Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня
статья по теме

Гаева Елена Николаевна

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня».

Выступление на МО

Гаева Е.Н. воспитатель

Сегодня, как никогда прежде, особую роль в современной жизни, а также жизни наших будущих поколений стала играть экология, и все, что с ней связано. Краткое определение экологии как науки заключается в изучении взаимодействия всех живых организмов на планете. На современном этапе развития человеческого общества, когда в результате научно-технической революции усилилось его воздействие на биосферу, практическое значение экологии необычайно возросло. Исходя из этого, соответственно возросло и теоретическое значение экологии как науки, а соответственно и значение экологического воспитания и образования школьников, ведь будущие талантливые теоретики и практики, которые будут заниматься экологической безопасностью нашей планеты, сидят сегодня за школьными партами.

В чем же заключается экологическое воспитание и образование? Прежде всего, в том, что это процесс образования, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

Главная цель экологического образования - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий. Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности. Соответственно, экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.

5 На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на:

  • массовые,
  • групповые,
  • индивидуальные.

Массовые: работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, экологические фестивали, праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

Групповые: клубные, кружковые занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные: деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, фотографирование, рисование, лепка. 

Этапы процесса экологического образования можно обозначить следующими ступенями:

 Первая ступень. Первая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт:

- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;

- первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо - плохо); обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний;

- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;

- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней. 

9 Основные методы и формы организации изучения:

  • рассказ
  • беседа,
  • сюжетная игра «Экологический светофор»,
  • ребусы,
  • кроссворды,
  • рисунки,
  • творческие рассказы,
  • стихотворения,
  • экологические сказки,
  • различный демонстрационный материал.

10Вторая ступень. Вторая ступень связывается со следующими приобретениями в личном опыте:

- от простого наблюдения - к наблюдению - анализу (почему хорошо и почему плохо);

- соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу;

- собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды;

-бережное отношение к предметам быта по собственной воле.

участие в созидательной деятельности взрослых. 

Основные методы и формы организации:

«Письмо зеленому другу»,

«Секретный разговор»,

«Лес благодарит и сердится»,

«Радости и огорчения»,

экскурсии, проведение опытов,

наблюдения в природе за деревьями и кустарниками,

наблюдения за птицами на кормушке,

наблюдения за ростом и развитием комнатных растений,

фенологические наблюдения,

сбор гербария, тесты,

экологический тренинг «Экологическая этика». 

12 Третья ступень. На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием:

- анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния;

- осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде;

- действенной заботой о представителях животного и растительного мира;

- воплощением своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. 

Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

— расширение экологических знаний;

— повышение экологической культуры;

— развитие потребностей гармоничного общения с природой;

— обогащение кругозора детей;

— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

— привитие бережного отношения и любви к природе.

Для решения названных задач занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию объединены в цикл «Зелёная неделя».

Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:

1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

4-й – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.