышение познавательного интереса.

Кроме  того,  при проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  1. упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  2. задания должны быть разнообразными;
  3. тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее;
  4. к устному счету должны привлекаться все ученики;
  5. при проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки.

       Для  проведения  устного счета   можно  подобрать задания  следующего  характера:

  1. задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.
  2. задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,  посчитайте сколько линий.
  3. задания на развитие наблюдательности. Например, найдите закономерность, что лишнее?
  4. устные упражнения с использованием дидактических игр.
  5. задания на вычисления;
  6. задания на смекалку. Например,  решите задачу: за неделю курица снесла 6 яиц, а петух – 4 яйца. Сколько всего яиц снесли за неделю?
  7. простые арифметические задачи.

Для     эффективного   использования  устных  упражнений,  нужно  правильно определить их место в системе формирования понятий и навыков.                     Виды упражнений для устных вычислений:

1). Нахождение значений математических выражений.

    Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать    числовые математические выражения и буквенные, при  этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение   полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите  сумму  чисел  100 и 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100 минус 9; 100 минус 9;

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность;

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

 Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

 Выражения могут включать одно и более действий, например:

    47 + 23 – 56=              400: 8 · 5=   и  др.

 Могут быть со скобками или без скобок: (90 – 42) : 8=  или  90 – 42 : 6=

 Также выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными

числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-400)

 и т.д., с  величинами, полученными при измерении  2м -15см.  

   Выражения можно давать и в форме таблицы:

Уменьшаемое

120

104

133

144

Вычитаемое

80

14

10

20

Разность

?

?

?

?

  Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

2). Сравнение математических выражений.

   Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо

установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше:          Например:      20+7…20+5     или      20·8…18·10                      

      Главная цель  таких упражнений  – способствовать  усвоению    теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3). Расставить знаки действий  или числа:

      20 ? 30=50        90+?=100

      80 ? 40=40        70-?=40

4). Найти неизвестное слагаемое:   200+ х=237,  27+х= 627.

      Как найти неизвестное слагаемое?

 5).Для устной работы предлагаются и простые   арифметические задачи. Они  включаются с целью выработки умений решать задачи.

    Задача: В школе- интернате заготовили 775 кг квашеной капусты, а свежей на 75 кг меньше. Сколько кг свежей капусты заготовили в школе- интернате?

   6).Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

    7).Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например,  посчитайте сколько линий.

   8).Задания на развитие наблюдательности: найдите закономерность, что лишнее?

    9).Устные упражнения с использованием дидактических игр.

 В  целом устный счет по внешним формам может быть разделен на 3 группы:

  1. Счет в уме, когда учащиеся воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не пользуются пособиями. Это слуховые упражнения.
  2. Запись учителем примеров на доске, в то время как учащиеся решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это зрительные упражнения.
  3. Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных пособий.  Учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-слуховые упражнения.

У детей с умственной отсталостью наблюдаются нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не сосредоточено. Для большей эффективности занятия по устному счету нужно использовать зрительно-слуховые упражнения.

     Таким образом,   устный счет активизирует познавательную  деятельность учащихся  на уроке, он способствует общему развитию ученика. При их выполнении активизируется и  развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала и  в-четвертых, он повышает интерес  учеников  к  математике.

                                               Литература

  1. Ф.Р. Залялетдинова Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5-9 классы, -М.:ВАКО,2007,-128 с.-(Мастерская – учителя).
  2. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя/ М.Ю. Шуба.- М.: Просвещение.
  3. М.Н.Перова, В.В. Эк  Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе, Москва «Просвещение» 1993.
  4. Некоторые вопросы обучения и воспитания  учащихся вспомогательной школы: Йошкар-Ола. 1993 год.
  5.  Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Под      редакцией В.В. Воронковой. Книга для учителя./ Москва «Школа – Пресс», 1994.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в коррекционной школе 8 вида.

 Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. В ...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики на примере урока алгебры в 8-м классе

Цель:повторить, обобщить полученные знания по теме "Квадратные уравнения"; учить проводить сравнительный анализ, делать выводы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Статья "Устный счёт как метод активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики"

Вашему вниманию представляются размышления автора по поводу активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики с помощью устного счёта, занимательных заданий, дидактических игр и др...

Эффективный урок. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики...