Эссе "Я-педагог"
материал по теме

/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ  «Я - ПЕДАГОГ»

учителя-логопеда Васильевой Светланы Геннадьевны

 «Каждый ребенок с особенностями

в развитии  исключительно  уникален , индивидуален».

«Мои истинные учителя – опыт и чувство».

            Раздумья на тему «Я – педагог» – это повод взглянуть на свою профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность. Этому делу отдано более тридцати лет моей  жизни.

           Совсем юной девочкой, я  любила играть с малышами, проявляя заботу и участие в их жизни. Мои детские организаторские способности проявлялись в том, что в нашей небольшой квартире собирались все соседские дети, которым на «сцене проигрывались спектакли» с использованием  самодельных игрушек. Соседи-родители  всегда знали, где «пропадают» их малыши.

           Еще в восьмом классе, наш классный руководител , учитель русского языка, предложила написать сочинение на тему   будущей профессии. Хорошо помню, что я,  как и многие девчонки тех лет,  написала сочинение о профессии педагога.

            Свою педагогическую деятельность  начала в детском саду,  где наряду с обычными дошкольными группами функционировала группа для детей с речевыми нарушениями. Количество таких  групп в нашем учреждении с каждым годом  увеличивалось. Впоследствии наше дошкольное учреждение приобрело статус специализированного детского сада для детей с особыми образовательными потребностями. Именно в нем,  впервые оказывалась помощь детям не только с речевыми проблемами, но и детям с интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом.

             Работая с детьми, имеющими особый статус здоровья, я поняла, что мне просто необходимы  дополнительные знания в области медицины, специальной психологии, невропатологии, нейропсихологии, отоларингологии, офтальмологии и  других смежных дисциплин. Поэтому, имея высшее педагогическое образование, получила дополнительную специальность «Дефектология» в Москве.

              Невозможно отразить в своем эссе сущность и значимость моей  профессии  учителя - дефектолога, учителя – логопеда. Но постараюсь максимально кратко изложить мои взгляды, заложив   основные понятия, отражающие мои размышления,  в аббревиатуру слова ПЕДАГОГ.

            П – поиск. 

Мне импонирует  высказывание Алексея Менялова: «К замочку бывает только один ключик. Тем более, если замочек хитрый».  

           Дефектолог,  логопед,  обязан быстро найти этот «ключик». Причем у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья «замочков» огромное множество, а значит, сущностью педагога, работающего с таким ребенком,  несомненно, является постоянный поиск «ключиков». И какое счастье, когда все эти «замочки»  легко открываются при помощи новых идей, приемов  и методов!        

            Е – единство. 

           В моей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  неоценима целостная система взаимодействия  всех звеньев образовательного процесса, участвующих в воспитании и обучении ребенка.

            Для выявления оптимальных механизмов компенсации имеющихся недостатков у ребенка необходимо наиболее точно определить проблему, а в этом мне помогают узкие специалисты (неврологи, отоларингологи, офтальмологи, ортопеды, психологи, хирурги, детские психиатры и т.д.). Без них результат будет либо минимален, либо невозможен.

           Д – доверие, добро, душа. 

          Общение с ребенком должно быть доверительным, насыщенным теплом, пониманием, положительными эмоциями, радостью.

          Моя бабушка (учитель начальных классов) часто  говорила: «Душа ребенка чиста, как снег, И писать на ней надо белой палочкой. Проведешь один раз черной палочкой, уже всю душу замараешь…». Полностью согласна со своей бабушкой  и уверена, что «белая палочка» – должна быть в руках каждого, принимающего участие в воспитании ребенка   (педагогов, родителей и членов семьи).  

        А – абилитация. Не сомневаюсь , что рано начатая коррекционная работа с детьми  из «группы риска» даёт более высокий результат. Особый акцент делаю на тщательную диагностику ВПФ детей , имеющих в анамнезе поражения центральной нервной системы. Поэтому актуальным всегда считаю раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития детей, своевременное консультирование родителей.

         Г – гармония. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как правило,  отсутствует чувство гармонии. И моя задача развить чувство  этой  гармонии в каждом ребенке.

          Работая с «особенными детьми» практически всю свою жизнь,  не перестаю удивляться  тому, что моя профессия так гармонично сочетает в себе милосердие медицины, мудрость педагогики  и  прозорливость психологии.

         О – оптимизм.  Стараюсь в каждом ребенке найти то особенное, чем он может гордиться, раскрыть все его потенциальные возможности, которые в будущем обязательно приведут его к нужному успеху. Моё стремление дать возможность ребенку поверить в свои силы, понять, что он уникален, талантлив и успешен. Ведь в каждом ребенке горит особый огонёк! Моя задача  не дать погаснуть этому огоньку, вселить надежду в успех.

        Г – гуманность. Мне близка по своей сути гуманистическая педагогика Ш. А. Амонашвили: Любить ребенка. Любовь  – это человеческое солнце.  Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которой невозможно воспитать гуманную душу человека.

          Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства.  В общении с ребенком я стараюсь обеспечить ему душевный комфорт и равновесие, прожить в ребенке свое детство.  Дети принимают  мою любовь, дарят её мне.

          Завершить своё эссе мне хочется  следующими строчками своих размышлений:

Я  педагог-профессионал.

И мой богатый арсенал-

«ариаднина нить» -  поможет:

«РЫБКЕ» – говорить,

«ЗАЙЧОНКУ» – прыгать и шутить,

«КОТЁНКУ» – слышать, понимать,

«ЛАПУЛЕ» – всё запоминать,

«ЛЮБИМКЕ» – мыслить, наблюдать,

А «СОЛНЫШКУ» – светить, сиять!

РОДИТЕЛЯМ   – привить вниманье,

Глубокое взаимопониманье,

Терпенье, кропотливый труд,

Которые - всё «перетрут».

Всё это, «вкупе», несомненно

К УСПЕХУ приведёт…, но НЕ МГНОВЕННО!