Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
рабочая программа на тему

перспективное планирование, работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующая МКДОУ ДС № 60

г.о. Нальчик

_______________________ /Кашежева О.А./

«______» _________________2017 г.

Рабочая программа

по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

учителя-логопеда

 Суровцевой Юлии Николаевны

на 2017-2018 учебный год

Содержание

Пояснительная записка    ……………………………………………….  

Введение ………………………………………………………………….

Перспективное планирование ………………………………………….

План- программа  взаимодействия с родителями …………………..

Список  литературы ………………………………………………………

Пояснительная записка

           Готовность ребенка   к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как  развитый речевой слух, который лежит  в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков  ( что обеспечивает  правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и  умение  соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.

            В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письма). Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме готовности детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой показало, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы.

Цель занятий: Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.

Задачи: 

  • познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
  • Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
  • Обучать звукобуквенному анализу слов.
  • Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  • Развитие координации движений с речью.

             Основной принцип работы.

В основе  программы лежат следующие принципы:

  • Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  • Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
  • Принцип комплексности.  Развитие  ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие    одной познавательной функции (например, речи)  определяет и    дополняет развитие других.

Законодательное и научно – методическое обеспечение программы.

  • Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» с изменениями и дополнениями (действующая редакция от 01.12.2012);
  • Конвенция о правах ребенка 20.11.1989 г.;
  • Образовательная программа МКДОУ ДС № 60
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г.

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. В группе для детей с нарушением речи проводятся групповые занятия  2 раза в неделю по развитию речи и 2 по подготовке к обучению грамоте.  Индивидуальная работа с детьми проводится ежедневно.

Ожидаемый результат:

Ребенок должен:

  • Знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
  • иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • иметь первичные навыки послогового чтения;
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  букв, слогов, слов  в пределах программы;
  • иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
  • уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном;
  • быть психологически подготовленным к школьному обучению.

Введение

        Данная программа основывается на  основе образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др., и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Агранович  З.Е., .Ф. Марцинкевич, О.Н.Лиманской, Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.

Данная программа дает возможность через систему педагогических мероприятий приблизить ребенка к уровню развития, которому соответствуют дети, поступающие в школу.

         Материал, предлагаемый в программе, расположен с постепенным усложнением, с повторениями.

Каждое занятие, включает задачи  направленные на развитие:

  • Фонематического восприятия;
  • Навыков звукового анализа;
  • Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, моторной).
  • Произвольного и непроизвольного внимания.
  • Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
  • Творческого воображения.
  • Формирование позитивной мотивации к обучению грамоте.
  • Мелкой моторики рук.

Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах. Определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук. Дети знакомятся с материализованными моделями слов – схемами.

При подготовке к овладению грамотой важен весь процесс речевого развития дошкольников в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, сформированность фонематических процессов и развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки. Это основные критерии готовности ребенка к овладению грамотой.

         При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделены следующие направления работы:

– комплексное развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматический строй речи, связной речи;

         – подготовка к обучению грамоте:

a)  Дать представления о предложении (без грамматического определения).

б) Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.

в) Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части.

г) Учить составлять слова из слогов (устно).

д) Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Наряду с основной программой для МКДОУ  используются программы коррекционного обучения для детей с нарушениями речи, по которым ведётся работа в нашем детском саду в логопедической группе:

  • «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
  • «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н. В.

Работа охватывает все стороны речевого развития, предусматривает подготовку руки дошкольника к письму. Правильно построенная коррекционная работа способствуют повышению уровня готовности.

Обучение грамоте  включает несколько этапов:

- подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;

- основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа.

1. Сформировать у детей действия протягивания, пропевания звука в слове.

2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.

3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов.  

    Учить различать их на слух.

4. Введение терминов "звук" и "слово".

5. Научить называть слова с заданным звуком.

6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап 

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела.

  1. Знакомство со звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

1 раздел. Знакомство со звуками и буквами русского языка.

Задачи.

1)Дать представление о звуках русского языка.

2)Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.

3)Показать детям связь звука с буквой.

4)Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

1)Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

2)Учить детей определять позицию звука в слове.

3)Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки

4)Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- называние изолированного звука;

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников – сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Начинать звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков; затем переходить к словам состояших из 4-х звуков. После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков.

Раздел 3. Обучение чтению

Задачи.

1)Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.

2)Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).

3)Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.

4)Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла  прочитанного.

5. Научить самостоятельно, работать со схемой слова и предложения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

1)Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.

2)Развитие мелкой моторики рук.

3)Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.).

Изучение готовности к овладению грамотой осуществляется путем проведения специальной методики Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» и «Педагогической диагностики развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.

Для оценки результатов исследования состояния речи используется количественная и качественная обработка результатов.

Перспективное планирование

I период (сентябрь-ноябрь)

Сроки проведения

тема

Задачи, цели занятия

Виды деятельности

сентябрь

3-я неделя

Гласные и согласные звуки.

Знакомство с гласными и согласными звуками; запись звука схемой; учить выражать эмоции мимикой; развитие речи в инсценировке

Игры и игровые приемы по развитию фонематического слуха.

Звук [а],

 буква а

Характеристика, артикуляция звука (гласный). Познакомить детей со звуком [а] и буквами А, а; учить выделять звук из ряда других звуков и слов; учить печатать буквы А,а. 

Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе в  клетку.

Выкладывание буквы из палочек, штриховка и прочее (О. Крупенчук «Учим буквы»)

Нахождение буквы А среди других букв. Печатание буквы А.

4-неделя

Звук [у], буква у

Характеристика, артикуляция звука (гласный). Учить выделять звук [у] из речи; познакомить с буквами У, у; развивать фонематический слух. Закреплять умение определять позицию звука У в слове (по предметным картинкам)

.Графический диктант как средство формирования навыка ориентации на тетрадном листе.

Выкладывание буквы из палочек; штриховка и прочее (О. Крупенчук «Учим буквы»)

Нахождение буквы У среди других букв. Печатание буквы У.

Звуки[а], [у],

 буквы А - У

Совершенствовать навык деления слов на слоги; развивать фонематический слух. Активизировать умение различать звуки А-У. Учим звуковому анализу и синтезу слов «ау», «уа».

Игра «Доскажи словечко». Нахождение буквы У - А среди других букв; учить выделять звуки из ряда гласных звуков; чтение и печатание слогов ау-уа

октябрь

1-я неделя

Звук[о] , буква о

Характеристика, артикуляция звука (гласный).Познакомить детей со звуком [о] и буквами О, о; учить выделять звук из ряда других звуков и слов;

Игра «4-ый лишний» (знакомство с темой)

Нахождение буквы О среди других букв. Печатание буквы О. (Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы»)

Звук [м], буква м

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий); Познакомить с буквой М. Придумывание детьми слов с новым звуком. Определение позиции звука в словах. Познакомить со звуко – слоговой  схемой слова. Звуковой анализ слова «мама».

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Выкладывание буквы из палочек.

Нахождение буквы М среди других букв. Печатание буквы М.

2- неделя

Звуки М, Мь

Характеристика (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «М» - «Мь».

Игра «Измени слоги». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы»

Звук [х],  буква х

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой) Познакомить с буквой Х. Закрепить навык деления слов на слоги. Упражнять в чтении слогов типа «АХ», «ХА», чтение слова «МУХА».

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Преобразование слогов, слов

Печатание буквы Х;чтение слогов, слов из 3-4 букв.

3-я неделя

Звуки Х,Хь

Характеристика (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «Х» - «Хь».

Игра  «Синий- зелёный». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы»

Звук [и],

буква и

Характеристика, артикуляция звука (гласный)

Познакомить детей со звуком [и] и буквами И, и; определять позицию звука в слове; научить отличать звук на слух и по артикуляции от других. Совершенствовать навык деления слов на слоги.

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Подбор слов со звуком [и]. Печатание букв И, и, слов Иа-иа!

Игра «Угадай звук», «Эхо»

4-я неделя

Звук [ы], буква ы

Характеристика, артикуляция звука (гласный)

Познакомить с буквой Ы; продолжать учить определять позицию звука в слове

Игра «Угадай звук»;  придумывание слов с новым звуком; игра «Чего не стало»

Печатание букв Ы, слога мы

Звуки [и], [ы],

буквы и,ы

Закрепить умение определять позицию звуков И, Ы в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Сравнение букв И-Ы.

Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове.

Игра «Твёрдо - мягко», «Наоборот». Звуковой анализ слов: кит, пых.

Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы»

ноябрь

1-я неделя

Звук [н],

буква  н

Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Н. Упражнять в чтении слогов типа «АН», «НА», чтение слов типа «Нина».

Практическое усвоение правила написания имен.

Преобразование слогов, слов.

Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. (О. Крупенчук «Учим буквы»)

Печатание буквы Н.

Чтение слогов, слов из 3-4 букв

Звуки Н, Нь

Характеристика звука (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Познакомить с твердым и мягким звуками [н] - [н’].  Развитие фонематического слуха.

ИГРА «Где находится звук?». Печатание слогов: на, но, ну, ны, ни

2- неделя

Понятие о предложении

Знакомство со схемой предложения. Составление предложений. Закрепить с детьми пройденный материал; дать понятие, что такое предложение.

Игра «Составь предложение», «Назови букву»; запись предложения схемой.

2- неделя

Звук[п],

 буква  п

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове.

Учить  составлять предложения с заданным словом.

Познакомить с буквой П. Упражнять в чтении слогов типа «АП», «ПА», чтение слов типа «пух».

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Преобразование слогов, слов.

Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. (О. Крупенчук «Учим буквы»). Печатание буквы П.Чтение слогов, слов из 3-4 букв.

3-я неделя

Звуки П, Пь

Характеристика звука. (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Закрепить умение определять позицию звуков П, Пь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух).  Активизировать умение различать звуки «П» - «Пь».

Игра «Добавь словечко». Печатание слогов: па, по, пу, пы, пи. Звуковой анализ слова «пух», игра «Наоборот»

Звук [т], буква т

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Закрепить навык деления слов на слоги.

Закрепить умение составлять предложения с заданным словом.

Познакомить с буквой Т. Упражнять в чтении слогов типа «АТ», «ТА», чтение слов типа «Тим», «тина».

Игра «Доскажи словечко». Преобразование слогов, слов. Печатание буквы Т. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. (О. Крупенчук «Учим буквы»), игра «Посчитай»

4-я неделя

Звуки Т, Ть

Познакомить с твердым согласным звук [т], мягким согласным звук [т’], учить различать их на слух. Закрепить умение определять позицию звуков Т, Ть в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух)

Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Печатание слогов: та,то,ту,ти,ты. Звуковой анализ слова «тина»

Звук [к],  буква к

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Познакомить с буквой К.

Упражнять в чтении слогов типа «АК», «КА», чтение слов типа «ком», «мак».

Игра «Доскажи словечко». Печатание буквы К. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр.( О. Крупенчук «Учим буквы»)

Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Составление предложений по схеме из 2х слов.

II период (декабрь- февраль)

декабрь

1-я неделя

Звуки К,Кь

Познакомить с твердым согласным звук [к], мягким согласным звук [к’]; учить различать их на слух. Активизировать умение различать звуки «К» - «Кь».

Печатание слогов: ка,ко,ку,ки,кы. Звуковой анализ слов «мак», «маки». Игра «Добавь словечко», «Повтори»

Звук [с],  буква с

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой). Познакомить с буквой С.

Упражнять в чтении слогов типа «АС», «СА», полный анализ слов типа  «СОМ». Работа со схемой предложения.

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Преобразование слогов, слов.( О. Крупенчук «Учим буквы»)

Печатание буквы С.

Чтение слогов, слов из 3-4 букв.

2- я неделя

Звуки С,Сь

Характеристика звука (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким) Познакомить с твердым согласным звук [с], мягким согласным звук [с’]; учить различать их на слух

Игра «Составь предложение», Игра «Наоборот». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы»

Звук [з],

буква з

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Закрепить умение составлять предложения с заданным словом.

Познакомить с буквой З.

Упражнять в чтении слогов типа «АЗ», «ЗА», чтение слов типа «замок».

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове, игра «Третий лишний»

Преобразование слогов, слов. Печатание буквы З.

Чтение слогов.

Чистоговорки.

3-я неделя

4-я  неделя

Звуки З, Зь

Познакомить с твердым согласным звук [з], мягким согласным звук [з’]; учить различать их на слух и на письме; развитие фонематического слуха

Игра «Кто внимательный?»; « Добавь слог»

Повторение пройденного материала: совершенствование навыка чтения слогов, слов, составления предложений с заданным словом, несколькими словами, графические и буквенные диктанты.

январь

1-я неделя

Каникулы

2- я неделя

Звук [ц],

буква  ц

Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда твердый). Знакомство с буквой Ц, учить находить данную букву среди других. Закрепить умение определять позицию звука Ц в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух).

Упражнять в чтении слогов типа «АЦ», «ЦА»

Учить находить данную букву среди других. Выкладывание буквы из счетных палочек, штриховка (О. Крупенчук «Учим буквы»). Закрепить навык деления слов на слоги. Чтение сказки Г. Юдина «Цыпленок Цып»

Дифференциация звуков

С – З – Ц

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С-З-Ц], в слогах, в словах, фразах:

1)развивать фонематический слух; учить выделять звуки из звукового потока.

2)​  Определять звук в начале, середине и в конце слова.

3)​ Звуковой анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: са-ца, сы-зы, зо-цо.

Различение слов – квазиамонимов: сабля – цапля, суп – зуб, свет – цвет и слов близких по звучанию кольцо – колесо

игра «Найди букву»; игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове; звукобуквенный анализ слов - ЗИМА – СИМА

3-я неделя

Звук [д], буква  д

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий).  Знакомство с буквой Д, учить находить данную букву среди других. Упражнять в чтении слогов типа «АД», «ДА», чтение слов типа «дом», «дым», «дымок». Звуко – слоговой анализ слогов и слов «дом», «дым». Работа со схемой предложения.

Отгадывание загадок. Игра «Доскажи словечко». Беседа «У кого какой дом» Чтение прямых, обратных слогов, слов и предложений: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, ДЫМОК, ДОМИК. У ДОМА ДЫМОК.

Преобразование слогов, слов. Печатание буквы Д.

Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Чтение предложений из 3- х слов

Звуки Д,Дь

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух; развивать память, внимание, мышление.

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.  Выделение звука [д], [д’] Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». Печатание слов ДОМ, ДОМИК

4-я  неделя

Звук  [б], буква б

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Б.

Упражнять в чтении слогов типа «АБ», «БА», чтение слов типа «бантик» (упражнять в чтении слогов со стечением согласных). Работа со схемой предложения

Придумывание детьми слов с новым звуком;  игра «Доскажи словечко». Преобразование слогов, слов. Выкладывание слогов, слов из букв разрезной азбуки: БАК,  БОК, БЫК,  ДУБ, БОБИК, БАНТИК. У БАБЫ БИНТ. У ДУБА КАБАН. Беседа «Как появились буквы?»

Звуки Б, Бь

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким)

Закрепить умение определять позицию звуков Б, Бь в словах (по предметным картинкам, с использованием схем и на слух). Активизировать умение различать звуки «Б» - «Бь».

Игра «Наоборот», «Бим и Бом». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы». «Где находится звук?»

февраль

1-я неделя

Дифференциация звуков

 Т-Д

Закреплять навыки различения и произношения звуков по мягкости – твердости в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух

Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: ТА – ДА, ТО – ДО.

Различение слов – квазиамонимов: ТОЧКА – ДОЧКА, ТЕНЬ – ДЕНЬ, ВОДА – ВАТА.

Придумывание детьми слов с заданным  звуком; игра «Найди букву»; игра «Доскажи словечко», игра «Кто это?», «Наоборот».

Дифференциация звуков

Б-П

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б] - [П], в слогах, в словах, фразах и их мягких вариантов; развивать фонематический слух;

Различение слов-квазиамонимов и слов близких по звучанию: суп-дуб.

Закрепление навыков чтения и печатания слов.

Игра «Доскажи словечко», «Слушай внимательно». Звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: ПА– БА, ПО-БО.

2- я неделя

Звук [г], буква г 

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Познакомить с буквой Г.

Упражнять в чтении слогов типа «АГ», «ГА», чтение слов типа «год», «нога», «годик». Работа со схемой предложения

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГНОМ, НОГА, КОНИ, МАГ. И предложений:  У ГНОМА МАК.

Звуки Г,Гь

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким) Активизировать умение различать звуки «Г» - «Гь».

Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

3-я неделя

Дифференциация звуков

К- Г -Х

Развивать умение дифференцировать парные согласные к и г; Г и Х.

Закреплять умение узнавать и правильно писать изученные буквы

преобразование слов МУКА- МУХА, КАЛИНА – ГАЛИНА, КОСТИ – ГОСТИ, КОЛОС – ГОЛОС, КОРКА – ГОРКА, КОРА – ГОРА.

Игра «Доскажи словечко» (слоги ки,хи)

Звук [в], буква в

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой В.

Упражнять в чтении слогов типа «АВ», «ВА», чтение слов типа «вата», «вода»

Чтение сказки Г. Юдина «Мыша - водолаз», игра «Третий лишний», «Добавь приставку». Печатание буквы В.

Чтение слогов, слов из 3-4 букв.

март

1-я неделя

Звуки В,Вь

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «В» - «Вь».

Закрепить навык деления слов на слоги.

Игра «Не ошибись», «Какой звук убежал?». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы»

Звук [ж], буква ж

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий, твёрдый). Знакомство с буквой Ж, учить находить данную букву среди других.

Игра «Третий лишний», «Повтори чистоговорку».  Чтение Г.Юдина «Жадная жаба», игра «Найди место в слове». Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы» Печатание буквы Ж.

2- я неделя

Звук [ш], буква ш

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой, всегда твёрдый). Знакомство с буквой Ш. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА, МАШИНА. Печатание буквы Ш. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».Чистоговорки.

Дифференциация звуков

С-Ш

Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять определенный звук из звукового потока, определять позицию звуков в словах. Закреплять умение  дифференцировать по мягкости – твердости, звонкости - глухости.

ИГРА  «Где находится звук?». Звукобуквенный анализ слогов ша – са, шо - со и слов.

3-я неделя

Звук [л], буква л

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Л.

Упражнять в чтении слогов типа «АЛ», «ЛА», чтение слова типа «луна», «лужок»

Преобразование обратных слогов в прямые: ал-ла, ол-ло. Чтение слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА. Игра «Закончи предложение». Придумывание детьми слов с новым звуком.

Печатание буквы Л

Звуки Л,Ль

Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Л – Л’] в слогах, в словах, фразах; развивать фонематический слух.

 Игра «Синий - зелёный», «Скажи наоборот».  Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

4-я  неделя

Звук [р], буква р

Характеристика, артикуляция звука (согласный, звонкий). Познакомить с буквой Р.

Упражнять в чтении слогов типа «АР», «РА», чтение слова типа «рак», «рыбка»

Продолжать учить преобразовывать обратные слоги в прямые: ар-ра, ор-ро.

Чтение слов: РАК,  РАМА, ГОРА. Печатание буквы Р.

Игра «Продолжи слово», «Слово рассыпалось»

Звуки Р,Рь

Характеристика, артикуляция звука. (согласный, звонкий, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «Р» - «Рь».

Чистоговорки. Игра «Составь предложение». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

апрель

1-я неделя

Дифференциация звуков

Р-Л

Закреплять навыки различения звуков Р - Л в слогах, словах и фразах.  Выполнять звуковой анализ прямых и обратных слогов с конфликтными звуками: ла-ра, ло-ро.

Различать слова – квазиамонимы: лак –  рак, ложки –  рожки, малина – Марина и др.

Преобразование обратных слогов в прямые: ар-ра, ор-ро. Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Дифференциация звуков

Ж-Ш

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой (Ш) звонкий (Ж), всегда твердый)

Закрепить умение определять позицию звуков Ш, Ж в словах. Активизировать умение различать звуки Ш-Ж. Закрепить умение составлять предложения с заданным словом. Практическое усвоение правила «ши-жи».

Закреплять правило написания ЖИ  - ШИ, учить преобразовывать слова: уши-ужи, лыжи-мыши.

Игра «Гусь- жук». Игра «Доскажи словечко».

2- я неделя

Звук [э], буква э

Характеристика, артикуляция звука (гласный)

Закрепить умение определять позицию звука Э в слове. Совершенствовать навык деления слов на слоги, определения ударного слога в слове.

Упражнять   в   звуковом  анализе и синтезе слов типа «эхо», «Эмма». Познакомить с буквой Э.

Игра «Составь предложение», «Назови 1 звук». Печатание буквы Э. Чтение сказки Г. Юдина Экскаваторщики». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

3-я неделя

Звук [щ], буква щ

Характеристика, артикуляция звука. (согласный, глухой, всегда мягкий). Закрепить умение определять позицию звука Щ в словах. Познакомить с буквой Щ.

Упражнять в чтении слогов типа «АЩ», «ЩА».

Практическое усвоение правила «ча-ща».

Работа со схемой предложения.

Чтение сказки Г. Юдина «Верное средство». Игра «ДА-НЕТ», «Добавь словечко». Печатание буквы Щ, слов щит, вещи. Предложения:  У нас щенок. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

Звук [ч], буква ч 

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой, всегда мягкий). Закрепить умение определять позицию звука Ч в слова. Познакомить с буквой Ч.

Упражнять в чтении слогов типа «АЧ», «ЧА», упражнять в чтении слов типа «чашка».

Чтение сказки Г. Юдина «Кто живет в часах». Игра «Измени слово», «Третий лишний». «Где находится звук?». Печатание буквы Ч. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

4-я  неделя

Звуки [ч], [щ],

буквы ч,щ

Закрепить навык различения на слух и чёткого произношения звуков [ч], [щ]; повторить написание букв. Работа со схемой предложения.

.Чистоговорки. игра «Щётка и поезд», «Добавь слог», «Составь предложение»

Звук [ф], буква ф

Характеристика, артикуляция звука (согласный, глухой, в словах бывает твердым или мягким). Активизировать умение различать звуки «Ф» - «Фь». Закрепить умение определять позицию звука Ф в слова.  Познакомить с буквой Ф.

Упражнять в чтении слогов типа «АФ», «ФА», чтение слов типа «фантик».

 Игра «Услышь звук»; Чтение слогов, слов из 3-4 букв. Игра «Продолжи слово», «Где находится звук?». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

май

1-я неделя

Буква Ь

Познакомить детей с буквой ь, с показателем мягкости согласных звуков.

Печатание буквы Ь. знакомство с буквой ь;  игра «Доскажи словечко». Чтение сказки Г. Юдина «Отец и мать». Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

2- я неделя

Разделительный Ъ

Познакомить детей с буквой ъ, с показателем твердости согласных звуков.

Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил».  Печатание буквы. Работа в тетради О. Крупенчук «Учим буквы».

3-я неделя

Буквы Е, Ё, Ю, Я.

Познакомить с гласными буквами Е, Ё, Ю, Я; показать, что в начале слова и после гласных они обозначают два звука [йэ] и т.д., а после согласных звук [э] и обозначают мягкость согласного звука.

 Знакомство с новыми буквами: показ буквы, чтение стихов про них; слого-звуковой анализ слова «ели»; слого-звуковой анализ слова «юла»; - слого-звуковой анализ слова «ѐжик»; игра «Доскажи словечко».  Печатание.

4-я  неделя

Повторение пройденного материала: совершенствование навыка чтения слогов, слов, составления предложений с заданным словом, несколькими словами, графические и буквенные диктанты.

План- программа  взаимодействия с родителями

Задача: 

Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку при подготовке к школе.

Формировать навыки к учебной деятельности, умение выполнять домашнее задание.

Воспитывать усидчивость, внимательность.

Развивать контроль и самоконтроль.

Пропагандировать педагогические знания, используя  информационный  стенд  под названием «Скоро в школу».

Месяц

Основные направления работы

Ответственные

Сентябрь

Родительское собрание.

 «Чему и как учить до школы». Знакомство с программой  «Скоро в школу».

Анкетирование родителей.

Учитель-логопед

Воспитатели

Октябрь

"Дневник воспитателя" с советами и рекомендациями для каждого ребенка.

Учитель-логопед

Ноябрь

Консультация "Готовим ребёнка к письму".

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация «Формы обучения детей в домашних условиях».

Учитель-логопед

Январь

Рекомендации родителям и воспитателям «Самые распространённые ошибки при обучению чтению»

Учитель-логопед

Февраль

Развлечение "Папа, мама, я - читающая семья".

Учитель-логопед

Воспитатели

Март

Рекомендации родителям «Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы».

Учитель-логопед

Апрель

Открытое занятие

Учитель-логопед

Май

Подведение итогов работы. Родительское собрание "Наши успехи". Рекомендации родителям на лето.

Учитель-логопед

Литература

  1. Г.Ф. Марцинкевич: Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Издательство         Учитель,        2004
  2. О.Н. Лиманская: Конспекты логопедических занятий (подготовительная группа) М.:ТЦ Сфера, 2015
  3. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.
  4. В.В. Коноваленко. С.В.Коноваленко: Фронтальные логопедические занятия  М.: Издательство Гном и Д,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся играя"

В рамках проекта "Моя первая Азбука" в нашей группе прошло открытое занятие для родителей воспитанников с ОНР по обучению грамоте "Учимся играя" ....

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс (для детей с нарушением слуха)

Данная рабочая программа  по обучению грамоте предназначена для работы с детьми  с нарушением слуха...

Презентация к рабочей программе коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе

Презентация к рабочей программе учителя-логопеда в средней группе, разработанной на базе «Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»

Цель:  совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...