Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня
статья по теме

Гаева Елена Николаевна

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня».

Выступление на МО

Гаева Е.Н. воспитатель

Сегодня, как никогда прежде, особую роль в современной жизни, а также жизни наших будущих поколений стала играть экология, и все, что с ней связано. Краткое определение экологии как науки заключается в изучении взаимодействия всех живых организмов на планете. На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Исходя из этого, соответственно возросло и теоретическое значение экологии как науки, а соответственно и значение экологического воспитания и образования школьников, ведь будущие талантливые теоретики и практики, которые будут заниматься экологической безопасностью нашей планеты, сидят сегодня за школьными партами.

В чем же заключается экологическое воспитание и образование? Прежде всего, в том, что это процесс образования, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий. Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности. Соответственно, экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.

5 На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

  • массовые,
  • групповые,
  • индивидуальные.

Массовые: работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

Групповые: клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные: деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка. 

Этапы процесса экологического образования можно обозначить следующими ступенями:

 Первая ступень. Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;

- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;

- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней. 

9 Основные методы и формы организации изучения:

  • рассказ
  • беседа,
  • сюжетная игра «Экологический светофор»,
  • ребусы,
  • кроссворды,
  • рисунки,
  • творческие рассказы,
  • стихотворения,
  • экологические сказки,
  • различный демонстрационный материал.

10Вторая ступень. Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте:

- от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо);

- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

- собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

-бережное отношение к предметам быта по собственной воле.

участие в созидательной деятельности взрослых. 

Основные методы и формы организации:

«Письмо зеленому другу»,

«Секретный разговор»,

«Лес благодарит и сердится»,

«Радости и огорчения»,

экскурсии, проведение опытов,

наблюдения в природе за деревьями и кустарниками,

наблюдения за птицами на кормушке,

наблюдения за ростом и развитием комнатных растений,

фенологические наблюдения,

сбор гербария, тесты,

экологический тренинг «Экологическая этика». 

12 Третья ступень. На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:

- анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;

- осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;

- действенной заботой о представителях животного и растительного мира;

- воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. 

Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

— расширение экологических знаний;

— повышение экологической культуры;

— развитие потребностей гармоничного общения с природой;

— обогащение кругозора детей;

— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

— привитие бережного отношения и любви к природе.

Для решения названных задач занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию объединены в цикл «Зелёная неделя».

Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:

1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

4-й – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по патриотическому воспитанию учащихся 5-9 классов с использованием современных образовательных технологий на основе краеведческого материала (методические рекомендации)

            Основная идея  методических рекомендаций  состоит в оптимальном сочетании видов  современных технологий в процессе патриотичес...

Организация работы по экологическому воспитанию на уроках математики

В работе описываются актуальность, цели, задачи экологического воспитания на уроках математики при помощи применения  текстовых задач с экологическим содержанием в 7-9 классах....

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"

Презентация к докладу "Организация работы по экологическому воспитанию учащихся на уроках математики"...

Организация работы по трудовому воспитанию учащихся 6 класса.

Заметки из опыта работы классного руководителя. Организации работы по трудовому воспитанинию учащихся 6 класса....

Игровая технология в системе работы по экологическому воспитанию учащихся 9-х классов.

Статья, освещающая роль применения игровой технологии на уроках английского языка при работе с экологическим воспитанием учащихся средней ступени обучения....

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся (из опыта работы)

Приводится опыт работы по экологическому  воспитанию  учащихся на уроках химии...

Социальный проект как форма организации работы по нравственному воспитанию учащихся

Я уже больше десяти лет заниаюсь социальным проектированием со школьниками. Мы уже не один раз участвовали в городских и районных конкурсах. Это замечательный опыт и для учащихся и для педагогов.Такая...